«Объектная» модель личности в ортодоксальном и близких к нему психоаналитических подходах

Психодинамическая концепция З.Фрейда; личность в межперсональной теории психиатрии Г.Салливана; теория Эго и защитных механизмов А.Фрейд; эпигенетическая концепция Э.Эриксона

Личность как страдающий человек из-за неизбежных противоречий между телесной природой и социальной средой: личность "обывателя", чуждого творчества и "вечных вопросов". – Истоки: многовековая история философии, естественно-научная (клиническая) база. – Жизненная задача личности: бессознательное удовлетворение потребностей, как правило, биологических, с целью редукции напряжения. – Источник внутрипсихической организации – инстинкты, принцип внутрипсихической организации – их удовлетворение в борьбе личностных структур. – Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира: "посредник", выполняющий роль "уменьшителя" конфликта между человеком и обществом. – Внешняя реализация внутрипсихической организации: реализация бессознательного как основной части личности; защитные механизмы как препятствия. – Характеристика отдельных аспектов развития с развернутой периодизацией. – Норма и патология личности: по критерию успешности приспособления к окружающей среде (по социальной приемлемости реализации инстинктов). – Методология психического детерминизма; методы исследования бессознательного психического в тесной связи с практикой психоанализа. – Психологическая помощь личности как стимуляция выражения вовне бессознательных переживаний. – Типологии характеров в соответствии с фиксацией неразрешенных конфликтов в процессе онтогенетического развития.

Общая характеристика и исторические предпосылки.

Первый вариант "объектной" модели, характеризующий концепции ортодоксального психоанализа и близких к нему психоаналитических подходов, представлен психоаналитической концепцией З.Фрейда, межперсональной теорией психиатрии Г.Салливана, теорией эго и защитных механизмов А.Фрейд, эпигенетической концепцией Э.Эриксона. Это классический психоанализ в лице З.Фрейда и те концепции, которые, при несогласии с З.Фрейдом в ряде моментов относительно понимания личности, в главном не противоречат его подходу. Это концепции, которые радикально не изменяют представление З.Фрейда о человеческой природе и направленности личности.

Заранее стоит сделать оговорку, что речь идет здесь не о психоанализе в целом, а лишь о том понимании личности, которое отразили в своих концепциях его представители. В самом деле, психоанализ – не только учение о личности, и не только психологическое учение. Это еще и философия, и методология, и метод исследования бессознательного психического, и способ лечения душевных болезней, и традиция исследования художественного творчества. В соответствии с задачами настоящего пособия, нас будет, прежде всего, интересовать взгляд на личность.

Психоанализ – известнейшее направление западной мысли, оказавшее мощное и противоречивое влияние на цивилизацию ХХ века.  В конце XIX века психология складывалась как психология сознания. З.Фрейд осуществил психологическую революцию, стремясь раскрыть сложность, многоплановость, противоречивость внутреннего мира, включив в предмет анализа психического, помимо сознания, область бессознательных переживаний. Сопоставление, выявление антагонизма между сознанием и бессознательным привело к своеобразному пониманию личности как страдающего человека и мучающегося из-за неизбежных противоречий между социальным, цивилизацией, культурой, и биологическим, телесной природой человека. Однако возможность непротиворечивости и целостности человека, возможность гармонии между биологическим и социальным осталась в психоанализе (особенно в классическом) не рассмотренной. Тот вариант личности, который был описан на основе наблюдения за невротичным пациентом, дает характеристику "буржуазного обывателя", чуждого творчества и "вечных вопросов". Поэтому психоанализ обрел такую популярность: он объяснял человеку его деперсонализованную сущность.

С.Мадди (2002) рассматривает соответствующую "модель конфликта", согласно которой конфликт неизбежен для личности. Культура враждебна агрессивной и похотливой природе человека, а религия, которую З.Фрейд выводит из детской беспомощности, еще и культуре, понимаемой как борьба за выживание.

Сам термин "психоанализ" появился в 1896 г. З.Фрейд употребил его для описания своего метода. Это официальная дата рождения психоанализа. Основные положения психоанализа сложились в первое десятилетие ХХ века, затем происходила его детализация. В качестве методологической основы психоанализа выступил психический детерминизм – учение о психической причинности, согласно которому любая модель, чувство, действие имеют причину. Сам З.Фрейд, говоря о структуре общей теории психоанализа, понимал его как единство учений о бессознательном в качестве главной части психики (фундамент), детской сексуальности (связующее звено) и теории сновидений (производное).

В концепции З.Фрейда впервые в западной культуре была рассмотрена динамика личности в ее сложности и противоречивости. Однако отдельные идеи, такие как существование бессознательного, либидо, были высказаны задолго до З.Фрейда. Так, бессознательное являлось предметом философии, по крайней мере, со времен Г.Лейбница (Э.Гартман и др.), а либидо еще Платон охарактеризовал как силу, управляющую не только поведением человека, но и всем миром (Роменець В.А., Маноха I.П., 1998). "Метафизика половой любви" была рассмотрена А.Шопенгауэром, Л.Фейербахом, В.Вундтом и др. Идея вытеснения рассматривалась в философии Ф.Бэкона, И.Гербарта; явления сопротивления описывались в трудах И.Фихте, Л.Фейербаха, Т.Липпса. О забытых, но не устраненных впечатлениях речь идет в платоновской концепции "анамнесиса", или воспоминания, и в работах М.М.Троицкого, фактически предвосхитившего идеи З.Фрейда о значении воспроизведении ранее имевших место переживаний. С  древности мыслителей занимал вопрос о сновидениях и их толковании (Платон, И.Кант, А.Шопенгауэр, В.Вундт, А.Бергсон, Н.Я.Грот). Один из ведущих постулатов  - постулат об "эдиповом комплексе" - заимствован из древнегреческой трагедии Софокла  "Царь Эдип". Идея "цензуры" между сознательным и бессознательным рассмотрена у русского психиатра В.Х.Кандинского. Понятие "Оно" использовали Г.Гроддек, Ф.Ницше, И.Фихте, "свех-Я" (идеальное Я) – Арез (ученик Платона), И.Фихте, М.Шеллинг, Т.Липпс. Аналогичным образом, фактически все основные идеи и понятия психоанализа были сформулированы задолго до его оформления. Все это свидетельствует о глубокой философской базе психоанализа (Лейбин В.А., 1990, 2000, 2002).

Вторым источником психоанализа являются естественно-научные предпосылки, клинический опыт в психиатрии (совместная работа З.Фрейда с Ж.Шарко и И.Брейером, нейропсихиатром У.Уайтом) и исследование механизмов гипноза, истерии. Правда, как пишет В.А.Лейбин (1995), клиническая практика служила лишь для эмпирического подтверждения психоаналитических идей. Наконец, в психоанализе, как ни в каком другом направлении, была распространена практика обучения психоанализу "из рук в руки", и такой индивидуальный подход способствовал глубокому усвоению "на себе" психоаналитических идей и обмену ими.

Близкие к подходу самого З.Фрейда концепции, не отвергавшие основные положения психоанализа, развивались в Европе и в США, хотя, как известно, З.Фрейд не терпел малейших отступлений от ортодоксального психоанализа. А.Фрейд сосредоточила внимание на проблеме Эго, лишь вскользь затронутой З.Фрейдом, и вопросах детского психоанализа. В американском направлении психоанализа Г.Салливан дополняет учение З.Фрейда концепцией межличностных отношений, а Э.Эрикон, как и А.Фрейд, разрабатывает эго-психологию, в качестве центральной видя проблему развития эго-идентичности.

Краткая биографическая справка

З.Фрейд. Зигмунд Фрейд, S.Freud (1856-1939) родился на окраине Австро-Венгрии в городке Фрейберге   (Моравия, ныне часть Чехии, г. Пршибор) в семье еврейского торговца среднего достатка. Через 4 года, испытывая финансовые трудности семья переехала в Вену, где З.Фрейд и прожил около 80 лет. В 17 лет с отличием окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Окончив его в 1881 г. с ученой степенью по медицине, занимался частной практикой. С 1885 г. стал преподавать в Венском университете.

Первые научные исследования, связанные с изучением свойств кокаина, З.Фрейд провел в 1884-1887 г.г. В течение года З.Фрейд учился у знаменитого психиатра Ж.Шарко в Париже, изучая методики гипноза, а по возвращении в Вену, изучал динамику истерии совместно с психиатром Й.Брейером. Основания психоаналитической теории были опубликованы в 1900 г. в первой большой книге "Толкование сновидений", оставшейся незамеченной, через год – в "Психопатологии обыденной жизни". Всего творческое наследие З.Фрейда составляет 24 тома. Основные положения и принципы психоаналитической теории изложены в книге "Введение в психоанализ. Лекции".

В 1902 г. З.Фрейд стал профессором и тогда же организовал научное общество, в которое вошли его многочисленные последователи (К.Юнг, Ш.Ференчи, К.Абрахам, О.Ранк, А.Адлер и др). Многие, впоследствии порвав с З.Фрейдом, создали собственные направления. З.Фрейд основал Международную психоаналитическую ассоциацию и психоаналитический журнал, занимался частной практикой, развивал и распространял свое учение. В 1938 г. после уплаты выкупа с женой и дочерью Анной уехал из фашистской Австрии в Англию (Лондон). На учение З.Фрейда, как он сам и полагал, наибольшее влияние среди философов оказали Ф.Ницше и А.Шопенгауэр; среди физиологов Э.Брюкке, под руководством которого он работал после окончания  Венского университета.

Г.Салливан. Гарри Стэк Салливан, H. Sullivan (1892-1949) родился на ферме близ Норича (штат Нью-Йорк). В детстве страдал от чувства одиночества, болел шизофренией. Одиночество он испытывал всю жизнь, семьи не создал. Окончил в 1917 г. Чикагский муниципальный колледж. Во время Первой мировой войны служил в армии. После войны работал по специальности в Федеральном совете профессионального образования и в Службе народного здоровья. С 1922 г. работал в больнице Вашингтона (штат Колумбия). Занимаясь исследованиями в области шизофрении, применял созданные им методы лечения и приобрел репутацию блестящего клинициста. В это время Г.Салливан познакомился с У.Уайтом, лидером американской нейропсихиатрии, который оказал на него большое влияние. Переехав в Таусон (штат Мэриленд), Салливан работает в психиатрической больнице и преподает в университете, начинает разрабатывать свою теорию межличностных отношений (с 1929 г). В 1931 г. переезжает в Нью-Йорк и открывает собственный кабинет. В это время проходит официальное обучение психоанализу (Г.Салливан подвергался курсу психоанализа еще в студенческие годы) у Клары Томпсон, ученицы Ш.Ференчи. В 1933 г. становится президентом Психиатрического фонда У.Уайта (до 1943 г.), в 1936 г. – директором основанной фондом Вашингтонской школы психиатрии. С 1938 г. Г.Салливан становится соиздателем, затем единственным издателем журнала "Психиатрия". В 1940-1941 г.г. работал консультантом в системе призывной службы. В конце 40-х участвовал в разработке проектов ЮНЕСКО по изучению влияния напряженности на межличностные отношения. При жизни опубликовал единственную книгу "Концепции современной психиатрии". Рукописи, лекции посмертно вошли в 5 книг, среди которых "Межличностная теория психиатрии", являющаяся наиболее полным описанием концепции межличностных отношений. На становление теории Г.Салливана, помимо нейропсихиатрии и психоанализа З.Фрейда, оказала влияние Чикагская социологическая школа (Г.Мид, У.Томас, Э.Сепир).

А.Фрейд.  Анна Фрейд, A.Freud (1895-1979) родилась в Вене младшей из шести детей З.Фрейда. Училась в частной школе, затем в муниципальной школе и в частном лицее, окончила его в 1914 г. Получив педагогическое образование, следующие пять лет преподавала в частной школе. С 1918 г. по 1921 г. проходила психоанализ у своего отца. В 1923 г. открыла собственную практику, работая с детьми и разрабатывая психоанализ детского возраста. С 1923 г. ухаживала за больным отцом, доверяющим ей все свои дела. В 1924 г. А.Фрейд стала секретарем Венского психоаналитического института, который возглавила Х.Дейч,  и читала в нем для педагогов лекции по детскому психоанализу. Лекции вошли в первую книгу А.Фрейд "Введение в технику детского психоанализа". А.Фрейд в 1931 г. становится секретарем Венского психоаналитического общества. В 1936 г. вышел основной теоретический труд "Эго и механизмы защиты", в котором изложена концепция защитных механизмов. В 1938 г. А.Фрейд с отцом и матерью удается выехать в Англию. После смерти З.Фрейда издает собрание его сочинений. В 1939 г. открыла ясли-приют для детей-сирот, в котором работала во время войны  до 1945 г. В 1947 г. в Хэмпстеде открыла курсы по детскому психоанализу. До 1982 г. проводила психоанализ пациентов. Несколько раз побывала с лекциями в США. В 1965 г. вышел итоговый труд – "Норма и патология в детстве". В 1983 г. А.Фрейд становится почетным президентом Международной психоаналитической ассоциации.

На профессиональное становление А.Фрейд оказали влияние работы ее отца и других психоаналитиков, а также труды М.Монтессори, посвященные детской психологии и, как полагала А.Фрейд,  произведения художественной литературы (И.Гете, Р.Рильке).

Концепция А.Фрейд оказала значительное влияние на подход Э.Эриксона.

Э.Эриксон. Эрик Эриксон, E.Erikson (1902-1994) родился во Франкфурте-на-Майне, вскоре после рождения был усыновлен отчимом-педиатром. В 18 лет окончил классическую гимназию. После годичного путешествия по Европе обучался живописи в художественной школе Франкфурта, затем в Мюнхене и Флоренции. В 1927 г. стал преподавать живопись и историю в экспериментальной школе в Вене детям родителей, обучавшихся психоанализу. С 1927 по 1933 г.г. Э.Эриксон обучался психоанализу у А.Фрейд и участвовал в семинарах Венской психоаналитической школы, обучался также в ассоциации учителей Монтессори. В 1933 г. эмигрировал в США. Преподавал в Йельском университете, в университете Беркли (Калифорния),  в конце жизни в Гарварде. Интерес к влиянию культуры на развитие ребенка возник после антропологической экспедиции в Южную Дакоту и наблюдения за детьми индейского племени сиу. В 1939-1949 г.г. жил в Сан-Франциско, занимался детским психоанализом, с 1942 г. преподавал в качестве профессора в университете Беркли. Первая книга "Детство и общество", в которой изложены основные научные идеи эпигенетической теории, представляющей модель стадий развития человека, Э.Эриксона, опубликована в 1950 г.  В 1975 г., уйдя в отставку, вернулся в Сан-Франциско. Помимо "Детства и общества", наиболее известна его книга "Идентичность: юность и кризис". Литературное признание Э.Эриксону принесли биографические исследования "Молодой Лютер" и "Истина Ганди". До конца жизни активно участвовал в Центре Эриксона в Кембридже (штат Массачусетс).

На формирование идей Э.Эриксона, относящихся к проблеме развития Эго, оказали влияние психоанализ З.Фрейда (Э.Эриксон считал себя не "неофрейдистом, а "постфрейдистом") и кросскультурные исследования детского развития.

Жизненная задача личности
 
В рамках "объектной" модели личности жизненная задача сводится к удовлетворению потребностей, которые имеют, как правило, биологическую природу. Вместе с тем, некоторыми авторами называются, наряду с биологическими, потребности психологические. Эти потребности неподвластны человеку и бессознательно управляют его поведением. Цель удовлетворения потребностей – редукция напряжения, достижение равновесия со средой (приспособление, гомеостаз).

З.Фрейд разработал, в связи с рассматриваемой  проблемой, модель, согласно которой жизнь человека реализуется по принципу реальности – максимизации удовлетворения инстинктов (инстинктов жизни и инстинктов смерти, соотносимых с сексуальным (либидо) и агрессивным их дериватами) при минимизации наказания и вины. Данный жизненный принцип определяет цель в поддержании динамического равновесия, в соответствии с которым достигается удовольствие (это принцип существования бессознательного) в результате снижения напряжения. Это компромисс, связанный с неизбежностью конфликта между эгоистичным человеком и обществом.

Идеал, в связи с этим, состоит в блаженстве покоя, что в принципе невозможно из-за постоянного воздействия инстинкта.

Представление Г.Салливана о жизненной задаче личности можно сформулировать как реализацию, с одной стороны, стремления к удовлетворению потребностей, биологического по своей природе, и стремления к безопасности, с другой, психологического по своей природе.  В более позднем изложении Г.Салливана это максимизация переживания удовлетворенности при минимизации переживания незащищенности (Цит. по: Мадди С., 2002). Эти два стремления находятся в постоянном взаимодействии, не существуя изолированно. Даже такие биологические потребности как потребность в пище, воде, имеют отношение к потребности защищенности. Тем самым Г. Салливан показывает, что любое качество влияет на взаимодействие личности с окружающим миром.

А.Фрейд и Э.Эриксон в основных положениях своих концепций эго-психологии сохраняют идеи З.Фрейда о природе человека и направленности личности, особое внимание уделяя закономерностям Эго.

А.Фрейд, принимая "объектную" модель личности З.Фрейда, также придерживается позиции, согласно которой достижение равновесия является ведущим жизненным принципом. Это достижение максимально возможного удовлетворения биологических инстинктов (как у З.Фрейда, преимущественно сексуальных и агрессивных) при минимальном негативном воздействии на эго со стороны социума. В отличие от З.Фрейда, особое внимание уделяется функционированию эго, в связи с которым и рассматривается это основное жизненное противоречие.

Э.Эриксону также близка гомеостатическая позиция З.Фрейда, однако  он меньше делает акцент на ведущей роли биологических инстинктов и, соответственно, их удовлетворении. На каждой стадии развития на протяжении всего жизненного цикла жизненная задача – успешный "выход" из неминуемого кризиса, удовлетворение потребностей, соответствующих стадии, что приводит к достижению равновесия со средой. Врожденные, "базовые" силы обладают позитивным потенциалом, а не только, как у З.Фрейда, деструктивным. Таким образом, жизненная задача зависит от стадии эпигенетического 1 развития. Разрешение ее в процессе кризиса необходимо для перехода на следующую стадию (1996а).

Источник и принцип внутрипсихической организации

Общее представление для всех авторов, рассматриваемых в настоящей главе, об источнике внутрипсихической организации, заключается в наличии инстинктов, в результате удовлетворения которых происходит редукция напряжения. Классическая личностная структура "ид" – "эго" – "суперэго", компоненты которой своеобразно взаимодействуют друг с другом, присутствует в концепции З.Фрейда, А.Фрейд, Э.Эриксона. Г.Салливан говорит о динамическом центре межличностных отношений.

Источник внутрипсихической организации, по З.Фрейду, находится в инстинктах, представляющих состояние организма как источник возбуждения (потребности), трансформирующееся на психологическом уровне (желание). Инстинкты врожденны, бессознательны, принадлежат сфере "ид". Это единственные источники поведения. Все интересы, привычки и т.д. от них производны. Две большие группы инстинктов – инстинкты жизни и инстинкты смерти. Они могут смешиваться и замещать друг друга. Наиболее мощными являются сексуальные инстинкты. Либидо – энергия сексуальных инстинктов как жизненных инстинктов в целом.

Личность состоит из трех систем: ид, эго суперэго. Они тесно взаимосвязаны в отношениях конфликта. Ид – базовая характеристика личности  (две остальные системы производны), источник психической энергии. Ид примитивно, неорганизованно, не изменяется во времени, не контактирует с внешним миром, наследуется, активно, иррационально, инфантильно. Включает неосознаваемые или отвергаемые мысли. Это – система, служащая взаимодействию с окружающим миром. Его функция – регуляция уровня напряжения. Супеэго – цензор, судья, моральные нормы, стандарты поведения. Обладает тремя функциями: это совесть, самонаблюдение формирование идеалов. Ид, эго, суперэго могут рассматриваться как биологическая, психологическая и социальная составляющие личности (1995).

Г.Салливан личность понимает как гипотетическую сущность, "иллюзию", которая обнаруживается не внутрипсихическими образованиями, а межличностными событиями, т.е. когда человек вступает в контакты с другими людьми – не обязательно реально существующими. Они могут быть воображаемыми персонажами, фольклорными (литературными) героями, далекими предками и потомками. Интраперсональное – продукт интерперсонального. Тем не менее, Г.Салливан полагал, что личность – динамический центр в системе межличностных отношений, "квазистабильный фокус", функция персонификации в системе "эго" (1999).

Персонификации – индивидуальные образы себя или других, возникающие в межличностной ситуации при удовлетворении потребностей или пробуждении тревоги. Они закрепляются в стереотипах и могут быть адекватными или искаженными. Г.Салливаном описаны персонификации "мать–плохая", отражающая представления ребенка о тревожной, агрессивной матери, "мать–хорошая" при материнской ласке и спокойствии, персонификации "Я" ("Я-плохой", при несоответствии социальным требованиям, "Я-хороший", при одобрении, "не-Я", при сильной тревоге), персонификация идола (воображаемые люди или черты, приписываемые им).

Кроме того, личность Г.Салливаном понималась и как особая когнитивная система, которой присущ тот или иной способ мышления:  1) прототаксис  (наиболее ярко проявляется в первые месяцы жизни, характеризуется отсутствием связи между ощущениями); 2) паратаксис ("фальшивое осознание причинности" в событиях, возникающих одновременно, но логически не связанных, пример – суеверия); 3) синтаксис (высший, логический способ мышления, устанавливает логические связи событий).

Источник внутрипсихической организации – напряжения  (энергия, в ее чисто физическом смысле) – это потенциальные возможности действий, как осознанные, так и неосознанные. Они могут быть согласовывающими (вызываются биологическими потребностями как дисбалансом между человеком и внешним и внутренним миром) и рассогласовывающими (вызываются тревогой как угрозой, не способствующей целенаправленному поведению). Тревога – это первоисточник всех форм поведения, она передается ребенку тревожной матерью во время эмпатического процесса неясной природы. Тревога препятствует удовлетворению потребностей и негативно действует не только на детей, но и на взрослых.

А.Фрейд в качестве движущей силы развития личности, как и З.Фрейд, отмечает инстинкты, однако в ее интерпретации они не обладают такой всеобъемлющей властью над "эго".  А. Фрейд показала, что "Я" принадлежит ведущая сила в организации защитных механизмов. Основная  структура личности, предложенная З.Фрейдом, у А.Фрейд сохраняется, ею используется эта же терминология, однако, в соответствии с ее общей позицией относительно главенствующей функции Эго, в качестве источника и принципа организации внутрипсихической организации личности выступает исходящее от эго стремление защищаться. Соответственно, и концепция личности в подходе А.Фрейд может быть представлена как концепция защищающегося эго, находящегося в конфликте с инстинктами. А.Фрейд рассматривает три сильных мотива защиты от инстинкта: тревога "сверх-Я", объективация тревоги и тревога вследствие "силы" инстинкта. Чтобы избавиться от тревоги, возникает ряд внутренних конфликтов. При удовлетворении инстинкта возникают первичная удовлетворенность и вторичная неудовлетворенность (бессознательное чувство вины или "наказание" со стороны общества).

Э.Эриксон также сохраняет предложенную З.Фрейдом трехчленную структуру личности "ид"-"эго"-"суперэго", но, как и А.Фрейд, в соответствии с позицией эго-психолога, в качестве центрального элемента рассматривает эго. Именно на эго, с точки зрения Э.Эриксона, лежит ответственность за успешность адаптации, приспособления к среде. Возможность этого обусловливается активной ролью когнитивных процессов, а именно, восприятия (которое, по Э.Эриксону, должно быть реалистическим) и мышления (которое должно быть рациональным). Одно из центральных понятий модели Э.Эриксона – идентичность как сознательное ощущение своей уникальности, как неосознанное стремление личности к целостности и тождественности, как критерий внутренней гармонии и единства ("синтез эго"), как ощущение солидарности с идеалами общества и авторитетных людей. Таким образом, достижение (в подростковом возрасте) и последующее развитие идентичности представляют главную нить личностного функционирования. Идентичность формируется в результате "фильтрации" социально значимых моделей, интеграции разных идентичностей (1996б).

Примечания:

1.Эпигенез – от греч. "эпи" – над, "генезис" - рождение, - развитие элемента над другими. В модели эпигенетического развития Э.Эриксона каждая последующая стадия определяется предыдущими.

Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира

В соответствии с рассмотренной жизненной задачей личности в рамках интересующей нас модели взаимосвязь внутрипсихической организации и внешнего мира интерпретируется в специфических терминах каждой теории, в зависимости от которой избирается соответствующий "посредник". Однако однозначна роль, которую он выполняет, – уменьшение конфликта между человеком и обществом.

В концепции З.Фрейда особая структура личности – эго – предназначена для обеспечения удовлетворения инстинктов во внешнем мире. Вместе с тем, это и центральная характеристика личности. То есть хаотично выраженные желания, представляемые сферой "ид", получают возможность эффективной реализации – при условии сознательного контроля над ними. Это и есть функционирование по принципу удовольствия. Таким образом, эго предназначено разграничивать внутреннее и внешнее, максимально эффективно их соотносить. Эго руководствуется принципом реальности, согласно которому действие принципа удовлетворения может быть приостановлено до обнаружения подходящего объекта. Эго – посредник между запросами организма и среды, с помощью так называемого "вторичного процесса" – реалистичного мышления – составляет план удовлетворения потребностей и подвергает его проверке ("проверка реальностью"). Это "исполнительный" орган личности, поскольку эго решает, какие инстинкты и как могут удовлетворяться.

Г.Салливан видит способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира в процессе усвоения межличностных отношений, которые отождествляются, по сути, с внешней средой.

Личность – всего лишь проекция межличностных отношений. Это становится возможным благодаря трансформациям энергии – преобразованию напряжения в действия, эмоции, мысли и т.д. Г.Салливан использовал аналогично с представлением в классической механике Ньютона о преобразовании энергии из кинетической в потенциальную и наоборот посредством работы. Согласно представлениям Г.Салливана, в человеке также происходит трансформация энергии посредством работы. Работа – сугубо внешняя мускульная (открытая) или ментальная (закрытая - восприятие, запоминание, мышление) активность, направленная на снижение напряжения.

Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира в подходе А.Фрейд представлен, как и у З.Фрейда, конфликтом между эгоистичным человеком и интересами общества. В результате конфликта эго вынуждено защищаться. Защита рассматривается как следствие конфликта: эго защищается от инстинкта в форме сопротивления, активно противодействует ему. Кроме того, эго защищается от аффектов, сопровождающих сексуальные желания (любовь, ревность, печаль, разочарование) или агрессивные инстинкты (ненависть, гнев). Если бы не супер-эго, то эго бы незачем было бояться ид. Враждебность между ид и эго возникает благодаря "интригану" супер-эго, мешающему гармонии между ид и эго и понимаемого А.Фрейд как главный источник "зла", т.е. конфликтного существования человека. Благодаря супер-эго секуальный и агрессивный инстинкты запрещаются, что несовместимо с психическим здоровьем. "Я" становится инструментом для исполнения желаний "сверх-Я" и потому враждебным для инстинктов.

Э.Эриксон также ведет речь о конфликте, однако он имеет в виду более осознанное, чем в классическом психоанализе, решение конфликта ("жизненных проблем") в связи с усиливающейся ролью эго. Это смягченный конфликт. На каждой из описанных 8 стадий он свой, характеризуемый в качестве психосоциального кризиса: в младенчестве это базисное доверие против базисного недоверия, в раннем детстве автономия против стыда и сомнения, в дошкольном возрасте – инициативность против чувства вины, в школьном возрасте - трудолюбие против неполноценности, в отрочестве  - идентичность против спутанности идентичности, в ранней зрелости - интимность против изоляции, в зрелости - генеративность (продуктивность) против стагнации (скуки, застоя), в старости - интеграция эго (целостность) или отчаяние (при несоответствии самооценке). Психосоциальный кризис может быть рассмотрен как социокультурный механизм формирования идентичности. Кризис – это переломный момент развития. В результате успешного прохождения кризиса человек обретает "силы" (способности, добродетели) (от англ. virtue): в младенчестве надежду, в раннем детстве волю, в дошкольном возрасте намерение, в школьном возрасте компетентность, в отрочестве верность, в ранней юности любовь, в зрелости заботу, в старости мудрость.

Внешняя реализация внутрипсихической организации

Авторы каждой из концепций в фокусе внимания содержат моменты реализации бессознательного как наиболее мощной и основной части личности. Особая роль при этом отводится защитным механизмам как препятствиям реализации бессознательного.

З.Фрейд делает вывод о защитности всех форм поведения, поскольку конфликт действует всегда и везде, что означает вечный конфликт между индивидуальными (сугубо инстинктивными) и социальными целями. То есть поведение подвергается контролю изнутри и давлению извне. Согласно З.Фрейду, цели человека эгоистичны, и если он всех их удовлетворит, то подвергнется наказанию со стороны других. Если он их осознает, то будет испытывать чувство вины. Этот основной конфликт жизни может быть облегчен благодаря наличию защитных процессов. Защита бессознательна и отвергает реальность, потому человек не знает правды о себе. Механизм защиты: при усилении инстинктов возникает сигнальная реакция тревоги как состояние дискомфорта. При этом включается защита, обеспечивающая компромиссное решение, облегчающая конфликт между требованиями инстинктов и общества. При нарушении защиты возникает острое чувство вины и тревоги, и, как следствие, душевное расстройство. Среди защитных механизмов З.Фрейд выделил вытеснение (первоначально как главный механизм психического): объект изгоняется из сознания; проекция: приписывание источника тревоги внешнему миру; фиксация и регрессия: фиксация на определенной фазе развития и, в связи с этим, незрелость поведения. Само поведение объясняется катексисом (направлением энергии инстинктов на объект) и антикатексисом (препятствием реализации инстинктов). Динамика поведения рассматривается в концепции смещенной активности, которая представляет собой реализацию энергии инстинктов в замене объекта. Замещение – замена вытесненного влечения другой тенденцией или символом; рационализация – бессознательное стремление к рациональному объяснению своего поведения; реактивное образование – изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; идентификация – бессознательное отождествление себя с другой личностью.

Для обеспечения устойчивых конкретных образцов поведения Г.Салливан избирает понятие динамизмов. Это упорядоченные трансформации энергии (непосредственные действия). Г.Салливан говорит, что динамизм – примерно то же, что и привычка. Очевидно, это понятие близко к стилю поведения. Динамизмы делятся на два класса: 1) связанные со специфическими участками тела, посредством которых осуществляется взаимодействие со средой через механизмы центральной нервной системы (рот, анус, гениталии); 2) связанные с напряжениями: а) рассогласовывающие – все деструктивные образцы поведения, связанные с озлобленностью; б) изолирующие – не относящиеся к межличностным отношениям; например, сексуальное влечение; в) согласовывающие – полезные (близость и Я-система). Таким образом, динамизм Г.Салливан рассматривает не только как поведенческую реакцию, но и как физиологические процессы, т.е. относит его к поведению в очень широком смысле слова.

К паттернам могут добавляться новые черты, не изменяющие паттерн. Динамизмы, в большинстве своем, предназначены для удовлетворения базовых потребностей организма. Однако есть динамизм, возникающий и в результате тревоги. Это Я-динамизм, используемый человеком для ее избегания (снижения), способ контроля за своим поведением, его защиты. Это формы поведения "Я-хороший", одобряемые другими, и "Я-плохой", как запрещаемые (отвергаемые).

Поведение, с точки зрения А.Фрейд, в согласии с позицией З.Фрейда, носит защитный характер. А.Фрейд подробно останавливается на раскрытии защитных механизмов в поведении. Защитные механизмы понимаются как препятствия в проявлении бессознательных инстинктов в поведении. Защитные механизмы (защиты) А.Фрейд рассматривает как бессознательные механизмы поведения, реализующиеся в соответствии с индивидуальной природой "Я". А.Фрейд описывает защиты, возникающие в соответствии с индивидуальными особенностями, провоцирующими тревогу. К описанным З.Фрейдом защитным механизмам А.Фрейд добавляет ряд новых – изоляция (эмоциональное отстранение при осознании опасности угрозы); отрицание – отрицание угрожающих факторов, смещение – замена (изменение негативных тенденций более гармоничными и привлекательными); уничтожение – ликвидация предшествующего действия последующим; формирование – замещение в сознании импульса его противоположностью (Фрейд А., 1977, 1993). Данные защитные механизмы приняты представителями психоанализа в качестве дополнения к перечню защитных механизмов З.Фрейда (Овчаренко В.И., 1994).

Э.Эриксон подробно рассматривает, каким образом происходит разрешение кризиса на каждой стадии развития, уделяя внимание конкретным стилям поведения. Это "методы" конкретных действий, позволяющие достичь "позитива" "базовых сил": в младенчестве это получение и прием вовнутрь того, что дают ("инкорпоративные методы"); в раннем детстве это удержание и отъединение (в соответствии с подходом З.Фрейда, данный метод соотносится с анальной стадией развития); в дошкольном возрасте – "вторжение и включение", связанные с "завоеванием" ребенком окружающего мира посредством игры; в школьном возрасте – работа и ее выполнение. Это последняя стадия развития, по отношению к которой подробно описывается метод действия. Можно видеть, что по мере удаления в своем развитии от момента рождения влияние инстинктов, включающихся во взаимодействие с окружающей средой, на поведение уменьшается. Методы действий, соответствующие более поздним стадиям развития, Э.Эриксоном специально не описываются. В соответствии с общей тенденцией развития нарастает влияние социальных факторов.

Развитие личности

Представления о развитии личности представителей рассматриваемого направления весьма разнообразны, отличаясь сосредоточенностью на каком-то одном аспекте развития, в чем и видится их ограниченность.

З.Фрейд акцентирует внимание на психосексуальном развитии. Такой выбор предмета анализа обусловливается признанием изменений в предметах желаний и способе их удовлетворения как центральных моментов в развитии личности. Соответственно, З.Фрейд рассматривает фазы развития, характеризующиеся разными способами получения сексуального удовольствия. Первые пять лет жизни определяют формирование личности. В течение этих пяти лет выделяются: 1) оральная фаза, длящаяся в течение первого года: еда рассматривается как главный источник удовольствия; 2) анальная фаза, длящаяся в течение второго года: удовольствие связывается с удовлетворением потребностей в выделении во время обучения навыкам пользоваться туалетом; 3) фаллическая фаза, длящаяся с трех до пят лет, характеризуется получением удовольствия, связанного с функционированием гениталий. Это детская эротическая активность, мечты, фантазии, проявляющиеся в эдиповом комплексе, в желании владеть матерью и отстранить отца у мальчиков и владеть отцом и отстранить мать у девочек.

Затем следует латентный период, когда сексуальность не развивается. Заключительная – генитальная – фаза наступает при достижении половой зрелости, когда формируется и реализуется гетеросексуальность.

А.Фрейд рассматривает развитие защитных механизмов от более примитивных к более зрелым в индивидуальном и историческом масштабе, предполагая, что существуют более "древние" защитные механизмы. Однако в связи с неясностью действительных закономерностей развития и формирования защит предпочтение отдается анализу защит в настоящем, в аспекте конкретной ситуации, а не в прошлом. А.Фрейд уделяет внимание закономерностям формирования характера, описывая явление постоянной защиты. Развивая идеи В.Райха, А. Фрейд присущие человеку позы, способы поведения понимает как остатки сильных защитных механизмов, включавшихся в прошлом. Оторвавшись от конкретных ситуаций, они превратились в постоянные черты характера, т.н. "бронь характера".

Ребенок, в сущности, рассматривается как незрелый взрослый, инфантильное существо, с незрелыми влечениями и интеллектом. О качественной специфике внутреннего мира ребенка здесь речь не идет.

Г.Салливан выделил шесть стадий онтогенетического развития, каждый из которых сопровождается существенными изменениями личности, в результате изменения ситуации межличностных отношений. Либидо как фактор развития у Г.Салливана, в отличие от З.Фрейда, не носит всеобъемлющего характера, хотя и влияет на развитие. (Цит. по: Фрейджер Р., Фейдиман Д., 2002).
       
Периодизация развития личности по Г.Салливану:

1. Младенчество (0-2 года):
А) Важные люди: мать
Б) Межличностный процесс: ласка
В) Личностные образования: мать-хорошая, мать-плохая, я-хороший, я-плохой.

2. Детство (2-6 лет)
А) Родители.
Б) Обеспечение безопасности с помощью воображаемых товарищей.
В) Синтаксический язык.

3. Ювенильная эра (имеет особое значение,  6-8,5 лет)
А) Друзья, равные по статусу.
Б) Ориентация к жизни среди равных людей.
В) Соперничество, компромисс, сотрудничество.

4. Предъюношеский период (8,5-13 лет)
А) Один друг.
Б) Близость.
В) Уважение равных по статусу людей и привязанность к ним.

5. Ранняя юность (13-15 лет)
А) Несколько друзей.
Б) Близость и сексуальное влечение, направленные на разных людей.
В) Баланс сексуального влечения, близости действий, обеспечивающих безопасность.

6. Поздняя юность (15 и далее)
А) Любовник.
Б) Сочетание близости и сексуального влечения.
В) Открытие себя  и "реального" мира.

Седьмой период  (зрелость) – результат трансформации из животного в человека благодаря межличностным отношениям. Как и в концепции З.Фрейда, развитие завершается при достижении половой зрелости.

Эпигенетическая модель стадий развития Э.Эриксона наиболее подробно описывает жизненный цикл, охватывающий детство, зрелость и старость. Развитие – процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, в отличие от представлений З.Фрейда. Э.Эриксон рассмотрел восемь стадий развития, во многом аналогичных стадиям психосексуального развития З.Фрейда. Однако Э.Эриксон меньше сосредоточивает внимание на биологических (сексуальных) сторонах развития, предпочитая развернутое описание психосоциального конфликта (первоначально между ребенком и родителями).

Первые четыре стадии соответствуют описанным З.Фрейдом стадиям психосексуальнго развития, во время которого направленность сексуального влечения изменяется от аутоэротизма к внешнему объекту. Однако Э.Эриксон показывает, что наряду с психосексуальным протекает развитие эго, во время которого изменяются взаимоотношения с собой и социальной средой. Каждая стадия развития сопровождается рядом психологических характеристик – "сил", которые могут быть позитивными или негативными в зависимости от результата разрешения кризиса.

Итоги эпигенетической модели развития личности
          
Периодизация развития личности по Э.Эриксону:

I. Орально-сенсорная (от рождения до 1 года) (младенчество):
А) Психосоциальные кризисы: базисное доверие против базисного недоверия
Б) Радиус значимых взаимоотношений: личность матери
С) Базовые "силы": надежда.

II. Мышечно-анальная (1-3 года) (раннее детство):
А) автономия против стыда и сомнения
Б) родители
В) воля

III. Локомоторно-генитальная (3-6 лет) (дошкольный возраст):
А) инициативность против чувства вины
Б) семья
В) намерение

IV. Латентная стадия (6-12 лет) (школьный возраст):
А) трудолюбие против неполноценности
Б) соседи, школа
В) компетентность

V. Подростковый возраст и ранняя юность (12-19 лет):
А) идентичность против спутанности идентичности (ролевого смешения)
Б) группа сверстников
В) верность

VI. Ранняя взрослость (20-25 лет):
А) интимность против изоляции
Б) партнеры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничество
В) любовь

VII. Взрослость (26-64 года):
А) генеративность против стагнации
Б) разделение труда и ведение домашнего хозяйства
В) забота

VIII. Зрелость (65 лет –смерть):
А) интеграция против отчаяния
Б) человечество, "свой круг"
В) мудрость

Норма и патология личности

С точки зрения классического психоанализа, личность нормальна настолько, насколько она приспосабливается к окружающей среде. В связи с этим границы между нормой и патологией расплывчаты. "Патологичным" быть "нормально", вопрос заключается лишь в реализации инстинктов "цивилизованным", приемлемым обществом способом (например, в психоаналитическом сеансе или включением более зрелых защит, более гибких стратегий поведения).

Согласно позиции З.Фрейда, страдание, конфликты, психологические проблемы естественны, т.к. кроются в противоречии между природой человека и требованиями социума (1992). Таким образом, проблема нормы и патологии З.Фрейдом практически не ставилась – свойства невротической личности, которые З.Фрейд обнаружил в результате клинических наблюдений, были им перенесены на личностные закономерности в целом (например, определяющая роль сексуального влечения, бессознательность поведения и его защитный характер, жизнедеятельность по принципу разрядки напряжения).

С точки зрения Г.Салливана, норма и патология определяются межличностными отношениями и могут быть поняты только в контексте социальной среды. Фактически Г.Салливан не проводит грани между нормой и патологией, полагая, что психические отношения связаны с теми же межличностным проблемами, которые решают и здоровые люди. Поэтому и все "нормальные" люди в той или иной мере обладают теми же отклонениями, которые выявляются у психически больных.

Исследуя причины шизофрении, Г.Салливан пришел к выводу о существовании двух ее форм, в зависимости от обусловленности органическими причинами или социальными. Появлению второй часто предшествуют диссоциированные реакции (тревога и связанные с ней низкая самооценка, чувство одиночества). С целью защиты от тревоги человек выстраивает тщательно продуманную  Я-систему, которая становится все более устойчивой, способствуя все более глубокому погружению во внутренний мир. Это сопровождается ростом паратаксических форм мышления. В сущности, это универсальный процесс развития патологических отклонений, в том числе у "нормального" человека.

С точки зрения А.Фрейд, защиты естественны, "нормальны" для человека вследствие неизбежности конфликта эго с инстинктами и с санкциями общества. Поскольку эго борется и с ид, и с внешним миром, наличие невротических симптомов означает поражение эго в этой борьбе, его неблагополучие; отсутствие невротических симптомов свидетельствует о достижении равновесия, гармонии между тремя составляющими личности. Как и З.Фрейд, А.Фрейд среди защитных механизмов выделяет в большей или меньшей степени свойственные "нормальному" разрешению конфликта. Например, сублимация более характерна для зрелой личности, регрессия – для менее зрелой. Однако А.Фрейд указывает на необходимость соотношения эффективности защит с теми ситуациями, в которых они формируются, и определения их "нормальности" по способу выхода из конфликта, т.е. по степени гибкости поведения.

Постоянное использование одного и того же способа защиты при столкновении эго с конкретным инстинктом ведет к так называемому формированию симптома, означающему появление компромисса между ид и эго. Тем самым А.Фрейд развивает еще выдвинутую З.Фрейдом идею формирования вторичного симптома (так, истерия соотносится с вытеснением, невроз навязчивых состояний – с изоляцией, уничтожением).

Э.Эриксон, возможно, более подробно описал позитивные достижения, соответствующие каждой стадии развития. Это отмеченные выше "базовые силы", "добродетели", способствующие позитивному росту, развитию при условии успешного разрешения кризиса. "Базовые силы" врожденны, активизируются при прохождении кризиса. В случае неудачного прохождении через кризис в действие приводится негативный полюс сил, противоположность позитивному. В действительности, Э.Эриксон нормой считал не выраженность позитивного полюса "сил", а их "сбалансированную пропорцию", некоторое равновесие между полюсами, представляющими крайности развития.

Методология и методы исследования личности

Психоанализ основывает свои построения на методологических позициях психического детерминизма. Всякое психическое явление, любое поведенческое его проявление имеет значение, для каждого из них есть повод(ы); все явления психического тесно взаимосвязаны. Методы относятся к практике психоанализа или к изучению биографий. Выявленная с помощью этих методов личность во многом предстает как неисправимый сексуальный маньяк, существо агрессивное и нервное, беспомощное перед своей биологической природой и общественными требованиями.

Методы исследования, направленные на выявление бессознательного психического, предложены в тесной связи с клинической практикой психоанализа и носят неэкспериментальный характер.

З.Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, основываясь на катартическом методе ("разговорном лечении"), разработанном Й.Брейером при лечении истерии. Метод свободных ассоциаций представляет собой реконструирование прошлого на основе довольно хаотичных вербализаций в настоящем. Наиболее интересовали З.Фрейда при этом воспоминания о детских переживаниях. Он полагал, что поскольку каждое психическое состояние связано с предшествующим, существует цепь ассоциаций, которую следует выявить. Процедура применения метода свободных ассоциаций состоит в том, что пациент, по просьбе психоаналитика, произносит все, что приходит на ум, сколь нелепыми не казались бы появляющиеся мысли, без попыток поддерживать осмысленную беседу. Психоаналитик пассивно слушает, изредка вставляя вопросы. В отличие от метода катарсиса, поток ассоциаций не останавливается с появлением болезненного симптома (1989).

Метод анализа сновидений вытекает из предыдущего, по процедуре не отличаясь от него. Пересказ сновидений и возникающие в связи с этим ассоциации позволили З.Фрейду выявлять "первичный процесс", снимая напряжения посредством создания образа желаемого. В сновидениях высвобождаются неосуществленные желания, и тем самым сновидения обретают защитную функцию.

Метод анализа "переноса"– интерпретация психического состояния пациента по его переносу на психоаналитика отношения к значимому человеку, вплоть до приписывания качеств характера и даже внешности (1997).

З.Фрейд положил начало патографическим исследованиям биографий (Леонардо да Винчи, Вудро Вильсона, Ф.М.Достоевского, Микеланджело и др.) с позиций психоанализа (1995).

В качестве исследовательского метода Г.Салливан избирает "психиатрическое интервью", представляющее собой метод соучаствующего наблюдения. Все остальные методы он относил к второстепенным, т.к. в процессе работы с больными шизофренией им было обнаружено, что другие методы повышают уровень тревоги, в том числе метод свободных ассоциаций. "Психиатрическое интервью" характеризуется межличностной ситуацией, возникающей между психотерапевтом и пациентом. Интервью имеет четыре стадии: 1) формальное начало - спокойное наблюдение; 2) рекогносцировка – выявление проблем пациента с помощью вопросов о прошлом, настоящем и будущим; постепенное введение в свободное ассоциирование; формирование гипотез; 3) "тщательное расследование" – проверка правомерности гипотез; 4) завершение – выведение заключения.

Интервьюер должен поддерживать свою соучаствующую позицию, в том числе реципрокной (общей) эмоцией, постоянным взаимным отражением чувств. Это важно, если процесс коммуникации ухудшается из-за усиления тревоги пациента.

А.Фрейд, занимаясь детским психоанализом, стремится модернизировать методы классического анализа, критически относясь к разработке принципиально новых приемов (например, к наблюдению за детской игрой, предлагаемому М.Клейн, и упрощенной интерпретации ее как аналогии свободных ассоциаций). Так, М.Клейн перерыв в игре объясняется аналогично сопротивлению в свободном ассоциировании. Особенности игры выявляют специфику симптома. При этом ребенок невольно выдает свои секреты. По тому, какие защиты использует ребенок в поведении, можно понять "оно". Так же анализируются детские фантазии, сны и процесс рисования.

С точки зрения А.Фрейд, метод свободных ассоциаций использовать затруднительно, как и анализ переноса, который не происходит из-за глубокой вовлеченности психоаналитика. Предпочтительны толкование сновидений и детских фантазий, а также любых форм совместного общения, в том числе в рисовании, особенно когда ребенок может рассказать о своих переживаниях.

Э.Эриксон выступил в качестве создателя психоистории – объяснения исторических событий и явлений посредством психоанализа и историко-социологического подхода ("Молодой Лютер", 1958). Э.Эриксон развил также метод психобиографии – психоанализа конкретного человека и соответствующего жизнеописания  (М.Лютера, М.Ганди, М.Горького, Ф.Ассизского и др.) Наконец, к исследовательским методам Э.Эриксона относится анализ клинических случаев в процессе проведения сеансов психоанализа в созданной им версии.

Психологическая помощь личности

Отличительной чертой данных методов помощи служит насильственная стимуляция психической деятельности пациента, "выдавливание" из него ассоциаций, заранее полагая, что они дурно характеризуют человека и должны быть искоренены. При внешнем сходстве с исповедью (раскрывается негативное прошлое человека) психоаналитический сеанс существенно отличается от нее: речь идет о спонтанных неосознанных, "неотработанных" высказываниях, а не о сознательном добровольном раскаянии, которое может послужить исходным моментом духовного возрастания. Это полное подчинение психоаналитику, подчинение его воле, превращение в полного "объекта" его манипуляций.

Психологическая помощь личности, в соответствии с концепцией З.Фрейда, осуществляется в процессе курса психоанализа. Часто он длится годами и представляет собой серию длительных психоаналитических сеансов. Цель практики психоанализа – облегчение психического состояния человека, неизбежно переживающего в течение всей жизни внутри- и межличностные проблемы и конфликты, установка оптимального уровня функционирования эго. Таким образом, "лечение" предполагается только симптоматическое, не устраняющее суть конфликта, что в рамках данного подхода принципиально невозможно.

В ходе психоаналитических сеансов пациент должен осознать бессознательные переживания прошлого, что принесет ему чувство облегчения. Психоаналитик помогает осуществить процесс осознания, побуждая к воспоминаниям. Он занимает отстраненную позицию, не демонстрирует личного отношения к пациенту, что делает возможным перенос личных его проблем на психоаналитическую ситуацию. Помимо стимуляции хаотичных воспоминаний, роль психоаналитика состоит в последующем объяснении искаженных или отрицаемых при воспоминаниях переживаний. Процесс осознания автоматически сопровождается улучшением состояния. Понимание причин невротических симптомов влечет за собой попытки по-новому вести себя.

Метод психологической помощи у Г.Салливана неотъемлем от исследовательского метода в едином психотерапевтическом процессе - соучаствующего наблюдения. Обязательным условием является терпение, понимание, наблюдательность, эмпатия. Построение взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом способствует снижению уровня тревоги и взаимодействию на синтаксическом уровне. Главную задачу психотерапии Г.Салливан видел в улучшении взаимоотношений пациента и с людьми, поскольку именно в этом полагал и причину психического расстройства. Улучшение взаимоотношений влечет за собой установление синтаксических связей с людьми. Внимание следует сосредоточивать на замене рассогласовывающих мотиваций согласовывающими, что позволяет удовлетворять потребности и обрести чувство безопасности. Поэтому пациент должен осознать, что только в обычных взаимоотношениях он может обрести психическое здоровье, для включения в которые необходимо в какой-то мере пожертвовать своей безопасностью. Психотерапевт не должен, несмотря на соучастие, устанавливать дружеские отношения: необходима некоторая отстраненность, чтобы объективно оценить межличностные проблемы пациента.

Метод психологической помощи у А.Фрейддетский психоанализ. Его особенности: отсутствие у ребенка сознания болезни, добровольного решения и воли к выздоровлению. Чтобы преодолеть их, необходим подготовительный период ("дрессировка") до начала анализа (А.Фрейд, 1996). Это установление контакта. О себе ребенок может рассказать немногое, поэтому анамнестические сведения собираются у родителей. Толкование сновидений детей аналогично таковому у взрослых. Кроме того, это анализ детских фантазий, "снов наяву", а также рисования. Однако ребенок не склонен давать словесные ассоциации, поэтому анализ детских воспоминаний невозможен. Психоаналитик, работая с детьми, не может быть отстраненным, поэтому перенос не происходит, и аналитик должен особое внимание уделить "домашнему окружению", "домашней среде" ребенка. Тем не менее, изоляция на время психоанализа от семьи нежелательна, т.к. отчуждает от нее ребенка. Детское "сверх-Я" еще тесно связано с окружающим миром, особенно с родителями. Поэтому авторитет аналитика должен быть выше, чем родительский. Задачи приходится решать противоположные – анализировать и воспитывать, "позволять и запрещать". Поскольку детский психоанализ очень сложен, и многое зависит от дальнейшей позиции родителей, то желательно, чтобы он проводился с детьми психоаналитиков.

Преимущества детского психоанализа перед взрослым в краткости жизни ребенка, краткости обратного пути в воспоминаниях; работа с живыми лицами, важными для ребенка, не искаженными воспоминаниями о них; кроме того, ребенку легче представить благоприятную окружающую среду, к которой он мог бы приспособиться. Безусловно, А.Фрейд обладала незаурядными способностями установления контакта с ребенком, однако, по сути,  качественного отличия от взрослого она не заметила. Ребенок воспринимался лишь как недоразвитый взрослый.

Э.Эриксон модифицировал процедуры психоанализа в соответствии с пересмотром некоторых положений классического психоанализа. Большое внимание уделил позиции психоаналитика, который должен сознательно относиться к явлениям переноса и контрпереноса (перенесения психоаналитиком на пациента отношения к значимым людям) в процессе психоанализа. Э.Эриксон дал новую формулировку "золотого правила" поведения: "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". В интерпретации Э.Эриксона оно стало следующим: "Поступай с другими так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе". Таким образом, согласно позиции Э.Эриксона, взаимоотношения психоаналитика и пациента в действительности выходят за рамки отношений "врач-больной", оба они в процессе психоанализа развиваются как личности.

Придавая особое значение идентичности, Э.Эриксон создал новые психотерапевтические методы, направленные на ее развитие.

Типология личности

Типологии личности в работах авторов, описывающих данную модель личности, выглядят как типологии характера как различные совокупности черт в зависимости от представления о фиксации конфликта на определенной стадии онтогенетического развития.

Типология личности З.Фрейда представлена типологией характера в соответствии с идеей фиксации неразрешенных конфликтов в процессе психосексуального развития. Фиксация - это соответствующие стадии психосексуального развития особенности психической организации и поведения, которые сохраняются в качестве главных у взрослого после полового созревания. Типы характера охватывают совокупность черт взрослого. Каждому типу соответствуют определенные защитные механизмы. Оральный характер: типичные черты в континууме доверчивости -подозрительности, восхищенности - завистливости, манипулятивности - пассивности; типичные защиты - проекция, интроекция. Анальный характер: типичные черты - в континууме скупости - щедрости, организованности - рассеянности, упрямства - покорности; типичные защиты - интеллектуализация, формирование реакции, изоляции, запрещение. Фаллический характер: типичные черты в континууме самовлюбленности - ненависти к себе, элегантности - простоты, целомудрия - неразборчивости в сексуальных связях; типичная защита - вытеснение. Генитальный характер: типичные черты свидетельствуют о полной социализации, гармоничной адаптации и успешной деятельности; типичная защита - сублимация. Таким образом, индивидуальные различия определяются особенностями сексуальных инстинктов и связанных с ними конфликтов.

Следуя за З.Фрейдом, Г.Салливан типы личности связывает с фиксациями конфликта на разных стадиях, но некоторые типы не укладываются в общую картину.  Это 10 "синдромов" (черт): самопоглощенная личность (фиксация конфликта в младенчестве), прототаксическое познание (деление людей на хороших и плохих); безнадежная личность (враждебность к другим; истоки кроются в подростковом возрасте, при ощущении враждебности к себе); негативистская личность (негативизм как способ получения одобрения; формируется на основе проблем детства, когда ребенок стремится привлечь внимание); неинтегрированная личность, или   заика (нарушение речи как главная черта); личность, одержимая амбициями (стремление к соперничеству, берущее начало в школьном возрасте); асоциальная личность (убежденность в том, что другие не могут ее оценить); неадекватная личность (отношения с другими строятся на зависимости); гомосексуальная личность (любовь только к представителям своего пола в результате конфликта в подростковом возрасте, когда это является нормой); вечный подросток (погоня за недостижимым идеалом). В типологии четко соотнесены с возрастным развитием первые два типа. Последние пять соотносятся с развитием после подросткового периода, т.к. в большей мере наполнены социальным содержанием.

А.Фрейд непосредственно не занималась вопросами типологии. С одной стороны, выступая, пожалуй, наиболее последовательным продолжателем классического психоанализа, А.Фрейд принимает типологию характера, представленную З.Фрейдом, в соответствии с представлением о фиксации конфликта на той ли стадии развития. С другой стороны, выводя склад, или "бронь",  характера из "остатков" сильных защит прошлого, А.Фрейд классифицирует черты характера, соотнося их с подробно описанными ею защитными механизмами. Отсутствие четкой типологии можно связать с особым вниманием к индивидуальной специфике организации личности в сочетании с конкретной ситуацией жизни как источником опасности и тревоги. Можно в определенном смысле говорить о типологии также в связи с разграничением более или менее адекватных (ситуации) защитных механизмов, более или менее зрелых защитных механизмов.

Э.Эриксон соотносил типы характера как совокупность черт, как и З.Фрейд, со стадиями развития и фиксациями конфликта в своей интерпретации. Подобно А.Фрейд, Э.Эриксон не рассматривает типологию в качестве предмета анализа, однако в разных контекстах к этому вопросу обращается. Развернутая "эпигенетическая карта" позволяет понять типологию характеров в зависимости от особенностей развития личности на протяжении всей жизни, предшествующей той или иной ситуации. Типы личности в подходе Э.Эриксона - не просто отдельные описания наблюдений, а взаимосвязанное единство. Личность, характеризующаяся той или иной "базовой добродетелью", обладает рядом конкретных черт, и отличается определенными особенностями развития, которые привели к фиксации на той или иной стадии. Так своеобразно сочетаются и взаимосвязываются возрастная и личностная типологии.

 


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру