Внутренне-целостная личность: путь к духовному идеалу через осмысление бытия

Преподобный Серафим Саровский 

("Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника"; Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец, и русские подвижники XIX века")

Общая характеристика. Жития святых, повествующие о жизненном пути необыкновенных людей, достигших духовных высот, – любимое семейное чтение многих поколений русских людей. Старец Серафим, герой "Жития…" и книги известного духовного писателя Е.Поселянина, расстрелянного в 1930 г., заметно выделяется даже среди знаменитых духовных подвижников по исключительности своих трудов, по силе духовности, по безграничному состраданию и душевному теплу к людям. Через 70 лет после своей земной кончины он был прославлен во святых, в прошлом году отмечалось столетие его прославления, но еще и при жизни он был признан святым народною молвой как чудотворец, скорый помощник и покровитель всех, к нему обращающихся.

Отношение к жизни. Старец Серафим отличался глубокой отрешенностью от мирского, он как будто лишь соприкасался с землей, всем существом своим устремляясь к небу. Казалось, для него не существует преграды между земной и небесной жизнями, которые для него тесно переплетались: он видел многое, что недоступно духовно рядовому человеку, и уже на земле жил жизнью небесной, жизнью духа. Он казался бесплотным. Однажды его видели поднявшимся в воздух во время молитвы. "Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному, – говорил старец Серафим. – Нельзя вполне отречься от мира и прийти в состояние духовного созерцания, оставаясь в мире. Ибо доколе страсти не утишатся, нельзя стяжать мира душевного". Отрекаясь от мира житейских страстей, старец Серафим избрал для себя тяжелейший жизненный путь на земле в ожидании пути небесного. На земле он стремился только к страданиям, лишениям, и чем ближе он становился к небу, – тем в большей степени. Но лик его всегда был радостен и светел, никто не знал его печальным или отчаявшимся. Для него всегда было характерно радостное мироощущение. Он испытал на себе, что "кто победил страсти, тот победил и печаль. <…> Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел". Он предчувствовал, что и после смерти будет близок людям и будет давать им утешение. В конце жизни уже ничто земное не привязывало его к себе, он был устремлен к вечному блаженству и радовался приближению смерти: "Телом я по всему мертв, а духом точно сейчас родился". Он так часто утешал будущим блаженством людей и вселял в них надежду, что оно не было для него чем-то абстрактным, но совершенно неотъемлемым от нынешних земных тревог. Человеческую жизнь старец Серафим сравнивал со свечой: "На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу. <…> Воск – это наша вера, а огонь – любовь, которая все соединяет вместе: и веру, и надежду, подобно тому как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника перед Богом". Известно и сравнение со свечой самого отца Серафима, сделанное выдающимся подвижником XIX века архиепископом Антонием Воронежским: "Мы, как копеечные свечи. А он - как пудовая свеча, всегда горит перед Господом – как прошедшею своею жизнью на земле, так и настоящим дерзновением перед Святою Троицею".

Поступки. Поступив в Саровскую обитель, девятнадцатилетний юноша в течение восьми лет готовился к монашеской жизни, смиренно проходя принятые послушания, после чего был пострижен в иночество с именем Серафим, что означает "пламенный". В монастыре он проходил сначала диаконское служение, затем в тридцать четыре года был рукоположен в сан иеромонаха. Не удовлетворяясь суровостью обычной монашеской жизни, Серафим в течение пятнадцати лет вел отшельническую жизнь в лесной келье в непрестанной молитве, в чтении духовных книг и в тяжелом физическом труде, ограничивая себя, чем далее, тем более, в еде, одежде, сне. Так, около трех лет он питался лишь травяными настоями. Лесные животные любили его и повиновались ему. Серафим смиренно отказывался от предложений стать настоятелем монастыря и от возведения в соответствующий сан архимандрита. Он преодолевал нападения злых духов непрестанной молитвой и подвигом столпничества. Тысячу ночей он молился на скале, а днем в своей келье на небольшом камне. Придя в Саровскую обитель, Серафим уходит в затвор на пятнадцать лет, из них первые пять лет он выполняет обет молчальничества с целью максимального отречения от житейских попечений и как можно более полного служения Богу. Духовно созрев и выйдя из затвора в 66 лет, по велению явившейся к нему Богоматери, он начал подвиг старчества – духовного руководства людьми – длившегося вплоть до его кончины через семь лет.

Поле жизнедеятельности старца Серафима отличается гармоничным и целостным переживанием единства с миром, в молитвенном созерцании и любви к Богу и ко всему, созданному Богом.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентаций и жизненной позиции

Тип жизненных ориентаций свойственен внутренне целостной личности. Жизненное творчество, ограничиваемое требованиями идеала, видимого в Боге, проявляется в построении неординарного жизненного пути, подвиги которого непосильны духовно обыкновенному человеку. Внутренняя детерминация жизни проявляется в самостоятельном выборе трудного пути, внешняя – в подчинении обстоятельствам, принимаемым как воля Божия.

Жизненная позиция характеризуется стремлением достичь максимально возможной гармонии с божественным идеалом.

Жизненная ситуация старца Серафима заключается в неуклонном духовном возрастании, результат которого – исключительная по силе духовная зрелость.

Нравственные характеристики. Преподобный Серафим Саровский отличался безграничным смирением и любовью, нежностью и заботливостью к людям, стекавшимся к нему со всей России за утешением и помощью. Отец Серафим кланялся и целовал руки всякому, кто посещал его, обращаясь ко всем со словами "Радость моя", – к праведнику и к грешнику, к богатому и к нищему. А к нему в годы его старчества обращались ежедневно до двух тысяч человек. Искренно стремившиеся к нему бывали особенно обогреты его неоскудевавшей лаской, а пришедшие из любопытства, бывало, плакали перед ним. Это был утешитель с великой нравственной силой, помогающий и после своей смерти. Среди наставлений отца Серафима есть содержащие советы по обращению с людьми, которые сам он неизменно выполнял: "С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится, <…> за обиду, какая бы ни нанесена была, не токмо не должно отмщать, но, напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему". Известный факт биографии отца Серафима: во время отшельничества он претерпел нападение от крестьян, думавших, что у него есть деньги и хотевших ограбить его, и был сильно изувечен. Ловкий и сильный в те годы, он мог бы легко отбиться, однако сознательно решил не защищаться и простил крестьянам совершенное им и зло.

Направленность (жизненная задача). Жизнь старца Серафима – единый мощный напряженный порыв к Богу. С целью обретения духовного совершенства он искал земных лишений, и с годами был все строже и беспощаднее к своему телу. Свидетели утверждают, что в последние годы его жизни обычному человеку на его быт нельзя было смотреть без ужаса. Старец же придерживался того мнения, что "человек должен обращать внимание на начало и конец жизни своей, в середине же, где случается счастие или несчастие, должен быть равнодушен". Устремленность его к вечному, духовному, небесному и пренебрежение к преходящему, телесному, земному – главная характеристика направленности его личности.

Организация внутреннего мира. Принцип организации внутреннего мира – постоянный напряженный духовный труд. Источник – безграничная любовь и сострадание. Старцу Серафиму были свойственны духовная радость, с которой он спешил поделиться с каждым, любовь ко всем людям, кротость, нестяжательность. Он отличался ясным умом, прекрасной памятью, живым воображением.

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Люди, общавшиеся со старцем, неизменно поражались свету в глазах при необыкновенном спокойствии, что свидетельствовало о созерцательном состоянии духа, сопровождавшемся глубоким проникновением в невидимый мир. "Признак духовной жизни, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем", – замечал старец. На вершине духовной зрелости он достиг состояния молитвенного созерцания, в котором возможны небесные видения и откровения.

Большое внимание он уделял молитве – живой связи с людьми, в том числе и теми, кто ушел из жизни. "Когда ум и сердце соединены будут в молитве и помыслы не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека".

Внешняя реализация внутреннего мира – труды отца Серафима – пустынножительства, затворничества, старчества. Признанный народом заживо святым и чудотворцем, ясный и сияющий для других, он сознательно подвергал себя ужасным мучениям, относясь к жизни как к ежедневной борьбе. Так, в последние годы жизни он спал на коленях, лицом к земле, опираясь локтями на пол. В качестве дел, достойных обычного человека, желающего расти духовно, жить с Богом, в качестве "дел веры", он называл любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение своего креста и жизнь по духу.

Развитие личности Старец Серафим (в миру Прохор Мошнин) прожил семьдесят два года. Родился он в Курске в благочестивой семье богатого купца, владевшего кирпичными заводами и бравшего подряды на постройку зданий. Главной его постройкой был собор во имя преподобного Сергия Радонежского. Отец умер, когда Прохору было три года. Воспитала его мать, выделявшаяся среди горожан делами милосердия.

Важные события жизни, свидетельствующие об особом предназначении Прохора и благодати Божией:

1. Падение в семилетнем возрасте с верха колокольни, после которого он остался целым и невредимым.

2. Явление во сне Пресвятой Богородицы во время опасной болезни, выздоровление после того, как чудотворную икону Богоматери пронесли над мальчиком во время крестного хода.

3. Беседы с одним чтимым в Курске юродивым, укрепившим его в духовной жизни.

Прохор преуспевал в учении, но к торговле, к которой его старались приучить родственники, сердце не лежало. В девятнадцать лет, простившись с матерью, одобрившей его решение и благословившей его, он принял решение об уходе в монастырь. В Киеве, куда сходил пешком Прохор на поклонение святыням, прозорливый старец Досифей подтвердил правильность выбора Прохором Саровской пустыни, славившейся истинностью монашеской жизни. С этого времени начинается его напряженная нравственная и духовная работа над собой, длившаяся всю жизнь с нарастающей интенсивностью.

Норма и патология личности.  Печаль и уныние, с точки зрения старца, означают чрезмерную привязанность к житейскому, тогда как духовный человек радостен. Старец Серафим на себе испытал, как греховные страсти и помыслы стремятся овладеть человеком, даже и стремящимся к духовному совершенствованию, и выработал свои правила духовной борьбы. Так, гордость он советовал побеждать молчанием, сладострастие постом и бдением, гнев бесстрастием, осуждение внутренним сосредоточением. Распространенной духовной болезнью, в том числе среди монашествующих, старец Серафим считал скуку. С самого начала иноческой жизни он стремился предохранить себя от нее. Впоследствии он говорил: "Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что и рождается она от малодушия, праздности и празднословия".

Познание и помощь личности. О личности старца Серафима остались многочисленные свидетельства людей, общавшихся с ним и пораженных силой его духовного видения. Он обладал даром прозорливости и исцеления, часто одной фразой или даже словом наставлял на нужный путь, созерцая за мгновение всю жизнь человека. Если тот не исполнял совет, то горько в том впоследствии раскаивался, часто и спустя многие годы убедившись в справедливости слов старца. Старец Серафим давал советы, как жить "в миру": "Болезнь очищает грехи. Однако же воля твоя. Иди средним путем. Выше сил не берись. Упадешь, и враг посмеется тебе. Вот что делай: укоряют – не укоряй. Гонят – терпи. Хулят – хвали. Осуждай сам себя так, как Бог не осудит. Покоряй волю свою воле господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего своего: ближний твой – плоть твоя. Если по плоти будешь жить, то и душу, и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти". Известны и правила духовной жизни, подаваемые старцем, первое среди которых отмечает необходимость внимательной сосредоточенной работы над собой: "каждодневно выметай свою избу, да имей хороший веник". Большое значение он придавал мирному расположению духа: "Стяжи дух мирен – и вокруг тебя тысячи спасутся".

Жизненный путь преподобного Серафима Саровского – яркое свидетельство возможности для человека достичь духовной высоты. Почему же люди не выбирают достойные звания человека пути, окунаясь в житейскую суету? Потому, что плыть по течению жизни легко, а такие пути требуют значительных усилий… У старца Серафима есть и на это ответ: "Потому, что не имеем к этому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо, по слову Божию, "Иисус Христос вчера и днесь, той же и вовеки" (Евр. 13, 8).

Будем по зернышку учиться, а там <…> всему научимся и спасемся…
А кто имя мое будет поминать,  не оставлю и я в молитвах моих".


Страница 5 - 5 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру