Внутренне-целостная личность: путь к духовному идеалу через осмысление бытия

Юный подвижник – молодой человек,  с ранних лет (по крайней мере, с юности) ставший на путь духовного совершенствования.

Алексей Карамазов  (Ф.М.Достоевский. "Братья Карамазовы")

Общая характеристика. Алеша Карамазов – младший сын Федора Павловича Карамазова. В момент описания действий в романе ему 20 лет. Это "статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток, <…> весьма задумчивый и, по-видимому, весьма спокойный". Непросто складывается судьба Алеши, однако он все же достигает внутренней гармонии, преодолевая внутренние конфликты. Принятие Бога ведет к принятию им и мира, созданного Богом. Как указывает М.М.Дунаев (2000), установлена связь образа Алеши с образом одного из любимых на Руси святых - Алексея человека Божия. Жизненный путь Алеши напоминает житийное описание: идеальные черты, стремление уйти из мирской жизни поближе к Богу, преодоление искушений, ведущее к укреплению в вере.

Отношение к жизни. Алеша с детства был устремлен к жизненному подвигу, но, будучи еще юным, не готов был к длительному пути, требующему значительного мужества и осмысления жизни. "…Он был  юноша отчасти уже нашего последнего времени, то есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силой души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью. Хотя, к несчастию, не понимают эти юноши, что жертва жизнию есть, может быть, самая легчайшая изо всех жертв во множестве таких случаев и что пожертвовать, например, из своей кипучей юностью жизни пять-шесть лет на трудное, тяжелое учение, на науку, хотя бы для того только, чтобы удесятерить в себе силы для служения той же правде и тому же подвигу, который излюбил и который предложил себе совершить, – такая жертва сплошь да рядом для многих из них почти совсем не по силам. Алеша избрал лишь противоположную всем дорогу, но с тою же жаждой скорого подвига".

Поначалу Алеша поступает в монастырь главным образом потому, что находит воплощение своего юношеского идеала, а именно – в старце Зосиме. Алеша "был вовсе не фанатик и … не мистик вовсе,  <…> был он просто ранний человеколюбец, и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода рвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви души его. И поразила-то его эта дорога лишь потому, что на ней он встретил тогда необыкновенное, по его мнению, существо – нашего знаменитого старца Зосиму, к которому привязался всею горячею первою любовью своего неутолимого сердца". Свое влияние могли оказать также "сила и слава" старца. После он сердечно привязан к тишине, святыне монастырской жизни, а вне его стен, в миру, – "смущенье, там мрак, в котором сразу потеряешься и заблудишься…" Но именно в этот мир напутствует его любимый старец – Алеша достаточно силен для того, чтобы выступить  миротворцем и всеобщим помощником-утешителем.

Поступки. У Алеши чуткое сердце, он чувствует боль за всех, считает своим долгом помочь всем мятущимся и страдающим. "В этой путанице можно было совсем потеряться, а сердце Алеши не могло выносить неизвестности, потому что характер любви его был всегда деятельный. Любить пассивно он не мог, возлюбив, он тотчас же принимался и помогать". Прежде всего это проявлялось в общении с братьями, но и с другими страдальцами тоже – с его отцом, с детьми. Будучи поглощенным своими переживаниями, связанными со смертью старца, Алеша упустил все же Дмитрия из поля зрения, хотя должен был быть "сторожем брату моему", отчего и чувствует свою вину в смерти отца.

Поле жизнедеятельности характеризует все более усиливающуюся гармонию чувств, мыслей Алеши и окружающего мира, его переживаний и поступков в соответствии с его идеалом, видимым в Боге.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентаций и жизненной позиции

Тип жизненных ориентаций: преобразование на протяжении романа от гармонизатора до внутренне целостного человека. Внешняя и внутренняя детерминация его жизни сочетались в нем с детства. Так, внутренний локус контроля проявлялся в стремлении самостоятельно определить для себя значение тех или иных явлений: Алеша "реалист": "в реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры". Внешний локус контроля может быть проиллюстрирован следующей его чертой: он "никогда не заботился, на чьи средства живет", мало обращал внимания на деньги, не придавал им значения". Еще одно подтверждение этому: не окончив гимназии (за год до окончания) он уехал к отцу, почувствовав смутно, как что-то "как бы поднялось вдруг из его души и неотразимо повлекло его на какую-то новую, неведомую, но неизбежную уже дорогу". Предлогом был розыск могилы матери. Сильные переживания, глубокий внутренний мир и творческая направленность жизни, свойственные типу гармонизатора, способствуют стремлению совершенствования, душевной работе над собой. Как гармонизатор Алеша проявляет себя тогда, когда колеблется его вера, когда он пытается самостоятельно решать, правильно ли, справедливо ли устроен мир и по сути берет на себя функции судьи создателя мира. С преодолением кризиса и утверждением в вере Алеша преобразуется в целостную, гармоничную личность. Жизненное творчество Алеши, его непрестанная работа над собой, совершенствованием своей души, сочетаются с упованием на гармоничность божественного мироустройства.

Жизненная позиция отмечена стремлением найти гармонию в жизни, осмыслить свой путь. Для этого с благословения старца Алеша идет в мир, к людям, чтобы всех "примирить и соединить".

Жизненная ситуация определяется ролью всеобщего утешителя и примирителя, и прежде всего в своей семье, в общении с братьями и отцом, которые находятся на грани как жизни и смерти, так и разума и безумия. Алеша очень деятелен и осознает свою непростую задачу, которую может выполнить только он, с его любовью и всепрощением, – "сторожить" близких ему людей и заботиться об их физической и духовной жизни. Наряду с этим во внутреннем мире Алеши происходят мучительные движения, через духовный кризис ведущие к духовному укреплению.

Нравственные характеристики. Алеша с детства отличался обостренной нравственностью и смиренным, любящим отношением к людям. "…все этого юношу любили, где бы он ни появился, <…> дар возбуждать в себе особенную любовь он заключал в себе, так сказать, в самой природе, безыскусственно и непосредственно". Он строго себя судит, но не осуждает других. Алеша так отвечает на откровенность Мити: "Я не от твоих речей покраснел и не за твои дела, а за то, что я то же самое, что и ты. <…> Все одни и те же ступеньки. Я на самой низшей, а ты вверху, <…> но это все одно и то же, совершенно однородное". Окружающие высоко ценят это свойство Алеши и тянутся к нему, особенно в ситуациях, отнюдь не способствующих человеколюбию, когда, казалось бы, в людях проявляются их самые темные и грязные бездны души. Жизненные испытания лишь укрепляют Алешу.

Направленность (жизненная задача) Алеши – найти смысл и гармонию мира, благодаря непосредственному участию в нем, в судьбах тех, кто его населяет: "в мир назначаешься отходящим старцем твоим", – отец Паисий говорит Алеше. И он понимает свою задачу: "Старец посылал меня, чтобы примирить и соединить". И еще точнее: "Мой старец сказал один раз: за людьми сплошь надо как за детьми ходить, а за иными как за больными в больницах, <…> я готов, только сам я не совсем готов; я иной раз очень нетерпелив, а в другой раз и глазу у меня нет". Он глубоко чувствует ответственность за близких людей: "Пусть мой благодетель умрет без меня, но, по крайней мере, я не буду укорять себя всю жизнь, что, может быть,  мог бы что спасти и не спас, прошел мимо, торопился в свой дом".

Организация внутреннего мира. Источником организации внутреннего мира являются сознательные усилия по примирению и соединению. Питают их присущие Алеше любовь и  сострадание: "Такая степень мнительности Мити, такая степень недоверия его даже к нему, к Алеше, – все это вдруг раскрыло пред Алешей такую бездну безвыходного горя и отчаяния в душе его несчастного брата, какой он и не подозревал прежде. Глубокое, бесконечное сострадание вдруг охватило и измучило его мгновенно. Пронзенное сердце его страшно болело. "Люби Ивана!" – вспомнились ему вдруг сейчашние слова Мити. Да он и шел к Ивану. Ему еще утром страшно надо было видеть Ивана. Не менее, как Митя, его мучил Иван, а теперь, после свидания с братом, более чем когда-нибудь".

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира состоит в попытках осознать мироустройство и свое предназначение. Мучительный и горестный день в жизни Алеши связан с колебаниями в вере: тело старца, бывшего идеалом для него, оказалось тленным. В этом Алеша увидел нарушение "высшей справедливости", Ивановыми словами, "Я против Бога моего не бунтуюсь, я только "мира его не принимаю"".

Когда наступило прозрение,  "как будто нити от всех этих бесчисленных миров Божиих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, "соприкасаясь мирам иным". Простить ему хотелось всех и за все и просить прощения, о! Не себе, а за всех, за все и за вся, а "за меня и другие просят", – прозвенело опять в душе его. Но с каждым мгновением он чувствовал явно и как бы осязательно, как что-то твердое и незыблемое, как этот свод небесный, сходило в душу его. Какая-то как бы идея воцарялась в уме его – и уже на всю жизнь и на веки веков. Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом и сознал и почувствовал это вдруг, в ту же минуту своего восторга. И никогда, никогда не мог забыть Алеша во всю жизнь свою потом этой минуты. "Кто-то посетил мою душу в тот час", – говорил он потом с твердою верою в слова свои…" Это состояние означает возникновение чувства общности с миром, связывающим человека с Богом в момент молитвенного покаяния. Оно знаменует преодоление искушения в вере. Это связано со слушанием Евангелия – рассказа о чуде в Кане Галилейской – у гроба с телом усопшего старца, а также с поступком самого Алеши, "подавшего луковку" Грушеньке – искренне пожалев ее.

Внешняя реализация внутреннего мира. Деятельный образ жизни с чувством, что за все в ответе.

Развитие личности. Как и братья, Алеша, оставшись без матери четырех лет, был заброшен отцом, воспитывался разными случайными людьми – слугой Григорием, генеральшей, благодетелем Ефимом Петровичем, и все его любили. "…Был он и тогда уже очень странен, начав даже с колыбели <…>, оставшись после матери всего лишь по четвертому году, он запомнил потом ее на всю жизнь, ее лицо, ее ласки, "точно как будто она стоит передо мной живая"". В детстве и юности он был малоэкспансивен и даже малоразговорчив, но не от недоверия, не от робости или угрюмой нелюдимости, вовсе даже напротив, а от чего-то другого, от какой-то как бы внутренней заботы <…>, но людей он любил". Однако его не считали наивным человеком, хотя он полностью верил людям: "Что-то говорило в нем, что он не хочет быть судьей людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит. Казалось даже, что он все допускал, нимало не осуждая, хотя часто очень горько грустя". Чувствуя эту внутреннюю чистоту, даже отец Алеши, воплощение грязи и разврата, искренне полюбил его. С детства Алеша задумывался и отъединялся, читал по углам книжки, редко резвился и веселился, при "ровности и ясности". Не помнил обиды. Присущи были ему также особые стыдливость и целомудренность. Он был один из лучших учеников, но не первым. Будучи наделенным с детства столь прекрасными качествами, Алеша встает на путь духовного развития и в страданиях духовно крепнет.

Норма и патология личности. Высоконравственные поступки Алеши становятся все более осмысленными, тогда как в детстве они были для него просто естественны.

Познание и помощь личности. О личности Алексея дают представление его насыщенные переживания, яркие и глубокие, пропитанные нравственным чувством, а также его реальные поступки милосердия. Своими добрыми делами он помогает самому себе, поскольку деятельная его любовь приводит к укреплению веры и чувству причастности к миру.

Кассандра  (Ю.Н.Вознесенская. "Путь Кассандры, или Приключение с макаронами")

Общая характеристика. Молодая девушка Кассандра (Сандра) – героиня футуристического романа-антиутопии о временах господства на земле Антихриста. Через преодоление трудностей Кассандра находит путь к Богу и обретает истинную жизнь и ее смысл, становится гармоничной личностью. Путь Кассандры показывает нам, что внутренне целостной личностью может стать любой человек, даже, казалось бы, столь одурманенный антихристовым мироустройством, пока еще не иссякла любовь между людьми.

Отношение к жизни. Как и большинство сверстников, Кассандра, большую часть свободного времени проводя за компьютером ("персоником"), живет в вымышленном мире виртуальной реальности (в "Реальности"). Томясь по романтичным отношениям, она избирает вариант "рыцарской реальности". Ей в нем "интересно и уютно. И все же… Почему, ну почему мне бывает иногда так тоскливо? Чего не хватает мне в реальном мире, где мне доступно все – абсолютно все!", – недоумевает Сандра. Но это и неудивительно. В "реальности" все запрограммировано и заранее известно. Настоящая жизнь – будучи "прикованной страховочным ремнем в своем кресле-кровати, в узкой комнате-каюте без окон, где все время слышен надоевший плеск волн". Воспоминания детства были насильно удалены из сознания в курсе социальной реабилитации спецшколы: "Из моего сознания были вычищены многие детские воспоминания, вера в Бога, молитвы, русский и греческий языки и многое другое. Пожалуй, сохранилась только моя любовь к бабушке". Об опасности вымышленной реальности для человека говорит сказочный герой Мерлин: "О, человек неразумный! Как часто он творит монстров, думая, что создает игрушки для своей забавы, а потом удивляется, что игрушки выходят из повиновения и грозят ему гибелью. То, что вы называете Реальностью, реально гораздо более, чем вы предполагаете. Эта реальность тайно, постепенно, но неуклонно выходит из-под вашей власти. <…> Не человек управляет Реальностью, а она управляет им". В этом вымышленном, но уже и реальном мире "современному человеку не дорога жизнь... он думает, что она принадлежит только ему самому". Благодаря своей бабушке, Сандра "вылупилась из Реальности" в другой, настоящий мир, и отношение к жизни стало более осмысленным.

Поступки. На протяжении романа Сандра все более как бы "просыпается от спячки", по мере все большего участия в жизни в ее истинной форме. Она помогает бабушке, потом людям, которым помогает она – монашествующим, не принявшим персонального кода и поэтому лишенных всех прав. В полных опасностей поездках героиня в обмен на книги добывает бесценный груз – макароны, из которых потом монахинями пекутся просфоры. Серьезный поступок – двухнедельное прикрытие отхода обнаруженных службой надзора монахинь, связанное с риском для жизни. После поимки Сандре приходится пережить "селекцию" и работу, превращающую человека в автомат, на Белом острове в качестве "рабочей пчелы", после которой она восстанавливается лишь благодаря любящим заботливым людям.

Поле жизнедеятельности по мере развертывания действий в романе характеризует все большую гармоничность и целостность личности Сандры, единство ее сознательных намерений и поступков, соответствие ее жизни Божественному замыслу о человеке.

Дифференциальный диагноз жизненных ориентаций и жизненной позиции

Тип жизненных ориентаций: преобразование на протяжении романа от потребителя до внутренне целостного человека. Инфантилизм мыслей, чувств и поступков сменяется осмысленными целенаправленными действиями. В целостном внутреннем мире Сандры есть место как внешней детерминации (любовь бабушки, молитвы монахов о ее внучке), так и внутренней (любовь к бабушке побуждает помогать ей, рискуя жизнью, а затем помогать любимым бабушкой монахиням, постепенно все более осмысленно, принимая на себя ответственность; страх повредить бабушке способствует выжиганию печати, что влечет за собой уже сознательную работу над собой). Жизненное творчество не раз проявляется Сандрой в ее рискованных поездках. Она изобретательна и отчаянно смела. Но творчество разумно ограничено определенными рамками: Сандра действует так, чтобы не повредить бабушке и людям, находящимся в опасности.

Жизненная позиция отличается направленностью на осмысление своей жизни. С течением действий в романе все более ясной становится жизненная цель – жить так, чтобы соответствовать высокому предназначению человека, не утратив образ и подобие Божие. В конце романа Сандра решает избрать путь монахини, но по своему душевному складу она не совсем соответствует ему. Окружающие мягко дают это понять ей. И Сандра выходит замуж за искренне любящего ее Леонардо, намереваясь реализовать свой непростой жизненный замысел в семье, муже и детях.

Жизненная ситуация, проявляющая суть (скорее, потенциальную) Сандры, –  первоначально ситуация оказания помощи нуждающейся в ней любимой и любящей ее бабушке, а затем людям, которых также любит бабушка, – скрывающимся от преследования Лже-Мессии монахиням. Любовь и добрые поступки ведут к глубокому личностному перерождению героини.

Нравственные характеристики. В "Реальности", которой Сандра вначале отводит большую часть своего времени, не принято оказывать помощь в действительности. –  "Реальность" формирует нравственных идиотов. Так, когда девушка просит своих "друзей" из "Реальности" денег взаймы на поездку к больной бабушке, они ей отказывают, что впервые побуждает Сандру задуматься о нравственных принципах этой "Реальности". Ей советуют "выйти из Реальности и дома вызвать психолога", поскольку якобы у нее "нарушилось что-то в восприятии действительности": "Тебе пропишут какие-нибудь таблетки или гипноз, и все пройдет. А мы будем с нетерпением ждать тебя обратно. Возвращайся к нам здоровой, веселой и без фантазий о больной бабушке". То есть за норму в мире реальности принимается то, что безнравственно; человеческое участие, любовь – патология. Сандра не приемлет эти нравственные принципы, придерживаясь в жизни "естественного нравственного закона" - так, она укрыла платком замерзающую девушку, хоть со страхом, но помогла нищему. Вначале поступает так по наитию, а постепенно поступки ее становятся более осмысленными.  Исходным моментом для развития нравственности Сандры является любовь к своей бабушке.

" – Боюсь, бабушка, ужасно боюсь! Я даже простых пчел боюсь! Но потерять тебя я боюсь еще больше. Я знаю, как избежать укусов пчел-убийц, – надо идти в места их обитания ночью или в дождь, и я знаю, как беречь любимую бабушку – надо просто по возможности делать за нее ее работу".

Наблюдения за монашествующими также способствовали принятию Сандрой нравственной нормы любви к людям: "Удивляло их отношение друг к другу и к людям вообще. Отличаясь какой-то патологической незаботливостью о себе, монахини всегда были готовы к ласке и заботе, если это касалось других. Наблюдая за ними, можно было представить себе, что их Бог изливает на каждую монахиню поток Своей Любви, а она не задерживает его в себе, не копит, а дает ему изливаться через себя на других. Этакие ходячие трансформаторы Божией Любви: получают сверху и тут же распространяют во все стороны. В результате в обители создалось прямо-таки физически ощущаемое поле Любви".

Направленность (жизненная задача) – это направленность от вымышленной, но реальной по своим катастрофическим для личности последствиям, к "настоящей" жизни. Это направленность от ощущения пустоты и бессмысленности жизни Сандры – хотя в "Реальности" она, как и другие, может абсолютно все, – к чувству полноты жизни, осмысленной и наполненной, соответствующей идеалу, заданному Богом благодаря приближению к Богу в православии.

Организация внутреннего мира. Источником организации внутреннего мира. Сандры служат ее сознательные усилия действовать "как должно". Бессознательно, без сознательных усилий человеку свойственен эгоцентризм. Это хорошо показано в диалоге Сандры с матерью Евдокией: "Самоограничение не в природе Эго. Как вирус, как раковая опухоль, Эго стремится к бурному и неограниченному росту. Если ему дать волю, оно заполняет всю душу человека, каждую клетку его физического организма и в конце концов, как и раковая опухоль, губит и человека, и самое себя.

– Как же с ним справиться?

– Человеку это невозможно, а Богу возможно все. Молиться надо.

– Странное у вас мировоззрение, мать Евдокия! А вот наша Реальность служит именно для того, чтобы человеческое Эго ничем себя не ограничивало в проявлении и могло бы полностью выразить себя хотя бы на экране. У нас есть, например, возможность изжить в Реальности любые свои комплексы, создать мир, в котором побеждают именно мои идеи и ничьи другие. Мой собственный мир, мною сотворенный и мне подвластный, – это так прекрасно!" Однако вне его – тоска, скука. Внутренняя пустота – суть современного человека.

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Это рост осознанности жизни и себя самой. Вначале можно видеть, что отсутствует даже осознание своего телесного уровня, Сандра противится даже минимальному знанию о себе. Только у бабушки она случайно глядится в зеркало и видит все недостатки, связанные с "растительно-тепличным" образом жизни. Бабушка говорит ей: "вместо зеркал – персоники, ваши кривые зеркала, в которых вы видите и показываете другим не себя, а мечты о себе". Такое поведение свидетельствует о непринятии себя, с включением мощных защитных механизмов. Это показ другим своих ролей при скрытии истинного "Я" (и его незнании): демонстрируемые роли показывают неистинное "Я" человека. В романе показано, как к обезличиванию ведут и принятие печати Антихриста, и каторжные работы, и весь стиль "обычной" для современного Сандре человека жизни. Осознанность своей жизни в романе связывается с принятием христианства: словами матери Евдокии, "…человек может не осознавать себя верующим, но духовность присутствует в нем неощутимо для его разума, и она открывается другим людям, верующим, через особое духовное благоухание исходящее от его души. В конце концов Господь открывает таким людям глаза, и они с радостью понимают, что всегда были христианами, хотя и не догадывались об этом. Они находят своего Отца. Это очень счастливый миг в жизни человека".

Внешняя реализация внутреннего мира. До начала необычных приключений Сандра работает декоратором "реальности" и посвящает этому два часа в день, не выходя из дому, сдавая результат работы в "банк реальностей". Все свободное время она и сама погружается в одну из "реальностей". Такое бессознательное существование постепенно сменяется осознанными поступками.

Развитие личности Кассандры – это постепенное духовное становление на пути к Богу через препятствия, которые ставит изуродованный мир и собственная изуродованная этим миром душа. В детстве Сандра воспитывалась бабушкой и дедушкой в любви и заботе. Затем прошла принудительную "социальную адаптацию" в спецшколе и стала жить так, как живет большинство ее сверстников. Можно привести комментарии отца Александра к рассказу Сандры о своих мытарствах: "Молодая девушка, почти девочка, живет в этом мире жизнью мира – не живет, а спит! Но у нее есть бабушка-христианка, а в детстве сама она была крещена. И вот Господь, чтобы вырвать ее из губительных оков мира, направляет ее на трудный, но спасительный путь, и ведет этим путем, очищая ее душу страданиями и даже огнем <…>, сколько чудес происходит с нашей Кассандрой! Через любовь к бабушке она обретает любовь к монашествующим, а через подвиг, совершенный во имя этой любви, избавляется от печати антихриста и обретает веру в Бога".

Норма и патология личности. Норма в виртуальном мире, управляющем в значительной мере миром настоящим, – бессознательное самовыражение, а также его результат – искусственность, все ненастоящее, при этом истинное "Я" человека не выражающее. Патология – все, что относится к настоящей, подлинной жизни человека, когда он пытается вести себя в соответствии с человеческим предназначением, что предполагает следование нравственным нормам. Даже когда Сандра пыталась в подлинном виде выйти в "Реальность", ей это не удалось: она получила на экране компьютера сообщение о том, что "клиенту необходимо получить помощь у психоаналитика". Извиняясь за вспышку гнева перед матерью Евдокией, Сандра считает, что у нее "с психикой не в порядке", или "мораль хромает". На это она получает ответ: "Психика у вас нормальная, у вас в душе непорядок, <…> и в моральном отношении вы заведомая вегетарианка. <…> Не станете ближних угрызать ради своей пользы. А вот с душой дело обстоит хуже – душа ваша открыта для бесовских нападений, она у вас на семи ветрах сиротствует, бедная". По мере укрепления веры душа Сандры становится более защищенной, поступки более зрелыми и осознанно соответствующие нравственным принципам.

Познание и помощь личности. О личности Сандры читатель узнает по ее смелым поступкам, которыми она приближается к Богопознанию. В начале своего пути Сандра использует привычный метод "релаксации и психотерапии": так, в гневе она просит помощи и очищения у "Неба". Он дает ей желаемый результат – успокоение, но не дает понимания причин гнева, не способствует развитию личности. Можно сказать и о том, что это опасный метод, т.к. "Небо" населено не только добрыми духами. Но Сандре вначале неведомо осознание этого, когда она не признает существования ни добрых, ни злых духов:  "вы согласны признать, что вами управляет какой-то абстрактный психический закон, и это вашей гордости не задевает, а вот мысль о помощи Ангела-Хранителя вызывает у вас бурный протест".

Поскольку путь к своему Эго губителен для личности, то спасительным оказывается путь противоположный. О нем и говорит мать Евдокия: "Я попробовала одно, другое и убедилась, что в служении Богу через искусство очень трудно полностью отрешиться от служения себе: человек слаб, и когда он пытается выразить свои мысли о Боге, он все равно как бы ненароком выражает и себя самого, свое Я, свое Эго, полное грехов и грешков, страстей и страстишек. Наше Эго – это такая пронырливая козявка! В конце концов мое я настолько мне обрыдло, что я решила спасаться от него в монашестве".

 


 


Страница 3 - 3 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру