Отыгрывание страшных снов

Многие дети не любят засыпать в темноте (и даже  вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие  родители, зная, что ребенка мучают по  ночам  кошмары,  избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно  их  забудет. На самом же деле таким образом  подготавливается  почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются  маленькими детьми как нечто, совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное. (Примерно так же  относятся к снам и примитивные  племена).  В дошкольном и раннем школьном возрасте дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон и даже заставить себя усилием воли проснуться.  Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные страдания. Многих детей страшные  образы, когда-то привидевшиеся им во сне, преследуют долгие годы.

Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий: побуждать ребенка рассказывать свои  сны, рисовать их, разыгрывать в сценках кукольного  театра. Причем очень важно, чтобы вы, с одной стороны, активно  сопереживали малышу, но с другой, не зацикливались на его  переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в  игровую стихию, вызвать у малыша улыбку и смех. Подмечайте смешные детали в его рисунках, придумывайте смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что во снах обычно  много  абсурдного, нелепого, постепенно уводите ребенка от точного  воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту. Во сне он не мог убежать от чудовища и проснулся с  диким  криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску, и чудовище покатится кубарем, визжа, как поросенок. Во сне  громадная голова, расхаживавшая на тоненьких ножках и постоянно требовавшая пищи, казалась малышке запредельно страшной, а вылепленная в миниатюре из пластилина, да еще жующая рваный  башмак, она будет вызывать у нее смех. Включаясь  в  придумывание счастливых концовок своего сна, ребенок начинают осознавать себя его хозяином, и пусть не сразу, но избавляется  от мистического ужаса перед всевластием ночных кошмаров.

Поскольку сны у каждого человека  свои,  выдать  единый рецепт их отыгрывания невозможно. Однако я приведу развернутый пример, чтобы вам было яснее, в каком направлении  двигаться.

Пятилетний Антоша, ходивший на психокоррекционные занятия, которые мы вели с И.Я. Медведевой, боялся некоей  "тети королевы", которая не раз являлась ему во сне.  Рассказывать про нее мальчик не мог. Рисовать тоже поначалу отказывался.

Тогда мать, по нашему совету, предложила ему: "Давай я нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли  я ее себе представляю". Антоша согласился и мало-помалу  втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более  охотно.

Если он вдруг затруднялся, не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила его придумать или предлагала свой вариант. Естественно, "тетя  королева" получилась на  рисунке уже  не очень-то и страшной. Потом Антоше было предложено  нарисовать "тетю королеву" в ее дворце, и он с увлечением  рисовал и раскрашивал трон. Потом во дворце появились  заколдованные люди. Страшный, непонятный, тревожный сон все  больше  начинал напоминать волшебную сказку.  Мальчику  становилось  все интереснее, а главное, он ощутил себя  в  привычной  стихии, где события развиваются по известным законам, и добро непременно в конце побеждает  зло.  Увидев,  что  Антоша  уже  не только  не цепенеет  от  ужаса  при  упоминании  о "тете королеве", а с удовольствием фантазирует  на эту тему, мы предложили ему ввести в рисунки себя.  Сначала  это  вызвало некоторое сопротивление (Антоша  начал отнекиваться, не признаваясь, что боится, а, мотивируя свой отказ тем, что у  него не получится нарисовать себя как в жизни), но нам  опять-таки удалось отвлечь его внимание на второстепенные детали и незаметно преодолеть барьер страха. Мальчику кто-то подарил игрушечную саблю, и он захотел нарисовать ее. А уж себя согласился  изобразить,  что  называется,  заодно,"до  кучи".

Дальше мы подключили к отыгрыванию страха кукольный театр, и освобождение заколдованных людей (а освобождал  их,  конечно же, Антошка) происходило и на ширме, и в  рисунках,  которые теперь служили декорациями. Игра продолжалась несколько  месяцев, обрастая все новыми забавными подробностями, и постепенно грозная "тетя королева" превратилась в смешную  и  совершенно не страшную старушку, чем-то напоминавшую  Шапокляк из сказки про Чебурашку.

В зарубежной психологии есть много  работ,  посвященных толкованию сновидений. Этим занимались такие крупнейшие ученые, как З.Фрейд и К.Г.Юнг, но выяснение истоков ночных кошмаров, разматывание запутанного клубка ускользающих  образов - дело очень тонкое,  требующее  серьезной  профессиональной подготовки, и родителям не стоит браться за это  самим.  Тем более, что подобное вторжение в интимную сферу может  нанести ребенку, воспитанному в традициях нашей культуры, серьезную психическую травму, и вместо пользы принести вред.


СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА


Обычно дети уже лет в шесть достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. И уж тем более спокойно играют одни в комнате, давая  возможность  родным  заниматься делом и не требуя их постоянного присутствия рядом.

Нервных же детей одиночество часто  тяготит и пугает. Они зачастую боятся потеряться и в незнакомом месте льнут  к родителям. А уж о том, чтобы оставить их  где-нибудь  одних, не может быть и речи.

Такое поведение бывает обусловлено самыми разными  причинами: и полученной некогда психической травмой  (например, у нас с И.Я.Медведевой занимался мальчик, которого  в  четырехлетнем возрасте пытались похитить, чтобы потребовать  выкуп), и ревностью, и природной робостью, и деспотизмом,  для которого страх - это лишь маскировка. Аутичные  дети,  избегающие контактов с окружающими, тоже на  самом  деле  боятся одиночества, и у них наблюдается этакий симбиоз с  родителями (обычно с матерью). Понять истинную причину нежелания ребенка оставаться в одиночестве совершенно необходимо,  потому что в разных случаях требуется разный подход.

Здесь пойдет речь об истинном страхе одиночества, часто  присущем хрупким, болезненным,застенчивым,   нерешительным детям. Обычно у них  высокий  интеллект  и  развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно и практически не имеют какой-то своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевые игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно  "штампует"  страшные образы. Даже в светлой, прекрасно знакомой  комнате  ребенку могут мерещиться всякие ужасы: что вот-вот кто-то незаметно подкрадется сзади и схватит, что в окно заглядывают пришельцы, а из угла выползает спрут с огромными щупальцами и т.д. и т.п.

Поэтому наипервейшая задача родителей - направить богатое воображение ребенка в менее болезненное русло, научить его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению. Часто бывает достаточно даже небольшого  толчка, чтобы творческая энергия таких детей буквально забила фонтаном.

Если вы предлагали своему ребенку игры  на  преодоление страха темноты, то борьба со страхом одиночества у  вас  уже началась, поскольку многие из них преследуют и эту цель, хотя тема одиночества там открыто не заявлена. Теперь же  попробуйте освоить игры, в которых она звучит более явно. Разумеется, как и все прочие, эти игры не "одноразовые",  к  ним следует периодически возвращаться, обогащая и разнообразя их содержание.


1. "ПОТЕРЯШКА" (для детей 4-8 лет)


Можно использовать мягкие игрушки, а можно и играть самим. Количество участников не ограничено.

В одном доме жил маленький щенок. (Пусть  ребенок  сам придумает, хорошо ему там было или не очень, и  покажет  это вместе с вами в сценках.) Пошел он как-то на  прогулку  и... потерялся. (Зафиксируйтесь на состоянии щенка в тот  момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите ребенка  показать мимикой и жестами, как щенок растерялся,  испугался, впал в отчаяние. Если он будет затрудняться, покажите  ему, как можно изобразить эти чувства. Непременно обсудите и причину, по которой потерялся щенок. Может, он слишком далеко убежал вперед или, наоборот, зазевался и не  заметил,  когда хозяева свернули в переулок? Или заигрался и не обратил внимания на команду?) Дальнейшее развитие  сюжета  будет  зависеть от состояния ребенка. Если он охотно участвует в игре и готов длить ее, придумывайте вместе с ним приключения Потеряшки. Если же сюжет  его  травмирует, поскорее  предложите счастливую развязку, но через  несколько  дней  вернитесь  к этой игре и последите за реакцией ребенка. Показывайте  именно ПРИ-ключения, а не  ЗЛО-ключения  Потеряшки,  подчеркивая доброту персонажей, с которыми Щенок будет  сталкиваться  по ходу сюжета. Если ребенок скажет, что Щенку было  у  прежних хозяев неуютно, пусть его найдут другие люди. Например, сам ребенок. Момент обретения дома должен, конечно,  быть  отыгран как очень радостный, но надо непременно  подчеркивать,что и приключения свои Щенок потом вспоминал с удовольствием.

2. "СЛУЧАЙ В МАГАЗИНЕ" (для детей 5-8 лет)

Эта игра наполовину кукольная, наполовину драматическая: ребенок и  его родители изображаются без помощи кукол - по артистической терминологии "в  живом  плане"  - а остальные покупатели и продавцы - куклами и мягкими игрушками.

Нужно создать впечатление многолюдного помещения, где царит суета и, все снуют в разные стороны.

Ваш ребенок пошел с вами в большой магазин. Народу  было очень много, поэтому, не желая, чтобы малыша толкали, вы поставили его (пусть он сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас придете. (Повторяя эту игру через несколько дней можно попробовать выйти в другую комнату.) Малыш остался один. Пусть покажет, как он вас ждет, как  через  некоторое время начинает  беспокоиться,  хочет  даже  кинуться  на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять  там,  где его оставили, иначе он действительно потеряется. (Таким  образом, ребенок лишний раз в игровой форме будет усваивать важнейшие правила поведения в людных местах.) Наконец вы появляетесь. Вы очень довольны тем, что ваш ребенок  проявил терпение и выдержку. Не скупитесь на похвалу и дайте малышу приз (причем настоящий!). Если призы варьировать и до  последней минуты держать в секрете, у ребенка появится дополнительный стимул затевать эту игру. Время ожидания  мамы надо потихоньку растягивать (но, естественно, не до  бесконечности), побуждая малыша заполнять паузы какой-то  умственной деятельностью. Пусть, в зависимости от своих  склонностей и интересов, либо понаблюдает в окно за тем, что происходит на улице, а потом расскажет вам, либо сочинит какую-нибудь историю, либо займется устным счетом, либо почитает книжку.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру