История моей семьи в истории родного края

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся на основе семейных традиций, знаний об истории родного края, об истории семьи, своей родословной.

Оформление: на доске – тема, эпиграф, цитата из стихотворения И. Северянина; выставка книг, газет об истории Печорского края, выставка фотографий из семейных архивов, старинных изданий о Печорском крае; сочинения учащихся «Мой город».

«Любой род умирает и прекращается, как только мы наследуем лишь имя, не унаследовав прославивших его добродетелей» по Ж. Массильону

«Родина – есть священная Тайна каждого человека, так же как и его рождение» - говорил русский философ отец Сергий Булгаков. Действительно, наша жизнь тесно связана с историей родного края. И когда мы изучаем историю своего края, невольно возникает вопрос: а чем  занимались в это время мои предки? И хочется найти на старинных фотографиях, в текстах воспоминаний знакомые лица и имена. И, найдя их, мы гордимся, что наши родные люди в трудную ли, в значительную ли минуту для Отечества были вместе со своей страной, своим народом.

И сегодня давайте хоть чуть-чуть приоткроем эту тайну - тайну служения наших предков на благо Родины.  А эпиграфом к нашему разговору пусть станут слова Ж. Массильона, записанные на доске. Наша родина – это наш родной Печорский край. Послушайте, как писал о Печорском крае наш местный поэт Б. Егоров:

Цветущий луг. Тропинки и дорожки.
Берёзки. Старый дом и тишина.
Ну, разве что-то может быть дороже,
Чем ты, моя родная сторона?
Здесь воздух синий, колокольчик синий,
И синяя в реке бежит вода.
Печорский край, ты лишь клочок России,
Но в сердце у меня живешь всегда.
Здесь песни птиц задорны, сладкозвучны,
Здесь необычна синева небес.
Живут во мне, со мною неразлучны
Цветущий лён и ширь полей, и лес.
Во мне живёт и эта даль без края,
И первый снег, и верные друзья, 
Я краше милой родины не знаю,
А людям жить без Родины нельзя.
 
Помогут нам воссоздать события истории родного края историки-летописцы, в роли которых сегодня выступят Алеша, Кирилл и Павел. (Рассказ историка-летописца о возникновении г. Печоры).

К сожалению, вам не удалось найти материал о своих предках, живших в то время. Эти поиски требуют глубоко работы в архивах, и я надеюсь, что они ещё у вас впереди.

А мы с вами следуем дальше: начало прошлого века, период до начала Великой Отечественной войны.  (Рассказ историка-летописца).

Послушайте, пожалуйста, что узнала о жизни своих предков в это время Кириллова Наташа.

Наступил тревожный 1941 год – год начала Великой Отечественной войны. (Рассказ историка-летописца).

Многие из ваших бабушек и дедушек застали эти годы. Что они рассказали вам о своей жизни в годы войны? (Рассказы учащихся)

Послевоенные годы, период восстановления. Наш город не очень сильно пострадал за годы оккупации, немцы очень быстро покидали его под давлением наших войск и не успели разрушить. Поэтому после войны здесь были расположены многие учебные заведения области, быстро начали строиться и восстанавливаться предприятия.

В числе наиболее известных предприятий города была трикотажная фабрика, которая начала свою работу в 1944 году (рассказы учащихся о работе бабушек и дедушек на фабрике).

Вскоре открылось и УПК ВОС, где начинали работу тоже некоторые из бабушек ваших одноклассников (рассказы учащихся).

Насыщенная событиями жизнь проходила и в районе. Жучковой Полине и ее маме удалось собрать интереснейший материал о Родине её бабушек и дедушек – Обозерье, колхозе «Дружба» (рассказ ученицы).

Есть у нас в классе семья, история которой связана с историей Сбербанка (рассказ ученика).

Все мы сегодня знаем, что Печоры – это пограничный город. Оказывается, таможня в Печорах начала работать в 1667 году и размещалась в Никольской башне. А сегодня – это несколько современных пропускных пограничных пунктов, с работой на которых связана жизнь многих семей и в нашем классе (рассказ учащегося).

Есть у нас в городе место, которое в большой степени определяет весь уклад жизни города – это Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Нет ни одной семьи в нашем городе, которая не посещала бы это святое место хотя бы в дни великого праздника – 28 августа Успения Божией Матери.

А вот Дима расскажет нам о том, как жизнь его семьи связана с монастырём. (Рассказ о детском хоре монастыря).

Как видите, уже в этом возрасте вы можете стать частью истории.

Посмотрите вокруг, на эти фотографии, мы находимся с вами в школьном музее. На некоторых из них вы узнаете себя, например, на прошлогодних Корнилиевских чтениях.

Девочки нашего класса Вика и Кристина вошли в историю нашей школы не только как ученицы 6-го класса, но и как участницы ансамбля «Школьные годы».  (Рассказ девочек)

Оставляет след в истории родного края каждый человек. Вот только след бывает разным.

В сегодняшнем разговоре на примере ваших родных мы увидели, что все они оставили в истории Печорского края о себе добрую память. И очень хочется, чтобы и вы оставили о себе только хорошие, добрые  воспоминания.

Когда вы писали сочинение о городе, вы говорили о том, что город родной вам очень нравится, что вы его любите. Но, помните, мы с вами говорили, что любовь должна быть деятельной. Что же мы с вами можем сделать уже сейчас для нашего родного края?  (Ответы детей)

Мне хочется зачитать отрывок из сочинения Полины "… Я хочу, чтобы в городе был бы театр, средние учебные заведения, чтобы город был всегда чист, вечером освещён, чтобы городских автобусов было больше, и они были бы чище. Что я могу сделать сейчас? Соблюдать чистоту в городе, принимать участие в уборке территории парка, около дома и, главное – хорошо учиться, получить высшее образование и свои знания использовать на благо родного города и района".

И завершит наш сегодняшний классный час мне опять хочется стихотворением Б. Егорова «После нас»:

Я часто слышу – говорят –
Что после нас, мол, хоть потоп …
Но это ж глупые слова,
Но это ж горькие мечты,
Ведь только жизнь всегда права,
Любовь, права лишь только ты.
А как же поле, лес, река.
А как же небо, солнца свет? –
Жизнь человека коротка,
Но на земле конца ей нет.
Пусть мы когда-нибудь умрем,
Но дети после нас придут.
Что мы оставим им потом?
Что внуки после нас найдут?
Давайте люди все дружить,
И к счастью своему идти,
Чтоб в мире всей планете жить,
И не сворачивать с пути.
И надо, чтобы после нас
Был не потоп и не зола,
А чтоб огонь любви не гас,
И были добрыми дела!


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру