Урок под названием "Здравствуйте, дети!"

Это не только приветствие, но и пожелание. Это не только пожелание здравия, но и молитвенное обращение к Богу: «Господи, подай им здравие духовное и телесное и не остави их своею благодатию!..».

Духовное здоровье в современном мире – в наибольшей опасности. Именно оно подвергается неукротимой атаке, именно его пытаются всячески низвергнуть и уничтожить. Буквально все способствует этому. «Пусть весь мир подождет…оттянись со вкусом» - призывает мир, пробуждая чувственность и гордыню, надмение и независимость, попирая и профанируя смыслы, прививает привычку к легкой жизни. Как избежать этого  адского вихря? Какую преграду поставить на пути этого урагана? Человеку это невозможно, но Господь поставил человека возделывать «сад», призвал его к соработничеству и, поэтому, человек не имеет права отказаться от этого Божьего благословения.

«Основы православной культуры» - новое направление в педагогике, направление таинственное и неизведанное, требующее реальной научно-поисковой работы. А раз новое, то и идти  по этому пути необходимо очень  и очень осторожно. Думаю, что можно согласиться со словами о. Андрея Кураева: «Надо бы отказаться от всякой «штурмовщины», не бросать лозунгов «православие – в массы». Помнить мудрую поговорку: «Невольник – не богомольник». Учесть опыт неудач… без азарта и обязаловки спокойно и продуманно торить дорогу. Создать место встречи церковных и светских педагогов. Вместе обсудить параметры программы. Продумать взаимодействие между этой программой и остальными школьными курсами. Организовать экспериментальные педагогические «площадки». Набросать пробные учебники. Заказать написание новых учебников. Отобрать лучшее. Проверить его. Исправить. Дополнить. Сократить. Потом к этой программе переподготавливать школьных педагогов. Ввести этот предмет в педагогических университетах. И потом, когда будут и учителя и учебники, приближаться к детям»(1). Может быть и через чур осторожно, но главное – не навредить! В противном случае - серьезный урон духовному здоровью. А ведь «Духу принадлежит основное значение в человеке… начало духовности есть начало цельности и органической иерархичности в человеке… духовная жизнь – основная жизнь в человеке, проводниками которой вовне и является психическая и физическая сфера»(3). И чтобы не повредить духовному здоровью, необходимо знать духовные законы.  Совершенно справедливо пишет священник Алексей Уминский, что «ступеньки к духовности, это правильно устроенная жизнь души, правильное эмоциональное устроение, которое потом, приведет к устойчивой, трезвой, жертвенной духовной жизни»(2), а раз так, то педагог хотя бы должен ведать суть законов по которым живет душа. Так бы не хотелось, чтобы православие превращали в идеологию или учебный материал для заучивания и забывания. Нельзя выучить нечто и сделаться православным. «Школа  должна уберегать детскую душу от риторики, от превращения великих тем жизни в темы научного и эстетического или морализующего отношения»(4),- пишет о. В. Зеньковский. Православие – это жизнь в любви,  жизнь, пронизывающего всего человека. И эту жизнь должно открыть и показать ребенку. И если это затронет сердце, затронет всего человека, то на пути адскому вихрю будет поставлена серьезная преграда…

-Здравствуйте, дети!
-Здравствуйте – отвечают они.
-Вы любите отгадывать тайны?
-Конечно!
-Тогда вам первая тайна, попробуйте ее отгадать. Что я сделал, когда вошел в класс?
-Вы сказали: «здравствуйте, дети».
-А что это значит?
-Это значит, что вы с нами поздоровались. Вы нас поприветствовали. Вы нам обрадовались, - наперебой стали отвечать.
-Правильно, но это не вся отгадка. Давайте еще попытаемся.

-Вы нас будете учить дружить с Богом.
-И это правильно. Но что означают слова «здравствуйте, дети»?
-Это здороваются, руки пожимают, привет говорят.
-Постойте, я не сказал вам «привет», я сказал «здравствуйте».
-А так все учителя говорят.

-Верно, но, что это значит? – вновь пытаюсь возвратить их к поиску. Молчание. Суть слова неизвестна. А от понимания смысла зависит и отношение к жизни. Ведь православие – это особое благоговейное отношение ко всему сущему.  Но смысл они должны открыть сами. Сами дойти до сути. Я должен лишь способствовать этому процессу. Рассказываю сказочку. Как-то раз, на поляне повстречались зайчонок, медвежонок, лисичка и волчонок. Они долго играли в различные веселые  игры. Но всему приходит конец. Время бежит, приближается вечер и уже пора прощаться. И вот говорит медвежонок: «до свидания, друзья». «До свидания, медвежонок», - сказали лисичка и волчонок. А зайчик говорит: «Медвежонок, здравствуй». «Ты почему так сказал? Это неправильно, мы же прощаемся», - удивляется медвежонок. «Да, да, да, мы прощаемся и все равно здравствуй, медвежонок»! - ответил зайчик. «Это неправильно, так не говорят, когда прощаются», - все стали поучать зайчонка. «Говорят, говорят, спросите у своих мам», - немножко обиженно говорил зайчонок. «А мы и так знаем и не будем спрашивать,  - сердито возразил волчонок, - ты, зайчонок, очень странный. Мы прощаемся, а ты говоришь привет»! «Не привет я говорю, я сказал «здравствуйте», а это большая разница». «Ой, какой глупый», - засмеялся волчонок, - с тобой и дружить не хочется. «Но почему, почему, я ведь ничего плохого не сделал»? – заплакал зайчонок, - я только …».  Прерываю рассказ. Как вы думаете,  что же сказал зайчонок?
Дети молчали, по их лицам было видно, что они напряженно думали, переживая эту незатейливую сказку.
-Можно я скажу? – осторожно поднимая руку, вымолвила одна девчушка, - я кажется догадалась. Он, зайчонок, пожелал всем здоровья, они не поняли и обиделись.
-Правильно, молодец! Действительно зайчонок пожелал всем здоровья. Слово «здравствуйте» означает будьте здоровы, пусть у вас будет здоровье. Мы с вами раскрыли тайну слова. Понравилась вам такая игра-загадка?
-Да! –единодушно отвечает весь класс.

Им понравилось, а мне? Я был удовлетворен общением, но все время задавал себе вопрос, а где же здесь православие и православная культура?  Это был только первый урок, первое знакомство, установление первых отношений.  Есть жизнь по поверхности, а есть жизнь в глубинах. Есть жизнь объектов, а есть жизнь смыслов. Духовная жизнь и начинается с жизни смыслов. Углубившись в слово «здравствуйте», мы открыли глубину слова, расширили «ценностное поле». Каждый раз, шаг за шагом буду совместно с детьми расширять наше общение и вживаться в смыслы. Таких слов будет много:  Бог, человек, Церковь, Библия, Евангелие, Господь, ангел, совесть, сердце, икона, мир, молитва, родители, завет, космос, красота, добро, свет, жизнь, благовестие, колокол, любовь, чистота, святость, совершенство, ум, душа и множество, множество других слов. Но все эти слова – лишь средство для осознания ребенком самого себя, для открытия в себе духовной жизни, для познания мира.

Когда мы говорим «Православие», что мы имеем ввиду? Храмы, богослужения, иконы, молитвы, святых людей. Несомненно. Но только ли в этом православие? Не ограничиваем ли мы православие узкими рамками? Взирая на вершину горы, мы порой не видим ее основания, откуда начинается восхождение. В основании же - благоговейное отношение к жизни. А это можно устроить только тогда, когда человек лучше чувствует мир, лучше его ощущает, лучше и тоньше видит и слышит,  когда в нем открывается глубина мирочувствия.

И.А. Ильин:«Следует направить его внимание на самые красивые и изящные явления природы и их таинственную целесообразность… Пусть залюбуется красотой бабочек и цветов, вглядится в величавое и легкое, а иногда грозное и глубокое зрелище облаков, вслушается в переливы жаворонка и трель соловья, полюбит шум бора, всмотрится в добродушную задумчивость коровы и оценит своевольный ум коня… И пусть понесет в сердце благоговение, чуткость и благодарность… Ребенок должен  как можно раньше научиться чувствовать чужое страдание, чтобы жалеть, беречь и помогать. Необходимо найти прямой и близкий путь к его сердцу и научить его хотеть добра и стыдиться зла. Пусть навертываются у него слезы на глазах от задушевной русской песни, пусть он научится умолкать при звуках серьезной и глубокой музыки… Надо, чтобы он научился с Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, а вместе с Гоголем – радостно дивиться на гениальность русского языка… Он должен открыть свое сознание голосу совести и научиться внимать его бессловесным  призывам к совершенству… После каждого духовного пробуждения и восприятия надо говорить ему о том, что есть благостный Господь, знающий его и любящий его, чтобы ему захотелось молиться, и тогда научить его кратчайшим молитвам… Так пробуждается в ребенке его инстинктивная духовность…»(5).  Некогда В. Соловьев в своем главном труде «Оправдание добра» указал на три базисных нравственных чувства, чувства без которых невозможно осуществить нравственное воспитание, вне которых невозможно быть нравственным: чувство стыда, чувство жалости-любви, чувства благоговения перед святыней.  Эти чувства есть основание нравственного совершенства, эти чувства есть основания добра, эти чувства есть основания правильного предстояния Богу и вечности. Эти чувства становятся внутренними отношениями, которые связывают человека со всем сущим (Богом, миром, человеком, природой и даже самим собой). Удивительно то, что почти у всех выдающихся педагогов(К.Д.Ушинский, С.А.Рачинский, В.Я Стоюнин, В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, Ш. Амонашвили и др.), независимо от их убеждений, можно обнаружить особое внимание к воспитанию этих  чувств.

Как-то читая книгу Ш.А. Амонашвили «Как живете дети?», я наткнулся на одно весьма интересное выражение: «очеловечить среду». Возникший неожиданно конфликт между ребенком и родителями, мог привести к серьезным стрессам и весьма тяжелым последствиям. Учитель сумел внести в данную ситуацию нотку человечности: понимания, участности и любви. Это далось не без труда. Но результат: конфликт погашен. Осмысляя этот эпизод, пытаюсь понять, а что означает это выражение «очеловечить среду»? Очеловечить. Соделать среду человечной. Но какова эта человечность?.. Что вкладывается в понятие «человечность»?

Человек такой разный и непредсказуемый. Он может сказать или подумать: «моя хата с краю»; может оправдать себя: «А что я мог сделать?»; может попытаться помочь, но лишь слегка, без внутреннего участия и затем убедить себя: «я сделал все что мог!». Значит, понятие «очеловечить среду» связано с каким-то особым идеалом человека. «Се, Человек»! – восклицает Понтий Пилат, указывая народу на Христа.

Если  преподаватель попытается осмыслить педагогику в аспекте православной культуры, то он должен понять, что предстоит глубокой и неисчерпаемой тайне. Тайна – человек, а человек - образ Божий. Исчерпаем ли образ Божий? Нет!  «Царство Божие внутри вас есть». Это слова Христа.  Значит, Царство Божие внутри меня,  значит, во мне бездна. Кто же может исчерпать Царство Божие? Человек предстоит человеку, но он, одновременно, предстоит и Богу, правда, не всегда это замечает, принимая человека лишь как конечное вещное, хотя и живое существо. Если бы он только всмотрелся в глаза, если бы только… Пред ним Бездна и сквозь глаза глядит  душа.

1. Диакон Андрей Кураев «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2003. – с.41.
2. Церковь, дети и современный мир Издательство «Новый город» Санкт-Петербург, 1997г. с.55.
3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М.: Школа-Пресс, 1996. с.50.
4. Зеньковский В.В. Русская педагогика в ХХ веке. – Париж, 1960. – с. 39.
5. Ильин И.А. Собрание сочинений. М., 1994. Т. 3 , с.414.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру