Урок «Чудный домик»

Сегодня я расскажу вам интересный рассказ, но и в этом рассказе будет сокрыта тайна-загадка. Постараемся вслушаться и открыть эту тайну.

«Чудный я знаю домик с полным хозяйством. Есть в нем мельничка, есть в нем и кухня, где день и ночь готовится теплая пища. В этом домике множество ходов и переходов, и проворные маленькие слуги разносят по ним теплую пищу во все уголки дома. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью не засыпает он ни на минуту; все тук, да тук, и гонит проворных слуг во все уголки дома, где только спрашивается пища, питье или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух; есть два светлых окошечка со ставеньками: ночью эти ставеньки запираются, днем отпираются. В доме живет невидимая хозяйка, Хозяйки этой не видно, но она-то всем и распоряжается и все оживляет; для нее хлопочет эконом, для нее-то работают маленькие слуги, она-то смотрит в светлые окошечки, поднимает и опускает ставеньки.

Уйдет хозяйка из дома, - и все замолкнет: эконом перестанет стучать, слуги остановятся в переходах, и во всем домике станет тихо, пусто и холодно, а ставеньки закроют окошки. Но куда же уходит хозяйка?..». Я прервал чтение этого рассказа, дальше дети должны были найти ответы на несколько вопросов: «Кто же является хозяйкой?  Куда хозяйка уходит? Что это за чудный домик?».  Ответы самые непредсказуемые, интересные и удивительные. Как радовался этому творческому поиску, этой прорвавшейся мысли. Но главная цель состояла в том, чтобы найдя  правильный ответ, увидели и себя и других.

-Кто же является хозяйкой?
-Мама, - выкрикивает одна девчушка.
-Нет – это папа! – возражают ей.
-А разве папа может быть хозяйкой? – все смеются.
-Наверно, это глава администрации.

-Постойте, - уже вмешиваюсь я, - хозяйка видимая или невидимая?
-Невидимая!
-Что же это за хозяйка, которую невозможно увидеть?
-?
-Кто и что бывает невидимым? – задаю наводящие вопросы.
-Бог !!! Бог невидимый, Он и хозяин! – радостно и чуть не подпрыгивая отвечает Алеша.
-Да, да, да, правильно – это Бог! – поддерживают его другие.

-Бог – хозяин, а не хозяйка! – находят возражение Николай, - а может быть это невидимые, маленькие существа – микробы?
-Их можно увидеть в микроскоп, мне так мама говорила! – ответила Наташа.
-Ребята, вы забыли про домик, про чудный домик. В этом домике жила таинственная хозяйка. Я думаю, если мы с вами отгадаем, что это за домик, то сможем узнать и хозяйку, - мое слово привело их в замешательство, ведь они действительно забыли о чудном домике, - я на помню вам. В домике есть мельничка, есть неугомонный эконом, обширные залы, кухонька, окошечки со ставеньками. Что это за домик?
-Это кафе! – гордо возгласил Сережа. – Там есть кухня, зал, где кушают. Там есть главный повар, который за всем следит и  есть окна. Эти окна на ночь закрывают маленькой железной стенкой.
-А кто же в этом домике невидимая таинственная хозяйка?
-?
-А я знаю. Это домик, где живут.
-И это верно. Мы с вами и говорили, что в домике живет хозяйка. Хозяйка эта невидимая. А какие вы знаете дома?
-Дом, где люди живут. Дом, где учатся. Магазин тоже дом. И библиотека – дом, - по очереди все стали отвечать.
-Я знаю, я знаю! Это… это… это Церковь, а ней живет Бог и святые. Они невидимы, - очень уверенно отвечала маленькая Людочка, но в последний момент задумалась. – Правда Бог это невидимый хозяин , а не хозяйка.
-У вас очень интересные предположения. Но я вам сейчас задам вопрос, а вы, если знаете ответ, сразу не отвечайте, только поднимите руку. Договорились? – специально акцентирую внимание на этом слове, для того, чтобы была возможность подумать всем детям.
-Договорились!
-Неугомонный эконом ни днем, ни ночью не засыпает и все стучит: тук да тук, тук да тук. Кто же это может быть? Обратите внимание – ни на минуту не засыпает и ночью, и днем стучит, - говорю таинственным голосом и очень тихо, для того, чтобы могли сосредоточиться и вслушаться, - все тук, да тук. Кто же это?

Тишина. Но тишина необыкновенная, наполненная мыслью.
-Это… это, наверно… - пытается ответить Женя.
- Тише, тише. Поднимай руку и дай  другим подумать – останавливаю его. А сам слегка стучу по столу, - тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук- тук… - напоминая стук сердца.

Вот поднимается еще одна рука, еще, еще и еще. Почти весь класс озаряется единой мыслью. Тянущиеся руки, улыбки,  мысль,  - все слилось в единую радость. Как это необходимо, чтобы ответил весь класс.
-Кто же это? –  спрашиваю и взмахиваю рукой, как дирижерской палочкой.
-Сердце!!! – дружный ответ. Как прав Шалва Александрович Амонашвили, говоря, что в таких хоровых ответах обретается ничем неописуемая радость единения.
-Верно! Верно!  А у кого есть сердце?

-У человека. А разве человек – дом? – уже вопрос задают сами дети.
-Давайте подумаем?  Эконом – это сердце. Обширные залы – это легкие, которыми мы дышим. Мельничка – это… - не успеваю сказать, меня перебивают.
-Зубы и рот! А кухонька – это наш желудок.  Значит, человек – это домик.
-Ну, конечно. Только не человек, а его тело является чудным  домиком, так его назвал Константин Дмитриевич Ушинский, автор этой сказки. Но кто же невидимая хозяйка?
-Может быть это ум. Он же невидим.
-Но ум – хозяин, а не хозяйка.
-Я догадалась! Это душа! – ответила стеснительная Даша. - Когда душа уходит, закрываются глаза и сердце останавливается и человек умирает.
Не утверждаю ее ответ. И предлагаю дослушать рассказ до конца: «Куда же уходит душа? – спрашивает нас автор и сам же отвечает. – Туда, откуда пришла, - на небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыплется в прах… Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».
-Вот так заканчивает свой рассказ Константин Дмитриевич. Как вы думаете, отгадали ли мы с вами эту загадку?
-Да! – слышу единодушный ответ.
-А желаете ли вы еще одну загадку отгадать?
-Тогда слушайте внимательно. Можно ли ее увидеть эту невидимую хозяйку?
-Если она невидима, значит, увидеть ее невозможно! – строго рационально ответил во всем  рациональный Сережа И. Ответ был дан настолько убедительно, что никто и не стал возражать. Логика.
-А я вот вижу ваши души и даже могу сказать какие они у вас. Поверьте мне, ваши родители тоже видят ваши души. Но как? Как проявляется ваша душа? Сейчас я могу сказать, вглядываясь в ваши души, что они чистые, светлые, радостные и немножко усталые. Правильно?
-Да, правильно. А как вы увидели это?
-Поскольку вы устали, то мы закончим наш урок, а продолжение этой таинственной разгадки продолжим в следующий раз. Вам  задание. Подумайте и поспрашивайте у своих родителей, «как они видят вашу душу?» и  «Как душа проявляется, т.е. как душа себя показывает?». А вот и звонок.

Урок закончился. Дети, поблагодарив, расходятся. Остаюсь один…Думы. Какое же выбрать продолжение этого урока?

Из этой темы движение может идти по нескольким направлениям:

1. Мир видимый и невидимый. (Вот душа, она невидима, но она существует. Кто из вас может сказать, что у него нет души? А раз так, то существует невидимый мир, который сотворил Господь…)
2. Как можно увидеть невидимую душу? (Посмотрите в глаза, в них открывается душа. В этих глазах можно прочесть радость и ликование, печаль и даже скорбь, заботливость и любовь, просьбу о помощи и страх, боль и восторг и др. И все это есть проявления души. Но чем можно увидеть душу другого? «Главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»).

По какому пути повести их, какой дать вектор, какое направление? Думаю, что это будет зависеть от самих детей. Если мы действительно желаем быть православными людьми и правильно славить Бога, то в первую очередь, нам должно быть людьми чуткими.  Сердцем заглянуть в глаза детей и их душу. Какие они сегодня, с чем пришли?  И как они смогут воспринимать той или иной материал. И главное: не забыть той цели, ради которой я пришел в школу – не заградить им путь к Истине. Как часто своим не своевременным вмешательством, своим всезнайством, своим грубым видением и пониманием (ибо часто глядим со своей «колокольни»), своей нечуткостью, закрываем сердце ребенка и ставим препятствие на пути к Истине. Как часто, утомляя ребенка в движении к Истине, не даем ему отдохнуть. И гоним, и гоним его, истощая его силы, отнимая его радость. А порой наоборот: средства, которые должны быть помощниками при движении к Истине, становятся главной и основной целью и закрывают собой сам путь.

В.В. Зеньковский:"Можно было бы назвать аксиомой педагогики  положение, что мы должны помочь детям в первую очередь в том, в чем они не могут обойтись без нашей помощи. Конечно, и родители и педагоги чувствуют в тех или иных проявлениях детской души скрытую логику, скрытую напряженность их внутренней жизни, но, сосредотачивая воспитания на развитии периферии души, мы словно хотим убежать от серьезных задач, стоящих перед нами. Можно сказать и больше. «Периферичность» нашего воспитания, его современных форм сама является часто источником разнообразных  осложнений в детской душе. Мы этого не замечаем, дети тоже забывают об этом, но те раны, те внутренние обвалы, которые совершаются в юной душе, замирание творческого огня и переход на линии банальности и обыденщины – все остается в детях часто навсегда…(6).
 
Какой урок провести сегодня? Какое дать направление? Всматриваюсь в их глаза, что они мне скажут. Радостные, наполненные удивительным блеском и вопрошающие: «нам сегодня будет также интересно?». Мысленно отвечаю: «Я постараюсь». Но, что значит интерес? Это развлечение, это зрелище? А если  не будет зрелища и если не будет развлечения, что тогда? Психолог А.К. Дусавицкий пишет, что интерес – это один из элементов структуры личности. Но интерес должен быть понят не просто как элемент личности, «не просто как направленность личности, как ее избирательное отношение к чему-нибудь, даже не как сумма отношений, а как определенная иерархия отношений, отражающая всеобщее отношение индивида к миру, в котором проявляется его целостность. Переживание целостного отношения «я и мир» лежит в основе явления, которое мы называем интересом»(7), и потому, «предметом интереса является сам человек, его целостность, его сущность, его связь с миром… все, что угрожает этой целостности и сущности, - отторгается интересом, в том числе и собственные потребности»(8).  Значит моя задача сохранить эту целостность и эту связь, это отношение «я и мир». Что же, не будучи «прозорливцем», спрошу у детей по какому пути нам идти.

-Здравствуйте, дети! Помогите мне решить одну серьезную проблему. На прошлом уроке мы с вами разговаривали о невидимой хозяйке чудного домика. Хозяйка – это невидимая душа и принадлежит она миру невидимому, но существующему. Но о чем бы вы хотели сегодня узнать: о мире невидимом или о том, как можно увидеть душу?
-О том, как можно увидеть душу! – буквально разом отозвались все дети.
-Но это очень сложная тема и вы можете сильно устать. Здесь необходимо напрячь внимание, сосредоточиться. Вы согласны?
-Конечно.

-А спрашивали ли вы у родителей о том, как можно увидеть душу?
-Да! Мне мама сказала, что душу можно увидеть через глаза. Посмотреть человеку в глаза и можно увидеть душу.
-Очень интересное предположение. Обратите внимание: душу увидеть через глаза.
-А мне мама говорила, что достаточно посмотреть на человека и можно сказать какая душа у человека.
-Интересно, очень интересно. Посмотреть на человека и увидеть его душу.
-А мне вот говорили, что душу нельзя увидеть, а если ее нельзя увидеть, то ее и нет, - высказывает свое мнение рациональный Сережа И., - но я думаю, разве у меня души нет? Есть! Ее можно почувствовать когда ты одинокий, а вот увидеть ее нельзя.
-Посмотрите, друзья, какое интересное мнение у Сережи. Давайте и его примем во внимание.
-А может Сережа прав,  - поддержала Даша Сережин аргумент, - она же невидима, а значит, ее невидно.
-Хорошо. Тогда попробуем с вами поискать душу, постараемся ее увидеть. Всмотритесь внимательно в эту картину. Всмотритесь в каждую деталь. Вглядитесь в этих людей. Можно ли увидеть их души?  Какие они? Обратите внимание на их глаза. Что вам могут сказать эти глаза?

-У мальчика белая и чистая душа. Он не жадный. Он добрый. Он хороший, - отвечают ребята.
-А как вы это узнали?
-А он какой-то светлый. Глаза у него очень добрые.
-Очень правильно подметили. Он сам очень светлый  и глаза у него  добрые. А что вы можете сказать о старушке?
-Она бедная.
-А что еще? Посмотрите в ее глаза, - прекрасно понимаю, что они словами еще не могут выразить то, что видят, а сердце их чувствует и отзывается состраданием.  Как это прекрасно. Необходимо дать навык видеть чужую боль и на эту боль откликаться, видеть чужую радость и на радость откликаться. Это основное базисное чувство – чувство любви, чувство сострадания и чувство сорадования. Но здесь может и открыться чувство благоговения перед святыней.  Ибо предстоя пред человеком, человек предстоит и пред святыней. Святыня в каждом человеке, каждый человек есть образ Божий. И этот образ должно увидеть, должно прозреть сердцем.
-У старушки, наверное, какое-то горе, у ней печальные глаза.
-Она чуть-чуть не плачет.
-А может быть у нее кто-то умер?
-Да ей нечего кушать. Она же милостыню просит, - это опять логичный Сережа И.

-Вы замечательно все подмечаете. А какие глаза у молодой женщины? – спрашиваю их и чувствую недоумение.
-Это картинку не всю напечатали. Глаз-то не видно.
-Нет, картину напечатали так, как нарисовал ее художник.
-А почему тогда у нее нет глаз? – уже меня спрашивают дети.
-Вот и подумайте, почему так художник нарисовал, что он хотел этим сказать?..
-А разве художник говорит, он же рисует, - немного неуклюже высказала свою мысль обычно молчаливая Юля.
-Он рисует и своим рисунком передает свое видение мира, свое отношение к миру. Вот когда вы рисуете, то можно увидеть и ваши мысли, то о чем вы думали, о чем радовались… А теперь посмотрим на часы. Время стремительно бежит вперед, и пора заканчивать наш урок, хотя мне очень жаль это делать. Послушайте домашнее задание: 1. Постарайтесь отгадать загадку художника: почему он скрыл глаза  молодой женщины? 2. Если вы будете видеть души людей, то вы сможете вовремя им помочь, сможете ответить на их радость и их печаль, на их горе и их ликование. Видя их нужду, вы сможете ответить помощью. Тогда в вас будут открываться человеческие качества, в вас будет рождаться Человек. Чаще, но незаметно всматривайтесь в душе близких людей. Старайтесь им помочь. Это сложное задание и я желаю вам успеха.

-Можно мне сказать, - неожиданно поднимает руку Саша, - я знаю какая у вас сейчас душа. Она радостная и серьезная!
-Спасибо тебе Саша, у меня действительно душа ликует, когда я с вами общаюсь. В добрый путь! Урок окончен…

Урок не заканчивается и будет иметь продолжение. Но временные рамки урока равны сорока минутам, а в течении года – всего двадцать четыре часа. Смешно и трагично –  сутки в год на познание своей родной православной  культуры, той культуры, к которой принадлежали Александр Невский и Дмитрий Донской, Андрей Рублев и В. Васнецов, Михайло Ломоносов и Николай Пирогов, св. преп. Сергий Радонежский и св. преп. Серафим Саровский, А.С Пушкин и Ф.М. Достоевский и множество, множество других. «Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях  живой  и таинственной целесообразности»(9). Поэтому-то культуру невозможно освоить посредством теоретизирования, подачи конкретных знаний. Она должна быть прожита и осмысленна сердцем. Ведь моя задача не в том, чтобы освоить теорию богословия, а в том, чтобы помочь детям увидеть мир другими глазами, глазами тех, кто верой и правдой служил Богу и родной земле, глазами тех, кто душу свою полагал за други своя, увидеть тех людей, о которых ничего не сказано в учебнике истории, встретиться с ними и удивиться их духовной красоте, мудрости, мужеству и силе, увидеть какими смыслами они жили и что для них было главным и важным. Но не только помочь увидеть, но и помочь встретиться сердцем. Для чего? Не только ради того, чтобы «ведали потомки православных земли родной минувшую судьбу», а для того, чтобы увидев, пережив, почувствовав эту невиданную красоту, пробудилось и их духовное начало, открылись их духовные очи и обрели они глубокое желание, чтобы  в их сердце ожила такая же красота, сила, мудрость, мужество, смысл, радость, любовь, чтобы в них осуществился  Ч Е Л О В Е К  - по образу Божьему созданный.

Вглядываюсь в лица детей, вглядываюсь в их глаза, глаза бездонные, глаза в которых сияет вечность и вновь задаюсь вопросом «как слово наше отзовется?».

6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии – Париж, 1934.
7. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: «Дом педагогики», 1996. – с.12.
8. Там же.
9. Ильин И. А.  Основы христианской культуры.// в кн. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., Искусство 1993. с. 306.
10. Репродукция картины И. Глазунова "Милостыня".


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру