Не все коту Масленица – настал и Великий пост

Программа факультатива для начальной школы «Русь святая в пословицах и поговорках»

Цели и задачи урока:

1) продолжить знакомство с понятием о посте;
2) рассказать о Великом посте;
3) познакомить с подготовительным периодом перед Великим постом;
4) познакомить с  евангельской историей о Закхее, притчами о Страшном Суде, о мытаре и фарисее;
5) способствовать развитию воздержания, терпения;
6) продолжить знакомство с обычаями на Руси;
7) способствовать формированию умения логически мыслить, делать выводы.

Оборудование:

1) репродукции картин Б. М. Кустодиева «Масленица» и «Балаганы»;
2) плакат «Лестница Великого поста».

Ход урока:

Учитель: Проверяет домашнее задание.

Вы хорошо поняли, как необходим человеку труд. Но часто бывает так, что к труду приходится себя принуждать. Бывало ли так с вами?

Дети: Отвечают на вопрос.

У.: Очень часто, каждый день нам приходится делать то, чего нам сейчас делать не очень хочется. Но, если мы будем стараться делать так, то вскоре привыкнем, и нам уже не будет так тяжело сесть за домашнее задание, когда хочется пойти погулять, а прогуляться чуть позже, когда домашнее задание выполнено и ничего не тяготит. То есть понемногу вы будете воспитывать себя. Так и стараясь соблюдать заповеди, люди становятся добрее, лучше, хотя сначала им может быть совсем не легко. Сегодня мы поговорим еще об одном способе самовоспитания. Вы о нем уже знаете. Запишите тему нашего урока.

Д.: Записывают тему.

У.: Вспомните, что такое пост.

Д.: Пост – это время, когда люди стараются воздерживаться от любимой пищи, телевизора и других развлечений.

У.: Правильно. Пост – это добровольное ограничение в еде, развлечениях. Вспомните, когда вы слишком много поели, появляется лень, тяжелеет голова. Тогда очень трудно молиться, не приходят хорошие мысли. А ведь во время поста христиане уделяют больше внимания молитве, посещению храма, добрым делам.

Итак, пост – это время воздержания. Давайте так и запишем.

Д.: Записывают.

У.: Что же такое воздержание, и зачем так необходимо ему учиться? Послушайте, как этот вопрос объяснил мальчику Митюше его отец.

— Что такое воздержание? — спросил Митюша отца своего, услышав, что он это слово упомянул в разговорах.

Отец радовался такому вопросу: хотя любезный его Митюша и хорош был, однако, имел за собою тот порок, что всегда был в неудовольствии и плакал, когда, бывало, что-нибудь по желанию его не исполнится.

А ведь это нередко бывает на свете, что мы желаемого не получаем. Или, имея у себя нечто приятное, внезапно его лишаемся. Для того от самой юности надобно приучаться к терпению. И Митюшин отец на вопрос его так отвечал:

— Воздержание, мой сын, есть то, когда ты сегодня и в шабашные часы на любимую свою деревянную лошадку не сядешь...

— Для чего это? — спросил печально Митя. — Ведь ты мне ее сам пожаловал, батюшка.

— Так, душа моя, — отвечал отец. — Я и не запрещаю тебе на нее садиться, а отдаю на волю, хочешь, сядешь, хочешь - нет.

Митюше вчера только подарили эту лошадку, и он так ее полюбил, что рад был во все  часы беспрестанно на ней ездить.

Митюша. Да к чему мне это послужит?

Отец. К тому, чтоб научиться самому над собой иметь власть и без труда отставать от любимой тебе вещи, когда того потребует нужда.

Митюша. Да в этом теперь никакой нужды нет.

Отец. Конечно, нет. Но когда придет нужда, тогда уже поздно будет.

Хочешь ли, я скажу тебе сказочку, из которой ты увидишь, как нужно приучать себя не подчиняться своим желаниям.

Митюша. Хочу, батюшка.

Отец. Одного ребенка глупая нянюшка кормила всегда сластями. И так привык он лакомиться, что, когда уже и вырос великонек, о том только и помышлял, как бы где наесться сладкого.

Тщетно старшая сестра увещевала его: не всегда можно будет кормиться сластями и советовала ему заранее от них отвыкать. Он же, напротив, не старался нимало себя воздерживать.

Напоследок отдан он был к одному господину в дом, где его строго содержали, и где лакомство было не в употреблении.

Что ж он делал? Покупал изюм, миндаль и конфеты, покуда все свои деньжонки издержал. Между тем алчность к лакомству все усиливалась...

И как денег у него больше уже не было, то сперва стал он продавать свое платье, а как и то все промотал, тогда... Я содрогаюсь рассказывать это! Обокрал он господина своего.

Но худое дело не может быть скрыто, рано или поздно оно выйдет наружу: узнали об этом. Пришлось бежать: этот молодой человек сел на корабль и отправился далеко — в Индию.

Хотел избегнуть он, таким образом, человеческого наказания, однако не мог избегнуть Божеского: корабль, на котором он поплыл, разбился о камень, и преступника поглотили волны.

Видите теперь, к чему может привести отсутствие воздержания? Задает вопросы по тексту (обратить внимание на то, почему молодой человек не мог воздерживаться, что ему надо было делать, чтобы не случилось беды, какой вывод мог сделать Митюша из рассказа отца).

Д.: Отвечают на вопросы.

У.: Вспомните теперь, Кто нам показал пример поста?

Д.: Спаситель, когда постился в пустыне.

У.: Когда Господь Иисус Христос готовился к исполнению того великого дела, ради которого пришел на землю, Он сорок дней и сорок ночей был в дикой пустыне, где совсем ничего не ел и не пил. В память об этом посте Спасителя Великий пост, наступающий со следующей недели, длится тоже сорок дней. Кто-нибудь знает, к какому празднику он готовит?

Д.: К Пасхе.

У.: Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с постом. Пост – это, главным образом, духовное путешествие, а цель его – Пасха, Праздник из Праздников. Давайте запишем это, чтобы у нас была поддержка во время поста.

Д.: Записывают «Пасха – Праздник из Праздников».

У.: Задолго до начала самого поста, Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период. К посту Церковь готовит нас приготовительными неделями. Задолго до начала поста она обращает наше внимание на его важность и призывает к размышлениям о его значении. Это приготовление продолжается в течение пяти недель, предшествующих посту (на доске висит плакат «Лестница Великого поста»; учитель предлагает детям перерисовать эту лестницу в тетради поэтапно):

1. «Неделя о Закхее» (один из учеников, получивший опережающее задание, рассказывает историю Закхея).
2. Смирение или «Неделя о мытаре и фарисее» (один из учеников рассказывает притчу).
3. «Неделя о блудном сыне» (вспоминают притчу).
4. «Неделя о страшном суде». В эту неделю Церковь предписывает частичный пост – воздержание от мяса. Учитель рассказывает притчу о Страшном Суде.
5. Прощение («Неделя сыропустная»): в жизни мы называем эту неделю – масленица. Это последняя неделя перед Великим постом. На Руси масленица празднуется с размахом. Гуляния длились неделю. Много веселых шуток, прибауток, песен, пословиц связано с этими днями.

Предлагает детям записать в тетради пословицы и поговорки: «Без блина не масляна», «На горах поваляться, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица» и др.

Но «не все коту масленица, настал и Великий Пост». Этот пост самый продолжительный. Мы должны начать Великий пост с чистой и примиренной душой. Поэтому последнее воскресение перед постом называется Прощеным. Это необычное воскресение. В этот день в Евангелии читается о необходимости прощать ближним. Ведь если мы не простим им, то и Бог не простит нас. Поэтому перед тем, как в пост просить Господа простить нас, мы сами сначала прощаем и просим прощения. В этот день все стараются попросить прощения у родителей, друзей и всех знакомых, чтобы без обид, со спокойной душой начать пост.

Отношения с каждым человеком должны начаться заново, возродиться, лишиться зависти, неприязни, недоброжелательства. Мы не должны на душе держать зла ни на кого. Пост – это освобождение от гнева.

Итак, о каком посте мы говорили сегодня? Сколько он продолжается? Почему? К какому празднику готовит пост? Как готовит к посту Церковь? Почему пост называется временем воздержания? Отвечают на вопросы.

У.: Обратите внимание на то, что, заботясь о нас, Церковь постепенно учит людей воздержанию. Сначала она требует отказа только от мясной пищи, а так же приучает к мысли о том, что предстоит пост. Любому воздержанию надо учиться постепенно, поэтому начинать нужно как можно раньше, чтобы было легче. Поэтому в нашем сегодняшнем рассказе отец и предлагал Митюше начинать учиться воздержанию. Пост для этого – самое подходящее время.

Конечно пост – нелегкое время, но Господь, Сам терпевший в пустыне может укрепить Своих людей и помочь им, если искренне просить помощи.

Домашнее задание:

Написать, как можно учиться воздержанию в течение дня.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру