Как делать книгу

Как делать книгу

Уроки по культуре работы с книгой

Урок 19. Тема: "Иллюстрация"

Цель: подвести учащихся к пониманию иллюстрированной книги как объемного произведения искусства.

Оборудование урока: для учащихся - листы белой бумаги, цветные карандаши, графитный карандаш, рабочая тетрадь; для учителя - детские книжки с красочными иллюстрациями.

Методические рекомендации: я предлагаю для занятия выбрать иллюстрации художника И. Я. Билибина. Его книжки были первыми - красивыми и дешевыми. Для начала дать определение слову "иллюстрация". Затем рассказать, для чего нужны иллюстрации. В конце урока предложить детям нарисовать какую-нибудь сказку в своих альбомах. Это будет итогом данного урока.

Информация для учителя. "Иллюстрация" - от латинского слова illustratij – освещение, наглядное изображение – вид книжной графики, ее основа. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. Такие книги были очень дорогими и редкими.

Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком смысле иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги.

Есть художники-иллюстраторы. Они занимаются художественным  оформлением книг. Для чего? Какую книгу нам интереснее читать, с иллюстрациями или без них? Для маленького ребенка иллюстрация - сама сказка. Читать он не умеет, а по рисункам может понять, о чем книга.

Художник-иллюстратор должен в своем рисунке показать то, что написано в книге. Для этого художник должен очень много знать. Что именно? Чтобы сделать иллюстрации к сказкам русских писателей или русского народа, художник изучает русский быт, архитектуру, костюм, обычаи и шрифты. Если сказка английских писателей, то нужно знать нашему художнику английский быт, нравы, архитектуру, костюмы.

А где художник может узнать все это? В музеях, в библиотеках, в поездках по стране. Только после этого художник принимается за работу. Труд иллюстратора очень кропотлив. Ведь не каждый рисунок будет хорошо смотреться в книге. Нужно, чтобы он был не живописной картинкой (как в музее), а четким графическим рисунком. Краски должны быть чистыми, красивыми. Много дней пройдет за работой, после чего художник делает макет книги и относит его в редакцию.

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов - Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой Билибин увидел картину В. Васнецова "Богатыри". Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник, неожиданно, проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству.

Летом этого же года Билибин уехал в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении ожили впечатления от недавней выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начал иллюстрироватъ русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", "Царевна-лягушка", "Марья Моревна", "Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке", "Перышко Финиста Ясна-Сокола", "Василиса Прекрасная". Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Билибин создал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись.

Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке "Василиса Прекрасная" иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) - мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный, полуфантастический мир.

Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.

Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом "Мир искусства" способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской  губерниям по заданию этнографического отдела общества "Мир искусства". Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника.

Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905—1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова "Сказка о золотом петушке" и "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

Первой И. Билибин иллюстрировал "Сказку о царе Салтане". Вот первая страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. По XVII век по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии. А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Заключительная сцена пира: перед нами царские палаты, в центре стоит стол, покрытый вышитой скатертью. За столом сидит вся царская семья.

"Сказка о золотом петушке" наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке.

Пушкинские сказки имели огромный успех. Русский музей Александра III купил иллюстрации к "Сказке о царе Салтане", а весь иллюстрированный цикл "Сказки о золотом петушке" приобрела Третьяковская галерея.

Урок 20. Тема: "Древнерусская книга"

Цель:закрепить в памяти детей все, что они изучили на предыдущих уроках в активных игровых формах.

Оборудование урока: для учащихся: рабочая тетрадь, графитный карандаш; для учителя - кроссворд, загадка-путаница, книги с миниатюрами и орнаментами и разными шрифтами.

Методические рекомендации: записать тему в тетрадь. И провести урок в форме викторины. Разделить детей на команды. Одни будут задавать вопросы, а другие искать правильный ответ (можно использовать свои тетради).

Когда и благодаря кому появилась письменность на Руси?  На чем писали в древней Руси? Чем писали? Кто украшал книгу миниатюрами и орнаментами? Каким шрифтом писали русские книги? Знали ли богатыри письменность?

Под конец урока раздать детям кроссворды, чтобы они вписали слова, только что прозвучавшие на уроке и прочитать загадку-путаницу. Перед викториной хорошо было бы , чтобы дети записали следующие древние слова: В старину говорили, что от списывания книг "трое благо получишь: первое - от своих трудов питаешься, второе - праздного беса изгоняешь, третье - с Богом беседовать научишься".

Информация для учителя. Из столетия в столетие книги переписывались вручную. С самого начала возникновения славянской письменности создание книги, содержащей священные тексты, понималось как особое искусство. Существовали профессионалы, готовившие материал для письма, чернила и краски, переплеты. Над книгой трудились писцы-каллиграфы, художники, ювелиры. Рукописи ценились очень дорого. В них сосредоточена и божественная и человеческая премудрость. В книги вкладывали очень много труда и дорогостоящих материалов:

• хорошо выделанный пергамен
• золото
• дорогие византийские краски
• доски, которые служили рукописям переплетами
• переплеты помещали в дорогие оклады.

Книга была произведением искусства. Создавались книги по заказу князя, богатого купца или Церкви. Преобладающим материалом для книг до XV века служил пергамен - тонко выделанная кожа молодых животных. Пергамен привозили из Византии, но скоро русские мастера овладели техникой его изготовления. Одно из названий пергамена на Руси "харатья" - мех, кожа. Говорили: "харатейное письмо", т. е. на пергамене. Иногда пергамен назывался по тому животному, из которого был изготовлен пергамен – "телятина". Кроме кож телят на пергамен шли бараньи и козьи шкуры. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета. В западноевропейских - белый и черный. В некоторых греческих - голубой и пурпурный.

Для изготовления пергамена кожу промывали, держали в специальном растворе, очищали, растягивали, счищали мелом жир, гладили пемзой, выстругивали ножом, шлифовали опять пемзой. Из одной шкуры получалось 7-8 листов. Выделка пергамена, особенно тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Пергамен привозили из Византии, а в Новгород привозили из западных стран. Вследствие дороговизны пергамена, его употребляли иногда дважды. Для смывания чернил использовали молочную кислоту или соскабливали первоначальную запись (палимпсест). Когда листы были готовы, их складывали вдвое и размечали по линейке. При помощи шила или циркуля делали проколы на краях листа. По проколам прочерчивали острым инструментом линии.

Четыре больших листа складывали пополам, получалось восемь листов - тетрадь. Это было унаследовано от греков.

Тетради нумеровались буквами. Буква стояла только на первой странице тетради. Страницы не обозначались. Текст записывался сплошной строкой, без разделения на слова. Ровный почерк ранних кириллических рукописей называется "устав".

Писец писал по одной линейке, выдерживая высоту букв. В качестве орудия письма использовали гусиные перья, отточенные ножиком. Ошибки вычищали ножиком, губкой, пемзой. Чернила делали из смеси чернильных орешков, железных опилок и вишневого клея. Варили их на квасе или меду.

Миниатюры и орнаменты выполняли яркими и сочными красками, сделанными из минеральных и органических красителей. Для заголовков и различных указаний употреблялась красная краска. Редкую и дорогую пурпурную краску привозили из Византии. Добывали из желез морского моллюска. Этот цвет - символ императорского дома. С 470 года эти чернила употреблялись только императорами для подписей указов. Для других целей использовали сурик (на основе свинца), киноварь (на основе ртути). Для особенно роскошных рукописей употреблялось листовое или твореное золото и серебро. Драгоценный металл, раскатанный в тонкую фольгу, накладывался на буквы, написанные клейким веществом. Твореное - растертое в порошок, на основе которого делалась краска. Серебро применялось редко.

Процесс создания писцом книги изображается в самих рукописях. По традиции в Евангелии было принято помещать миниатюры четырех евангелистов, записывающих священный текст. Они изображались сидящими рядом с небольшим столиком, под ногами у них стояла скамеечка, а на коленях они держали лист или свиток.

Согласно античной традиции именно на колене писцы писали книги. Столик служил подставкой для письменных принадлежностей: чернильниц, небольших сосудов для красок и сухих красок в кусках, раскладывались циркуль, ножи, пенал, губки, песочницы с перьями, кисти. На высоком пюпитре изображался лист, с которого писец мог переписывать текст. В корзине помещались свернутые и перевязанные свитки. Такое обилие письменных принадлежностей встречается на византийских миниатюрах и ранних славянских рукописей. Когда весь текст был переписан, мастер собирал двойные листы в тетради, а тетради сшивал в книгу и переплетал. Доски снаружи обтягивались кожей или дорогой материей. Кожа украшалась тиснением, иногда ее золотили. С XIII века в тиснении появляются широко распространенные в Византии мотивы: крупная косая клетка, клейма сердцевидные или изображения зверей, крестиков, звездочек. Сверху накладывали угольники и средники - металлические пластины из золота, серебра, бронзы или меди, с нанесенной на них чеканкой, резьбой, тиснением, эмалью.

В переплете употреблялись "жуковины" - гвозди с фигурными шляпками, застежки - два кожаных ремешка с небольшими медными крючками и петлями. Это для того, чтобы переплет не терял форму.

В самих рукописях делались записи, напоминающие читателям закрывать книгу: "а который поп или дьякон чтет, а не застегает всих застежек , буди проклят".

Украшались не только переплеты, но и сам текст. В заглавиях употреблялось специальное декоративное письмо, называющееся "вязью". Строка имела вид орнамента. Система вязи сложилась в Византии позже возникновения славянской письменности и книжной культуры. В России только к концу XIV века.

Декоративное оформление книги включает в себя инициалы (буквицы), заставки, миниатюры, концовки. Рисованные заставки в начале книги или главы - это узор, заключенный в рамку. Украшенная большая буква - инициал. Отдельные иллюстрации - миниатюры. Украшенная рукопись имеет переплет и орнамент. Лицевая рукопись имеет миниатюры.

Искусство оформления книги пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Все элементы книги были подчинены внутренней логике: формат, один или два столбца, цветовое решение, соотношение высоты и ширины буквы, площадь заставок и инициалов. Рукописный текст должен был радовать читателя. Был определенный строй оформления рукописи:

• инициал для обозначения частей книги,
• красная строка, чтобы выделить необходимые места,
• заставка для разграничения разделов текста.

Для украшения рукописных страниц употреблялись золото, сурик, киноварь, ярь, празелень, лазорь, голубец. В инициалах и заставках изображались орнаментальные мотивы, небольшие сценки. В первых рукописях основными орнаментальными мотивами были плетенки из лент, круги, квадраты, кресты. Позднее господствовал изящный и богатый византийский стиль. Преобладающее значение имела не линия, а цветовое пятно. Яркие сочные краски, наложенные на золотой фон, создавали праздничное настроение. Употреблялись мотивы орнамента: геометрический, плетеный с элементами арабески (арабский орнамент), растительный (извивающийся расцветающий побег трилистника).

Византийский стиль характеризуется строгой очерченностью заставок и рамок. Они состоят из основных архитектурных мотивов поздней античности: прямоугольников, арок, кругов, треугольников. Два типа заставок - малые и большие. Малые вошли в рукописные украшения из каллиграфии позднего античного периода и состояли из простейших природных и геометрических мотивов: волнистой травки, змейки, полукружия, уголков, черточек. Большие возникли в Византии и употреблялись для украшения главных разделов рукописей, В роскошных рукописях заставки имели хорошо очерченную раму, расчлененную внутри, иногда помещающуюся на колонки. Заставку заполнял золотой фон, расписанный стилизованными зелеными побегами с белыми, голубыми и розовыми цветами. На верху рамки помещали изысканные и тонкие изображения животных.

Византийский инициал подобен заставке: четко очерченный контур, заполненный геометрическими, растительными и плетеными мотивами. Очень часто представлены реальные изображения растений, животных и человека.

Переплет

Переплетом для книги служили деревянные доски - крышки. Доски обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки. Иногда на тисненую кожу наносили позолоту. Чтобы изображение не стиралось, в крышки вставляли выпуклые медные кружки – "жуковины". Кроме того, переплет иногда украшали "наугольниками" и "средником" - металлическими пластинами в центре и на углах досок. Каждая книга имела медные, реже - серебряные застежки, или шпеньки, на которые накидывались ременные петли. Дорогие переплеты отличались от других тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом или другой дорогой тканью. Обрез страниц книги золотили и оттискивали, на нём чеканили изображения виноградных гроздьев, цветов и листьев. Драгоценный переплет представлял собой отделанный самоцветами массивный серебряный оклад, закрепленный на крышках переплета. Подобные переплеты изготовлялись по заказу государей, крупнейших деятелей Церкви и представителей высшей аристократии, поскольку стоили они очень дорого.

Урок 21. Тема: "Как делать книгу"

Дети 3-4 классов в том возрасте, когда им нравится делать что-то своими руками: лепить, шить, рисовать, клеить. Поэтому я использую все виды ручной деятельности в своих занятиях. Нужно провести 3-4 урока рисования на протяжении всего учебного года, чтобы дети нарисовали орнаменты, заставки, миниатюры, буквицы на согнутых пополам чертежных листах, из которых потом сошьют "тетради", а уже из "тетрадей" сошьют книгу, сделают переплет и украсят книгу золотыми или серебряными "снежинками".

Без этой творческой работы наши занятия были бы "сухими". Дети знают, что их книги останутся в школьном музее как память о них.

Оборудование урока: 30 листов чертежной бумаги. 2 листа остаются на форзац. 2 листа на титульный лист и концовку. Остальные листы согнуть пополам. 2 картонки для "крышек" книги, размером с согнутый лист (только обязательно на 5 мм выше и на 5 мм шире). На шести листах, согнутых пополам, со стороны внешнего сгиба провести карандашом вертикальные линии (с обеих внешних сторон). Эти поля будут склеены с другими листами. Ширина полей 1 - 1,5 см. Плотная ткань, которой можно будет покрыть картонки (переплет). Бархат, лен, портьерную ткань, парчу, плотный ситец. Нужны будут клей "ПВА" и "Момент", несколько игл , ножницы, белые нитки, 3 отрезка в 15 см белой тесьмы.

Методические рекомендации: раздать детям по одному согнутому листу для рисования миниатюр, заставок, буквиц, орнамента. Рисовать только на двух листах (страницах), остальные оставить для докладов. Так надо провести три-четыре урока, пока листы не будут заполнены рисунками.

Можно провести один-два урока для написания докладов. Вы раздаете книги по теме, доступные детям. Доклад - это короткое изложение прочитанного.

Когда рисунки и доклады будут готовы, можно шить книгу. Возьмите 2 листа, оставленные для титула и концовки, согните их так же пополам и проведите вертикальную линию вдоль согнутого края (с обеих сторон). Теперь надо взять все листы с полями и в каждый вложить по два листа с рисунками. Три листа хорошо прошиваются иглой. Получилась "тетрадь". Все "тетради" положить друг на друга и по "ребрам" провести карандашом шесть линий (по сгибам). Интервал в 2 см  повторяется трижды. В середине и по краям.

Должно получиться так: в центре и по краям  ограничены карандашными точками три отрезка по 2 см.

Внимание! Лист, оставленный без рисунка, лежит на "стопке" тетрадей первым. На нем кто-нибудь из детей напишет название книги (титульный лист). Внутри этого листа лежат два листа с рисунками. Прошить каждую тетрадь надо белыми нитками так, чтобы с внешней стороны получилось по три маленьких отрезка (2см), прошитых ниткой 3-4 раза. Все должно быть крепко.

Когда дети сошьют тетради, можно будет их соединить тесьмой, с помощью иголки протащить тесьму сквозь все  тетради так, чтобы "хвостки" остались с обеих сторон книжного блока. Чтобы тетради держались крепко, надо проклеить между тетрадями по очерченным полям и оставить до высыхания. Клей "ПВА".

Взять кусок ткани и положить его на стол. Картонки положить так, чтобы в середине осталось место для книжного блока. И положить клей "ПВА" на края картонок (кроме середины). Завернуть ткань верхней части материала и погладить пальцами, чтобы приклеилось, Предварительно вырезав маленькие квадратики по углам.

Теперь нижний край приклеить к картонкам. Когда нижний и верхний края приклеили, то можно и боковые стороны делать. А сами углы завернуть и приклеить клеем "Момент".

Книжный блок приклеился, переплет готов, можно приступать к их соединению. Положите книгу, толщиной с книжный блок под левую картонку.

А книжный блок лежит на правой картонке. Приблизьте левую картонку к книжному блоку и приклейте тесемочки к картонке.

Дайте чуть подсохнуть и положите  на картонку и блок чистый большой лист, предварительно положив клей "ПВА" на поле книжного блока и на картонку. Форзац приклеился. Теперь сделать то же с правой половиной.

У вас получилась книга, которую можно украсить. Корешок книги можно обклеить клеем "Момент" кожей или заменителем. Из золотой или серебряной бумаги сделать уголки или круг, или квадрат для центра в виде снежинок. Можно украсить блестками или бисером, или "каменьями".

Книги для детей и педагога:

1. Брукфильд К. Письменность.– М.: Слово, 2001.– 64 с.
2. Гуссман Г. О Книге.– М.: Книга, 1982.– 112 с.
3. Мазок И.Н. Переплести книгу может каждый.– М.: Книга, 1970.– 90 с.
4. Павлов И. Про твою книгу.– Л.: Гет. лит., 1991.– 113 с.
5. Павлов И.П Ручной переплет.– М.: Высш. школа, 1993.– 158 с.
6. Глухов А.Г. Мировая художественная культура. У очага русской письменности от Ярослава Мудрого до Андрея Боголюбского. Вып. 1.– М.: Международный союз книголюбов, 2001.– 158 с.
7. Материалы и техника византийской рукописной книги.– М.: ИНДРИК, 2003.– 320 с.,
8. Иван Билибин. По материалам собрания Е.П. Климова.– М.: Терра, 1999.– 256 с.
9. Кудрявцева Л. Художники детской книги.– М.: Академия, 1998.– 205 с.
10. Малов В. Книга.– М.: Слово, 2002.– 48 с.
11. Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей.– М.: Роман-газета, 1994.– 253 с.
12. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре.– М.: Владос, 1995.– 272 с.


 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру