Концепция системы воспитательной работы классного руководителя

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях.  Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Я стала классным руководителем 5 "Б" класса (ныне 6 "Б") в 2003 году (второй год являюсь наставником данного класса). Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как начинающему классному руководителю, необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика.

За полтора года педагогической деятельности осознала ту остроту ситуации, которая сложилась в современном обществе и школе. Красота, милосердие, искренность, чувствительность… Как не достает этих качеств в обществе и, несомненно, в образовании. Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Получают выпускники аттестаты зрелости, а души у многих так и остались в эмбриональном состоянии, чувственно-образное восприятие мира не развито. Чем это оборачивается для последующих поколений, ясно всем.  Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика "думать хорошо", поступать хорошо, т.е. нравственно. Вывожу не первый план воспитывающую роль школы, ничуть не умаляя ее образовательной функции. Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика.  "От гармонии воспитания к осознанной нравственности к гармонически развитой личности".

6 "Б" класс – общеобразовательный класс. Обучается в нем 29 человек: 15 девочек и 14 мальчиков. Большинство ребят 1992 года рождения (17 чел), есть учащиеся 1993 года рождения (11 чел), 1 ученица 1994 года рождения (Потапова Ю).  Коллектив формировался с 1-го класса, основной его состав сохранился до сих пор (24 человека). Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе.

Класс работоспособный (принимает активное участие в уборке парка, классного кабинета…),  интересуется общественными делами и с удовольствием их  выполняют (сбор материала о выпускниках школы, изготовление поздравительных открыток для ветеранов, оформление классного уголка, участие в выставках и др).

Успеваемость в учебе хорошая: 14 человек учатся на "4" и "5", 8 человек имеют "3" по одному предмету ("резерв"). Слабо учатся Андрей К., Андрей Л. (дети из неблагополучных семей). Возможности учащихся реализованы не полностью, поэтому в этом направлении необходимо работать.

При составлении таблицы интересов, занятости учащихся во внеурочное время выяснилось, что 5 человек занимаются в  музыкальной  школе, 4 – в спортивной школе, 3 – в танцевальном кружке, 4 – в кружках ЦДДиТ.

В классе реально действуют органы самоуправления (Игнатова О., Арламова У., Акыева А являются активом класса),  ребята со всей ответственностью относятся к своей "должности", однако руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя. Яркого лидера в классе нет. Можно выделить группу учащихся (7 девочек и 5 мальчиков), которые обычно выбираются лидерами в микрогруппах. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся сформировали общественное мнение в классе: "Каждое дело творчески, а иначе зачем? Каждое дело для людей, а иначе зачем? Каждое дело с пользой, а иначе зачем?"  Совершенно равнодушных к делам класса и школы тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Учащиеся любят проводить вместе время и в школе ("Огоньки") и вне ее (походы, экскурсии); стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

При медицинском осмотре всего 7 детей были признаны практически здоровыми. Большинство ребят имеют ослабленное здоровье: 2 человека с заболеванием сердечно-сосудистой системы, 5 – сколиоз, 6 – слабое  зрение, 4 – желудочно-кишечные заболевания, 5 – хронические заболевания внутренних органов.

Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере (по результатам анкетирования). Есть ребята из многодетных семей: Ерюшевы (трое детей), Семеновы (трое детей). Учатся ребята и из неполных семей: Ибрянова В., Холмов А (отец умер), Кодас О., Королев В., Максимова М., Турушина Н (по причине развода родителей). Домино Алена опекаемый ребенок (мама умерла в 2003 году, папа лишен родительских прав, а воспитанием занимается двоюродная бабушка Смирнова Н.Я.)

Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (Игнатова М.Я., Акыева С.А.). Но половина родителей предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе. Разнообразен социально-профессиональный состав семей: военнослужащие – 5, учителя – 4, руководители предприятий – 8, продавцы – 6, рабочие – 15, домохозяйки – 6.

Родители систематически посещают родительские собрания (численность не менее 25 человек), причем часто приходят вдвоем: папа и мама.

Основой воспитательной системы класса является краеведческая деятельность, направленная на познание истории родного края, жизни ветеранов Великой Отечественной войны Печорского района. Системообразующей воспитательной системы является нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении. Это и работа внутри школы:

• Патриотические классные часы с приглашением одного из участников ВОВ, который подробно рассказывает про свою "фронтовую" судьбу, показывает фотографии военных лет (1 раз в четверть)

• Вечера-встречи с участниками ВОВ, ветеранами военных действий,  городским хором ветеранов войны и труда (учащиеся сами организуют концертную программу, разносят приглашения на вечер, готовят памятные подарки…). Эти встречи позволяют познакомиться с людьми, у которых за плечами подвиги в годы ВОВ. Это люди, чья жизнь служит достойным примером для других. Личные встречи с ними – прекрасные уроки жизни. Такие вечера и встречи являются одним из источников обогащения духовного мира учащихся и несомненно способствуют обогащению у школьников нравственного сознания и поведения

• Операция "Поиск", в которой участвуют все учащиеся класса  (ребята собирают биографические сведения о ветеранах, выпускниках школы, фото, воспоминания: оформляют собранный материал в виде "Памятного альбома". Собран богатый материал по истории родного края. Оформлен  стенд "Они сражались за родину")

Это и деятельность за пределами школы:

• Уход за братским кладбищем
• Трудовой десант "Помощь ветеранам" (работы на приусадебном участке в летнее время)
Многообразны формы общения и взаимодействия школьников с людьми старшего поколения, которые используются в воспитательной системе данного класса, позволяют детям понять и усвоить социально одобряемые нормы поведения и жизни в городе. С помощью такого взаимодействия осуществляется преемственность поколений, передача накопленного жизненного опыта от старших младшим. В данном классе сохранилась система формального детского объединения по интересам (подобие пионерской организации, где дети могут развивать свои творческие способности, самоутвердиться, сформировать систему ценностей, которая позволит реализовать себя в обществе).

Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:

• Посещение семей
• Родительские лектории, собрания
• Совместные туристические походы, поездки в театр, музеи (область)
• Организации классных вечеров отдыха с приглашение родителей

При этом главной задачей является воспитание чувства чести рода, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.

Обращается внимание на материальную и духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одной из главных педагогических задач является раскрытие особенностей  русского характера – высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости:

• Посещение Псковского академического театра
• Экскурсия в Псково-Печерский монастырь
• Поездка в музей г.Санкт-Петербурга
• Цикл бесед "Красота – это здоровье"
• Классный час "Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля"
• Участие в выставках "Природа и фантазия", "Сбережем зеленую ель"


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру