Трудно быть человеком

Трудно быть человеком

Классный час для учащихся 3 класса

Цели:
1. Раскрыть мысль о том, что речь может воздействовать на чувства людей.
2. Вспомнить, что дети знают о вежливости.
3. Учить детей употреблять различные формы вежливых слов.
4. Воспитывать уважение к старшим, своим одноклассникам, любовь к                          школе.

Форма: утренник.

Оборудование: Магнитофон, записи мелодий песен и частушек, ширма,   настольная лампа и фигурки героев для теневого театра, диадемы с изображением ежа, овечки, утки, оленя, зайца, медведей для сценки, карточки с вежливыми словами, рисунки детей на тему: "Доброта и вежливость", мульт. герой -  Кот Леопольд.

Ход занятия:

1. Сообщение темы и целей занятия. Тему нашего классного часа вы определите сами. Послушайте внимательно рассказ Сухомлинского и найдите предложение в тексте, которым можно озаглавить рассказ. (Приложение №1)

Пока вы только дети. Много славных дел ждет вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

2. Основная часть. Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.

Понять и исполнить желание другого –
Одно удовольствие, честное слово.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?

Очень многое в жизни начинается с улыбки. Звучит песня "Улыбка".

А знаете ли вы, что значит быть вежливым?… Давайте проверим … мальчиков.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И, ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будите с товарищем
Трещать, как две сороки.

И, ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?

Может строишь ракету?
 Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому!
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.

И, ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.

И, ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание
Часы на ожидание!

И, ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Знал одного мальчишку я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик.
И, право, очень мил.
Отняв у младших мячик,
"Спасибо!" - говорил.

Нет, ежели вы вежливы.
То вы благодарите.
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
 
А что о вежливости знают девочки?

Слушай хорошенько,-
Кукле я сказала.-
Полно наряжаться!
Это баловство.
Ты уже большою
Девочкою стала.

А еще не знаешь
Ровно ничего
"Здравствуйте" при встрече
Взрослым говорят.
За подарки, помощь
Всех благодарят.

Старикам в автобусе
Место уступают.
Вежливые дети
Все так поступают.

Будь и ты такою.
И тебя тотчас
Попрошу зачислить
В 3 класс.

Для того, чтобы стать вежливыми, вы должны знать "волшебные" слова, от которых становится теплее, радостнее. Давайте проверим, как вы их знаете. (Игра "Доскажи словечко")

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
-Настя – славная девчонка.
Настя ходит в 3 класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова… (здравствуйте)
А слово – то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово – то какое –
Очень дорогое!

Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы… (спасибо)
А слово – то какое –
очень дорогое!

Да, вежливых слов много. И нужно точно знать, в какой ситуации можно использовать те или иные словесные формулы. Вот послушайте стихотворение А. Л. Барто, которое расскажет нам…

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут…а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: "Добрый день!"
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае "здорово!"
Он вместо "здравствуй" говорит.
А вместо слова "до свидания"
Не говорит он ничего.
Иль заявляет на прощание:
"Ну, я пошел… Пока! Всего!"

Какие слова приветствия и прощания вы употребляете в своей речи? Кого можно приветствовать словом "Привет!" ("Здорово!"), а при прощании сказать "Пока!"?

Но даже если мы знаем вежливые слова, очень трудно научиться употреблять их в жизненных ситуациях. Вот послушайте историю, которую расскажет нам…

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,
Только книжку подержала,
Только с книжкой убежала
И сказала: "Не отдам!"

Дам ей книжку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: "Играть давай!"

Да, очень трудно иногда признавать свои собственные ошибки. Такое под силу только справедливому человеку. И эти истории тому подтверждение.

Попал я в дедушку мячом
И закричал: "А я причем?"
Но, досчитав до 30,
Сказал: "Ну, дедушка, прости."

Пошел я гулять
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…

Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
"Простите меня", -
Я шепчу виновато.
-Ступай, -
Улыбнулась. –
Прощаю пока. -
И ухо мое отпустила рука.

"Простите"…Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.

Как вы думаете, всегда ли человека, который знает все - все вежливые слова, можно назвать воспитанным? Послушайте стихотворение. Чтобы вы ответили на вопрос…

Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
- Извините.
Я ошибку признаю.

На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
-Извините,
Я немного опоздал.

-Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков.
-Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов.

Мы поспорили с подругой:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
Дайте нам такой ответ!

 

Да, вежливым быть совсем непросто. Вот послушайте стихотворение, которое называется "Вежливое слово".

Ведущий:

Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В 3 часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже Ежик пожилой
Притащился чуть живой…

Кассир:

- Проходите, Ежик, Ежик!
Вам билет в каком ряду?

Ежик:

- Мне поближе: плохо вижу,
Вот спасибо, ну пойду.

Ведущий:
Говорит овечка:

Овечка:

- Мне одно местечко!
Вот мое Благодарю – доброе словечко.

Ведущий:
Утка!

Утка:
-Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

Ведущий:
И достала Утка "Доброе утро".
А Олень?

Олень:

-Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке дайте лучшие места,
Вот мое "Пожалуйста"!

Ведущий:

И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…

Медведь:
- Касса, выдай мне билет!

Кассир:
Ваше вежливое слово?

Медведь:
У меня такого нет!

Кассир:
- Ах у вас такого нет!
- Не получите билет!

Медведь:
Мне билет!

Кассир:
Нет и нет!
Не стучите, не кричите,
До свидания, привет!

Ведущий:
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал
И ушел он со слезами,
И ушел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула, и стряхнула,
И чихнула, и вздохнула.

Медведица:
- Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь, Позволь…
Их давно уж съела моль!
Бедные Пожалуйста,
Что от них осталося?…

Ведущий:
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот ужу второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…

Медвежонок:
- До свидания! Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!

Ведущий:
И кассир дает билеты –
не один, а целых три!

Медвежонок:
С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять!

Ведущий:
И кассир дает билеты –
Не один, а целых пять!

Медвежонок:
Поздравляю с днем рождения!
Приглашаю вас к себе!

Ведущий:
И кассир от восхищения
Постоял на голове.
И кассиру все под силу,
Очень хочется запеть:

Кассир:
Очень, очень, очень, очень,
Очень вежливый медведь!

Медвежонок:
Благодарен! Извиняюсь!

Кассир:
Славный парень!

Медвежонок:
Я стараюсь!

Кассир:
Вот какая умница!

Ведущий:
Вот идет Медведица.
И она волнуется,
И от счастья светится!

Кассир:
- Здравствуйте, Медведица,
Знаете, Медведица.
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!

Медведица:
Почему не верится?
Мой сыночек молодец!

Все (хором):
До свидания!
Конец!
 
Вежливость не только открывает двери в театр. Иногда она спасает даже жизнь. Вот послушайте мексиканскую сказку "Вежливый кролик". (теневой театр, приложение № 2).

Волшебное доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть у вас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не было стыдно ни вам, ни вашим родителям, ни вашим друзьям. Вот послушайте частушки.

1.Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны.
Запеваете, не зевайте,
Выходите, плясуны.

2. Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла.
И под музыку запела
про знакомые дела.

3. Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тетя Сима.
Я вам вовсе не батрак.

4. В поезд входят три юнната:
"Ух, народу сколько тут!"
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут."

5. Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.

6. А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

7. Витя очень умный парень,
Может все он смастерить,
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить.

8. Мы веселые частушки
Вам исполнили сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И о кое ком из вас.

Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку. И тогда ребята постарше и посильнее начинают бить слабых.

Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
запомни, драчун- забияка,
Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злиться, – стыдиться!

Вы любите отгадывать загадки?… Тогда слушайте:
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?… (Буратино). (под  музыку входят Буратино и Мальвина)

Мальвина:   Здравствуй, Буратино!

Буратино:   Здравствуй, Мальвина!

Мальвина:   Что же, ты невеселый такой сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Буратино:   Плохо справился я с заданием.

Мальвина:   Почему?

Буратино:   Потому что не умею я себя сдерживать.

Мальвина:   А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой разговаривать, когда ты такой сердитый.

Буратино:   Вот еще! Кто не хочет, пусть не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина:   Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино:   Что значит – каким тоном? Обыкновенным.

Мальвина:   Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (мнение ребят) Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но. к сожалению, и со взрослыми.

Буратино:   Не было такого, не было, не было…

Мальвина:   Но вот, опять ты за свое. А когда ты говорил Папе Карло: "Хочу мороженое, хочу мороженое" – или "Хочу в школу" – разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Буратино:   Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну как посадка прошла?" Он обиделся почему- то и ушел. А что я  плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, и я, чтобы утешить его, спел: "Клякса – вакса – гуталин, на носу горячий блин!" Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята. (мнение ребят)

Мальвина:   Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино:   Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно. что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. а, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей.

Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина:   Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Запомните это. (уходят под музыку)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. Все это вы изобразили в своих рисунках. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо! Извините!
Позвольте! Разрешите!
Я вас благодарю!

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого то беда.
рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив,
Что день не напрасно был прожит.
Что годы живешь ты не зря!

Кто это? (Кот Леопольд)
Послушайте его песенку.( "Если добрый ты"). Чему она вас учит?

3. Подведение итогов

Наш классный час подошел к концу. О чем мы говорили? Помните, что ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

 

 

 


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру