Красота вокруг тебя, красота в тебе самом

Классный час

Цели

1. Учить видеть во всем, что окружает, красоту и добро.
2. Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
3. Развивать умение анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проблем.
4. Развивать творческие способности учащихся.
 
Форма: беседа – игра.

Материалы: толковый словарь С. И. Ожигова, русская матрешка, Павловский платок, роза, репродукции картин Н. И. Осенева, И. И. Левитана, А. А. Рылова, запись Лунной сонаты Бетховена, ширма и сказочные герои для теневого театра, карточки с текстами, сочинения учащихся на тему "Что такое красота?", запись песни "Дорога добра", сувениры для гостей.

Оформление доски:

28 февраля.
Красота вокруг тебя, красота в тебе самом.

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий.      ДОБРОЕ ДЕЛО  ВСЕ ПЕРЕТРУТ
Н И. Осенев
"Осень"               ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД .
                                                                ЕГО ТРУД.
И. И. Левитан          ОТ СКУКИ                САМО СЕБЯ

"Березовая роща"    ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ,     СЕРДЦЕ ВЕСЕЛИТ.    
                             НЕ СМОТРИ НА ЛИЦО,          А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
                             ЗЕРКАЛО ЧЕЛОВЕКА -           БЕРИ ДЕЛО В РУКИ.
А. А. Рылов             ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ,   А СМОТРИ НА ДЕЛО.
"Тайга"                   РАБОТА                               А ЧЕЛОВЕК  

1. Сообщение темы и целей занятия

Мне хочется сегодня, ребята, поговорить с вами о красоте. Что такое красота? Какая она бывает.

2. Основная часть

Вот послушайте, какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов. "Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".

А вот какое стихотворение о красоте сочинил Быстров Толик:

Что такое красота?
У каждого она своя!
Для меня – это радуга-дуга,
Разноцветная игра.
Летний дождик, шум листвы
И кувшинка у воды.

Зимой другая красота.
Белоснежная она!
Это звездочки-снежинки,
Зайчик белый у осинки.
Лед блестящий в серебре.
И узоры на окне.

Что такое красота?
У каждого она своя!
 
Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему. Давайте попробуем разобраться в этом…

Вот матрешка. Вы с ней уже знакомы. Она красивая?

1 ученик:
Была она неструганым
Обычным чурбачком,
А стала русской куклою
С круглящимся бочком.

Одета, как красавица,
Всем нам очень нравится
Разноцветный сарафанчик
Яркий, будто одуванчик.

И цветами и узором
Всем хорош ее наряд.
Ну, а самое чудное –
Внутри деточки сидят!

Открывается одна –
И… такая же видна.
Раскрываем мы вторую –
Вынимаем расписную!

И красавицы в рядок
Хоровод ведут широк.
После сложим, как в лукошко,
Диво дивное – матрешку.                                                                                                        ( Л. Кузнецова)

А вот русская шаль. Она красивая?

2 ученик:
Будто чудная жар-птица
Крыльями взмахнула.
Это красная девица
Головой качнула.

На головке был надет
Яркий, будто самоцвет –
Квадрат ткани расписной,
Разноцветный, с бахромой.

Тут розан и лепесток,
Тут травинка и цветок…
И все вместе это чудо –
Русский Павловский платок!

Посмотрите теперь на это чудо. Роза – королева цветов! Какие нежные оттенки на лепестках! Приглядитесь и вам покажется, что она сияет. Мы живем в России. Россия – центр христианской, точнее православной цивилизации. А в христианском мире роза занимает особое место. Легенда о рождественских розах.

1 ученик:
То было в давние года:
Над спящим миром ночь царила.
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.

2 ученик:
И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился Спаситель,
Со всех сторон, из всех шатров
С дарами шли в его обитель.

3 ученик:
Несли Ему ягнят живых,
И соты меда золотого,
И молоко от стад родных,
И хлеб от очага родного…

1 ученик:
И только девочка одна,
В святой вертеп войти не смея,
Стояла поодаль, грустна.
А дети шли, смеясь над нею…

2 ученик:
"О Боже! – плакала она. –
Зачем меня Ты создал нищей?
Я одинока, я бедна…
С чем я войду в Его жилище?"

3 ученик:
Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул вокруг во тьме унылой.
И видит девочка – пред ней
Посланник неба светлокрылый.

1 ученик:
"Не плачь, бедняжка, не грусти! –
Промолвил кротко гость небесный –
Ты можешь Богу принести
Своих слезинок дар чудесный.

2 ученик:
Взгляни, малютка, на земле,
Куда твои упали слезы, -
Там вырастают, там во мгле
Цветут прекраснейшие розы.

3 ученик:
Ты розы светлые сорви.
Иди к заветному порогу
И дар страданья, дар любви
Отдай, дитя, Младенцу – Богу!"

1 ученик:
И вот, с кошницею цветов,
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под Божий кров.
Сияя светлыми слезами…

2 ученик:
И ей в ответ в очах святых.
Как искры звезд, сверкнули слезы –
И изо всех даров земных
Христос-Младенец выбрал розы…

Итак, роза – символ милосердия, душевной чистоты и возвышенной любви, т. е. тех чувств, которые возводят наше сердце к творцу всего мира – к Богу. Не такая ли дивная роза побудила художника с созданию узоров на русских шалях и сарафанах матрешек?

А теперь обратим внимание на живопись. Посмотрите на эти репродукции. Умели ли авторы этих картин примечать прекрасное в жизни? Посмотрите, какие краски нашел Николай Иванович Осенев, чтобы передать всю прелесть русской природы в период золотой осени.

Исаак Ильич Левитан сумел изобразить, как лучи солнца проникают сквозь густую листву, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы.

Рылов всегда поражает торжественной красотой  изображаемой им природы. Тайга во всем ее  зимнем великолепии. Огромные деревья увязли в глубоких сугробах. Их ветви гнутся под тяжелыми шапками снега. Высокие ели стоят плотной стеной, отбрасывая на снег синие тени. Это же чудо! (звучит музыка)

Кто-то из вас загрустил? У кого-то на сердце стало теплее, кто-то, может быть, увидел звездное небо или вечерний закат? Великий композитор Бетховен, автор  Лунной сонаты, жил очень давно, но мы слушаем его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать. Он подарил нам красоту в звуках.

Мы говорили  с вами сейчас о красоте окружающего мира. А теперь поговорим о красоте человеческой души.

Давайте поразмыслим: в чем заключается понятие красоты человека?

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.

Что важнее, красота внешняя (сосуд, оболочка) или красота души, т. е. огонь, который горит внутри нас. Можно ли стать красивее, вертясь целые дни у зеркала? Вот послушайте сказку, которую придумала Хиноверова Настя.(теневой театр)

Сказка

Случилось это в одном королевстве. В великолепном дворце жила одна принцесса. Была она очень красивая, но злая. А по соседству стоял старый дом. В нем жила бедная девушка. Она была не так красива как принцесса, но очень добра к людям.Вот однажды заехал в это королевство принц из далеких стран. Попал он под дождь. Постучался принц во дворец. Вышла принцесса и отругала его за беспокойство. Тогда зашел принц в соседний дом. Бедная девушка пригласила его к очагу, поделилась с ним краюшкой хлеба и уложила спать.

На утро принц восхищался красотой бедной девушки и рассказывал всему народу, как испугался принцессы.

Чем так напугала принцесса принца, ведь она была очень красивая? Отчего же каждый человек становится красивее? (когда делает добро)

Об этом вы писали и в своих сочинениях:

1. Ключник Ю. Злые люди не замечают красоты. Красив тот, кто добр.

2. Смольникова К. Много живого, много добра – все это красота. Наша жизнь – это тоже красота.

3. Крот А. пишет, что важна красота человеческих отношений.

4. Корпусов К. Красивый человек, когда он делает добро, помогает всем, кто нуждается в его помощи. Красив человек, когда у него душа добрая. От этого его глаза излучают ясный свет и тепло. От этого все вокруг становится красивым и добрым.

У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем этот рассказ.

Красивые слова и красивые дела.

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:"Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…"

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. "Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…"

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не………………………. Красивы…………………………….

Красивые слова говорили 2 мальчика? Стало ли теплее от них промокшему мальчику? Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он? В последних двух предложениях спрятана главная мысль этого рассказа. Давайте с вами закончим их. (Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела).

И снова я обращаюсь к теме ваших сочинений. Вот что о красоте написала Тезнева Аня.

Посмотри, как красив окружающий нас мир! Он красив во всех своих проявлениях.

Прекрасен первый голубой подснежник, расцветающий на проталинке. Красивы семь цветов радуги, появляющихся на небе после грозы в июне. Великолепен ковер из разноцветных листьев, покрывающий осенние дорожки парка. А как красив на солнце серебристый, пушистый снег!

Все, что происходит вокруг нас в природе прекрасно. Надо только уметь видеть и беречь эту красоту!

Без любви к природе нет в душе человека ни красоты, ни гармонии. А любовь к ней сегодня должна быть не только любованием, созерцанием. Она должна быть деятельная. От незнания от равнодушия много погибает дорогого на нашей планете, погибает невозвратно, невосполнимо.

(ученик читает рассказ) "Он только живой красивый"

Огромная красивая бабочка Махаон села на красный цветок канны. Села и шевелит крыльями. К Махаону подкрался мальчик, поймал его. Трепещет Махаон, но вырваться не может. Мальчик пришпилил его большой булавкой к бумажному листу. Крыльца бабочки поникли.

"Почему ты перестал трепетать крыльями, Махаон?"– спрашивает мальчик.

Махаон молчит. Мальчик положил листок с мертвым Махаоном на подоконник. Через несколько дней смотрит – крыльца иссохли и рассыпались, по брюшку ползают муравьи.

"Нет, он только живой красивый, - сказал удрученный мальчик. – Когда крыльца его трепещут на цветке канны, а не на листке бумаги".

Как помочь природе? Что вы можете делать, чтобы уберечь ее?

Испокон веков в народе чтят людей, о которых можно уважительно сказать: "Мастер". Людей трудолюбивых.

"Самое красивое и самое уродливое" (ученик читает рассказ)

Мальчику задали в школе написать сочинение "Что ты знаешь о самом красивом и самом уродливом". Долго думал Мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и что – самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое – цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка. Подошел к Дедушке, спросил: так ли это? Дедушка ответил: нет, не так.

"Самое красивое, - сказал Дедушка, - это человеческий труд. А уродливое то, что пускает труд человеческий на ветер. Иди, походи несколько дней по земле, и ты увидишь и то, и другое".

Пошел Мальчик. Идет полем. Видит, пшеничное поле желтеет, нива – колосок к колоску.

"Вот это и есть самое красивое, - думает Мальчик. – Ведь это человеческий труд".

Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Одна девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила кусок хлеба на землю, побежала к подружкам.

"Это самое уродливое, - решил Мальчик. – Ведь она пускает на ветер человеческий труд".

Как хочется, ребята, чтобы никого из вас не обошла та чаша красоты, из которой испить суждено только настоящему труженику – человеку долга и совести.

А теперь давайте посмотрим, знаете ли вы  пословицы о труде.(Дети составляют пословицы из частей, написанных заранее перед уроком на доске)

ДОБРОЕ ДЕЛО                                                       ВСЕ ПЕРЕТРУТ
ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД                                                ЕГО ТРУД
ОТ СКУКИ                                                              САМО СЕБЯ ХВАЛИТ
ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ,                                СЕРДЦЕ ВЕСЕЛИТ
НЕ СМОТРИ НА ЛИЦО,                                         А ЛЕНЬ ПОРТИТ
ЗЕРКАЛО ЧЕЛОВЕКА -                                            БЕРИ ДЕЛО В РУКИ
ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ,                              А СМОТРИ НА ДЕЛО
РАБОТА                                                                                   А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ

Как разнообразна красота! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих и, наконец, она в нас самих.

(читает учитель)

Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота – и в природе, и в нас,
Звук и отзвук, стократное эхо.

Красота не стареет. О нет!
Чья – то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет,
Красоты – навсегда остается

Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!

Как мы можем умножить красоту в этом мире? (делать добро) Вот послушайте несколько строк из стихотворения, которое сочинил  Гребеньков Игорь:

Жить прекраснее всегда
С красотою вместе.
Идем по жизни с красотой
Как - будто с доброй песней.

(звучит песня "Дорога добра").

3. Подведение итогов

Сегодня мы много говорили о красоте. Восхищались красотой русской природы, красотой творений рук человеческих. Если говорить о человеке, то мы пришли  к выводу, что тот человек красив, кто бережет природу, кто добр и трудолюбив. Кто идет дорогою добра.

А чтобы эта встреча запомнилась не только вам, но и нашим гостям, мы приготовили небольшие сувениры. (Дети дарят подарки)

На этом наш классный час окончен.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру