Мир человеческих отношений
Классный час
Цели
1. Закреплять понятия о том, кого считают воспитанным человеком;
2. Способствовать воспитанию желания быть человеком, не совершающим безнравственные поступки;
3. Развивать речь, мышление, память, внимание учащихся;
4. Способствовать расширению кругозора.
Оформление доски
19 апреля.
Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Не делай человеку то, чего себе не желаешь.
1. ТРУД КОРМИТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ.
2. НАУКА И ТРУД И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.
3. БЕЗ ТРУДА А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
4. ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ.
5. ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Сообщение темы и целей
Уже более 2000 лет существует изложенный в "Вечной книге человечества" – Библии духовный Закон, раскрывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать.
Немногие из вас читали эту книгу. Но эти правила вам хорошо известны. Жаль, но иногда мы забываем о них. Сегодня, на нашем мероприятии, мы поговорим с вами о правилах поведения человека в обществе. Об отношении к людям, которые нас окружают.
2. Основная часть
Вы любите смотреть мультфильмы? Тогда давайте посмотрим отрывок из мультфильма, который называется "Мешок с яблоками" (просмотр видеокассеты).
- Зачем заяц пошел в лес? Кому он нес яблоки? Велика ли семья у зайца? Кого встретил заяц на обратном пути? Как он отнесся к зверям? Что так рассмешило ворону? Что вы можете сказать о зайце? (добрый, милосердный)
Вот какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов в словаре русского языка: " Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь, из сострадания, человеколюбия".
1 ученик: Будь милосердным. Помогай тому, кто находится в беде, кому нужна твоя помощь. Не отказывай тем, кто в тебе нуждается. Забудь о себе, чтобы помочь другому. Дари добро, не надеясь на благодарность. Человек живет не для одного себя, а для тех, кто рядом с ним. БУДЬ МИЛОСЕРДНЫМ.
А теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака "Четыре глаза".
Ребята, а в вашем классе были подобные случаи? Кому должно быть действительно стыдно в этом стихотворении? Почему? Вот мы с вами и определили следующее правило человеческих отношений.
2 ученик: Ненависть – сродни убийству. Убить можно и словом, взглядом, молчанием. Если сердишься на другого человека и хочешь сказать ему грубое слово – заглуши в своей душе злобу и помирись с ним. Неблагородно за обиду платить обидой. НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.
Давайте послушаем рассказ Л. Н. Толстого (читает ученик).
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: "Кто разбил?"
Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец сказал: "Спасибо, что правду сказал".
Почему папа не наказал мальчика? Давайте представим, что мальчик скрыл правду от отца. Как бы происходили события дальше? Как можно озаглавить этот рассказ? (Правда всего дороже)
3 ученик: Не лги. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи. Правда всего дороже. НЕ ЛГИ.
Следующее правило мы сможем с вами вывести, если найдем ошибки в рассказе.Проверь себя.
После соревнований Игорь сказал Виктору: "Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Видик посмотрим". "Ладно, - ответил Виктор, - приду".
Часов в 7 Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок.
Виктор прошел в комнату. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола. "Это отцу подарили. На память". "Здорово сделано". А мачты из дерева что ли? – Виктор нажал посильнее и мачта слабо хрустнула. Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полу исписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам. Туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате.
"Ну, я пошел, пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь". И гремя сапогами, он помчался по лестнице.
Какие ошибки вы заметили? (дети перечисляют) С этим рассказом можно соотнести следующее правило.
4 ученик: Нельзя брать того, что дано другому, что тебе не принадлежит. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Никто не может иметь всего. Если хочешь взять чужую вещь, спроси разрешения. НЕ БЕРИ ЧУЖОГО.
Вам нравится играть? Тогда давайте немного отдохнем и поиграем. Мне нужен самый смелый и решительный ученик из класса.
Задание: нужно расхвалить себя перед зеркалом. (ученик выполняет задание)
Скажите, почему вашему другу было так сложно выполнить это задание? А почему вы так смеялись, когда ваш друг пытался расхвалить себя перед зеркалом?
И это не случайно. В вашей жизни существует еще одно негласное правило, с которым нас познакомит …….
5 ученик: Будь скромным. Не надо считать себя выше другого человека, не хвастайся. Всегда осуждается тот, кто страдает себялюбием, гордыней. НЕ ГОРДИСЬ.
А теперь давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко "Доброта".
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
Многим в жизни мы обязаны своим родителям. И сколько бы вам ни было лет, вам всегда нужны родители. И чем больше ваша любовь к ним, тем радостнее и светлее становится жизнь. Скажите. А учителя и окружающие вас взрослые люди похожи на ваших родителей? Чем? Какое же правило вы должны еще всегда помнить?
6 ученик: Люби, уважай и помогай своим родителям. Словами и делами старайся радовать их. Уважай взрослых. Будь терпеливым и снисходительным к пожилым людям. УВАЖАЙ РОДИТЕЛЕЙ.
Посмотрите на этот ребус. Попробуйте отгадать, о чем пойдет речь сейчас? (труд)
На рисунке изображён пруд. Буква П зачёркнута и вставлена буква Т. Много русских народных пословиц связано с трудом. Давайте их вспомним.
ТРУД КОРМИТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ.
НАУКА И ТРУД И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.
БЕЗ ТРУДА А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ.
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
В пословицах заключена народная мудрость. Чему нас учат эти пословицы?
7 ученик: Убирай за собой, помогай учителю, родителям, старшим. Заботься о младших. Труд приносит человеку радость. А время, проведенное бессмысленно, в пустую, оставляет на душе скверный осадок. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ.
Итак, свод законов прост:
1. Будь милосердным.
2. Не делай зла.
3. Не лги.
4. Не бери чужого.
5. Не гордись.
6. Уважай родителей.
7. Будь трудолюбивым.
Но в них огромный многовековой опыт многих поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением из Евангелия: "Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь". Просто? Но как сложно порой идти дорогою добра!
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Игра "Что? Где? Когда?". Символом этой игры является мудрая птица – сова. В семи радужных конвертах лежат вопросы, ответы на которые позволят нам узнать как вы знаете (запомнили) правила, которым необходимо следовать в жизни. Если сможете ответить на них верно – сможете прочитать письмо, которое приготовила для вас эта мудрая птица.
Задания:
1. Муз. пауза (песня о дружбе).
2. Блиц-вопрос "Доскажи словечко".
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
-Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 4 класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…. (зравствуйте)
А слово -то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он "как торпеда"
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово -то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
-Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
Слово – то какое –
Очень дорогое!
3. "Зерро". Вопрос детям задают гости классного часа.
4. В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна поступить Оля?
5. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подрожать его походке: сгорбились, еле передвигают ноги. Ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?
6. Их было пятеро друзей. Всюду они ходили вместе: в кино, на соревнования, в кружок… Они никогда не ссорились. Разлучались ребята лишь когда намечался поход на каток. Миша говорил: "Вы идите, а я не пойду". Друзья втайне от Миши узнали, что у него нет коньков. Они нашли выход. Как вы думаете, какой?
7. В классе Инна Алексеевна предложила сделать генеральную уборку. Работа закипела. Ребята дружно взялись за дело. Коля взял на себя самую трудную работу. "Парты надо мыть с мылом, так чище получится" – сказал он. Подойдя к мальчикам, Коля добавил: "За шкафами посмотрите, может там бумажки остались, - и тут же продолжил, - девочки, цветы не заливайте. Они влагу не любят"…
4. Подведение итогов
Наш классный час подошел к концу. Вы смогли правильно ответить на все вопросы совы. Надеюсь, вы не забудете эти семь правил, которые помогут вам чувствовать себя по-настоящему счастливыми. Давайте прочитаем письмо, которое передала вам сова.
Ручаюсь, ребята
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто еще не успел –
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте
Своей доброты.
Парадность, безделье –
Гоните их прочь!
Планета в беде! –
Вы должны ей помочь.
Конечно задачи
Совсем не просты,
Но в каждом сердечке
Есть луч доброты!
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru