Место и роль труда в жизни семьи

Родительское собрание

Проблема места и роли труда в жизни семьи останется во все времена, думается, что злободневность этого вопроса неподвластна времени. Неслучайно говорят: дом славен трудом. В будущем, безусловно, изменятся формы труда. Папа с сыном, вероятно, посвятят один из выходных дней совершенствованию домашней работы, а мама с дочками займутся обработкой розовых кустов в саду. Но труд останется обязательно.

Если бы случилось когда-нибудь такое несчастье в далеком технократическом обществе, что все форму труда были бы автоматизированы, то это означало бы только одно: деградацию и гибель человека.

Трудовая атмосфера семьи… пусть же над этим сегодня задумывается каждый, кто воспитывает детей, внуков. Труд и семья – категории неразделимые. Семья всегда была и остается трудовой ячейкой общества.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что лучшая форма наследства, оставляемого   родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия, которое есть одно из важных условий счастья наследников.

В "Толковом словаре" В.Даля трудолюбивый человек определяется как прилежный, работящий, не терпящий праздность. В емком понятии "трудолюбие" кроется глубокое, неоднозначное содержание: здесь и умение, и желание трудится, и способность ощущать радость труда.

Многие родители, стремящиеся до поры до времени оградить своего ребенка от труда, думают, что трудолюбие приходит в зрелом возрасте, когда человек уже выбрал свой жизненный путь (успеет наработаться, пусть пока жизни радуется).

Нет, если не научить маленького человека радоваться труду так, как он радуется другому, труд может превратиться для него в вынужденное, безрадостное занятие, бузу, и человек будет чувствовать себя несчастным.

"Желаете вы несчастья своему ребенку? Конечно, нет. Остается одно: воспитание трудолюбия с малых лет".

Известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак говорил,  что доброе, ценное начало заложено в каждом ребенке, задача взрослых – не разрушить заложенное природой, а помочь всему лучше раскрыться. В своей книге "Когда я снова стану маленьким" он предлагает взрослым посмотреть на себя глазами детей. Книга начинается с эпиграфа – диалога между читателями и взрослыми.

"Очень это рудное дело – воспитание детей" - говорят взрослые. "Очень трудное", - соглашается Корчак.

"Трудное потому, что надо опускаться до их понимания" - продолжают взрослые."Нет, трудное потому, что надо подниматься до их чистоты!" - возражает  писатель.

Все сказанное относится к воспитанию трудолюбия. Нет детей ленивых от природы, трудолюбивым  можно воспитать каждого. Прививать  трудолюбие ребенку нужно, как только он встал на собственные ноги и сделал первые, неуверенные шаги по земле. И, прежде всего  надо  научить ставить цель труда, выбирать рациональный способ ее достижения, оценивать результаты деятельности.

Действовать целенаправленно ребенок начинает еще в младенчестве. Вот его положили  на живот, и он пытается ползти, потому что хочет достать игрушку. Если цели перед ним нет, он не будет двигаться. И мы специально помещаем самые яркие предметы.

Младших школьников часто называют "почемучками" - так много вопросов они задают. А часто ли мы задаем вопросы, помогающие осмыслить цель и содержание их деятельности: "зачем?", "для чего?", "почему?".

Предлагаем ли ребенку задуматься над ее смыслом, целью, и в ответе выразить эту цель? Такое речевое общение во время трудовой деятельности или игры очень важно и для развития речи и для привычки действовать целенаправленно.

Вот ваш сын разобрал заводную игрушку. Не спешите ругать его, спросите, зачем он это сделал? Скорее всего, ребенок ответит, что хотел посмотреть, что у нее внутри. Спросите: "А сможешь ли ты вновь собрать машину?" пусть попробует. В чем-то помогите. В этом случае ребенок испытает не только азарт разрушения, но и радость созидания.

Почему так трудно приучить к элементарному самообслуживанию? Потому что нам кажется, что самостоятельно одеться, застегнуть пальто, зашнуровать ботинки – это так просто! не считаем нужным лишний раз показать, объяснить. А первые шаги в самостоятельность такие желаемые. Как он "воюет" с пуговицами: толкает их в петли, а они сопротивляются, весь покраснел – не получается. А вы подскажите, что пуговицу ребром повернуть надо. Малыш следует совету, и лицо его озаряется улыбкой: он одержал победу!

Есть немало семей, где взрослые постоянно играют с детьми. Ребенок тянется к общению со старшими, стремится подражать им. Ведь играют дети чаще всего во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать в семье.

"Сережа, - обращаетесь вы к сыну, - ну-ка посмотри в окно. Ты видишь, где-нибудь перевернутые машины? Что будет, если все они будут лежать вповалку?" - "Наверное, они не смогут поехать", - скажет сын. "Ну так давай и твои машины поставим, как настоящие. Где у тебя гараж, заводи их туда. А у этой, кажется, что-то не в порядке? Ее надо отправить в мастерскую". Магические для малыша слова "как настоящая", игровая форма – и обычное наведение порядка воспринимается куда охотнее, чем назойливые понукания: "Убери!", "Опять у тебя беспорядок!"

Многие малыши не любят читать сами, пока буквы разберешь, пока в слоги сложишь – вся прелесть текста исчезает. Другое дело, когда кто-то  из взрослых читает. Можно поступить так: сегодня вы читаете, а завтра просите: "Сашенька, мне нужно ужин  приготовить, а ты почитай мне, пожалуйста". Это иной подход, чем назидание.

Конечно, ребенок может разбить тарелку, разлить воду. Ему для выполнения самого простого дела надо больше времени, да и  выполнит он его хуже. Здесь требуется от родителей много терпения и времени, но всегда следует поддерживать побуждение: "дай я сделаю", даже если потом придется переделывать.

Жизнь святых – пример трудолюбия, физического и духовного.

Воспитывать у детей радение к труду можно на примерах из жизни святых.

Однажды пришел в Троицкую обитель крестьянин. Он давно слышал о Сергии и хотел убедиться, правду  ли говорят, что это святой человек. Всю дорогу он представлял себе старца, который сидит в светлице и вещает, одетого богато, не хуже князя.

Крестьянин спросил у привратника, можно ли ему увидеть игумена.

"Погоди, сейчас вернется с огорода". Крестьянин не мог поверить, что игумен сам трудится. И когда Сергий, закончив работу, вышел, сердито закричал: "Я пришел повидать Сергия, а мне указываете на какого-то нищего! Что я, безумец?"

Братья хотели вытолкать дерзкого посетителя, но Сергий остановил их: - Он не к вам пришел, а ко мне. Он взял крестьянина за руку, поклонился и повел в трапезную. В это время в обитель приехал богатый боярин со свитой. Он вошел и низко поклонился Сергию.

"Кому поклонился боярин?" – спросил крестьянин. Ему отвечали с укором:"Неужели ты до сих пор не признал Сергия?" И тут прозрел крестьянин. Он ждал увидеть важного настоятеля, а встретил святого. Значит, не перевелась еще святость на земле.

Когда в Псково-Печерском монастыре нужно было избрать игумена, братия собралась и стала рассуждать, кого бы назначить из своей среды начальником.

"Корнилия!"– крикнуло сразу несколько голосов. "Почему?" – спросил руководивший собранием. "Потому что никто из нас никогда не видел Корнилия праздным, - отвечали  иноки. Корнилий – трудолюбец и молитвенник примернийший, быть ему нашим начальником!" Избранника нашли за оградой обители; он тащил из леса бревно и при этом читал молитву.

"Тебя Бог избрал начальником над обителью нашей". Корнилий поклонился инокам и со слезами сказал: "Горе мне, грешному и недостойному! Я человек слабый и боюсь, как бы я, получив власть над вами, не стал соблазнять  вас своей ленью и нерадением".

"Мы знаем, - говорили почтенные старцы-иноки, - что в трудолюбии все наше назначение и спасение, и потому избрали тебя как примерного трудолюбца. Мы знаем, что Бог всякие полезные труды любит, и потому уверены, что он указывает нам такого человека, который потрудится не только для своего личного, но и для нашего спасения".- "Да будет так, по молитвам вашим, если такова воля Божия!" – отвечал с полоном Корнилий.

Приняв игуменство, он вполне оправдал свое высокое назначение – светить на подсвечнике, чтобы было всем светло (Мор.5.15).

От воспитания трудолюбивого человека зависит благополучие растущего человека и благополучие взрастившего его семьи. Труд способствует закаливанию организма, не дает ему расслабиться, облениться.

Думается, что в эти дни, приходя по первому этажу школы, каждый остановился и познакомился с творчеством наших и ваших детей, уважаемые родители. Среди них есть произведения Секретаревой Екатерины, ученицы 11-б класса. В семье Секретаревых (отца Леонида, а в миру Леонида Николаевича и Натальи Владимировны понимают значимость труда, на протяжении всего времени много работают над развитием творческих способностей детей, серьезное воспитание мама уделяет воспитанию эстетики труда. Результаты радуют родителей и школу: Катя – лауреат и дипломат международных, областных и районных конкурсов, выставок, победительницы районных олимпиад по технологии. Яркие, творческие способности старшей сестры благотворно влияют на младшую, Ксюшу. Мы надеемся, что она примет эстафету славных творческих дел у Кати.

Верьясов Владимир, учащийся 11-б класса, пользуется заслуженным уважением не только в школе, о и в районе: он неоднократный победитель районных и областных олимпиад по технологии. Его отличает необыкновенное упорство, целеустремленность, трудолюбие. И в этом заслуга всей семьи Верьясовых (папы – Вячеслава Ивановича и мамы -  Ольги Анатольевны).

У К.Д. Ушинского есть крошечный рассказ "Два плуга" но глубокий смысл заложен в нем.

"Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал  в руки землевладельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у землевладельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, кК он только вышел из мастерской; плуг же, полежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.- От труда, мой милый, - отвечал тот, - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая".

Физический труд должен сменяться умственной работой: чтением, посещением библиотеки, музея, слушанием хорошей музыки, общением с друзьями.

В книге "последняя крепость" протоиерей максим Козлов, отвечая на вопрос, что нужно делать, если детям трудно дается учение, рассуждает так: - С одной стороны, нужно молиться, ибо Господь посещает человека и посылает помощь, когда это нужно. Вспомним хотя бы святого преподобного Сергия Радонежского, как тяжело давались в начале ему учеба, или святого праведного Иоанна Кранштадского, которого едва не выгнали из семинарии за неуспеваемость, но по молитвам матери он стал всероссийским мудрым пастырем.- С другой стороны, нужно с трезвостью относиться к тому, что наши дети  необязательно талантливы  и что, быть может, им лучше не филологией заниматься, а деревообработкой, т.к. у них руки умные. Поэтому самое главное для родителей – не терять трезвость в оценке способностей собственных детей.

Несколько сложнее с подростками. Если все упущено в раннем детстве, на 1-ой ступени обучения. Для них уже не все занятия хороши. Есть любимые и нелюбимые, а учебные предметы – легкие  трудные, интересные и непривлекательные.

- Как изменить отношение к тому, к чему подросток не испытывает интереса, а следовательно не проявляет трудолюбия? лучше всего вашей заинтересованностью именно этой деятельностью, этим предметом: совместными занятиями, домашним трудом. Именно в совместной деятельности будет усваиваться, и формироваться собственный трудовой опыт детей. Какие же нравственно-волевые качества необходимы, чтобы человек рос трудолюбивым?

- Наблюдательность – дети многое усваивают, наблюдая за деятельностью взрослых и сверстников; - настойчивость – труд – это преодоление неизвестного…

- усидчивость, потому что признаком трудолюбия является умение доводить  начатое дело до конца;

- любознательность, потому что без желания знать на приобретутся умения;

-  требовательность к себе, потому что иначе невозможно добиться добросовестности и ответственности в выполнении задания;

- интерес и способность к творчеству, потому что именно творческий поиск рождает заинтересованное отношение к труду.

У нас, педагогов школы, вызывает уважение еще одна наша выпускница, претендентка на золотую медаль – Суворова Алена. В ее характере сочетаются необыкновенное трудолюбие и скромность. Неоднократный победитель районных  областных олимпиад по математике, физике, информатике, участница всероссийской олимпиады по русскому языку.  Без преувеличения она юная труженица. Хороший родительский пример перед глазами Алены. Папа (Владимир Михайлович) скромный, добропорядочный человек, отличный работник. Мама, надежда Викторовна, - талантливый педагог, которого любят дети, учитель от Бога.

Рак Екатерина, ученица 10 класса, победитель районных и областных олимпиад по физике и математике. старший брат Кати, Виктор, в прошлом году окончил школу и оставил добрую память: о неоднократно являлся победителем районных и областных олимпиад по информатике. В семье Кати и Виктора (родители – Юрий Михайлович и Валентина Николаевна) нет места лени, здесь понимают, что талант, данный человеку Господом, нельзя терять.

Не по наслышке я знаю семью Шуваловых, Веру Александровну и Николая Владимировича, которые уже вырастили старшего сына Дмитрия, нашего выпускника и воспитывают сейчас младшего Михаила, ученика 9-а класса. Добрые нравы, исключительное трудолюбие (работают все без исключения) спокойствие – все это составляющие семейного воспитания.

Совсем недавно Вера Александровна и Николай Владимирович получили дорогие подарки (которые являются итогом трудолюбия их сыновей – победа в областных олимпиадах по физике и математике Миши и защита диплома Димы).

Пользу от своих трудов и удовлетворение получают   наши дети. И особо здесь хочется назвать уч-ся 9-а класса Самодурову Екатерину, Адлер Евгения, Жегунова Романа, Любич Сергея, ученика 10-а класса – Онькова Дениса и многих других девочек и мальчики.

Некоторые родители подталкивают своих детей выбрать ту же самую профессию, что и они, и часто делают это очень настойчиво.

Не надо давить на детей, чтобы те делали то, что по душе родителям, если это не по душе детям. В 4-м томе "Семейной жизни" (перевод с греческого выполнен иеромонахом Доримендонтом) рассказывается о юноше, который хотел поступить на богословский факультет и стать священником. Его мать была против, настаивала, чтобы он пошел  в медицинский. Юноши выучился византийскому пению и пел в храме. Он сам сделал музыкальный инструмент и подбирал не нам церковные гласы. У него было немало дарования, он писал тропари, составлял службы. Закончив среднюю школу, юноша поступил на богословский факультет. С его матерью случилось нервное потрясение. Он приходила к священнику и просила: "Помолись, отче, чтобы я выздоровела, и потом пусть мой ребенок делает то, что ему нравится". Но, выздоровев, она опять стала препятствовать, чтобы ее сын учился богословию. И в конце концов он оставил богословский факультет, забросил пение и загубил себя зря.

Важен труд физический, умственный, но очень часто мы забываем о труде души. Мы забываем, что над ней надо трудиться – трудиться с постоянством и большим терпением.

Для того чтобы дети шли по Божьему пути, родители тоже должны жить правильной духовной жизнью. Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость.

Если родители силком заставляют детей выстаивать вместе с ними все повечерие, то потом дети начинают капризничать. Не надо давить на детей, ибо они еще не поняли силы и достоинства молитвы.

В духовной жизни очень помогают безмолвие. Хорошо, чтобы даже в распорядке дня ребенка было время для безмолвия, чтобы в эти минуты можно было всмотреться в себя, очистить свое сердце. Если молитве предшествует недолгое духовное чтение, то оно очень помогает, душа от такого чтения согревается.

Преподобный Серафим, который в сердце своем твердо решил себя отдать Господу, с радостью приходил во все самые тяжелые монастырские послушания. Он рубил деревья в лесу, целыми ночами выпекал хлеб для братии, трудился плотником и строителем.

Но самое главное, он учился молиться, приучал свой ум и душу возносится к Богу, чтобы ничто в мире не могло отвлечь его от молитвы.

Мудрые Люди говорят, что молитва, настоящая молитва к Богу, - самый  тяжелый на свете труд. Как ни тяжко порой бывало, но к церковным службам преподобный Серафим приходил первым, а покидал храм последним. Душа его стремилась к полному уединению, труда, где ничто не отвлекает от общения с Богом.

Если человек, встретившись с трудностями не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от злости и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить еще больше неприятности. Ведь, чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.

Л.Н. Толстой в одной из глав повести "Детство" описывая внутреннее состояние маленького Николеньки во время молитвы, невольно обращает наше читательское внимание на великую силу молитвы, на состояние человеческой души: "…Бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, Господи папеньку и маменьку".Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце, на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие,- но о чем они? Они неуловимы, не исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастье.

Закончить свое выступление мне хочется следующими словами: воспитывать детей надо не для счастья, а для труда жизни – это и принесет им счастье.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру