Благословение Божией Матери

Митрополит Сергий сказал, что, по их мнению, надо, чтобы Патриарх назывался Московский и Всея Руси, а не всей России, как было при Тихоне. Сталин согласился с этим. Затем Сергий сказал, что для подготовки Собора потребуется никак не менее месяца, так как время военное, а собрать необходимо всех епископов, существуют трудности в передвижении по стране и т. д. Финансовую помощь Сергий отклонил.

Когда Сергий затронул вопрос о сроках, необходимых для подготовки Собора, Сталин улыбнулся и спросил его: "Нельзя ли проявить большевистские темпы?" Потом, повернувшись к Карпову, попросил его помочь руководству Церкви с быстрейшим приездом епископов на Собор, привлечь для этого авиацию, другой транспорт. Карпов заверил Сталина, что вся необходимая работа будет проведена, и Собор можно открыть через 3—4 дня. Тут же Сталин и митрополиты Сергий, Алексий и Николай договорились назначить открытие Собора на 8 сентября.

Следующий вопрос, который поднял Сергий, был о кадрах священнослужителей. Поделившись трудностями в их подготовке, когда перестали существовать духовные школы, семинарии, академии, он сказал, что было бы неплохо открыть несколько епархиальных библейских курсов и там начать обучение священнослужителей. Сталин согласился с этим и предложил открыть не курсы, а духовные академии и училища. На что Сергий, и особенно митрополит Алексий, ответили, что на открытие академии и училищ у Церкви пока нет сил. К тому же в училища надо принимать молодежь лет с восемнадцати. Однако прежний опыт показал, что в этом возрасте выбор жизненного пути часто бывает случайным, нет сложившегося мировоззрения, нередко в духовные школы приходили не готовые к этому делу молодые люди. Поэтому надо в будущем создавать новую систему подготовки кадров духовенства, а пока ограничиться открытием библейских курсов в епархиях. Выслушав, Сталин сказал: "Как хотите, но правительство не будет возражать и против открытия семинарий и академии".                                                            °
Затем Сергий обратился к Сталину по поводу  необходимости   издания   ежемесячного церковного журнала, а также дополнительного  открытия приходов в епархиях, отметив, что их осталось недостаточно для удовлетворения нужд верующих. В этой связи он сказал, что желательно наделить властью по решению этих  вопросов местные Советы и епархиальные управления. Сталин ответил, что никаких препятствий этому не будет. Патриарший местоблюститель коснулся и такой проблемы, как освобождение архиереев, духовенства, находящихся в ссылках, лагерях, тюрьмах, а также о предоставлении возможности совершать богослужение, свободно передвигаться по стране, прописываться в городах тем священникам, которые отбыли наказания в местах лишения свободы. Сталин предложил Карпову изучить этот вопрос, а Сергию подготовить список священников, находившихся в заключении.

Митрополит Алексий обратил внимание Сталина на необходимость позволить церковным организациям, епархиям, приходам отчислять часть средств на содержание православного центра, сославшись на то, что, например, Ленгорисполком не разрешает этого делать. Митрополиты Сергий и Николай высказались в пользу избрания священников в состав исполнительных органов приходов. При этом Сергий особо остановился на важности открытия в епархиях свечных заводов, фабрик по изготовлению церковной утвари, предоставлении священникам права участвовать в распределении средств церковных приходов.

Сталин не возражал против принятия всех этих мер, потом добавил, что если это необходимо, то сейчас или в дальнейшем правительство готово выделить РПЦ необходимые денежные средства.

Затем Сталин повернул разговор в несколько иное русло. "Вот мне товарищ Карпов доложил, что вы очень плохо живете — тесная квартира, покупаете продукты по дорогой цене на рынках, не имеете транспорта, — сказал он священнослужителям. — Правительство интересуется вашими нуждами и готово помочь". Был затронут и вопрос о помещении для духовного центра в Москве.

Митрополит Сергий начал с того, что выразил просьбу о передаче Церкви игуменского корпуса в Новодевичьем монастыре в Москве для размещения патриархии. Была высказана просьба, если это действительно возможно, помочь с транспортом. Что же касается продуктов, то они просят не беспокоиться: все необходимое можно купить на рынке.

Сталин ответил, что Карпов осмотрел предварительно помещение в Новодевичьем монастыре и у него сложилось мнение, что игуменский корпус мало подходит под размещение патриархии: в нем сыро, холодно, темно. Здание старое, требует большого ремонта. Поэтому правительство, обдумав все это, пришло к выводу предоставить Церкви другое помещение, в которое можно въезжать хоть завтра: оно свободно. Это трехэтажный особняк со всей мебелью — резиденция бывшего германского посла Шуленберга в Чистом переулке. "Здание наше, советское", — специально оговорился Сталин. Неслышно подошедший А.Н. Поскребышев положил перед ним план особняка. Сталин повторил, что Карпов хоть завтра может показать здание.

Затем Сталин вновь поднял вопрос о снабжении православных иерархов продуктами, подчеркнув, что на рынке их не так много, да и стоят они очень дорого. Правительство же, настаивал Сталин, будет обеспечивать продуктами по государственным ценам. "Кроме того, — сказал он, —завтра-послезавтра мы предоставим в ваше распоряжение 2—3 автомашины и горючее к ним". В конце этой части беседы Сталин вновь повторил о готовности государства снабжать митрополитов продуктами. Священнослужители еще раз вежливо отказались, отметив лишь, что на местах нередко можно столкнуться с переобложением налогами духовных лиц, и нельзя ли помочь пресечь это. Сталин согласился помочь.

"Правительство предполагает создать специальный орган — Совет по делам Русской православной церкви и председателем Совета назначить товарища Карпова. Как вы смотрите на это?" — обратился он к митрополитам.

В ответ митрополиты поблагодарили правительство и лично Сталина за оказанный прием, огромную помощь и уважение к Церкви, заверили председателя Совнаркома в своей патриотической позиции, всемерной поддержке правого дела советского народа в войне с фашистской Германией, отметили, что весьма благожелательно смотрят на создание нового государственного органа по делам Церкви и на назначение Г. Г. Карпова на пост председателя. Сталин подчеркнул, что Совет по делам РПЦ будет представлять собой орган связи между правительством и патриархией и председатель Совета должен регулярно информировать СНК СССР о жизни Церкви. Потом, повернувшись к Карпову, он сказал ему: "Подберите себе двух-трех помощников, которые будут членами вашего Совета, создайте аппарат. Но только помните: во-первых, вы не обер-прокурор Синода, а во-вторых, своей деятельностью больше подчеркивайте самостоятельность Церкви". Затем Сталин обратился к Молотову: "Надо довести до сведения населения о нашей встрече, а также сообщить в печати об избрании Патриарха".

Молотов тут же вместе с митрополитами Сергием и Алексием стали составлять проект официального сообщения для прессы об этой встрече Сталина с духовенством. Затем после просмотра текста Сталиным официальное сообщение было передано Поскребышеву для отправления в ТАСС.

Обратившись к митрополиту Сергию, Молотов спросил его, когда было бы лучше, по его мнению, принять в Москве делегацию Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским. Сергий ответил, что раз Собор, на котором изберут Патриарха, будет проведен через четыре дня, то, следовательно, делегацию можно принять практически в любое время после этого. Выслушав, Молотов заключил, что целесообразно принять ее через месяц. Сталин согласился.

Встреча завершилась. Митрополит Сергий еще раз тепло поблагодарил за прием и поддержку нужд Церкви правительство СССР, лично Сталина, заверил его в полной поддержке духовенством и верующими политики партии и государства, ведущих борьбу с жестоким агрессором.

На следующий день, 5 сентября 1943 года, советская пресса сообщала: "4 сентября у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. И.В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины Киевским и Галицким митрополитом Николаем.

Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода.

Глава Правительства тов. И.В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий.

При беседе присутствовал заместитель Председателя Совнаркома тов. В.М. Молотов".

8  сентября в Москве в присутствии 19 архиереев, 3 митрополитов, 11 архиепископов и 5 епископов Собор начал свою работу. Митрополит Сергий сделал доклад о патриотическом служении РПЦ в годы войны. К собравшимся обратился митрополит Алексий,  который повел речь о кандидате на патриарший престол. "Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель патриарших полномочий, — сказал Алексий, — поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями,  которые обычно сопровождают его, для нас является как будто ненужным". По его предложению Патриархом был избран Сергий (Старогородский).

9 сентября 1943 года в советской прессе   появилась  следующая   информация: "8 сентября в Москве состоялся Собор епископов православной церкви, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода.

Собор епископов единодушно избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

Далее Собор единогласно принял обращение к правительству СССР с выражением благодарности за внимание к нуждам Русской православной церкви. Архиепископ Саратовский Григорий прочел обращение к христианам всего мира... Затем Собор приступил к избранию Священного Синода при Патриархе Московском и всея Руси. В состав Священного Синода избраны: Ленин градский митрополит Алексий, экзарх Украины Киевский и Галицкий митрополит Николай, архиепископы Ярославский, Красноярский, Куйбышевский Горьковский".

12 сентября 1943 года в Богоявленском соборе в Москве состоялась интронизация нового Патриарха. Правительство поздравило его с этим. Диалог между государством и Церковью был начат.

Сергий пробыл на этом посту всего год, а 16 мая 1944 года "Известия" поместили некролог о кончине Патриарха Сергия, а 20 мая в газете были опубликованы соболезнования от Совета Народных Комиссаров СССР. Это уже были почести самого высшего ранга...

10 апреля 1945 года в Кремле, о чем мало кто знает, состоялась еще одна встреча главы РПЦ Алексия со Сталиным. В отличие от встречи Сталина с православными иерархами в 1943 году, о этой встрече сохранилась скупая информация. Известно лишь, что на ней присутствовали митрополит Николай и протопресвитер Николай Колчицкий - управляющий делами Московской патриархии. Присутствовал на этой встрече В.М. Молотов. В официальных отчетах не упоминается фамилия председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г. Г. Карпова. Нет оснований думать о какой-то нерасположенности Сталина к Карпову. Скорее наоборот, Сталин бы очень доволен его работой. За успешно проведение Поместного собора в январе — феврале 1945 года Г. Г. Карпов в конце зимы того же года был награжден высшей государственной наградой — орденом Ленина. Однако в те годы Карпов довольно часто болел. Вероятно, этим и объясняется его отсутствие на встреч Сталина с Патриархом Алексием.

О чем шла речь на этой встрече Кремле? В официальных отчетах находим лишь скупые строки: "...состоялась бесед по  делам  Русской  православной  церкви..." И все. Практически никаких по дробностей не могут сообщить и церковные источники. Однако есть основания предположить (об этом говорит переписка Патриарха Алексия с Г.Г. Карповым весной и летом 1945 года), что речь, по мимо внутрицерковных   проблем, шла прежде всего о задачах РПЦ в области международных отношений. Да-да! Сталин в привычной для себя манере и перед Церковью ставил задачи и требовал и выполнения. Почему именно в области международных отношений? Потому что было очевидно — конец войны близок.

На горизонте вырисовывались перспективы мирного устройства дел в послевоенной Европе, да и в мире в целом. И Церковь, по замыслу Сталина, должна была сыграть значительную роль в налаживании международных контактов СССР, используя свои каналы.

В эффективности этих каналов Сталин убедился за годы войны, когда РПЦ развернула большую миротворческую деятельность. Не случайно на встрече в Кремле присутствовали именно те люди, которые имели отношение к международным делам РПЦ. Помимо Патриарха, это были митрополит Николай, ставший вскоре председателем Отдела внешних церковных сношений, и протопресвитер Николай Колчицкий — управляющий делами Московской патриархии, через чьи руки проходили не только документация Синода, в том числе и по вопросам международных связей, но и финансовые сметы, списки участников делегаций для поездок за рубеж и т. д. Ну и наконец, на встрече в Кремле присутствовал В.М. Молотов, являвшийся не только заместителем Председателя Совнаркома СССР, но и наркомом иностранных дел Советского Союза. А 19 апреля 1945 года у Сталина состоялся прием и другого религиозного деятеля — архиепископа Георга Чеорекчяна, заместителя католикоса всех армян, на котором присутствовал председатель Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР И.В. Полянский.

На этой встрече, как вспоминал впоследствии сам владыка, он высказал Сталину несколько просьб: о необходимости избрания католикоса и проведения Собора, открытия духовных школ, монастырей, приходов, типографии, начале издания журнала "Эчмиадзин", восстановления с помощью государства святыни Армянской церкви — древнего храма Звартноц (на ремонт его своими силами не было денег, да и власти не разрешали пользоваться верующим этим историческим сооружением). Отдельные просьбы отражали интересы верующих армян диаспоры: разрешение им приезжать в СССР, вносить пожертвования валютой и вещами Эчмиадзину, готовить для зарубежных приходов кадры духовенства и др. Все просьбы Сталин обещал удовлетворить. "Прием, устроенный нам И.В. Сталиным, — отмечал Георг Чеорекчян, — нужно считать признаком удовлетворения и сочувствия Великого Человека к армянскому народу, а разрешение вопросов путем письменной резолюции — знаком доверия Эчмиадзину. Это исключительное событие".

На этой встрече в Кремле Сталин дал поручение И.В. Полянскому оказать необходимую помощь Эчмиадзину в проведении церковного Собора. Напомним, что И.В. Полянский был в то время председателем Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, созданного 9 мая 1944 года для организации связи между Советским правительством и руководителями неправославных церквей и религиозных организаций, имевшихся в Советском Союзе, в том числе и с Армянско-григорианской церковью.

Но почему Сталин решил провести Побор Армянской церкви и выборы католикоса именно в начале лета 1945 года? Думается, он действовал по заранее разработанному плану, в котором с некоторых пор стал уделять Церкви исключительное место в придании своему режиму ореола некоего глубоко демократического, веротерпимого государства, где одинаково свободно себя чувствуют люди разных взглядов и убеждений, верующие и атеисты.

Конечно, не исключено, что "отец народов" к старости и сам все чаще стал задумываться о попранной им Церкви, о своих "грехах" перед ней. Ведь мы крайне мало знаем, что представлял из себя Сталин-атеист, каковы были его познания и убеждения в этой области. Кроме лозунгов и агиток по поводу "реакционной роли религии, дурманящей сознание народа", произнесенных им в контексте политических речей в 20—З0-е годы, мы плохо представляем его истинное отношение к религии. Но есть основания полагать, что у Сталина, проучившегося одиннадцать лет в духовном училище и семинарии (и больше нигде), в глубине души оставался тщательно скрываемый трепет перед Церковью, ее строгим величием. Церковь тоже способна сохранить на века в памяти поколений образ "величайшего вождя всех времен и народов".

В заметно потеплевших отношениях Сталина с духовенством был и другой резон, скорее всего самый существенный в той обстановке. (Улучшение отношений государства намечалось не только с РПЦ В октябре 1943 года Сталин разрешил провести съезд мусульманского духовенства и верующих в Ташкенте, организацию в Буйнакске Духовного управления  мусульман Северного Кавказа. В Бухаре и  Ташкенте открылись мусульманские духовные школы — медресе). Эти новые от ношения с Церковью очень хорошо воспринимались союзниками по антигитлеровской коалиции. Глубоко набожный Ф.Д. Рузвельт был весьма удовлетворен новым отношением властей к Церкви в СССР. Эти шаги Сталина вызвали одобрение и в Англии, Канаде, Франции, где позиции религиозных организаций в обществе были очень сильны. С удовлетворением восприняла эти шаги Сталина и русская эмиграция.

Уверен, что, исходя из всего изложенного, можно точно предположить, что экстренное улучшение отношений Сталина с РПЦ накануне первой и столь важной встречи руководителей стран антигитлеровской коалиции в конце 1943 года в Тегеране диктовалось именно этими обстоятельствами (помимо всех прочих).

Вернемся к Собору. Помимо авторитетных зарубежных представителей и делегатов на нем присутствовали уважаемые соотечественники, в числе которых были не только рядовые труженики, но и I8 служащих советских учреждений, шестеро врачей, четверо инженеров, а также известные профессор, академик, архитектор, поэт, адвокат и др. Это было поистине полномочное и авторитетное высшее собрание. Учитывая такую значительную роль этого Собора в жизни всех армян, на него прибыли председатель Совета по де лам религиозных культов при Совнаркоме СССР П.В. Полянский и член этого Совета К.Я. Пуго, присутствовал на Соборе председатель Совета по делам Армянской церкви при СНК Армянской ССР С.Н. Ованесов (по другим источникам — Ованесян).

16 нюня утром в Эчмиадзине в помещении духовной академии Собор торжественно открыл свою работу, как подчеркивалось в сообщении, "для избрания католикоса всех армян и принятия Конституции Армянской церкви". Собор дважды, в начале и по завершении своей работы, принимал обращения к Сталину.

После завершения работы Собора а специальным посланием к Сталину обратились иностранные делегаты и гости, за явившие о своей признательности и благодарности за предоставленную возможность посетить любимую Родину оказанное гостеприимство в "цветущей свободной Армении". Собор подготовил и обнародовал также "Обращение ко всему христианскому миру", в котором отмечалось, что "христианские религии и церкви призваны сыграть чрезвычайную роль — это водворение идеи братства, справедливости и свободы в жизни всего христианского мира и человечества". Особое место в этом обращении уделялось критике тогдашних позиций Ватикана, который, как указывалось, "ввязывается в политические цели, препятствуя тем самым претворению в жизнь возвышенных идей христианства, и защищает немецкую разрушительную силу, которая явилась источником бедствия для всего человечества". Это обращение подписали все руководители религиозных организаций, прибывшие на Собор.

Собор благополучно осуществил главную задачу: выбрал нового католикоса всех армян. Им стал, как и предполагалось, архиепископ Георг Чеорекчян, принявший после возведения его в высокий сан имя Георга (Геворга) VI. Из 111 делегатов за него отдали голоса ПО человек. Утверждают, что сам он из скромности воздержался.

С речью на Соборе от имени Советского правительства выступил председатель Совета по делам религий при СНК СССР И. В. Полянский, признавший большую роль Армянской церкви в патриотической и миротворческой деятельности в период Великой Отечественной войны, а также как хранительницы национальной самобытности народа. "Роль Армянской церкви, — заявил Полянский, явно в контексте предстоящих переговоров в Потсдаме по территориальному устройству послевоенной Европы, — роль хранительницы национального единства, не может считаться законченной и в настоящее время, особенно в условиях рассеяния армянского народа по всему миру". Он с удовлетворением отметил и такой момент: "Надо прямо сказать, что между Советом и руководством Армянской церкви установились такие отношения, которые способствуют разрешению всех вопросов".

От имени председателя Совнаркома СССР Полянский передал католикосу в подарок роскошный легковой автомобиль ЗИС-101. Это был, видимо, один из излюбленных подарков Сталина. В те годы он не раз дарил дорогие автомобили Патриарху Алексию, другим лицам. Заслуги Георга VI были также отмечены медалью "За оборону Кавказа". В одном из своих писем Полянскому он сообщал: "Заботами Советского правительства в возрожденной и цветущей Советской Армении возродилась Армянская церковь и верующие армяне имеют полное основание быть бесконечно признательными Советскому правительству и его главе Великому Сталину".

В годы Великой Отечественной войны для огромного большинства рядового и, может быть, даже командного состава Красной Армии идеи патриотизма, воинской доблести и верности долгу соединялись более прочно не с коммунистической партией и социалистическим строем, а с сохранившимся в народе русским национальным сознанием, с традиционными вековыми устоями русской государственности и Церкви, истории и культуры. Иначе невозможной и ненужной была бы торжественная реабилитация национальных русских героев, начиная от святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского и кончая маршалами и адмиралами царской эпохи; неестественным и необъяснимым возвратом к прошлому явилось бы введение в армии и флоте офицерских погон, всем памятная отмена которых явилась гордым апофеозом большевистских лозунгов свободы и равенства еще в февральскую революцию.

На фронтах Великой Отечественной войны преобладающее и решающее значение имел не официальный, идеологически окрашенный патриотизм, а национальный, народный патриотизм, чувство родной земли и этнической общности всех народов, заключавших в себе общую волю и общую устремленность к победе.

Ураган войны воспламенил в армии искры религиозной веры. Вера становилась самой глубокой, самой интимной и самой существенной духовно-нравственной поддержкой каждого воина. Из глубинных недр души рождались безмолвные молитвы, воздыхания, надежды и обеты.

1. Из обращения 22 июня 1941 г. митрополита Сергия "Пастырям и пасомым Христовой православной церкви":"В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю... Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
Господь нам дарует победу".

 


 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру