Воспитание восхождением в гору

В селе Ковалево, что под г. Нерехтой Костромской области, есть такой православный  детский дом, где упорно и кропотливо идет поиск оптимальных форм воспитания и образования детей-сирот. Дети Ковалевского детского дома не чувствуют себя чем-то обделенными, хорошо развиты, неплохо учатся, занимаются спортом, трудятся на большом хозяйстве и с огромным уважением и доверием относятся к самому близкому и родному для них человеку – директору детского дома, протоиерею отцу Андрею. Многие попросту зовут его  отцом. В стенах Ковалевского детского дома родился теперь уже известный "Детский экстремальный проект". Одна из видимых практических целей - тренировка и испытания снаряжения. Совершено восхождение на одну из вершин Эльбруса в Новый год по классическому маршруту. Состав экспедиции следующий: Дети 6 человек и группа поддержки взрослых альпинистов в количестве 8 человек.

Мы просим рассказать об этом удивительном проекте директора протоиерея Андрея Воронина, выпускника географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Хочется рассказать нашим читателям об удивительном проекте, который стартовал именно здесь, в Ковалево – "Детский экстремальный", как возникла идея ее создания и какую цель ставили перед собой ее организаторы?


Современный контингент детей, поступающих в детские дома, коренным образом отличается от тех, которые поступали в детдома во времена А.С. Макаренко. Сейчас мы в подавляющем большинстве случаев имеем дело со скрытой формой детской психической инвалидности у детей, приобретаемой из-за отсутствия нормального общения ребенка со своей матерью в младенчестве. Инвалидность эта более опасна, тем, что она неочевидна для окружающих. И подметить ее и оценить ужасающие последствия этой развивающейся патологии могут только узкие специалисты.

Мы помещаем детей в экстремальные условия походов зимних и горных, где дети буквально начинают расцветать. Педагогический эффект 10-ти дневного горного похода превосходит 10-ти месячные усилия всего коллектива педагогов. Психика ребенка начинает развиваться по другому сценарию. Нужно сразу отдавать себе отчет в том, что ни при каких усилиях с нашей стороны, эти дети никогда не станут такими, как их сверстники, выросшие в семье. Наши дети принципиально ДРУГИЕ. И вот задача состоит в том, чтобы досконально понять отличительные особенности развития психики у детей группы риска, попытаться сневилировать негатив. С другой стороны, необходимо  максимально раскрыть их позитивный потенциал, дать возможность нашим мальчишкам успешно социализироваться в обществе.

Так возникла идея создания "Детского экстремального проекта". Его целью, помимо спортивных результатов, является привлечение внимания общественности к проблеме детей-сирот, которые до сих пор практически никак не решаются на высоком правительственном уровне. Кроме этого, мы предлагаем уникальные педагогические методики: наша многолетняя практика работы с детьми группы риска в экстремальных условиях природной среды приводит к удивительным результатам. Мы также уверены, что через наш проект многие мальчишки и девчонки обретут нравственные идеалы и стремление к здоровому образу жизни.

Давно ребята занимаются походами?


Такой опыт уже довольно серьезный, с 2001 года некоторые из ребят будут совершать уже третье восхождение в высокогорных районах России.

Первое восхождение было совершено в 2001 году на Эльбрус Западный и Восточный по классическому маршруту с юга. Тогда 7 ребятишек взошли на вершину (в том числе двое 10-летних и трое 11-летних). А в августе 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялась уникальная экспедиция на Кавказ. Впервые в истории была поставлена задача: 19 августа подняться на Восточную вершину г. Эльбрус с северной стороны, установить там походный храм, и отслужить в нем Божественную Литургию в праздник Преображения Господня 19 августа. Подобная миссия впервые проводилась Церковью и участие в ней детей наполнилось особым содержанием. В мировой практике подобного до сих пор не встречалось. Лишь благодаря беспримерному мужеству мальчишек, в сложнейших метеорологических условиях, была выполнена поставленная задача.


Расскажите, почему все-таки выбрали  горный туризм, экстремальный поход как метод воспитания? Неслучайно?


Конечно. Во-первых, дети, брошенные матерью, не верят никому, внешне они могут слушаться и прочее, но только внешне, чаще это послушание  у них носит потребительский характер. А внутри сидит недоверие к взрослым, и вот доверие ребенка нам надо завоевать, заслужить. Как? Нужно вместе с мальчишками преодолеть трудности.

Попутно решается задача преодоления "потребительства" и обучение основным навыкам самообслуживания. Но, пожалуй, главное - под куполом неба и у костра беседы о Боге, человеке и космосе приобретают совсем иную глубину. В сложных походах мы неожиданно для себя обратили внимание на один существенный факт: самые "тяжелые" дети удивительным образом адаптировались к непростым, в плане комфорта и выживания, ситуациям. Оказывается, в экстремальных ситуациях число жизненно важных задач сводится к минимуму, они становятся для них понятными. Наши "тяжелые" дети начинали на глазах раскрепощаться и удивительно уверенно вливаться в коллектив. Мы смогли по-новому посмотреть на некоторых наших воспитанников и пересмотреть наши педагогические методики и подходы ко многим из них. Теперь поход превратился из пусть трудного, но все же - отдыха, в кропотливую работу, где ставятся и решаются конкретные педагогические задачи.

В духовном плане ситуация также очень благоприятная: в экстремальной ситуации человек чаще задумывается на темы окружающего мира, своего места в нем, о взаимоотношении с ближним, о самоотдаче и подвиге, о чести и мужестве. Таких результатов можно добиться лишь в реальной экстремальной ситуации (высокогорье, пещеры, вода, Арктика, глубокая тайга и пустыня, походы зимой).


А как это все с точки зрения безопасности? Как Вы готовите ребят к горным походам?


Многие наши дети прекрасно владеют альпинистскими навыками, спускались в суровые пещеры, проходили горные перевалы, совершают регулярные многодневные зимние походы на лыжах даже в 20-градусный мороз, с ночевками в палатках (не было даже насморка), походы под парусом и на веслах.  Все участники команды непрерывно тренируются: в  беге, борьбе и походах в Крыму и на Волге. Два года назад в спортивном зале нашего детского дома мы построили приличный скалодром: девять метров в высоту и девять в ширину, по всем современным стандартам, и всерьез и надолго занялись скалолазанием.

Наверняка Вы слышите и недоверчивые отклики, ведь это такая ответственность – вести детей в горы?

Да, это сопряжено с особым риском и опасностью. Да, это колоссальный груз ответственности на взрослых. Но тот, кто не боится взвалить на себя этот груз, имеет возможность приблизиться к неизреченной Тайне Бытия, которая доступна детям.

Самая главная гора в нашей жизни находится внутри нас. В течение короткой жизни, мы пытаемся лезть по ней вверх, к Богу, преодолевая подлость, трусость, жестокость и равнодушие. Путь вверх всегда сопряжен с неимоверными трудностями и риском. Есть и другой путь: можно не прилагая никаких усилий, стремительно лететь в пропасть. В каждой новой горе, мы подсознательно и интуитивно видим образ той самой, единственной, по которой мы лезем всю жизнь. Именно поэтому горы так зачаровывают, влекут и преображают нас. И именно поэтому мы не имеем никакого права закрывать этот путь для детей, лишая их права выбора. Подъем на гору преображает  мальчишек. Рядом с ними преображаемся и мы, взрослые, становясь многократно добрее и мудрее. Они узнают её – это их гора. И в этом понимании рождается новое томительное ожидание встречи. Встречи с новой Горой, путь на которую поднимет их еще выше над пропастью небытия.

Словом, важно научиться "собираться", а современные дети расслаблены, особенно наши детдомовские, они не успевают адекватно реагировать в быстроизменяющейся ситуации, результатом чего становится пассивность, апатия, а порой и агрессия на сверстников. С возрастом это усиливается. Человек "собирается" в молитве, - этому  детей научить трудно, вообще православие скорее может быть выстрадано, ему научиться нельзя! В походе все происходит очень естественно:  жизнь заставляет собраться, научиться слушать,  понимать другого, заботиться о нем. Преодоление внешних трудностей и своих немощей сопровождается  внутренним восхождением человека на "свою" гору Фавор, преображением, помогает почувствовать Бога, найти уверенность в себе, придает крылья для жизни.

Можно добавить, что необычные, трудные, но привлекательные для подростков ситуации могут выступать мощным мотиватором  изменения своей жизни, стремления достичь результатов и много другого.


О. Андрей, у Вас здесь созданы превосходные условия для жизни мальчишек: замечательные квартиры, мастерские, прекрасно оборудованный спортивный зал, походы – но самое главное, есть община, одна большая православная семья. Как построить такое ребячье сообщество для обычных мальчишек, ведь они тоже нуждаются в этом, во всяком случае, охотно сбиваются в "стайки"… Эффективны детские организации, например, скаутская, может быть, Вам известны другие?


Что касается скаутов, то так называемый скаутинг – вещь сама по себе очень сомнительна, имею в виду основателя движения, его историю. Правда, несколько скаутских команд ко мне сюда приезжали, в целом, у меня очень хорошее впечатление осталось от людей, но в целом…есть большие сомнения.

Совершенно определенно можно сказать, что если мы не хотим потерять наших детей, то должны понимать, что чрезвычайно важно создать детскую организацию, ребята должны иметь общее дело, через  которое могли бы  получить и нравственные ориентиры, и социальный опыт. В этом деле, конечно, Церковь могла бы задать определенный импульс.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру