Краеведение в курсе развития речи в 5-6 классах

Дополнение к курсу развития речи В. В. Бабайцевой

Задачи работы по параллельному учебному комплексу в объяснительной записке сформулированы кратко. Они в целом те же, что и в работе по стабильному учебнику. Это «изучение языка и умение применить знания на практике, развитие речи учащихся и обогащение активного и пассивного запаса слов, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной речи, формирование орфографических и пунктуационных навыков». Подчеркнуто, что «русский язык — важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учащихся». В пояснении к программе «Русская речь» выделено 5 пунктов, формулирующих систему работы по развитию речи. На первое место поставлена связь работы с социальным опытом учащихся, тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом жизненного опыта детей, запаса их знаний, впечатлений и наблюдений: «Пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал». Второе — взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи с опережающим развитием устной речи. Третье — связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетика, грамматика, лексика, морфология, стилистика). Четвертое — связь с уроками литературы и внеклассного чтения. Пятое — опора на межпредметные связи. (Подробно см. «Программу ... стр. 74-75).

В 5-6 классах в этом курсе возможно проведение одной краеведческой экскурсии в четверть, используя спаренные уроки. Итого за два года — 8 краеведческих экскурсий. Выбор темы экскурсии зависит от личности учителя и его краеведческих знаний, от ближайшего к школе краеведческого пространства и, конечно, от возможностей изучаемого программного материала.

Вводный урок в 5 классе — «Для чего нужна людям речь?» На этом уроке надо найти место для анкеты по краеведению «Знаешь ли ты?», чтобы обозначить интересы и степень осведомленности детей. Примерные вопросы анкеты: 1. Почему так называется наше село (деревня)? 2. Куда ведет дорога, у которой стоит наша школа? 3. Что ты знаешь об участии твоих родных в Великой Отечественной войне? 4. Сколько твоих односельчан погибло в годы Великой Отечественной войны? И т. п. (Каждый учитель составит сам свои вопросы).

ПЯТЫЙ    КЛАСС
Количество часов — 8 (4 спаренных урока).

Первая экскурсия — в первой четверти на спаренном уроке по § 4. Тема «Как вести беседу?» Беседуем на тему «Что было раньше на том месте, где стоит наша школа?» Поскольку урок спаренный, то первый урок проводится в классе, где знакомим учащихся с правилами беседы. Схема урока-экскурсии: рассказ учителя, вопросы учащихся, ответы на вопросы, высказывания учащихся, владеющих дополнительной информацией. Использование монолога и диалога. Возвращение в класс, анализ § 4 (вопросы 3,4, 5,6). Домашнее задание можно распределить по группам. Сильным учащимся — задание 7-ое по учебнику «Русская речь»: «Составьте диалог «На экскурсии». Можно предложить записать по памяти монолог учителя и дополнения учеников. Более слабые учащиеся выполняют задания по учебнику. Если останется время, домашнее задание можно выполнить в классе. (Правила пунктуации в диалоге — см. учебник, § 28 «Теория», стр. 203).

Вторая экскурсия в 5 классе проводится во второй четверти на спаренном уроке по § 7 «Главное в тексте — идея, основная мысль». Первый урок — в классе. Выполняются упражнения № 39-42. Второй урок — экскурсия «На реке Унже». Можно выделить время на карандашные эскизы вида природы. Рассказ учителя о том, что было раньше, как выглядела природа, как и когда создавалось искусственное море, дополнения учащихся, вопросы, ответы. Монологическая речь. Диалоги. Наблюдения за красотой заунженских далей, видом реки. Выделяется главное — красота родной природы. Домашнее задание — упражнение № 45 как образец, по которому учитель предлагает учащимся выделить из пар те, которые подсказывают основную мысль. По одной из пар написать начало сочинения на темы: 1. «Родная природа», «Красота любимой Унжи». 2. «На Унже». «Осенняя дымка над рекой». 3. «Искусственное море». «Игра света в Унженском разливе».

Третья экскурсия в 5-ом классе проводится в третьей четверти на спаренном уроке по § 14 «Как различают типы речи?» Экскурсия «Иконка у дороги». Первый урок — работа в классе, второй — экскурсия. Рассказ учителя о старине, традициях, об истории иконки у дороги. Ответы на вопросы учащихся, их высказывания на заданную тему. В начале возможно высказывание или выразительное чтение стихотворения к теме одним-двумя учащимся по упреждающему заданию к уроку. Подчеркиваем, что рассказ об иконке по типу речи — повествование. Так идет подготовка к следующему уроку «Повествовать — значит рассказывать». Домашнее задание — подготовить устное повествование «Рассказ моей бабушки» (или другого члена семьи) о своем крае, о чем-то примечательном (о дорогом уголке родного края и т. п.).

Четвертая экскурсия — в четвертой четверти на уроках повторения. Спаренный урок по § 23. Тема «Куда ведет эта дорога?» На первом уроке можно конкретизировать задания, повторить, что делалось в году, какие были экскурсии, виды работ, обобщить знания о стилях и типах речи. Второй урок — экскурсия «Куда ведет эта дорога?» На заключительном уроке ученики высказываются первыми. Накануне дается упреждающее домашнее задание 2-3 учащимся. Вопросы учителя ученикам. Упражнения в диалоге (в паре или ученик-учитель). Затем в качестве дополнения следует рассказ учителя о том, что не прозвучало в беседе с учениками: о домах у дороги, отмеченных красной звездочкой, о том, как по этой дороге уходили на фронт земляки, о кузнице; эмоциональное и познавательное воздействие урока усилит про¬смотр фотодокументов и чтение солдатских писем.

ШЕСТОЙ КЛАСС
Количество часов — 8 (4 спаренных урока).

Для работы предлагаются параграфы: 26, 30, 32, 37 (или других по усмотрению учителя).

Первая экскурсия — на уроке по § 2, тема: «Что такое эпиграф?». Первый урок — работа в классе с учебником, второй урок — экскурсия «Куда можно пойти?» Если есть ближайший родник — к роднику, к колодцу со старинной историей и, дай Бог, с сохранившимся журавлем, к ближайшему источнику, к часовне или к какому-либо памятному в данной местности объекту. В шестом классе рекомендуется практиковать упреждающие домашние задания более творческим учащимся, опираясь на знание интеллектуальных возможностей их семей. На уроке учащиеся узнают историю памятного места, учатся связывать ее с фольклорным материалом о воде, родниках, о земле и т. п.

Вторая краеведческая экскурсия возможна при изучении темы § 30 «Описание природы». Первый урок — работа в классе с учебником. Второй — экскурсия в ближайшее красивое и памятное местечко (на реку, поле, лесок или перелесок, рощу и т.п.). Если есть местные художники, то можно провести урок по их картинам. В Нежитинской школе есть разработки уроков для 5 и 6 классов по картинам художника Леонида Козлова из города Юрьевца, изобразившего на двух картинах нашу реку Ледниху. К сожалению, эти картины сгорели во время пожара в старой школе, а сочинения мы сохранили в школьном музее.

Третья краеведческая экскурсия готовится на основе материалов § 32 и § 34. При подготовке урока «Описание книги» и выставки одежды «Из бабушкиного сундука» надо обязательно встретиться с людьми, имеющими старую книгу, с книголюбами и, особенно с местным священником. Для учащихся Нежитинской школы всегда открыта домашняя библиотека настоятеля Воскресенского храма отца Иоанна.

Четвертая экскурсия — в последней четверти по материалу § 37. Первый урок — обмен информацией по сбору материалы для описания природы с необычной точкой обзора. Второй урок — экскурсия на колокольню храма. Во втором пролете храма — смотровая площадка, откуда открывается красивая панорама села и окрестностей. Заголовки к сочинениям-миниатюрам придумывают сами учащиеся. Обсуждение проводится перед экскурсией. Образцы — в учебнике «Русская речь», стр. 134.

В данных рекомендациях шла речь о возможных вариантах совмещения изучения курса «Развитие речи» с усвоением окружающего краеведческого пространства. Разумеется, вопросы методики, формирования навыков грамотного письма, усвоения стилей речи, ее типов — все это обязательные и первостепенные вопросы, и решать их надо в комплексе с вопросами развития речи и воспитания учащихся на материалах родного края.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОВМЕЩЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКАЯ РЕЧЬ» в 5-6 КЛАССАХ (автор - профессор Бабайцева В. В.) С УСВОЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

5-ый класс. 4  спаренных урока.

Первая четверть.
Спаренный урок по § 4 «Как вести беседу?» Первый урок в классе. Второй урок — экскурсия на тему «Что было раньше на том месте, где стоит наша школа?»

Вторая четверть.
Спаренный урок по § 7 «Главное в тексте — идея, основная мысль». Первый урок — в классе. Второй урок — экскурсия в природу. По выбору учителя.

Третья четверть.
Спаренный урок по § 14 «Как различают типы речи?» Пер¬вый урок — в классе. Второй урок — экскурсия к ближайшему от школы памятнику для данного края месту («Иконка у дороги», «Старый дом», «Обелиск» и т. п.).

Четвертая четверть
Спаренный итоговый урок по § 23 «Повторение». Первый урок — в классе» по учебнику с дополнениями и обобщениями по проведенным в году экскурсиям. Второй урок — экскурсия «Куда ведет эта дорога?» (около которой стоит школа).

6-ой класс. 4 спаренных урока.

Первая четверть.
Спаренный урок по § 26. «Что такое эпиграф?» Первый урок — в классе. Второй урок — экскурсия к ближайшему роднику, источнику, колодцу с журавлем. Связать с фольклорным материалом о воде, земле, дереве и т. п.

Вторая четверть.
Спаренный урок по § 30 «Описание природы. Зима». Первый урок — в классе. Второй урок — экскурсия в природу (реку, поле, лесок, рощу и т. п.)

Третья четверть.
Спаренный урок по § 32 или § 31, 32, 34. Выбор предмета обсуждения определяется наличием наглядного материала (книги или предметов крестьянского быта). Первый урок — в классе. Второй — в краеведческом кабинете, или у художника, или у книголюба и т. д.

Четвертая четверть.
Спаренный урок по § 37 «Повторение». Первый урок — в классе. Второй урок — экскурсия, наблюдение за видами природы, села, окрестности с определенной точки (выбор учителя). Например, «Вид села с колокольни храма».

РАБОТА С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

КАРТОЧКА № 1
Комплексный анализ текста. (Лексика) 5-6 класс
В. Николаев. Не убежит река.— Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1982.

Из рассказа «Балда», стр. 96.
Текст.
Санька рассмеялся — НЕ-ет, не врет. У него зенки, как у ястреба... Я шапку из ондатры проспорил. Помню, вышли мы из Юрьевца — на капитанов учились там. Домой пошли по льду с Колькой Тягловым, идем, оба судоводители. И вот заспорили: один человек или двое идут нам (на) встречу. Там река — знаешь, какая ширь — километров семь до другого берега, колокольню в завражье едва видно. А рано вышли на дороге н...кого только (на) встречу нам (кто) то копоши (тся или ться) далеко-о у того берега. Я говорю Двое! А Колька твердит Один!

Задания по тексту.

1. Вычитай текст выразительно.
2. Спиши, вставь пропущенные знаки препинания, раскрой скобки.
3. Какие слова в этом тексте — имена собственные? Что ты знаешь об этих населенных пунктах?
4. Какие слова в этом тексте топонимы? Выпиши их и запиши 5-6 слов — топонимов нашей местности, объясни, что они обозначают.
5. Выпиши глагольные словосочетания, которые помогают представить картину движения путников по реке.

Творческое задание

Составь свой текст из 6-10 предложений на одну из тем: «Как мы ходили по грибы», «Как мы ходили по ягоды», «На сенокосе», «На рыбалку!», «В краеведческом походе», «Интересная игра», «Соревнования «Помогаем природе». Употреби в тексте глагольные словосочетания, помогающие представить движение. Употреби местные топонимы, если они подходят по теме.

КАРТОЧКА № 2
Комплексный анализ текста
В. Николаев. Не убежит река,— Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1982.

Из рассказа «Строповна-Европовна».
Текст.
Ты пальца моего (не) стоишь. Ведь фунту отеребок (не) тянешь, а батманишься! Пра! Выгнать бы давно! Чего и держат только! ... Все буи (по) сшибал! ... Довольный к.„питан м...лчит а катер его между тем (по) тихоньку подносит к брандвахте. Стро-повна угрожающе идет по палубе (на) встречу.

Задания

1. Вычитай текст выразительно.
2. Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки.
3. Выпиши диалектные слова. С какой целью они употреблены?
4. Выпиши устаревшие слова. Найди в «Толковом словаре» значения слова «фунт»? В каком значении оно употреблено в данном тексте?
5. Вспомни просторечные выражения со словом «фунт», запиши их.
6. Образуй от слова «фунт» однокоренные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Какие слова в этом тексте обозначают меры веса? С какой целью употребил их автор?
8. Что обозначает слово «батманишься»? От какого слова оно образовано? Подбери синонимы к глаголу «батманишься».
9.  Узнай по «Толковому словарю», что обозначает слово «отеребок?»
10. Определи по речи героини, где она жила: в городе или в деревне.

Сделай вывод: удалось ли автору передать гнев и возмущение женщины?
Образец оформления карточки при сборе диалектных слов и выражений.
Село (или деревня) — Высокого.
Записано у Кузьминой Матрены Назаровны.
1902 года рождения, малограмотная (или 4-классное, или другое образование). Работала в колхозе, в настоящее время на пенсии. Родом из д. Высоково (точно указать место рождения).
Слова, записанные у нее: уповод — отрезок времени, около часу. Отляко-отвесно — косо. Ряха-неловкий — неустойчивый на ногах. Загибисловата — (обычно о женщине) — жадна, много хочет иметь, получить, слишком горда, заносчива. («Уж больно она загибисловата.»)

Пояснительная записка

Задачей данного курса является изучение края, формирование на основе полученных знаний и впечатлений устойчивого понимания значимости края в жизни страны, усвоение элементов самобытной местной культуры. Особенностью курса является до¬ведение до сознания учащихся понимания перемен в жизни края под влиянием пуска в конце 50-ых годов Горьковского водохранилища (затопление земель, снос деревень, переезд массы людей с места жительства). Необходимо в процессе работы по данной программе собрать и сохранить исчезающую топонимику затопленных мест, воспоминания старожилов о жизни до Большой воды, когда край был принадлежностью Юрьевецкого района. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Для более глубокого изучения ближайшего образовательного пространства предлагается продолжить работу факультатива в 8-9 и 10-11 классах.

Формы работы: собирательская (индивидуальная и групповая), экскурсионная (включая походы), массовая (встречи, беседы, игры, праздники).

Введение 2 ч.

Раздел первый
Памятные места села Нежитина. 10 часов.

Подразделы.
1. Места исторического прошлого, легенды, побаски края. 5 ч.
2.  Места, связанные с религиозными объектами. 5 ч.

Раздел второй
Трудовая жизнь края. 10 ч.

Подразделы.
1. Занятия и ремесла предков 3 ч.
2. Труд на земле. 2 ч.
3. Конь в жизни крестьянина. 2 ч.
4. Вода: колодцы, родники, действующие и заброшенные, их история.

Раздел третий
Лен и ткачество. 4 ч.

Подразделы.
1. Ткачество — одно из главных ремесел. 2 ч.
2. Лен в жизни края. 2 ч.

Раздел четвертый
Карта родного края. 7 ч.

Подразделы.
1. До пуска Горьковского водохранилища.
2. Изменения в жизни края в связи с затоплением. 3 ч.
3. Реки нашего края. 1ч.
4. Дороги. 1ч.

Раздел пятый.
Топонимика края. 2 ч.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ААЯ 7 КЛАССА «ЖИЗНЬ, ТРУД, КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ» (33 часа)

Введение. 2 ч.
Раздел первый
Географическое положение края. Топонимика. 8 ч.

Подразделы.
1. Географическое положение. 1 ч.
2. Топонимика. 1 ч.
3. Истоки названий села и объединенных в нем селений. Топонимика сел Высокова, Овсянникова, Козлова. 3 ч.

Раздел второй
Отходничество. 2 ч.

Подразделы.
1. Вечновка. 1 ч.
2. Жгонка. 1 ч.

Раздел третий
Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. 5 ч.

Подразделы.
1. Жизнь края в годы войны. 1ч.
2. Иван Горохов — защитник Брестской крепости. 1 ч.
3. Учителя Нежитинской средней школы на фронте и в тылу. 2 ч.

Раздел четвертый
Труд и его отражение в фольклоре края. 5 ч.

Подразделы.
1. Фольклор. Песни, загадки, побаски, игры, обряды. 2 ч.
2. Лен. Как рубашка в поле выросла (выращивание льна, домашнее прядение и ткачество). 3 ч.

Раздел пятый
Действующие и забытые родники и колодцы края. 9 ч.

Подразделы.
1. Родник «Прозрение» д. Кондратово. Экскурсия. 5 ч.
2. Деревня Козлове. Экскурсия к роднику. 4 ч.

Итоговый урок. Люби свой край. 1ч.


Приложение
ВОПРОСЫ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ НЕЖИТИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 2001-2002 УЧЕБНЫЙ ГОД

Местность, объекты
1. Как объясняется название Нежитино?
Нежитое место. Урожайное место. От слова «нежность».
2. В каком году Воскресенскому храму исполнится 200 лет? В 2002, 2003, 2005.
3. Сколько рек надо было пересечь, чтобы в начале XX века приехать из Нежитина в Юрьевец? 1,2,3
4. Назовите 1 или 2 реки Макарьевского района, название которых заканчиваются на согласный звук?
5. Назовите все речки нашего края, названия которых окан¬чиваются на гласный «а».
6. Какой город ближе расположен к Нежитину — Макарьев или Юрьевец?
7. Назовите деревни нашего края, в которых есть действующие родники.
8. В каких деревнях есть часовни?

Школа
1. Назовите фамилию первой земской учительницы Нежитинской школы.
2. Назовите фамилию первого учителя Нежитинской школы в советское время.
3. Кто из выпускников Нежитинской школы работает в ней сейчас?
4. Назовите фамилию бывшего ученика нашей школы, погибшего при обороне Брестской крепости в 1941 г.
5. Назовите фамилии людей, работавших директорами нашей школы с середины XX в. по настоящее время.
6. В какой деревне проживает выпускник Журавлевской школы, дважды орденоносец? Как его зовут?
7. Назовите фамилии наших выпускников последних лет, окончивших школу с серебряными медалями.Даты.
1. В каком году построена новая школа?
2. В каком году пущено Горьковское водохранилище?
3. В каком году снова открыт Воскресенский храм?
4. В каком году открыта построенная первая земская школа в Нежитине? Люди. События.
1. Назовите известные вам войны, в которых участвовали наши земляки.
2. Назовите фамилию писателя из д. Кондратово, автора многих книг о нашем крае. (Например, «Шумит Шилекша»).
3. Назовите имя князя, основавшего г. Кострому.
4. Что вы знаете о Преподобном Макарии, чье имя носит г. Макарьев?

Приложение 3
ВИКТОРИНА «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ КРАЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ НЕЖИТИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

1. Как называлась в XIX веке и в начале XX века волость (территория), где мы теперь живем?
2. Были ли татаро-монголы на р. Унже, в наших краях?
3. В каком году построен каменный Воскресенский храм?
4. Какое отношение к нашему краю имеет Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский?
5. Что ты знаешь об истории церковных колоколов нашего края?
6. Сколько было прихожан-мужчин и сколько женщин (отдельно) в Воскресенской церкви в XIX веке?
7. В каких деревнях были часовни?
8. Почему речки имеют такие названия, как Устанка, Ледниха, Железенка, Немда? Что ты об этом знаешь? Предложи свою версию.
9. В каком году был разбит парк?
10.Как назывался первый пароход, который прошел по р. Унже?
11.Таскали ли бурлаки по р. Унже баржи?
12.Назови фамилию немецкого капиталиста, владевшего лесным предприятием на р. Унже, которое после Октябрьской революции было перенесено в г. Юрьевец и стало называться «Красный Профинтерн»?
13.Как назывался наш сельский совет до названия «Нежитинский»?
14.Как назывались колхозы в деревнях, ныне существующих на территории нашего сельсовета?
15.Когда произошло открытие обелиска павшим в 1941-1945 г. воинам-односельчанам?
16.Кто из наших земляков имеет государственные награды? За что?

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА НЕЖИТИНА

История села Нежитина тесно связана с историей храма Воскресения.

В середине XIX века село так и называлось — Воскресенское. Храм стоял над рекой в конце улицы, которая называлась Савино-Завражье, и это, пожалуй, была тогда и не улица, а деревня за оврагом — заовражье, отсюда и название. Кирпичный храм был построен вместо старого деревянного в начале XIX века. Датой его открытия в архивах Костромской епархии назван 1803 год. Прихожане 28 деревень на свои средства сами и строили для себя эту церковь. По этим же архивным данным о приходе и о селе известно следующее: расстояние от Костромы — 150 верст, от Макарьева — 62 версты, от г. Юрьевца — 18 верст, от больницы Завражье — 12 верст, от пароходной пристани и торгового пункта в г. Юрьевце — 18 верст, от железнодорожной станции Кинешмы — 70 верст. Близлежащие церкви находились в селе Хороброве и Коршунском (Вознесенская) — в 10 верстах. Прихожан в храме на 1803 год насчитывалось: мужчин — 1744, женщин — 1845. Раскольников не было. Самое дальнее селение располагалось в 8 верстах от храма. Приход насчитывал 30 се¬лений. В нем было три земских школы.

В советский период храм был закрыт. Центром жизни стал сельский совет. Сначала он был в д. Овсянникове, а затем установился в с. Нежити не. С конца 50-х годов, с пуском искусственного Горьковского водохранилища перестал действовать когда-то оживленный тракт Макарьев-Юрьевец. Нежитино оказалось в тупике. Затруднилась связь с райцентром, село перевели из Ивановской области в Костромскую, из Юрьевецкого района в Макарьевский.

В 70-е годы в связи с ликвидацией «неперспективных» деревень официальным решением местного органа власти под одно название Нежитино были объединены прилегающие деревни: Малые Новоселки, Большие Новоселки, Савино-Завражье, Щелыгино, Михайлове, а также новый совхозный поселок, именуемый тогда Марьина улица. Название последнего пошло от первых жителей, получивших квартиры в новом поселке. Здесь первыми поселились три Марии: учительница средней школы Ловыгина Мария Васильевна, доярка совхозной фермы Гордеева Мария Ивановна, работница пришкольного интерната, прачка Николаева Мария Александровна.

Центр культурной жизни села — средняя школа, в которой обучаются дети с 1 по 11 класс. Юноши получают в школе специальность тракториста, девушки изучают швейное дело. Для дошкольников есть детский сад на 50 человек.

В 70-80 годы школа была большой наполняемости, в нее поступали выпускники Вознесенской и Журавлевской 8-летних школ. В 1972 году обучалось более 300 человек. Были параллельные классы: пятые, седьмые, восьмые, девятые, десятые. Был построен пришкольный интернат на 50 мест. Огромный вклад в развитие средней школы внес в 60-70 годы директор школы Зайцев Борис Николаевич. При нем была открыта средняя школа, построен интернат.

Сейчас обстановка изменилась. Многие деревни исчезли, население уменьшилось, интернат ликвидирован. Исчезли школы, выпускники которых приходили в Нежитинскую среднюю: Журавлевская 8-летняя, Волковская начальная, Огарковская начальная.

На 1997 год население Нежитина насчитывает 538 человек. В селе две улицы: Центральная и Сельская. Открыты два частных магазина. Совхоз преобразован в товарищество. В индивидуальных подворьях Нежитина содержится большое количество скота. В стаде села 113 коров.

Школа, библиотека и сельский Дом культуры представляют собой единое образовательное пространство. На основании договора о совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей и юношества, подписанного главой департамента образования и науки администрации Костромской области и Архиепископом Костромским и Галичским Александром 15 мая 2000 года, в это пространство будет включен и возрожденный Воскресенский приход.

 


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру