Икона

Весь  мир,  до  прихода  на  землю  Иисуса  Христа  не  знал,  как  выглядит  Бог.  Но  вот  таинственный,  невидимый,  непостижимый  Бог  стал  виден,  а  значит,  теперь  Его  можно  было  нарисовать  или  изобразить.  Недаром  слово  «икона»,  в  переводе  с  греческого  означает   «изображение»  или  «образ».

Считается,  что  самую  первую  икону Богородицы  с  Младенцем   написал  святой  апостол  Лука.  За  неимением  досок,  икону  он  написал  на  крышке  стола,  за  которым  обычно  сидели  Иисус  Христос  со  Своей  Матерью.  Икона  получилась  чудной,  неземной  красоты.  Видно,  Божьи  Ангелы  помогали  Луке.

Когда  Пресвятая  Богородица  увидела  этот  дивный  образ,  Она  сказала: «Отныне  будут  почитать  меня  все  люди.  Благодать  Родившегося  от  Меня  и  Моя  с  сею  иконой  да  будет».

Сам  Иисус  Христос,    пребывая  на  земле,  подарил  миру  Своё  изображение.  А  было  это  так.

Однажды,  сильно  разболелся  Эдесский  царь  Авгарь.  Услышав  о  том,  что  Иисус  Христос  исцеляет  даже  безнадёжно  больных,  царь  послал  к  Нему  своего  художника  Ананию  с  письмом.  В  письме  Авгарь  просил  Спасителя  прийти  и  исцелить  его.  На  случай,  если  Господь  не  сможет  прийти,  Анания  должен был  написать  с  Христа  образ,  который  бы  вылечил  царя.

Когда  Анания  пришёл  в  то  селение,  где  проповедовал  Иисус, он  понял,  что  из-за  большого  количества  людей,  Господь  не  сможет  посетить  царя.  Художник  встал  в  сторонке  и  попытался  нарисовать  лик  Спасителя.  Однако, к  своему  изумлению,  как  он  ни  старался,  как  ни  мучился,  у  него  ничего  не  получалось!  От  Христа  исходила  такая  Божественная  благодать,  что  простой  человек  передать  это  в  рисунке  был  не  в  силах.

Господь  Провидец  конечно  же  знал  про  мучения  бедного  художника  и  желание  царя  иметь  Его  лик.  Христос  попросил  принести  Ему  воды  и  полотенце  и,  умыв  Своё  Лицо,  приложил  к  Нему  белый  плат.  И  произошло  чудо!  На  белом  полотенце, непостижимым  образом,  запечатлелся  Божественный  Лик  Христа.

Царь  Авгарь,  получив  полотенце,  исцелился  от  болезни  и  вскоре  сам  и  все  жители  Эдессы,  стали  христианами. Святыню  установили  в  нише  над  городскими  воротами.  Спустя  350  лет  император  Константин  Великий  выкупил  этот  чудесный  образ,  с  которого  греческие  художники  сделали  многочисленные  списки.

В  каждом  русском  храме  обязательно  есть  такая  икона: на  полотенце  изображен  оплечный,  т.е.  по  плечи,  Лик  Спасителя,  который  называется  Спас  Нерукотворный,  потому  что  сотворен    не  человеческими  руками,  а  Богом. А  зачем  вообще  нужны  иконы?  Конечно  же,  для  молитвы.  Ведь  если  ты  кого-то  о  чём-нибудь  просишь,  то  делать  это  лучше  всего, глядя  на  этого  человека.  А  если  ты  хочешь  попросить  о  чем – нибудь  Бога,  Богоматерь  или  святых,  то  лучше  это  делать,  глядя  на  их  иконы.

Во  многих  святых  книгах  сохранились  предания  о  том,  как  выглядел  тот  или  иной  святой,  поэтому  иконописцы  не  выдумывали  их  лики,  а  писали  такими,  какими  были  святые  в  жизни.  Бывали  даже  чудесные  явления  почивших,  т.е.  умерших  святых  живым  людям,  которым  они  рассказывали,  как их  надо  рисовать.

Раньше  иконы  называли  «Библией  для  неграмотных».  И  в  самом  деле,  глядя  на  икону,  простой,  необразованный  человек,  мог  узнать  о  происхождении  и  истории  мира,  о  великих  христианских  событиях  и  великих  русских  праведниках.

Из  Византии  иконы  быстро разошлись  по  миру  и  стали  понятны  людям,  говорящим  на  разных  языках.  Это  было  очень  важно  тогда,  когда  христианская  вера  только-только,  еще  робко  проникала  в  другие  страны  и  нуждалась  в  поддержке.

Спустя  почти  900  лет  после  Христа,  древняя  Русь  всё  еще  продолжала  верить  в  деревянных  идолов,  каменных  божков,  поклонялась  ветру,  воде,  Земле  и  Солнцу.  Только  после  того,  как  святой  князь  Владимир  крестился  в  Херсонесе,  он  привез  из  Византии  в  Киев   церковные  книги  и  утварь,  а  также  иконы.

Вскоре,  после  крещения  всей  Руси  в  988  году,  для  новых  русских  храмов  потребовалось  много  икон  и  тогда  из  Греции  были  приглашены  самые  искусные  иконописцы.  Они  брали  себе   способных,  молодых  учеников  и  через  некоторое  время  вся  Русь  засияла  яркими,  радостными,  праздничными иконами.

Самым  известным  из  древнерусских  иконописцев  был  Киево-печерский  монах  Алипий.  Он  так  свято  верил  в  священное,  целебное  свойство  красок,  которыми  он  писал  иконы, что  лечил  больных   не  лекарствами,  а  помазуя  их  кистью  с  красками.  Простодушным  этим  лечением  Алипий  хотел  утвердить  в  людях  святую  веру  в  целительную  помощь  иконописи.

Долгое  время  русские  иконописцы  только  копировали,  повторяли  иконы  греческого  письма  и  это  было  обязательным  требованием  церкви.  Церковь  запрещала  художникам  придумывать  сюжеты  новых  икон,  потому  что  « стали  появляться  люди  неталантливые,  горделивые  и  пишут  иконы  самовольством,  самомыслием  и  своими  догадками».

По  Соборному  уложению  иконописцем  мог  быть  не  всякий,  а  только  благочестивый,  чистый  душой,   особо  одаренный  мастер  и  писать  иконы  он  должен  «с  сокрушением  сердца  и  слезами  покаяния  в  любви  к  Богу».

Так  бы  и  копировали  наши  мастера  греков,  но  вот,  в  конце  XIV  века  родился  великий   русский  иконописец  Андрей  Рублев.  Никогда  бы  его  святые  иконы  не  прославили  Русь,  если  бы  он  только  повторял  старое  византийское  письмо  и  ничего  не  привносил  бы  нового  в  русское  иконописание.

Древние  летописи  рассказывают  о  восхищении  людей  его  творениями,  об  уважении  к  нему  как  «живописцу  необыкновенному». Именно  его,  скромного  инока  Андрея,  умолил  игумен  Троице-Сергиевой  лавры,  написать  образ  Пресвятой  Троицы  «в  похвалу  преподобному  Сергию  Радонежскому».

В  непрестанной  молитве  ко  Господу  инок  Андрей  создал  чудо.  Потрясение,  радость,  признательность,  гордость -  вот  что  испытывал  православный  человек,  глядя  на  Троицу.  Кто-то  очень  верно  сказал,  что  Троица  Рублева  является  самым  верным  доказательством  существования  Бога.  Спустя  годы  церковь  постановила  писать  иконы  «с  древних  образцов  и  как  писал  Андрей  Рублев».

Иконы  Рублева  ценились  чрезвычайно  высоко.  Преподобный  Иосиф  Волоколамский,  желая  примириться  с  Тверским  князем  Фёдором,  послал  к  нему  икону  Рублёва,  стоимостью  в  двадцать «рублёв»,  на  которые,  по  тому  времени,  можно  было  купить  целую  деревню  с  землёй  и  угодьями.

Даже  простой,  неграмотный  человек  на  Руси  всегда  ценил  красоту  и  ставил  её  выше  всех  ценностей.  Считалось,  например,  если  летопись  или  былина  написаны  скучно,  неинтересно, «некрасиво»,  то  это-  неправда  и  события  такого  не  было.  Вот  почему  на  красивую,  одухотворённую  икону  русские  люди  не  только  молились, но  и  любовались  ею,  и  красота  эта  убеждала  их  в  том,  что  Бог,  конечно  же,  есть.

В  каждой  иконе  заключена  тайна,  символ,  не  зная  которых.  трудно  понять  икону. Глядя  на   древние  иконы,  может  показаться,  что  иконописец  неумело  написал  у  Христа  какие-то  странные,  удлинённые  уши,  не  похожие  на  людские  глаза,  чересчур  удлинённые  руки,   ноги  и  тело.  Это  делалось  специально  для  того,  чтобы  подчеркнуть,  что  Бог -  не  человек,  Он  иной,  чем  мы.  Он  видит  и  слышит  иное,  чем  мы,  вот  поэтому  и  глаза  и  уши  у  Него  иные.  И  тело  у  Бога  не  такое  как  у  землян,  а  как  у  небожителей.

Над  головами  святых  обязательно  рисуется  золотой  круг-  нимб. С  латинского  это  слово  переводится  как  облако,  ореол.  Нимб-  это  Божественный  свет,  исходящий  от  святых.

Иисуса  Христа  обычно  изображают  в  красном  хитоне-  длинной,  до  пят,  рубахе  и  синей  накидке.  Красный  цвет  говорит  о  том,  что  Христос  родился  на  земле,  а  синий-  что  Он,  в  то  же  время,  пребывает  не  Небесах.

Особенно  любимы  и  особо  почитаемы  на  Руси  иконы  Пресвятой  Богородицы-  Матери  всех  людей,  как  Её  любовно  называют  в  народе.   Никогда  Богоматерь  не  бывает  на  иконах  радостной,  улыбающейся,  но  всегда  печальна  и  скорбна.

Она  нежно  и  бережно  прижимает  к  Себе  маленького  Христа,  кротко  смиряясь  с  тем,  что  Её  Сын  Возлюбленный  будет  за  всех  нас  распят  на  кресте.  Именно  поэтому  голову  и  плечи   Богородицы  покрывает  тёмно-вишнёвый  мафорий,  символ  страданий.

Богородичные  иконы  очень  разные  и  называются  по-разному  потому,  что  прославились  своими  чудесами  в  разных  местах.  Так,  есть  Казанская,  Смоленская, Владимирская  иконы  Божией  Матери,  а  есть  и  такие,  которые  называются  Умиление,  Утоли  моя  печали,  Нечаянная  радость,  Умягчение  злых  сердец,  Всех  скорбящих  радости  и  другие   Богородичные  иконы,  с  такими же  добрыми,  теплыми  названиями.  Каждой  из  этих  икон  молятся  в  особых  скорбях  и  печалях  и    получают  помощь  по  вере  своей.

Для  православных  людей  икона -  не  только  духовный  центр,  но  и  самое  драгоценное  украшение  дома.  Перед  иконами  совершаются  все  важнейшие  события  в  жизни  русской  семьи  от  рождения  до  смерти.  Когда  рождался  младенец,  заказывали  «родимую»  икону  святого,  имя  которого  носил  ребенок.

Иконой  родители  благословляли  жениха  и  невесту,  а  после  венчания  в  храме,  за  стекло  этой  иконы  помещали  витые,  венчальные  свечи.  Когда  один  из  супругов  заболевал,  перед  ним  зажигали  эти  свечи  и  молились  перед  иконой  о  его  здравии.

Перед  иконами  молятся  не  только  утром  и  вечером, но  всегда,  когда  этого  требует  душа.  Молятся  перед  началом  какого-то  важного  дела,  перед  дальней  дорогой  и  после  благополучного  возвращения,  молятся  перед  трапезой  и  после  её,  молятся  в  печали  и  радости.  Поэтому  старинные,  семейные  иконы,  переходящие  от  поколения  к  поколению, называются  намоленными,  потому  что хранят  в  себе  все  молитвы  ваших  предков.

Освященные,  намоленные  иконы  хранят  в  доме  мир,  покой  и  нравственный  порядок.  Перед  ними  невозможно  браниться,  сквернословить  или  устраивать  шумные  попойки.

Невозможно  представить  православный  дом  или  храм  без  икон.  Однако  в  последнее  время  развелось  много  мнимых  ревнителей  Библии,  которые,  в  своей  ненависти  к  России  и  православной  церкви   пытаются  заставить  нас  отказаться  от  нашей  святыни-  иконы,  потому  только,  что  у  западных  христиан  икон  нет.  Эти  сектанты  назойливо  пристают  к  людям  на  улицах,  искушают  их  и  навязывают  свои  лукавые  книжонки.  Не  слушайте  их,  они  лгут.

Святые,  православные  иконы,  столько  раз  спасали  Россию  от  неминуемой  гибели, совершали  и  совершают  столько  удивительных  чудес,  что  заставить  нас  отречься  от  икон,  все  равно,  что  заставить  отречься  от  веры  в  Бога  и  самой  России.

А  этого  не  будет  никогда.
                                             


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру