Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога

Сначала об определениях: что мы называем православными духовными ценностями?

Ценностью для человека является то, что представляется ему наиболее значимым или то, что он считает для себя благом, а не злом. Ценностные ориентации

·         - образуют стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества;

·         - лежат в основе взаимодействия общества и личности;

·         - признаются центральным компонентом самой личности, высшим регулятором ее поведения.

Без общественно значимых ценностей невозможно само существования общества. Но что лежит в основании общепринятых в данном социуме критериев оценки ценностей?

Во-первых, антропологические представления о самом человеке: кто он - высокоорганизованная обезьяна, запрограммированная машина, продукт общественного воздействия или образ Божий? Каков смысл его жизни и что в ней приоритетно? Во-вторых, нравственные устои общества, дающие четкие ориентиры: что полезно, а что вредно для личности и межличностных отношений. В зависимости от ответа на эти вопросы строится воспитание личности.

Христианство дает ясные ответы на оба эти вопроса, указывая, что человек задуман и сотворен Творцом, как Его образ и подобие, а целью этого творения является богообщение, как радостное со-творчество и со-работничество по преображению и совершенствованию окружающего мира. Одним из ключевых положений христианства является закон иерархичности, как основополагающий структурный принцип мироздания. Иерархия и есть тот порядок, который выстраивает ценностные приоритеты личности и общества. Любая иерархия всегда гармонична, но в человеческих отношениях она может быть основана на разных принципах. Положенный в ее основание страх порождает рабство, а договор - наемничество. Иерархический принцип в христианстве основан на любви: здесь определение границы между свободой личности и ее подчинением определенному порядку идет через свободный выбор самоограничения во имя любви к ближнему и исполнения данных Богом заповедей. Это и есть жертвенная любовь во имя сохранения того порядка, который установил Создатель. Образ жертвенной любви дает Сам Бог: Сын Божий, вочеловечевшись, показывает пример самоограничения Своей человеческой воли во имя следования заповедям Отца, Его воли. Нежелание самоограничения и стремление к реализации свободной воли привело первых людей к грехопадению. Но замысел Бога о человеке, смысле и цели его жизни не изменился: человек по-прежнему призван быть образом и подобием Творца, Который никогда не нарушает свободу человека, призывая его к добровольному, сознательному и ответственному выбору жизненных ценностей. Определение их приоритетов исходит из иерархичности устройства человеческой личности: господстве духа над проявлениями души и тела.

Христианские антропологические представление определяют цели и задачи образования, как помощь ребенку в становлении духовной личности, раскрытии в себе образа и подобия Творца, который является абсолютным нравственным идеалом. Любая сумма и набор знаний нужны и полезны лишь в той мере, в которой они способствуют решению этой задачи. Неслучайно на входе в храм св. Татианы при Московском университете всегда были начертаны слова: «Свет Христов просвещает всех», т.е. в основе любых информационных знаний лежит образ Создателя, а приобщение к ценностям православной культуры есть познание этого Образа.

Этот подход находит все большее понимание в обществе. Так, в декабре 2007 г. Президент РФ, давая интервью журналу Time, подчеркнул, что «нет и не может быть…в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей».

В чем важность мировоззренческого выбора педагога?

Известно, что личность учителя, его нравственные качества и позиция имеют ключевое значение в воспитании. В педагогике, как науке о «детоводительстве» и практической деятельности учителя непреложно действует гидромеханический закон о сообщающихся сосудах. Согласно этому закону однородная жидкость перетекает из сосуда расположенного выше, в тот, который ниже, независимо от формы этих сосудов, до тех тор, пока ее уровень не сравняется.

Педагог любой дисциплины, знакомый с предметом лишь внешне, не любящий и не знающей его, не может раскрыть его сущностных основ и законов. Если учитель музыки не умеет играть ни на каком музыкальном инструменте, способен ли он адекватно рассказать детям о тех законах, по которым она создается, раскрыть ее красоту и гармонию? Поэтому, чтобы пробудить в ребенке жажду жизни по закону любви, в соответствии с христианскими ценностями, учитель не только должен обладать информационными знаниями и жизненным опытом, но и понимать духовную сущность православной культуры. Но если он сам стоит даже не в притворе, а только у порога храма собственной души, то, конечно, ему трудно поведать детям, что находится в его основании и по каким законам протекает в нем жизнь. При этом вопрос о воцерковлении педагога по-прежнему остается делом сугубо личным и добровольным. Но чтобы этот выбор был сознательным, учитель должен ясно осознавать из чего приходится выбирать, какие ценностные ориентации могут быть положены в основу этого выбора.

Крайне опасным для детей может стать ситуация при которой педагог начнет строить преподавание православной культуры не на святоотеческом понимание христианских ценностей, а на своем представлении о них. Ведь особенность профессии учителя в том, что, в процессе обучения он вводит детей в тот мир, который им открывает. Для уроков, раскрывающих христианские духовные ценности, это имеет особое значение, т.к. многие дети будут понимать основы православного мировоззрения и культуры, так как это будет представлено учителем на уроках, в личном общении, явлено в его отношении к миру и людям. Поэтому нравственный выбор самого педагога должен также быть сознательным и ответственным.

Какую мировоззренческую позицию занимает современный педагог, преподающий православную культуру в школе?

Конечно, различную. Но при ответе на этот вопрос мы можем опираться на результаты добровольного и анонимного анкетирования, проводимого нами среди педагогов Московском области в течение последних 5 лет во время проведения курсов повышения квалификации при Педагогической Академии последипломного образования. Результаты обрабатываются при помощи методики контент-анализа. Данные достаточно обширные, здесь же позвольте поделиться лишь отдельными выводами. Значительная часть опрошенных (более 75%) имеет большой педагогический стаж от 15 до 25 лет и более. Понятно, почему интерес к религии у 60% из них возник во взрослые годы. Однако это приводит к эклектичности (смешанности) мировоззрения. Так, 36% выпускников курсов православной культуры, т.е. получивший право преподавать этот предмет, считают возможным семейную жизнь без регистрации брака, только 64% считают аборт убийством, а 17,5% взрослых учителей затруднились с ответом на этот вопрос и 59% респондентов не могут определить своего отношения к обману и измене. Многолетнее отсутствие живого опыта христианской жизни как в обществе в целом, так и в семье в частности привело к тому, что даже желающие жить в соответствии с православной традиций порой не знают, как это сделать, поэтому 77,5% опрошенных учителей нуждаются в помощи Церкви при проведении занятий по православной культуре.

Опасность положения в том, что при наличии огромного количества хороших и разных учебников и книг по православной культуре для детей, учитель, не имеющий цельного православного миропонимания, не способен донести до учащихся духовную сущность изучаемого предмета. Поэтому, порой, на уроках по православной культуре дети получают новые знания, которые не дают им ни нравственных ориентиров, ни духовной опоры. Какая разница от знания того, в каком году, по проекту какого архитектора, в честь какого исторического события построен храм напротив дома, если в доме от этого не стало чище, добрее и светлее? Но может ли помочь в обретении этой чистоты и красоты учитель, сам не видящий и не понимающей ее?

По данным, прозвучавшим в выступлении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на ХVI Рождественских чтений (январь 2008 г.), в Московской области факультативы по православной культуре и «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в 1200 школах из 1600. Однако все ли учителя, ведущие данные дисциплины, имеют целостное понимания ценностей православия? Не приведет ли эклектизм мировоззрения педагога к искажению духовного мира учащихся?

Как происходит подготовка учителя для проведения занятий по православной культуре?

В стране (за малым исключением православных университетов) практические отсутствуют средние и высшие профессиональные педагогические учебные заведения, дающие своим выпускникам знания по православной педагогике: она не входит в базисный план этих учреждений. Отдельные элективные курсы и спецкурсы ситуацию не меняют. Поэтому современное педагогическое образование становится функционально неполным, а молодые учителя изначально поставлены в ситуацию не способности профессионально говорить о предмете, даже азы которого они «не проходили» в вузе. А что говорить об учителях «со стажем», лишенным в юности возможности не только говорить, но и думать об этом?

Значительная часть учительского корпуса получает знания о православной культуре на краткосрочных курсах и путем самоподготовки. Такие курсы не могут подготовить учителя к преподаванию православной культуры с точки зрения ее духовных основ, т.к. для этого необходима серьезная многолетняя учеба и практика. Они лишь способны, при правильно расставленных акцентах, побудить выпускника к самостоятельной и углубленной работе над собой и своим духовным миром. В условиях разработки нового поколения образовательных стандартов, когда идет подготовка к введению в школы с 1 по 11 классы новой образовательной области «духовно-нравственная культура», данная ситуация крайне опасна. Детские болезни духовного роста, коими страдают многие из нас, часто приводят к искаженному пониманию сущности православной культуры и ее духовных ценностей, фанатизму, обрядоверию, неофитскому сознанию. Какой духовный опыт мы можем передать учащимся? С какими духовными ценностями их познакомить? В наше время именно эклектичность мировоззрения учителя, а не отсутствие учебников для детей, иллюстративных материалов и поурочных разработок становится главным препятствием в преподавании православной культуры.

Какой выход из данной ситуации возможен?

Этот выход очевиден: осознание самим педагогом необходимости собственного духовного возрастания и ответственном подходе к преподаванию предмета. Ведь не станет же учитель музыки, не знающий нотной грамоты, преподавать музыку? Так и с православной культурой: ее не может преподавать педагог, для которого православие – лишь одна из многих религий мира, пусть даже традиционная для России, но носителем которой сам педагог не является.

Все это побудило нас совместно с НИЭЦ «Наука и Слово» приступить к разработке культурно-просветительской и образовательной программы нового поколения для системы высшей профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Предполагается, что данная программа будет состоять из целой серии текстовых и иллюстративных материалов и мультимедийных разработок, представленных как в твердой копии, так и на DVD и CD- носителях. В качестве основы данной программы было разработано и написано пособие для учителей, в котором впервые среди подобных изданий подход к изложению материала учитывает отсутствие теологической подготовки педагогов - проблемы основного, догматического, нравственного богословия, православной антропологии, эсхатологии и других отраслей богословских знаний адаптированы для светского читателя. Научный труд дает комплексное представление о духовных основах православной культуры, в нем отражены этапы формирования христианской религиозной мысли, их влияние на культуру и традиции русского народа. Материал прошел многолетнюю апробацию на курсах повышения квалификации работников народного образования при ПАПО спецкурсе в МГОУ. Эти курсы ведутся с 2003 г. на основе авторской программы, имеющей обширное мультимедийное приложение и утвержденной ПАПО в качестве базовой для проведения занятий среди учителей Московской области. В 2007 г. эта программа получила награду на конкурсе, объявленном Тверской епархией и Тверским университетом и была отмечена архиепископом Тверским и Кашинским Виктором специальным дипломом в номинации «Методика преподавания православной культуры». Она легла в основу программы курсов для работников высшей школы, прошедших осенью 2007 г. в Твери. По данной программе прошли занятия для работников образования и педагогов в Истре, Пушкино, Сергиевом Посаде, Подольске, Серпухове, Можайске, Электрогорске, Ступино, Чехове, Рузе, Орехов-Зуево, Дмитрове, Кашире, в сводной группе учителей различных районов Московской области.

Вышеуказанная программа составила базу для издающегося НИЭЦ «Наука и Слово» пособия «Духовные основы русской культуры». Пособие носит культурологический и научный характер, его задачей является знакомство педагога с мировоззренческим выбором православных христиан. Оно состоит из трех книг, терминологического словаря и DVD диска с цветным иллюстрациями, мультимедийными приложениями и музыкальными фрагментами. Материал представлен на 3-х уровнях его восприятия: как материальный объект (фотографии с мест библейских событий, где довелось побывать, как организатору и руководителю экскурсионных и паломнических групп); душевном (через образы классического искусства, проверенного временем, и никогда не скрывавшего своих подлинных христианских истоков); душевном – через сакральные образы православного искусства (иконопись, церковную архитектуру и музыку). Каждая часть книги заканчивается дидактическими тренингами, позволяющими контролировать усвоение изучаемого материала. Рукопись прошла необходимое рецензирование светских ученых и священнослужителей, а также была рассмотрена, получила одобрение и поддержку в двух государственных педагогических учреждениях – Педагогической Академии последипломного образования и Московского государственного областного университета, а также имеет рекомендацию Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Тираж издания распространяется по подписке, которую можно оформить в НИЭЦ «Наука и Слово» (телефон 8-903-546-70-70).


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру