Освоение православной культуры в детстве как фактор формирования структуры самосознания ребёнка

Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С.Выготского, исходной предпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.

Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств. 

Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.

Принципиальная новизна идеи Л.С.Выготского об идеальной форме заключается в том, что в его понимании социальная среда и её культура воспринимаются не как условие или один из факторов развития детской психики, а рассматривается в качестве источника психического развития[1]

Для В.В.Зеньковского источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В.Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, священник-учёный отмечает, что развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой[2]. В.В. Зеньковский пишет, что через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке.. В.В. Зеньковский пишет, что через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке. 

Д.Б.Элькониным были изучены закономерности процесса формирования детской психики и выявлено, что воздействие взрослого на процессы психического развития ребёнка всегда опосредуется собственной деятельностью детей. Причём существует прямая зависимость в освоении детьми операционно-технической деятельности от её осмысления – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только после этого усваивает способы действия. Деятельность ребёнка способствует формированию его психических систем. Д.Б. Элькониным отмечалось, что «невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность»[3]. В концепции психического развития Д.Б. Эльконина[4] преодолевается один из серьёзных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров – мира предметов и мира людей. В русле российской культурной традиции Д.Б.Элькониным было показано, что человеческая культура содержит в себе единство смысла и операционной деятельности.. В концепции психического развития Д.Б. Эльконина преодолевается один из серьёзных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров – мира предметов и мира людей. В русле российской культурной традиции Д.Б.Элькониным было показано, что человеческая культура содержит в себе единство смысла и операционной деятельности.

Развивая идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, А.Н.Леонтьев показал, что в основе развития сознания, поведения и в целом всей личности ребёнка лежит как общение языкового типа, так и его предметная деятельность. Только, исходя из «анализа содержания самой развивающейся деятельности ребёнка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребёнка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание»[5]. Благодаря работам А.Н.Леонтьева ведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателя психологического возраста ребёнка.. Благодаря работам А.Н.Леонтьева ведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателя психологического возраста ребёнка. 

Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым. 

Важное значение для развития личности ребёнка имеет освоение различных уровней культуры человечества. Культура религиозной жизни в этом отношении рассматривается как высший уровень человеческой культуры, вобравший в себя более чем тысячелетний опыт обращения человека и человечества к Творцу. 

Очевидно, что в процессе усвоения традиции Православной культуры учёт возрастных особенностей детей имеет двойную ценность. 

Во-первых, постижение богодухновенной культуры на каждом этапе онтогенеза способствует более глубокому и разностороннему развитию детской психики и знакомству ребёнка с такими видами человеческой деятельности, которые недоступны в десакрализованной культуре (молитва, пост, покаяние). 

Во-вторых, учёт психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребёнка, что в конечном итоге формирует к концу детства устойчивое мировоззрение. 

Мировоззрение представляет собой обобщённую систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на своё собственное место в нём; мировоззрение – это понимание человеком смысла его жизни, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода[6]. Согласно концепции Л.С.Выготского мировоззрение у человека формируется к началу юношеского возраста, однако весь ход предыдущего развития откладывает свои отпечатки на становление мировоззрения.. Согласно концепции Л.С.Выготского мировоззрение у человека формируется к началу юношеского возраста, однако весь ход предыдущего развития откладывает свои отпечатки на становление мировоззрения. 

Существенным фактором, способствующим становлению мировоззрения взрослеющего человека, является самосознание ребёнка. 

В работах В.С.Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека и состоит из пяти базовых звеньев - представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений[7] 

В каждом возрастном этапе детства звенья структуры самосознания личности ребёнка получают своё интенсивное развитие. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечить безрелигиозная культура. 

Рассмотрим как это может быть реализовано в процессе изучения курса «Православная культура», обращаясь к «Примерному содержанию образования по учебному предмету «Православная культура»[8] 

Представление о своём имени. «Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определённому социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу»[9]. Психологи подчёркивают, что в условиях современной жизни имя теряет для человека остроту мифологического отношения, сохраняя при этом мощное значение и смысл для его носителя. Имя позволяет ребёнку познавать собственную сущность, так как очень быстро соединяется в сознании с «Я», употребляемого также для обозначения себя самого. Православная традиция наречения ребёнку при крещении имени святого даёт дополнительный параметр самоидентификации ребёнка с личностью его небесного покровителя, у которого, как правило, есть жизнеописание (житие), каноническое изображение (икона) и особая форма личностного обращения к нему (молитва святому). Такого рода личностное обращение ребёнка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, даёт возможность поддержать в ребёнке его чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки. Этим отчасти объясняется стремление большинства детей, даже не крещённых в православии, иметь личную иконку святого того имени, которое носит ребёнок. . Психологи подчёркивают, что в условиях современной жизни имя теряет для человека остроту мифологического отношения, сохраняя при этом мощное значение и смысл для его носителя. Имя позволяет ребёнку познавать собственную сущность, так как очень быстро соединяется в сознании с «Я», употребляемого также для обозначения себя самого. Православная традиция наречения ребёнку при крещении имени святого даёт дополнительный параметр самоидентификации ребёнка с личностью его небесного покровителя, у которого, как правило, есть жизнеописание (житие), каноническое изображение (икона) и особая форма личностного обращения к нему (молитва святому). Такого рода личностное обращение ребёнка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, даёт возможность поддержать в ребёнке его чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки. Этим отчасти объясняется стремление большинства детей, даже не крещённых в православии, иметь личную иконку святого того имени, которое носит ребёнок.  

В трёх из восьми содержательных линиях «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» представлены темы, отражающие христианское отношение к имени человека – «История православной религии и культуры», «Письменная культура Православия», «Православный образ жизни». Отдельно изучаются темы – «Святые христианской Церкви, их почитание в православной культуре», « Христианские имена», «Святые покровители, празднование именин в Церкви и семье, отличие от дня рождения». На каждом возрастном этапе развития ребёнка восприятие им образа имени живущего рядом человека, имени святого и своего имени обладает важными функциями, формирующими устойчивую структуру его самосознания. 

 
 

«Тело – не только организм человека в его внешних физических формах и проявлениях; оно – индивидуальный образ, отражение культуры и духовности человека»[10]. Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции. Христианская культура имеет глубокую и самобытную концепцию представлений о телесной сущности человека, как о природе человеческой личности. Отличительной особенностью православного воспитания представлений о человеческом теле и его предназначении является стремление к сохранению телесного и духовного целомудрия. Православная аскетика – наука о сохранении телесной и духовной целостности, учит тому, какими способами человек может научиться управлять своим телом и мыслями, каким образом он может выстроить отношения с другими людьми и Богом. В православном воспитании доминирует метод воспитания целомудрия, заключающийся в том, что информация предоставляется воспитаннику в ответ на его вопросы, а не иначе, когда объяснение взрослого предваряет возможные вопросы ребёнка. Этим обусловлено отсутствие в конфессиональной педагогике православия такой методики ознакомления ребёнка с физической стороной его жизни, которая одинаково удовлетворила бы познавательные потребности ребёнка и сохранила нетронутой те области его самосознания, которые в настоящее время ещё не актуализированы.. Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции. Христианская культура имеет глубокую и самобытную концепцию представлений о телесной сущности человека, как о природе человеческой личности. Отличительной особенностью православного воспитания представлений о человеческом теле и его предназначении является стремление к сохранению телесного и духовного целомудрия. Православная аскетика – наука о сохранении телесной и духовной целостности, учит тому, какими способами человек может научиться управлять своим телом и мыслями, каким образом он может выстроить отношения с другими людьми и Богом. В православном воспитании доминирует метод воспитания целомудрия, заключающийся в том, что информация предоставляется воспитаннику в ответ на его вопросы, а не иначе, когда объяснение взрослого предваряет возможные вопросы ребёнка. Этим обусловлено отсутствие в конфессиональной педагогике православия такой методики ознакомления ребёнка с физической стороной его жизни, которая одинаково удовлетворила бы познавательные потребности ребёнка и сохранила нетронутой те области его самосознания, которые в настоящее время ещё не актуализированы. 

В связи с этим, содержание курса «Православная культура» также целомудренно называет основные темы, касающиеся телесной жизни человека, предлагаемые для изучения детям, учитывая их возрастные особенности. В линии «Православная христианская картина мира» рассматриваются следующие темы - «Православная антропология», «Православное христианское понимание единства человеческого рода», «Душевная, духовная и телесная сущность человека», «Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях», «Духовная сущность греха и его последствия для телесной, духовной и душевной жизни человека», «Обожение человеческой природы». В линии «Нравственная культура Православия» такие темы, как «Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига», «Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе», «Православная христианская культура отношения к болезни и смерти», призваны сформировать у растущего ребёнка отношение к своей телесной жизни, соответствующее христианскому пониманию тела, как необходимой, но не самодовлеющей субстанции человеческого существования. 

Потребность в признании является сущностной характеристикой человека. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного принятия и любви. 

Специалистами подчёркивается, что ребёнку важно чувствовать свою уникальность и неповторимость, его нельзя путать с другим. Для нормального психического развития ребёнка ему предстоит усвоить своё имя, лицо и тело, неслучайность своего появления в этом мире, автономную ценность его существования. Все названные условия способствуют формированию психической устойчивости, субъективного ощущения себя счастливым и любимым ребёнком. 

В идеале школа должна также обеспечивать ребёнку условия для его признания. На тех уроках, где происходит становление образа мировосприятия ребёнка, проявление любви к каждому ребёнку должно быть ориентиром для преподавателя. Этим педагогическим правилом можно объяснить успех педагогической деятельности святых праведных отцев Иоанна Кронштадского, Амвросия Оптинского, отца Алексея Мечева, преподававших в школах и гимназиях. 

Половая идентификация растущего ребёнка обеспечивается также в основном в его семейном воспитании. К концу раннего возраста дети устанавливает для себя свою половую принадлежность, а в течение первых семи лет интенсивно осваивают поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, проявляя различные эмоциональные реакции на сверстников своего и противоположного пола. Необходимость гендерного подхода в воспитании обоснована современной психологией и педагогикой (Кон И.С., Мудрик А.В.). Однако, методы полового воспитания, предлагаемые секулярной педагогикой и психологией, в большинстве своём далеки от сохранения целостности детской психики. 

Для православного воспитания проблема полового воспитания в настоящее время заключается в недостатке современных христианских целомудренных программ воспитания детей и юношества в сфере отношения полов. Комментируя «Основы социальной концепции РПЦ», протоиерей Николай Балашов сказал: «Следует честно признать: если мы не научимся бережно и целомудренно, но вместе с тем понятно и правдиво, не слишком рано, но и не чересчур поздно рассказывать нашим детям об отношениях полов в том духе, который совместим с нашей верой и нашими представлениями о нравственности, - то неизбежно отдадим это важное дело в руки людей, далёких от христианских нравственных норм»[11].

Работа профессора протоиерея Василия Зеньковского «На пороге зрелости»[12] является в некотором смысле исключением из правил, однако она адресована не детям, а юношеству, и, вместе с тем, написана в традициях православной аскетической литературы. Сам автор подчёркивает в упоминаемой работе, что стремление «соблюдения самого себя» есть, по существу, аскетическое стремление, которое наиболее сильно проявляется в человеке, имеющем идеал. Таким образом, в русле православной традиции, В. Зеньковский соединяет религиозное воспитание с воспитанием телесной культуры растущего человека. Использование материалов названной книги даёт педагогу ориентиры в воспитании телесных проявлений, диапазона   возрастной дозволенности обращения со своим телом, не только в плане физических нагрузок, телесных функций и гигиены, но и в плане взаимодействия с представителями своего и противоположного полов. Воспитание целомудрия и сопутствующего ему ценностного отношения к своему телу, ориентировано в православии на достижение высших проявлений человеческой личности в творчестве, семейной жизни и основано на иерархическом подходе к пониманию человеческой личности. является в некотором смысле исключением из правил, однако она адресована не детям, а юношеству, и, вместе с тем, написана в традициях православной аскетической литературы. Сам автор подчёркивает в упоминаемой работе, что стремление «соблюдения самого себя» есть, по существу, аскетическое стремление, которое наиболее сильно проявляется в человеке, имеющем идеал. Таким образом, в русле православной традиции, В. Зеньковский соединяет религиозное воспитание с воспитанием телесной культуры растущего человека. Использование материалов названной книги даёт педагогу ориентиры в воспитании телесных проявлений, диапазона   возрастной дозволенности обращения со своим телом, не только в плане физических нагрузок, телесных функций и гигиены, но и в плане взаимодействия с представителями своего и противоположного полов. Воспитание целомудрия и сопутствующего ему ценностного отношения к своему телу, ориентировано в православии на достижение высших проявлений человеческой личности в творчестве, семейной жизни и основано на иерархическом подходе к пониманию человеческой личности. 

Работы православных педагогов О.Л.Янушкявичене, Р.Янушкявичюс «Основы нравственности»[13] и священника Алексея Мороза, педагога Т.Берсеневой «Уроки добротолюбия»[14] также целомудренно знакомят детей с такими темами, как «Нравственность и пол» (О.Л.Янушкявичене, Р.Янушкявичюс), «О девстве, браке и семье» (священник Алексей Мороз, педагог Т.Берсенева). и священника Алексея Мороза, педагога Т.Берсеневой «Уроки добротолюбия» также целомудренно знакомят детей с такими темами, как «Нравственность и пол» (О.Л.Янушкявичене, Р.Янушкявичюс), «О девстве, браке и семье» (священник Алексей Мороз, педагог Т.Берсенева). 

В Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» содержательная линия «Нравственная культура Православия» отражает такие темы, как «Нравственная культура православной семьи», «Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях», «Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности». 

Психологическое время личности составляет важное звено самосознания человека, позволяющее ему адекватно реагировать на свой жизненный путь во времени, представленном прошлым, настоящим и будущим, и переживать в нём своё физическое и духовное изменение. Чем младше ребёнок, тем большее участие в формирование его жизненной перспективы принимает взрослый. Именно взрослый закладывает основы субъективной картины жизненного пути у ребёнка, учит соотносить себя не только с образами прошлого, но и будущего, причём прошлого и будущего, как отдельной личности, так и целой нации и государства. 

Изучение курса «Православная культура» в средней школе направлено на достижение целей личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности, содействия формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватному современному уровню познания и культуры, создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции. Эти цели реализуются в таких содержательных линиях, как «Православная христианская картина мира», «История православной религии и культуры», «Письменная культура Православия», «Православный образ жизни», «Православие – традиционная культура русского народа». В рамках регионального (национально-регионального компонента каждый регион Российской Федерации может предложить к изучению в школе сведения о различных сторонах православной культуры региона с учётом исторического прошлого данной территории России, особенностей межкультурных взаимодействий, обусловленных этноконфессиональной структурой населения. 

Использование традиций православной культуры оказывает значительное влияние на формирование у детей дополнительного параметра психологического времени личности. Знакомство с историей православия, жизнью и деятельностью святых подвижников земли российской, которое происходит не только по рассказам взрослых, но и в паломничестве к святым местам, где покоятся мощи этих святых, где есть возможность им помолиться, познакомиться с людьми, также пришедшими за духовной поддержкой к святым и почувствовать свою причастность истории и общность с остальными паломниками,- всё это способствует формированию духовного отношения к прошлому своего народа. Посещение монастырей и знакомство с современным укладом монастырской жизни, общение с монахами-насельниками монастырей позволяет сформировать единство восприятия духовной истории и современной духовной жизни россиян. Таким образом, посещение православных храмов и монастырей, паломничество по святым местам, обращение к святым, являющимся конкретными историческими личностями и одновременно настоящими по времени духовными заступниками любого обращающегося к ним в молитве человека, позволяет ребёнку позитивно воспринять единство прошлого, настоящего и будущего своего народа и своё место в нём.

Социальное пространство личности представляет собой условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей, в сферу деятельности и общения. В качестве таких условий В.С.Мухина называет – место, где протекает жизнь человека, стиль и содержание общения, обусловленные принадлежностью к определённой культуре (культурам), внутреннюю позицию самого человека по отношению к истории своего народа. Освоение социального пространства ребёнком происходит посредством накопления представлений о самом себе и своём окружении. «Ребёнок… выделяет значимые для себя опоры, от которых он отталкивается как «от печки»… При этом ребёнку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, не одинок, как все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, а не путём клонирования, как пресловутая овечка Долли. У него есть живущие на этом свете родственники, у него есть предки, далёкие и близкие»[15].

Рассмотренная нами тематика изучения «Православной культуры» свидетельствует о том, что освоение детьми разного возраста основ духовной культуры в целом способствует гармоничному освоению ребёнком социального пространства своей личности. 

Исследуемая нами структура самосознания ребёнка в целом оформляется к подростковому возрасту.

Л.И.Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются более широкие, новые интересы, личные увлечения и стремление занять более «взрослую» позицию в жизни. Личностные интересы характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более напряжёнными и устойчивыми становятся. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремлённым, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. «Недаром Л.С.Выготский возражая принятому в психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей»[16].

Освоение ценностей православной культуры способствует последовательному формированию задолго до подросткового возраста (что очень важно для благополучного протекания такового) такой структуры самосознания, в которой становление ценностности «Я» внутренне связано с интересами других людей и может быть соотносимо с образом Творца. 

Таким образом, к концу детства складываются основные структуры самосознания вырастающего ребёнка. На формирование ведущих звеньев самосознания человека, таких как его имя, образ тела, притязание на признание,  психологическое время и социальное пространство личности,- оказывает значительное влияние та культура, которую воспринимает ребёнок из своего окружения и те виды деятельности, которые доступны ему в сотрудничестве с взрослыми. 

Постижение ребёнком основ православной культуры в период, начиная с 4 лет и до начала юношеского возраста (15-16лет) способствует формированию таких установок в самосознании личности, которые не могут быть сформированы посредством десакрализованной культуры.



[1] Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека. М.: «Школьная пресса», 2000. С.95.

[2] В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.104.

[3] Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: «Тривола», 1995. С.187.

[4] Эльконин Д.Б.Детская психология.- М.,1960.

[5] Леонтьев А.Н. Избран.психолог.произв.: В 2т.Т.1. М.,1983. С.285.

[6] Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.386.  

[7] Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.386.

[8] «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» //Сб.Религия и школа в современной России. М.: «Планета 2000», 2003. С.156-207.

[9] Там же.С.387.

[10] Там же. С.388.

[11] Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви.- М.: Даниловский благовестник, 2001. С.16.

[12] Зеньковский В., профессор, протоиерей. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола. М.,Б.и.,1991. – 48с.

[13] О.Л.Янушкявичене, Р.Янушкявичюс. Основы нравственности. М.: «Православная педагогика», 2005.

[14] Священник Алексей Мороз, педагог Т.Берсенева. Уроки добротолюбия. СПб., 2004.

[15] Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.400.

[16] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. С.241.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру