Православный праздник в школе
Из опыта работы православной школы "Образ"
Начнем с календаря
От советского времени осталось многим в наследство странное представление о православии, как о чем-то непременно грустном, сером и могильном, тем более уж совсем не детском, если только так, на всякий случай, для укрепления нравственности… «Чтобы детей строгим Богом попугать, а то они уж никого не боятся и всякий стыд и послушание потеряли».
Скажем сразу, что с такими мифическими представлениями лучше за православный праздник не браться. Может выйти только обман и оскорбление святыни.
А православие-то наше, Византийское, Русское – оно хоть и серьезно, и трезвенно, но эта серьезность и трезвенность радостью полнится и радость порождает. Мудрые духовники советуют поменьше детей пугать, а поить их от родника этой светлой благодатной радости, чтобы во взрослой, многотрудной и часто скорбной жизни эти детские воспоминания их питали, давая силы и надежду, порождая желание душой вернуться в светлый и чистый мир детства, «быть как дети». В Евангелии же о детях сказано: «Таковых есть Царствие небесное».
Встречаясь в храме, православные люди друг друга приветствуют: «С праздником вас!» Действительно, праздников у нас много: двунадесятые, числом 12, великие, почитаемые, престольные, местночтимые. Сколько же всего? Представьте себе – больше, чем дней в году! Потому что на каждый день приходится память иногда и трех, и пяти, и более святых. А иногда и тысяч, их имена же ведает Господь, в календаре только цифра указана.
Можно ли почтить каждый праздник и каждого святого?
Как ни странно – можно. Ежедневно на богослужении церковь воспевает каждого из поминаемых в этот день святых, в благочестивой семье и православной школе, совершая утренние молитвы, тоже обращаются к святым «ныне поминаемым». Праздники же великие или местночтимые отмечают посещением богослужения, иными торжествами. Но для большого праздника в школе, конечно, выбираются даже не все двунадесятые, а два-три, самые-самые.
Главный праздник Христианского мира, напоминание о котором мистически звучит в названии «дня седьмого» нашей календарной недели, это Светлое Христово Воскресение – Пасха. Его-то уж точно нельзя обойти вниманием. А самый детский праздник на свете это, без сомнения, Рождество Христово, день рождения Господа нашего Иисуса Христа, день рождения истории и, по особому счету, человечества. Помните, в «Рождественской звезде» Бориса Пастернака: «Весь трепет затепленных свечек, все цепи, всё великолепье цветной мишуры… Все ёлки на свете, все сны детворы».
Из остального богатства и многообразия школа может выбирать произвольно. Так, многие считают третьим в этом ряду Сретение Господне, день встречи человека с Богом, день юности и молодости. С недавнего времени праздник Казанской иконы Божьей Матери, день освобождения России «от нашествия иноплеменных», стал общероссийским Днем Примирения и согласия, ну как не сделать его четвертым в ряду?
Масленицу во многих школах справляют уже давным-давно, но часто стихия народного гулянья и языческих обычаев полностью вытесняет христианский смысл этой «блинной» недели. При правильном же осмыслении Масленица тоже может дать духовную радость и пользу душе.
Празднование Троицы, дня святых апостолов Петра и Павла и Преображения Господня (Яблочный Спас) придадут цельность, смысл и красоту жизни каждой из смен в детском летнем лагере, помогут собрать воедино все формы работы с детьми.
Мы в жизни нашей православной школы, кроме Пасхи и Рождества, для «большого» праздника избрали Покров Пресвятой Богородицы и, «чуть поменьше», Масленицу. Остальные чтим, по мере возможности, посещением Храма, молитвой, праздничным чтением. Почему именно Покров, а не Рождество Богородицы, например? Да просто по ритму школьного календаря, по равномерному расстоянию друг от друга и по несовпадению с постами. А ещё по нашей симпатии к народной культуре, потому что Покров и Масленица дают возможность обратиться к корням, прославить крестьянский труд, спеть фольклорные песни и заклички, инсценировать народные сказки, обыграть потешки, пословицы и поговорки. Ведь день Покрова чтился на Руси крестьянской еще и как праздник урожая, день благодарности Богу, Богородице и Матушке-земле.
За 15 лет работы у нас накоплен немалый запас сценариев, планов и идей, более или менее удачных. Не имея возможности опубликовать в этой книге все, что, на наш взгляд, могло бы вам пригодиться, мы постарались подобрать материал для разных праздников, показать неожиданные, может быть, сценические и педагогические решения. Оставляя коллегам простор для собственного творчества, наряду с отдельными пьесами, которые публикуем полностью, приводим и просто идеи сценарных решений, некоторые интересные, на наш взгляд, отрывки.
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru