Из опыта организации школьных праздников

Православная школа "Образ"

Немного об особенностях структуры разных праздников

Покров Пресвятой Богородицы – первый общешкольный праздник после начала нового учебного года, ему предшествует напряженный школьный сентябрь, много новеньких, и готовить большой отрепетированный спектакль, на наш взгляд, нет резона. Поэтому на Покров у нас обычно «задается» только общая идея, и классу предоставляется возможность проявить свои творческие способности. Конечно,  художественный руководитель никому не отказывает в помощи, часто предлагается на выбор несколько вариантов разработки темы, а перед постановкой  решение обязательно проходит художественную и идеологическую цензуру. Образцы таких идей и их воплощения мы приводим в главе «Покров».

К Рождеству  обычно пишется цельная пьеса. Но организовано действо также: каждая сцена самостоятельна, и есть только один или два сквозных героя.

Пасха – Праздников праздник. Знаю многих людей, полюбивших Бога и Церковь после первой пасхальной Заутрени. Главное, конечно, происходит в Храме, и радость Пасхального богослужения настолько ослепительна и ни с чем не сравнима, что радом с ней блекнут все пиры и концерты. На Пасху у нас, в соответствии с календарем, бывают каникулы. И поэтому праздник обычно отодвигается на вторую после Светлого воскресения неделю, а это неделя жен-мироносиц, православный женский день. Потому в наших пасхальных праздниках обычно три темы: Пасха, мама, весна.  И нам всегда казалось, что наиболее уместная форма торжества не спектакль, а концерт.

Материал для пасхального концерта можно найти в различных сборниках. Но все же к концерту мы иногда присоединяем небольшие сценки, образцы которых приводим в этой книге. Здесь же, обычно, проводим «семейные» викторины, игры для мам и детей, дарим подарки.

Масленица. Стараемся помнить, что это не только заговенье, но Неделя о страшном суде. Поэтому широкую Масленицу мы в последние годы несколько «сузили». Постарались сохранить суть: встреча с друзьями перед началом поста, прием гостей, заговенье. Поэтому на мясопустной неделе мы проводим межшкольные научные  конференции, на которые приезжают гости из разных школ.

Перед конференцией наши малыши, которые в научных прениях пока участия принять не могут, показывают для всех небольшой концерт. Это, обычно, фольклорные попевки, образцы коих мы здесь приводим, и небольшая сказка. Интересно, что однажды сочиненная сказка про Масляну-обжируху так пришлась к теме, что мы ее с удовольствием повторяем, как традиционное действо. И от повторения веселый смех не становится тише.

После напряженной и радостной совместной работы мы вместе с гостями играем на улице и угощаемся блинами. На прощание просим у гостей прощения. Через два-три дня – прощеное воскресение.


Наш «не театр Станиславского» тоже начинается… задолго до праздника



Где-то за месяц в школьную трапезную приходит письмо. За месяц до Покрова – от Осени, Царя, Садовника, всяко бывает. В конце ноября – от Деда–Мороза, Зимушки, тоже разно случается. Когда солнце к весне повернет – от Кота Василия, например. Что пишут? Задания назначают, в гости прийти сулят. Да вы сами почитайте, мы для вас кое-какие приберегли.

После получения писем в классах и мастерских начинается работа. Обычно это подготовка спектакля или концерта, костюмов, декораций, изготовление поделок для школьной ярмарки, для подарков друзьям и близким, подготовка к украшению своего участка школы,  превращение классов в сказочные страны, по которым потом пойдут путешественники, подготовка игр, газет, генеральная уборка и пирог, наконец! Да мало ли дел в такой большой семье перед приходом гостей?!

После получения письма школа, при помощи взрослых, должна, в идеале, превратиться в живой муравейник, где все спешат делать важные и интересные общие дела. Особенно радостно, когда в этом начинают участвовать и родители. Это поднимает в глазах детей значимость общего дела и объединяет нас.

Праздник предчувствуется и ожидается с нетерпением.  Не забыть бы выпускников и всех друзей в гости пригласить, экскурсоводов по сказочной стране подготовить, выставку детских картин развесить… До праздника далеко, но в школе уже  пахнет праздником.


Небольшие секреты постановки


Наши праздничные постановки дробятся на мозаику отдельных законченных частей, каждую из которых готовит один класс. С классом работает классный руководитель, но, обязательно, и главный режиссер. Даже если наставник сам способен прекрасно поставить сценку,  режиссер отвечает за постановку и соблюдает стилистическое единство действа.

Самая трудная задача – у исполнителей главной роли в Рождественском действе, у них репетиции занимают много времени, надо учить немало слов. Поэтому, конечно, лучше выбирать способных сильных учеников, чтобы не пострадала учёба.

Остальные участники вполне могут совмещать учебу с репетициями без ущерба, а может, и с пользой для того и другого.

Закономерно, чтобы спектакли, связанные с православными праздниками,  включали в себя или оставляли место для праздничных песнопений в исполнении школьного хора. Иногда такой концерт самостоятельно предваряет действо, иногда содержательно «вырастает» из него. Выступление хора необыкновенно украшает и возвышает спектакль, но если это сводный хор, лучше отвести ему место в начале и в конце, чтобы не загромождать действие «вытаскиванием» на сцену большого количества людей.

Хорошо, когда сценку играют  дети одного возраста еще и из-за  «масштаба», чтобы участники не выглядели Гулливерами и лилипутами. Зато иногда старшеклассники прекрасно смотрятся в роли «родителей» малышей из 1 – 4 класса. Дети очень радуются, когда во взрослых ролях на сцену выходят преподаватели. Никогда не забуду, как в «Сочельнике», в ответ на вопрос героини: « А вы кто? Дед Мороз?» - молодой, всеми любимый  преподаватель произносил реплику: «Какой–такой дед? Я еще молодой, даже неженатый». Зал, как вы понимаете, ликовал.

В каждой школе  свои особенности и возможности.  Так, недавно, Калужская православная гимназия издала сборник сценариев, в котором явственно прослеживается задача введения в действо танцев хореографического ансамбля «Лапоточки», украшения школьной самодеятельности.

У нас как-то в лагере смена была мальчишеская и довольно «бессловесная», и мы ввели в концерт акробатические этюды.

С тех пор как внутри нашей школы начала работать школа музыкальная, стараемся, по возможности, вплетать в события выступления  юных музыкантов.

Когда все сценки отрепетированы, необходимо провести несколько сводных  «прогонов». Это не будет генеральной репетицией в обычном смысле слова. В руках у наставников сценарные планы, каждая группа играющих говорит только первую и последнюю реплику. Важно в нужный момент  выйти на сцену и вовремя правильно ее покинуть, не забыть о реквизите и перемене декораций.

Особую роль в наших мозаичных постановках играет музыка. Музыку для многих наших песен и сказок  пишет композитор Ольга Сергеевна Булычева. Музыка связывает спектакль воедино, предупреждает актеров и зрителей о выходе героев и начале новой сцены, зачастую серьезно восполняет скудость наших декораций. Наиболее значительные музыкальные фрагменты мы здесь публикуем.

Надо сказать, что в нашей школе актового зала как такового нет. Иногда мы показываем большой спектакль в чужом зале. Но наш опыт постановки «в тесноте» тоже может вам пригодиться. У нас есть маленькое возвышение, которое на время праздника приносят на место сцены. Зрителей сажаем плотно, на лавки, малышей – на ковёр. И нас очень выручают ширмы, которые служат кулисами и декорациями.

Актеры на сцену выходят прямо из зала, что позволяет нам сохранить главный принцип: все – участники, и все – зрители.

Главное отработать стыковки, чтобы выступающие не зевали, и не было пауз! Декорации в последние годы стали рисовать на ткани и накидывать их на ширму  друг на друга при перемене действия. Удобно, прочно, хранится годами. Единственный минус – сильнее выцветают. А на стене за спиной выступающих – задник, большая главная декорация, ее надо сделать один раз для каждого праздника, и она потом будет «работать» много лет.

Важны и костюмы. Дети любят наряжаться, костюм защищает актера и украшает спектакль. Гримом мы никогда не пользуемся. Одежда только пристойная. Если дети играют зверюшек, мы никогда не используем маски. Нас выручают условные шапочки и условный костюм, ведь ношение личины -  большой грех. Вообще, добиваемся того, чтобы у всех детей были русские народные костюмы, в них играется большинство ролей, в том числе и животных в сказках.

Костюмы хорошо иметь свои, но иногда берем в театре напрокат. Костюм должен быть красив и максимально соответствовать эпохе. То же касается реквизита.

Вообще, глаза страшатся – руки делают. С каждым годом накапливается не только опыт, но и костюмы, декорации, появляются помощники. Зато тот праздник, который вы все вместе и для себя создадите, сторицей окупит ваши усилия.


Общая структура праздников



Итак, гости приглашены, школа вычищена до блеска, правда, классы немного завалены реквизитом и костюмами – ведь все участвуют в спектакле. Родители взволнованно спрашивают, куда нести конкурсные семейные караваи. У входа дежурные в народном костюме или в форме (это зависит от характера праздника) встречают гостей, ведут в раздевалку и на экскурсию.

Яркие таблички показывают дорогу на праздничную ярмарку поделок. Важный малыш спешит выкупить свою куколку на школьные деньги, гривны, и подарить её бабушке, пришедшей на праздник. Маме он подарил раньше свою первую работу, полученную на память от преподавателя. На ярмарке керамика, вышивка, корзины и лукошки. Кто-то смотрит новую выставку картин.

Но основная часть школьного населения расправляет костюмы, судорожно повторяет роли.

Радостно обнимаются и щебечут выпускники. Правда, глаза у них грустные – жалеют, что выросли, и сейчас не им выходить на школьную сцену, что они немного в стороне от этой родной бурливой жизни.

Звон колоколов - и народ подтягивается в молельню или в зал, где батюшка и хор уже приготовились к молебну. Молебен обычно небольшой, состоящий, в основном, из праздничных песнопений, поэтому поют все. Немного забавны молящиеся зайцы в своих шапочках с ушами, дамы в кринолинах. Но потом уж переодеваться будет некогда, и никто не смеется, не улыбается зря.

Если мы в своих стенах, то главное – всех уместить. Уплотнились. В тесноте да не в обиде. А малыши  даже рады посидеть на коленках у преподавателей и друзей из старших классов. Двигаем сидящих на ковре: «Дети, оставьте проход на сцену». В большом зале этих сложностей нет, но зато ощущение уюта теряется.

Первые выступающие готовятся, музыка… действо начинается. Знаете, привить вкус к школьным спектаклям ведь тоже удается не всем сразу. Многие вначале идут только потому, что участвуют, как бы «на работу», из чувства товарищества. Но придет время – и обязательно полюбят. Ещё и потому, что люди любят то, во что вложен их труд.

Что бы мы не показывали и не рассказывали – главное, чтобы происходящее хоть немного умягчило сердце, напомнило о добре и правде. В шутку и всерьёз мы говорим, что если во время спектакля никто не прослезился – плохо поработали.


После действа


Но спектаклем или концертом дело не заканчивается. Из уюта и духоты зала зрители и участники с одинаковой радостью спешат на улицу, где все давно готово для игр и гулянья. Взрослые и дети катаются с горы, прыгают через канат, его же дружно тянут, стреляют из лука. На длинной резинке скользят за конфетой по льду, карабкаются по канату на чудо-дерево, за грушами и бананами, ходят на ходулях, пляшут кадриль. Все зависит еще и от сезона. Есть игры традиционные, излюбленные, периодически появляется что-нибудь новенькое. Главное – чтобы никто не стоял, не ждал, чтобы было побольше конфет, чтобы победители сразу забывали о достижениях (некогда!), а побежденных в таких забавах и не бывает.

А как весело кататься с горы с папой и прыгать через веревочку с учительницей математики! А когда самым сильным в метании палицы окажется батюшка, авторитет его как преподавателя православия, поверьте, только поднимется.

Хорошо, если во время гуляния по площадке ходят и выкликают прибаутки коробейники со сластями своего изготовления, торгуют на гривны. Торговля покупным товаром и не в пользу класса преследуется «школьной таможней» в лице, например, завуча. Подготовка коробейников тоже бывает в числе заданий. Но не всегда можно найти любителей – куда интереснее прыгать на бревне и стрелять из лука.

Если сезон позволяет, хорошо и ярмарку поделок сделать во дворе – веселее и удобнее.

Маленький секрет: если хотите, чтобы после праздника во дворе было чисто, объявите конкурс фантиков, кто больше наберет, победителю -  отличный приз.

После гулянья – чаепитие или общий праздничный пир. Обычно сюда и прибывает долгожданный гость, автор письма с заданиями. Как-то раз, когда на масленицу задания написал Кот Василий, мы пред праздником долго искали выход. Решили взять кота настоящего, благо, у нашего художественного руководителя кот оказался спокойнейший. Пошила она ему народный костюм, принесла на трапезу… Восторгу народа не было предела. А кот отлично справился с задачей: одни конкурсные блины умильно нюхал, от других почему-то отворачивался. Никто не обиделся. Нельзя же обижаться на кота!

Вообще для трапезы надо писать отдельный небольшой, но веселый сценарий. Можно провести викторину, только несложную. Праздничную. Хорошо загадывать друг другу загадки. Но лучше всего на трапезе просто вместе петь. Для этого нужно знать побольше общих песен, а тем, кто не знает или подзабыл, очень помогут репертуарные сборники. Мы такие периодически для себя переиздаем и во время праздника раздаем всем. «Страница 30, «Школьный вальс», подпевайте!» Очень поможет на такой русской трапезе хороший гармонист-аккордеонист. Хорошо, если часть песен разучат отдельные классы-запевалы. Можно провести  и конкурс на самый певучий стол, класс. Русскому человеку потребно хоровое пение, в нем находит отраду соборность его души.

Праздник заканчивается общей молитвой, хотя не исключено продолжение для взрослых, куда детям вход строго разрешен, тем из них, кто не устал после четырех часов праздника и хочет со взрослыми послушать романсы или даже выступить с поздравлением-импровизацией. Так на Рождественских вечерних посиделках у нас обычно появляется множество весьма миниатюрных Дедов Морозов со Снегурочек, которые требуют от учителя физики или главного бухгалтера рассказать стишок за конфетку.

Вообще, мы считаем весьма полезным все делать вместе с детьми, это и взрослых очень дисциплинирует, и с детьми сближает. Важно и со-участие родителей, выпускников, друзей, когда еще найдется время пожить общей жизнью?!




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру