Место и роль православной общеобразовательной школы в церковной жизни и современном обществе

Из истории вопроса

В этой статье нам хотелось бы по возможности с разных сторон осмыслить существование общеобразовательных православных школ в нашем новом, только формирующемся, обществе. В 2008 году в Епархиальном церковном календаре впервые начали публиковать списки православных общеобразовательных учреждений. Для многих факт отрадный, ведь до сих пор такие школы чувствовали себя несколько сиротливо, не ощущая официального признания и поддержки со стороны церкви, несмотря на то, что Святейший Патриарх многократно о необходимости такой поддержки говорил. На наш взгляд, это во  многом происходило из-за отсутствия необходимой  информации и   объективного анализа этого нового для нашего общества, а значит, необычного, явления.

Хотелось бы начать с истории вопроса. Православные школы и гимназии начали возникать в России в начале 90-х годов ХХ века. Их организовывали приходы православной церкви, верующие педагоги, родители, неравнодушные к делу образования миряне. Рождение их в первые годы было обусловлено рядом факторов: открывались новые возможности,  каких еще за три года до того и представить было нельзя, родители обрадовались тому, что наконец-то смогут дать своим детям цельное православное образование. К этому добавьте тревоги начала 90-х, когда  государство официально отказалось от воспитания в школах, а реально одни школы продолжали жить в инерции коммунистических и атеистических программ, а другие попадали под влияние сект, программ «сексуального» воспитания, грозили погрузиться в хаос и неразбериху.

При открытии своем большинство школ в 92-93 годах получали поддержку на местах. Это было связано с общими тенденциями в государстве, и подкреплялась появившимся тогда новым «Законом об образовании». Откуда брались разрешавшие открытие чиновники? Лучшие из них понимали, что кто-то должен пойти на риск и начать поиск форм  новой русской школы, ведь в тот момент во власть попадали очень разные, зачастую здравые и активнее люди.  Но чаще это было связано с общей растерянностью, с непониманием, что делать с опустевшими вдруг зданиями детских садов, которые стало не на что не только содержать, но и охранять.

Через год-другой после возникновения школ городские и муниципальные власти начали осознавать ценность недвижимости, отданной почти задаром в первых порывах благодушия. Начали назначать и поднимать арендную плату, видя  «неперспективность» арендаторов,  делали все, чтобы закрыть с таким трудом созданные, еще неокрепшие школы.  Но что значит – Бог в правде, а не в силе! Большинство школ выживало вопреки логике. Сколько раз директорам приходилось слышать от «деловых» «современных» людей: «Вас не должно быть, ваше существование противоречит всем законам экономики». И действительно, мало в какой из подобных школ не услышишь в доверительном разговоре: «Само существование нашей школы свидетельствует, что Бог есть. Может, за этим нас Господь и держит».

Начали возникать и проблемы во взаимоотношениях с чиновниками от образования, вызванные тем, что, получая лицензии и аккредитации,  школы   начали заявлять о своих, в соответствии с Конституцией и  Законом об образовании, правах на бюджетное финансирование. У православных негосударственных школ  началось многолетнее сложное выяснение и установление взаимоотношений с Министерством образования и Министерством финансов.  Будем верить, что к настоящему времени  эти отношения более-менее оформились, пришло официальное признание права школ на жизнь,  и наступает пора  серьезного конструктивного сотрудничества.

Казалось бы, единственной опорой и поддержкой православным школам в эти нелегкие годы должна была стать Церковь. Но и здесь все было непросто. С одной стороны, это годы, когда  Церкви начали  возвращать многие и многие храмы и монастыри, зачастую лежавшие в руинах, возникали новые приходы, не хватало пастырей,  рабочих, денег. Приходы сами нуждались в помощи, о какой помощи школам, казалось бы, можно было думать?  Но, несмотря ни на что,   нашлось немало храмов, настоятели которых понимали, что заниматься надо не столько стенами, сколько людьми, и отрывали от нужд приходов немалые деньги на создание и содержание при них общеобразовательных школ. Дети и родители радовались и благодарили, а люди «незаинтересованные»,  в том числе иногда и клирики, считали «потерянные» настоятелем средства и писали доносы.  Вспомним, что это было начало, школы росли и формировались, делали шаги вперед вслепую, на страх и риск, потому совершали неминуемые в такой ситуации ошибки -  а значит, было чем их попрекнуть, какое «лычко поставить в строчку». Так, вдобавок ко всем реальным трудностям, вокруг школ создавались облака клеветнических мифов и фантазий.

Есть и серьёзная объективная причина неопределенности в отношении Церкви к православным общеобразовательным школам. Надо понять, что в обозримом прошлом была государственная монополия на образование при его привычной бесплатности, в чуть более отдаленном, монархическом, прошлом  образование тоже было делом государства, но вопрос о создании православных школ не стоял, так как абсолютное большинство школ в досоветской России были православными «de facto». Церковь же обучала и направляла в эти православные школы учителей Закон Божьего, остальное было делом соответствующих государственных ведомств.  И действительно, почему Церковь должна заботиться о получении детьми хороших знаний по математике и биологии? Вот духовные училища – это дело церкви, а общеобразовательные-то почему? Попробуем ответить.

В благополучном, религиозно не одичавшем обществе это так бы и было, но наше современное общественное сознание и его порождение – школьные программы и системы воспитания - пока формируют атеистическое сознание и воспитывают очень странных людей «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни»… и с искалеченным пониманием любви. Часть  церковного сообщества, в первую очередь люди заинтересованные – родители школьников – давно это увидели, поняли и то, что основой подлинного образования может быть только целостное  православное мировоззрение, а значит, надо создавать и сохранять в бушующем водовороте островки таких общеобразовательных духовных  школ.

Теперь нам хотелось бы обрисовать положение православных школ в настоящее время, рассказать об особенностях их работы, о значении их деятельности для всех нас, о перспективах их развития и      необходимых мерах поддержки.

Начнем с уточнения юридически-правовой ситуации. Большинство православных школ в настоящее время существует в форме негосударственных организаций, но они обязаны доказать свое право на обучение детей путем получения лицензии. Если же школа подтверждает выполнение государственного образовательного стандарта, она может получить государственную аккредитацию. Этот статус дает образовательной организации право  выдавать выпускникам государственный аттестат и  право на финансирование в пределах затрат на обеспечение образовательного стандарта (то есть в той мере, в какой школа берет на себя обязанности государства по реализации права граждан на бесплатное образование).

Именно в части объемов финансирования, определения объема  затрат и действительно равного финансирования и возникает большинство проблем во взаимоотношениях с государственными структурами. Уточним также, что большинство школ вносят в организацию образовательного процесса принципиальные изменения: классы здесь меньше, во многих школах есть оплачиваемые должности классных наставников, детей занимают делом не до обеда, а в течении дня и т.д.  Таким образом затраты на обучение в негосударственных школах выше, и эти затраты не входят в круг попечения государства, поэтому  в любом случае ложатся на плечи частных лиц и организаций: родителей, приходов, попечителей, жертвователей. Качественное образование всегда дорого стоит и во всем мире считается делом не бизнеса, но объектом благотворительности, вне зависимости от статуса и наличия платы за обучение. И только воспитанные на нехристианском понимании «равенства и братства», на зависти и недоверии люди, начинают невежественно подозревать за копеечным доходом, которого не хватает на развитие, прибыль и чью-то наживу. Ход рассуждений примерно таков: ведь государство бесплатно учит, значит, дело это дешевое, а тут деньги берут  - значит, наживаются. Государство и учит и лечит не бесплатно, но вкладывая в это немалые средства. Если же начинает учить и лечить дешево – значит, делает это плохо.

 Есть ли в стране государственные  православные школы? Совсем немного, но есть: в Кирове (Вятке), Твери, Новгороде,  в Ставропольском крае, в г. Жуковском Московской области. Такие школы официально именуются этно-конфессиональными, русскими, что обусловлено расплывчатостью в толковании некоторых параграфов Конституции и статей Закона о свободе совести (положение о светскости, которое превращено в положение об атеистичности и др.). Возможности таких школ в осуществлении полноценного комплексного духовно-нравственного воспитания зависят  от взаимоотношений с местными властями,  их доброй воли и понимания ситуации. В некоторых из таких школ не разрешена молитва, иконы и все ограничивается введением одного или нескольких дополнительных предметов, связанных с православием и русской культурой, в исключительно редких случаях  удается отстоять все принципиальные позиции. Добавим, что среди школ, именующихся русскими, есть школы вовсе не православные, есть даже фантастические – русские языческие. В большинстве же регионов страны открытие православной государственной школы вообще не представляется возможным.

К настоящему моменту в России создано и выжило  около 100 православных  школ в разных регионах и около 40 – в Москве и Московской области (по данным из епархиальных отчетов за 2006 год). В среднем количество детей в таких школах  колеблется от 100 до 200. Есть школы совсем маленькие, в 30 человек, есть до 500 человек – школа во Владимирской области,  в Иркутске – более 600. По приведенным в епархиальных отчетах данным, общее количество учащихся в православных школах по стране составляет менее 9000 человек, по Москве и Московской области – около 5500 учащихся, и того менее 15000 школьников на всю Россию. Конечно, это капля в море. Но есть ли запрос на большее количество таких школ и необходимость в их создании?

Повторим, что большинство школ существует в форме негосударственных образовательных организаций. А значит, вынуждено, в большинстве случаев, существовать на родительские пожертвования. Это весьма ограничивает и возможность организации православных школ в районах с низким уровнем жизни населения, и, в ряде случаев, возможности родителей отдать детей в существующие школы. Вопрос  о востребованности такого рода школ снимается простой статистикой: в бесплатные и дешевые школы выстраиваются очереди, прием идет на конкурсной основе. Но в этом случае  набор ограничивается финансовыми возможностями школы принять большее количество детей, площадью учебных помещений, обеспеченностью квалифицированными православными педагогическими кадрами. Как говорится – по одежке протягиваем ножки.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру