Такая «модернизация» нам не нужна

Н.И.Пирогов определял три возможных пути разрешения противоречия между традицией в воспитании и общественным развитием: "Или согласовать нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направления общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдержать неравный бой... Следовать первым путем не значило бы ли искажать то, что нам осталось на земле святого, высокого и чистого? Изменить направление общества есть дело Промысла и времени. Остается третий путь. Это путь воспитания человека, путь, делающий из нас людей. Именно на это должно быть направлено прежде всего общее человеческое образование".

Какие проблемы возникают у подростка, вступающего во взрослое общество? Легко ли ему найти свое место в современном обществе?

Современному подростку приходится тяжело. Поиск своего места в жизни всегда был чреват разочарованиями и потерями. Однако в нашей стране в социалистический  период развития дети и подростки были надёжно защищены в плане обеспечения плавного перехода из детства во взрослую жизнь. Школа считалась ответственной за своего выпускника до тех пор, пока документально не было подтверждено его зачисление в профессиональное образовательное учреждение, или на работу, или в армию. Всеобуч (всеобщее среднее образование) требовал, чтобы даже работающий подросток получал образование в системе вечерних (сменных) школ. Сейчас эта система контроля разрушена, и подросток после окончания 9 класса никому не нужен, кроме своей семьи, а семьи, как известно, бывают разные. Много маргинализированных семей, растерявших свой воспитательный потенциал за годы смены социально-экономических ориентиров.  Поэтому совокупность проблем, встающих перед юным и неопытным человеком непомерно тяжела. Назовём основные проблемы:

- бедность семьи, которая не позволяет подростку рассчитывать на получение качественного образования – репетиторы, курсы, дополнительные занятия, секции и кружки, платное высшее образование. Подросток из бедной семьи, а таких большинство в нашей стране, в условиях жизненного старта уже обречён на заведомое отставание в жизненной гонке. Так репродуцируется бедность поколений одной и той же семьи;

- слабое здоровье. У нас в стране мало здоровых детей. Больные дети  изначально неконкурентоспособны. Они не выдерживают нагрузок, связанных с обучением и работой, а зачастую не понимают, что ресурсы молодости исчерпаемы, и у некоторых процесс растраты жизненных сил идёт очень быстро;

- соблазны красивой жизни. Масскультура внедряет такие высокие стандарты потребления, которые многим недоступны. Многие атрибуты красивой жизни вредны для здоровья душевного и физического – наркотики, неупорядоченные половые контакты, алкоголь, ночные клубы и игровые заведения. Однако противостоять соблазнам без прочной нравственной основы невозможно. А эта основа устойчива только у зрелых людей. Поэтому так высок процент подростковой преступности;

- низкая бытовая культура. Грубость, пьянство, матерщина, безответственность, привычность насилия в разных формах – всё это разъедает неокрепшую душу, как ржа железо.
- недоверие ко всем без исключения государственным институтам, службам и структурам. Милицию подростки боятся больше, чем бандитов. Армия вызывает ужас. Из интернатов бегут в подвалы.

Только этих обозначенных проблем достаточно для того, чтобы почувствовать весь прессинг жизненного фона на неокрепшую душу подростка.

Многие молодые люди сейчас не решаются создавать семью, вступать в брак, предпочитая "свободу отношений", вследствие чего нередко возникают неполные семьи, оказываются ненужными дети - можно ли как-то исправить данную ситуацию, вернуть "авторитет" понятию "семья"? Может ли школа сыграть в этом свою роль?

В ряду причин, вызывающих ослабление или разрыв семейных связей между родителями и детьми, можно отметить сверхзанятость взрослых;  отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы; низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Самыми значимыми в семейном воспитании являются субъективные факторы психолого-педагогического свойства, т.е. нарушения и дефекты межличностных внутрисемейных взаимоотношений. Основным патогенным фактором выступают не состав и структура семьи, не уровень материального благополучия, а психологический климат. Выделяется четыре основных типа неблагополучных семей, не готовых полноценно воспитывать детей. Наиболее распространенным типом (до 60%), является конфликтная семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений. В аморальной семье родители не придерживаются общепринятых нравственных и этических норм; здесь нередки пьянство, драки, сквернословие и т.п. Для педагогически несостоятельной семьи характерны низкий уровень общей и отсутствие психолого-педагогической культуры, ошибки и дефекты в воспитании детей, а также нежелание что-либо пересмотреть в содержании и методах воспитания. В асоциальной семье дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам. Это среда, которая способствует усвоению навыков отклоняющегося и противоправного поведения. Психологическая атмосфера неблагополучной семьи почти неизбежно вызывает у ребенка эмоционально заостренные переживания, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующих воздействий или не видит выхода из сложившихся обстоятельств.

Поэтому в число основных приоритетов семейной политики должны быть включены усилия государства, общественных организаций и движений, а в первую очередь,  образовательных учреждений, по оказанию помощи родителям в воспитании детей, в том числе и посредством использования традиционной формы взаимодействия образовательных учреждений с семьей – родительского всеобуча, выпуска психолого-педагогической литературы для родителей, написанной понятным и доступным языком.

Важно осознать, что изменения в брачно-семейной сфере носят стремительный характер, и общество не готово воспринять новые правила игры на этом поле. В 2004 году я писала в своём прогнозе о том, что  в ближайшие годы произойдет трансформация семьи. Нормой станут дистантные и гостевые браки, холостых людей обоего пола станет больше. К 2010 году на мировом брачном рынке будет резкий избыток мужчин. Вступление в брак до 30 лет станет редкостью. При этом общество становится все более терпимым к однополым связям и бракам, и на повестке дня в мире оказался вопроса о клонировании как одном из путей продолжения рода. Это означает наступление революции в брачно-семейной сфере, сопровождающееся кардинальным изменением норм полового поведения и реформированием морали, что впрямую влияет на развитие воспитания как общенациональной системы. Как мы видим, всё это становится реальностью. Это мировой процесс, и нам надо не просто понимать это, но и выработать стратегию прогностического характера в рамках семейной политики государства и консолидированного общественного мнения относительно семьи и её меняющихся функций.

Наше время - эпоха индивидуализма, где главное - личный карьерный рост, стремление занять лучшее "место под солнцем" в обществе вне традиционных ценностей. Как помочь ребенку осознать себя частью общества, частью страны, повысить его интерес к культуре своего народа?


Главная педагогическая проблема нового времени - это соотношение направлений и содержания воспитания  с тенденциями общественного развития. Решение  этой проблемы, возникшей в эпоху выдвижения идеи воспитания «нового человека» (эпоха Просвещения),  осуществлялось в контексте конкретно-исторической ситуации при рассмотрении  вопросов об эффективности воспитания и ответственности за его результаты семьи,  государственных и общественных институтов социализации. Замечательно       проанализировал ситуацию столкновения нравственных основ воспитания и направления движения общества Н.И.Пирогов в своей статье «Вопросы жизни» в XIX веке. Он выделяет три возможных пути разрешения этого противоречия: "Или согласовать нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направления общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдержать неравный бой... Следовать первым путем не значило бы ли искажать то, что нам осталось на земле святого, высокого и чистого? Изменить направление общества есть дело Промысла и времени. Остается третий путь. Это путь воспитания человека, путь, делающий из нас людей. Именно на это должно быть направлено прежде всего общее человеческое образование".  А Николай Огарёв выразил эту идею в яркой стихотворной форме: «Пускай олимпийцы завистливым оком глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь роком, тот вырвал из рук их победный венец!».

Педагогическое  сообщество  всегда отчетливо понимало опасность морального и нравственно-духовного оскудения,  которые явятся неизбежной расплатой за  социальную успешность индивидов в антигуманном обществе. Если нельзя изменить направления общественного развития в соответствии с нравственными основами развития воспитания и невозможно согласиться адаптировать нравственные основы  под антигуманные тенденции, остается единственный выбор   - приоритетное внимание к  воспитанию поколений людей,  обладающих высоким гражданским, патриотическим и нравственным потенциалом, способных эффективно развивать и совершенствовать себя и страну. Главная задача на этом направлении – формирование нового понимания воспитания как технологии общественного развития.

В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества,  важной задачей является  соединение  всех форм и направлений общественного  и семейного воспитания в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах подрастающих поколений, всего общества и государства.


Совсем недавно российское школьное образование по праву считалось лучшим в мире. Зачем реформировать его, какие задачи стоят перед реформами современного школьного образования, по Вашему мнению?


Общество и государство предъявляют обоснованные претензии к российскому образованию в плане его качества. Мы уже не в первых рядах. Вторую мировую войну выиграл  не солдат, а школьный учитель, воспитавший русского солдата. И космос покорил советский учитель. А вот страну «растрясли» мальчиши-плохиши из гайдаровской сказки о Мальчише-Кибальчише. Пока мальчишки и девчонки себя не щадили в боях за Родину, эти плохиши стаскивали себе в норки общее имущество, а затем побежали наниматься на службу к новым хозяевам. Теперь они же хотят реформировать российское образование. Но слово «реформировать» не употребляется. Говорят о модернизации, то есть о приведении содержания образования в соответствии с общественными потребностями нашего времени. А какие именно потребности? Иностранный язык нужнее, чем родной. И как результат – молодое поколение владеет английским, но не умеет ни писать, ни говорить грамотно на родном языке. Достигнуть уровня продвинутого пользователя, знающего, какие кнопки в компьютере надо нажимать, чтобы скачать новую игрушку или забраться на порносайт,  а в лучшем случае – скачать реферат, курсовую работу, доклад и сочинение на заданную тему, важнее, чем  научиться  работать творчески самому. Не секрет, что подростки в массе своей ничего не читают. ЕГЭ – система тестирования – главное достижение модернизации – вызывает резкую критику учителей, видящих в этой системе оценивания знаний выхолащивание смысла школьного образования, которое есть в истинном смысле воспитание качеств, позволяющих юноше, выходящему самостоятельно в жизнь, преодолевать жизненные барьеры. Такая «модернизация», которая развивает лишь память, но не душу, не нужна.


Каким образом современная школа может решить проблему нравственного воспитания?



Российский учитель – наше всё. Это последний рубеж обороны. Как ни ужасно это звучит, счастье, что им мало платят. Только это и спасает пока систему образования   от окончательного краха. Здесь работают не за деньги. Здесь работают по призванию. Свой моральный опыт, свою стойкость, свою нравственную силу учитель передаёт детям. И у нас много хороших детей. Какие лица, какие глаза я видела в залах, полных детей и подростков, в Александрове Владимирской области, в Якутске,  Березниках,   Перми,  Кирове,  Рязани,  Ярославле,  Туле, Тамбове, Балаково Самарской области! Такие глаза бывают только у детей, у которых настоящие учителя. Только учитель, которому веришь, как себе, способен воспитать настоящих людей.

Основные направления воспитания в учреждениях системы образования, которые  соответствуют целевым установкам воспитательной деятельности, формулируемым на основе выдвигаемого обществом и государством социального заказа на обобщенный тип личности, востребованный в настоящее время и на перспективу, это:

- физическое воспитание;
- общая культура;
- патриотизм;
- толерантность;
- нравственное воспитание;
- гражданственность;
- инициативность и предприимчивость;
- самостоятельность и ответственность;
- социальная мобильность и трудолюбие.

Что Вы можете посоветовать родителям будущих первоклассников? Как правильно выбрать школу, не переоценив сил и возможностей ребенка?



Я бы посоветовала тем родителям, которые по-настоящему любят своих детей и заботятся о них: не делайте своих детей заложниками своих родительских амбиций и своего родительского честолюбия. Помню, как один папа просил меня помочь устроить ребёнка в первый класс английской спецшколы, поскольку на собеседовании ему было отказано. Ребёнок, что называется, «не тянул». Я рассказала ему, что мой собственный ребёнок тоже не прошёл такое же собеседование и что я не стала настаивать, так как видела его неуспех собственными глазами. Я подала документы в обычную школу около дома и наняла ему репетиторов по английскому и немецкому языкам,  а впоследствии понадобилось и по математике, и по химии, и по физике, и по истории. Эти меры обеспечили ему знание языков (английского и немецкого) на уровне свободного общения устного и письменного, и документ об образовании без троек. После 9-го класса я забрала сына из школы, поскольку было понятно, что репетиторов ему придётся брать по всем предметам, а это мне было не по средствам, и устроила его в колледж, который он успешно заканчивает. Далее в плане – поступление в профильный вуз на третий курс. Мало того, что сэкономлен 1 год, но и обучение не было патогенным для подростка, не обладающего блестящими способностями и не испытывающего необоримой тяги к знанию. А тот мой знакомый папа настаивал, и ему я помогла. Результаты плачевны. Ребёнок очень плохо учится. Часто болеет, школу ненавидит, учиться не хочет, родители извелись и ссорятся друг с другом. Мать ушла с работы и посвятила себя сыну, что ещё больше усугубило положение, потому что ребёнок оказался под уже невыносимым прессингом осознания собственной никчёмности. Семья на грани развала. Другой причины, кроме неправильного выбора школы, нет.

Узнавайте всё о школе заранее, за год или два. Тестируйте возможности своего ребёнка, сами или с помощь специалистов. Консультируйтесь. Доверяйте педагогам, которые говорят, что Ваш ребёнок не сможет учиться по той или иной программе. Если учитель видит талантливого или способного ребёнка, его возьмут и без ваших просьб и взяток. Если не хотят брать, это чаще всего именно по объективным причинам прогнозирования будущего неуспеха. Есть разные пути получения достойного образования. Используйте эти пути и возможности. Желаю всем успехов в нелёгком родительском труде, любви и благодарности детей.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру