Школа ремесел

Православные школы России

Беседедуем с Натальей Ивановной Пономаревой, директором школы, кандидатом педагогических наук:

«Храм Покрова Пресвятой Богородицы  - сердце нашей Школы. Она возрождалась и возрастала вместе с храмом. Мы начинаем день с утренней  молитвы,  бывают литургии,   молебны и панихиды, читаем акафисты. Роспись и убранство храма сделаны силами родителей и учеников. Среди наших родителей есть «батюшки» и мы надеемся, скоро придут уже наши  выпускники- батюшки, потому, что почти четверть наших ребят учатся сегодня в духовных школах.  Дети оканчивают обучение своей выпускной работой, которая остается в школе: это либо вышитые покровцы для храма, полотенца, вырезанный для храма ковчег - мощевик.

Историческое здание размещалось у храма Воскресение Христова - Спаса на крови. Для строительства домового Покровского храма был приглашен известный архитектор А. Щусев, имевший богатый опыт возведения храмов в Петербурге.

Когда нам в 1995 году сдали в аренду это полуразрушенное здание, выяснилось, что на небольшой площади недалеко от нынешнего здания школы стоял до 1936 года величественный семипрестольный храм Воскресения Христова в Коломне, построенный в1832 году в честь рождения наследника Михаила и в благодарность за избавление Петербурга от эпидемии холеры.

Днем рождения  возрожденной школы считается  26 ноября 1992 года. Именно в этот день игумен Николай Парамонов (он сейчас игумен Троице-Сергиевой Пустыни в Стрельне) пришел в гости в нашу школу, беседовал с родителями  и освятил классы. Мы вели дневник, записали, что такое знаменательное событие произошло. Прошло три года и в архивах мы нашли сведения, о том, что в 1911 году первая  председательница Комитета школы народного искусства Варвара Бельгард была на приеме у Императрицы по делам устроения школы и, как свидетельствуют документы: «Ее Императорскому Величеству благоугодно было лично передать свое благословение школе - икону Покрова Божией Матери». Именно поэтому в школе открыли Храм Покрова,  и день передачи Высочайшего благословения 13 ноября 1911 года стал считаться днем рождения школы. Мы освятили классы 26 ноября 1992 года. Такое совпадение мы считаем  замечательным знаком.

Российская  история помнит два мощных художественных центра - Абрамцево и Талашкино. В 90-х годах 19 века, когда расцвело Талашкино, творческая интеллигенция  устремилась к роднику, под названием традиционная духовная культура. Это был новый тип жизни, который рождал новые виды  искусства. Я не думаю, что это были барские забавы, то было духовным объединением русской аристократии с русским крестьянством, потому, что они смыкались в главном, произойдя от одного народного  корня. И пушкинская Арина Родионовна и Наташа Ростова, барынька, которая танцевала народные танцы - это примеры не лицемерного единения, и сейчас уже понятно, что основой этого единения была Православная вера. Все были воспитаны в одной духовной отечественной традиции. И в этом не было различия между крестьянином и аристократом. Одни нравственные ориентиры: честь, трудолюбие, вера православная.

У нас обычная школьная программа с расширенным изучением народного искусства и ремесел. Ремесла – это было невероятное открытие! Почему-то к ремеслам педагоги относились как чему-то декоративному, но и время, и опыт убедили нас в точности русской пословицы «От рук и голова умнеет». Ремесла самые разнообразны, например,  для девочек – это вышивка, кружевоплетение, золотое шитье, ткачество: гобелены, ковры, народный костюм, бисероплетение, а для начальной школы – это лоскут, традиционная кукла. Для мальчиков:  плотницкое дело, резьба по дереву, северная игрушка, кроме того, работа по коже, архитектурное моделирование, реставрация, разные традиционные виды росписи, церковные художества, к которым относится иконопись и  золотое шитье.

Что это дало? Настоящее народное искусство имеет глубокие духовные корни и отражает восприятие жизни русского народа, в основе которой лежит Пасхальная радость и представление о жизни вечной. И этим пронизано все! Этот момент для нас чрезвычайно важен, потому что дети, оказавшись за станком или овладевая инструментом,  или взяв иголку и золотую нить, получают не только прикладные знания о ремесле. Им открывается мироощущение и  миропонимание народа, детьми которого они являются. Знакомясь ближе с народным искусством,  они понимают, что корни всех народных культур едины. И люди, которые овладевают ремеслом народным, знают,  как и какая красота может явиться из рук человеческих. У них появляется способность  увидеть и оценить красоту другой культуры, увидеть образ Божий в другом человеке, в другом народе. Приобщение детей к народному искусству влечет за собой гармоничное развитие. То, что можно было сто лет объяснять словами они, попробовав, чувствуют и понимают сердцем.

Нам казалось невозможным городских детей усадить за ткацкий станок, но вы бы видели, как они сидят за этими станками, какую красоту создают! И никто за эти 16 лет не сказал: «я не хочу заниматься ремеслом». На самом деле,  это просто не ремесло, это именно искусство,  это народное искусство, потому перед детьми обнаруживается нечто большее, чем понятие созданного предмета.

У нас есть дошкольное, младшее школьное, среднее отделения и мы хотим сделать средне-специальное. Еще при школе работает музыкально-художественная школа. Учатся 110 учеников, единственное условие – это дети из семей верующих.  За 16 лет состоялось 6 выпусков. И любопытно, что из нашей школы -  не специализированной, не гуманитарной, не технической, дети поступают в самые разные Вузы: от академии МЧС, МВД до нашего Университета, но нам особенно дорого, что четверть их учатся в духовных школах. Например, в Троице - Сергиевой Лавре:  на пасторском, иконописном и регентском отделениях. При этом важно, что школа совсем не элитная, хоть и платная. И мы берем всем посильную малую плату. Потому что у нас больше трети детей из многодетных семей. Это очень ценно, потому что мы многому у них учимся, ведь навыки старшего ребенка уникальны. Они несут бесценный опыт старшего ребенка в семье, умеют заботиться о младших…

Когда мы начинали, кроме благословения духовников и горячего желания трудиться во славу Божию ничего не имели! Главным требованием к педагогу было, чтобы он был профессионалом, знал и любил свой предмет и умел донести свои знания до детей. У нас, слава Богу, собрался прекрасный коллектив единомышленников: Н.В. Радулова, Г.К. Матюшина, О.А.Петрова, А.Д. Жербин, О.В.Евдокимов… Все мы люди верующие, православные христиане и вера это основа наших педагогических принципов. Вера дает могучий воспитательный инструмент: как можно привести ребенка к пониманию того, что хорошо и что плохо, если нет понятия греха? И где найти для него лучший образец для подражания, идеал, чем в образе того Святого, имя которого он носит? Или небесных покровителей города? Как объяснить, что многодетная семья это хорошо и нельзя делать аборты девушкам. Оказывается, в Православии есть все. Оно составляет то единственное, что делает воспитание результативным. Мы показываем  молодому человеку  систему отношений. Нельзя сказать, что мы чего-то такого невероятного достигли, но мы стараемся привить идеал семейной жизни, социального служения. Вот с десятиклассниками мы читали работу Ильина «Творческая идея нашего будущего» и рассуждали о том, что же такое национальный духовный характер. Министерство образования РФ  сейчас озабочено тем, чтобы не было стандарта выпускника, а была бы только прописана  модель. Какими путям дойти до этой модели, если нет образца, высокого идеала? Мы пытаемся с детьми нащупать и осмыслить, что же составляет масштаб личности? И приходим к выводу:  служение. Социальное служение, служение другим и  для других. И это очень непросто в наш корыстный век, где все с ног на голову поставлено, и всем кажется главным заработать большие деньги и жить роскошно. Очень хочется, чтобы молодые люди понимали, в чем истинный источник радости жизни. Поэтому, главное, что мы делаем - мы пытаемся через Православие вернуть воспитание, фактически утраченное сегодня, в школу… Наш  Президент ставит эту задачу сегодня главной перед министерством образования: вернуть воспитание в школу».





© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру