Если мы не хотим потерять наших детей. Интервью со священником Андреем Ворониным.


Детский дом, если он даже очень хороший, не может заменить семью. В селе Ковалево, что под г. Нерехтой Костромской области, есть такой православный  детский дом, коллектив которого един в устремлении создать обстановку, приближенную к домашней. 9 лет этому детскому учреждению, где упорно и кропотливо идет поиск оптимальных форм воспитания и образования детей- сирот. Дети Ковалевского детского дома не чувствуют себя чем-то обделенными, хорошо развиты, неплохо учатся, занимаются спортом, трудятся на большом хозяйстве и с огромным уважением и доверием относятся к самому близкому и родному для них человеку – директору детского дома, протоиерею отцу Андрею. Многие  попросту зовут его  отцом.

Мы просим рассказать об этом удивительном учреждении директора протоиерея Андрея Воронина, выпускника географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.


Батюшка, сколько детей в Ковалевском детском доме?


Около сорока мальчишек. Раньше это было негосударственное православное образовательное учреждение, а с этого года, когда департамент образования поставил ультиматум: либо они становятся единоличными учредителями, либо мы должны будем искать дополнительные источники финансирования, - детский дом стал государственным детским учреждением. Но остался православным.

Так Вы, о. Андрей,  в какой должности в связи с этим?

Я являюсь директором как клирик Костромской епархии, благочинный Нерехтского округа.

 Много времени прошло с момента объявления сотрудничества  Церкви и Школы: состоялись уже четырнадцатые Рождественские образовательные чтения, повсюду проходят совместные конференции, семинары, где-то вводится предмет «Основы православной культуры» и т. п. - достаточно ли этого? И кто больше должен работать с детьми в духовно-нравственном направлении, задача ли это священника или нужно специально готовить преподавателей?

Я не думаю, что нужно разделять Церковь и педагогов, учителей! Церковь – это глобальная системообразующая структура, она должна быть и государствообразующей, формируя дух этого государства, его менталитет, его внешнюю и внутреннюю стратегию. А у нас все происходит довольно аморфно: Церковь вроде пытается что-то делать, но государство находится в таком кризисе, что количество проблем чудовищно, например, бездомных и беспризорных детей – «пропасть» - нужны огромные ресурсы для решения этих вопросов.

В отношении воспитания детей все должны выступать вместе, под началом Церкви, естественно. У Церкви своих проблем хватает.

Проблема детей - сирот  Вам ближе всего, батюшка. Вместе с тем эта проблема присутствует и в самых обыкновенных семьях, есть беспризорные, безнадзорные дети, у них общие корни?


Корни эти существовали десятки лет, а сейчас они дали обильные всходы. Кризис состояния духа в нашем государстве – бездуховность, атеизм, как  религия. За 80 лет сменилось 4 поколения, для которых человек не есть образ Божий и подобие Бога. Соответственно, без Бога все дозволено – и вот пожинаем совершенно страшные плоды. Крушение семьи, вымирание и деградация населения, - закономерный результат, который можно не заметить, если включить телевизор! К сожалению, государство достаточно вяло решает эти вопросы, возможно, там их некому решать, нет единой команды, которая вообще понимает куда идти и что делать…

В свое время Путин в выступлении сказал, что дети-сироты – это проблема национальной безопасности России – вскоре об этом забыли, а это действительно так! Это национальная проблема, общество и государство – все должны заниматься этой проблемой,  не только Церковь!

Дело в том, что основная задача Церкви - объяснять людям, что существует Царствие Небесное.  И если люди будут понимать это – у нас число сирот, да и вообще проблемных детей,  будет уменьшаться, но когда Церковь, бросается на эту амбразуру, пытается решать проблемы воспитания сирот, у нее не хватает ни сил, ни ресурсов, не остается  времени для своего главного дела.

Как Вы решаете самую трудную и главную задачу – как набираете педагогов? По какому принципу устроен детский дом?

Да, кадровая проблема - самая большая. Я думаю, в Москве ее было бы проще решить, а здесь, в Костроме, а тем более в Нерехте, фактически невозможное дело. Тут такая социальная катастрофа произошла, о которой можно отдельную беседу вести! Два градообразующих предприятия, в прошлом военные, закрыты…

В нашем детском доме жизнь строится по семейному принципу - по 6-8 мальчишек, у них есть воспитатель, круглые сутки. Хотели сделать так, чтобы мамы были в семье - по всей России рассылали приглашения – но кто же сюда поедет!

Но здесь прекрасные условия и для проживания, и для работы? В чем причина?
Во-первых, далеко. Во-вторых – мама должна быть верующим человеком, а с этим у нас катастрофа…. Их по сути дела нет! Если женщина верующая, то у нее наверняка есть дети, внуки – она востребована, а так, чтоб нашлись те, кто бы все бросил и поехал в какую-то Нерехту…! Мы подождали год, два и поняли, что надо подбирать своих сменных воспитателей!

Где учатся ваши ребята?

Они учатся в разных школах: все зависит от их возможностей и  умственных способностей. Занимаемся с ними и здесь, дома  -  приглашаем репетиторов.

Что можно было бы сделать эффективно в решении проблем воспитания детей, если  помечтать? Поможет ли, если в школу священники пойдут?

Разрушить останкинскую башню! Телевидение запретить – 95%  нравственной заразы дети получают из «ящика», и их родители тоже! Идет тотальная деградация и детей, и  взрослых, в том числе педагогов!

Наверное можно сделать альтернативное телевидение, журналы, Интернет – но на это должны быть брошены огромные ресурсы, и опять же, это по сути дела  война, причем она из сферы информационной выйдет на финансовую -  начнут падать рейтинги нынешних передач, пойдет отток зрителя… Но тут либо - либо: или медленная гибель, или открытая «война» на информационном, духовном, идеологическом полях!

Наша проблема в том, что у нас нет христианской общественности, все хотим, чтобы чего-то делали батюшки, епископы…Почему в школе должны работать священники? Человек может быть очень хорошим священником, замечательно принимать исповедь, прекрасно служить, но если он не педагог, возможно, что не сумеет разговаривать с детьми – он не почувствует их.

А Вы? Как случилось, что оказались рядом с сиротами?

Я не педагог, но так уж получилась, -  не знаю как,- что я работаю с детьми.

Расскажите, почему выбрали  альпинизм,  экстремальный поход как метод воспитания? Неслучайно?


Конечно. Во- первых,  дети, брошенные матерью не верят никому, внешне они могут слушаться и прочее, но только внешне, чаще это послушание  у них носит потребительский характер. А внутри сидит недоверие к взрослым, и вот доверие ребенка нам надо завоевать, заслужить. Как? Нужно вместе с мальчишками преодолеть трудности.

Попутно решается задача преодоления "потребительства" и обучение основным навыкам самообслуживания. Но, пожалуй, главное - под куполом неба и у костра беседы о Боге, человеке и космосе приобретают совсем иную глубину. В сложных походах мы неожиданно для себя обратили внимание на один существенный факт: самые "тяжелые" дети удивительным образом адаптировались к непростым, в плане комфорта и выживания, ситуациям. Оказывается, в экстремальных ситуациях число жизненно важных задач сводится к минимуму, они становятся для них понятными. Наши "тяжелые" дети начинали на глазах раскрепощаться и удивительно уверенно вливаться в коллектив. Мы смогли по-новому посмотреть на некоторых наших воспитанников и пересмотреть наши педагогические методики и подходы ко многим из них. Теперь поход превратился из пусть трудного, но все же - отдыха, в кропотливую работу, где ставятся и решаются конкретные педагогические задачи. Результаты нас удивили. За 10 дней трудного похода (при слаженном и высококвалифицированном персонале, как у нас) мы добивались таких же результатов, как за 10 месяцев!

В духовном плане ситуация также очень благоприятная: в экстремальной ситуации человек чаще задумывается на темы окружающего мира, своего места в нем, о взаимоотношении с ближним, о самоотдаче и подвиге, о чести и мужестве. Таких результатов можно добиться лишь в реальной экстремальной ситуации (высокогорье, пещеры, вода, Арктика, глубокая тайга и пустыня, походы зимой).

Многие наши дети прекрасно владеют альпинистскими навыками, спускались в суровые пещеры, проходили горные перевалы, совершают регулярные многодневные зимние походы на лыжах даже в 20-градусный мороз, с ночевками в палатках (не было даже насморка), походы под парусом и на веслах.

Словом,  важно научиться «собираться», а современные дети расслаблены, особенно наши детдомовские, они не успевают адекватно реагировать в быстроизменяющейся ситуации, результатом чего становится пассивность, апатия, а порой и агрессия на сверстников. С возрастом это усиливается. Человек  «собирается» в молитве, - этому  детей научить трудно, вообще православие скорее может быть выстрадано, ему научиться нельзя! В походе все происходит очень естественно:  жизнь заставляет собраться, научиться слушать,  понимать другого, заботиться о нем. Преодоление внешних трудностей и своих немощей сопровождается  внутренним восхождением человека на «свою» гору Фавор, преображением, помогает почувствовать Бога, найти уверенность в себе, придает крылья для жизни.

Можно добавить, что необычные, трудные, но привлекательные для подростков ситуации могут выступать мощным мотиватором  изменения своей жизни, стремления достичь результатов и много другого.

О. Андрей, у Вас здесь созданы превосходные условия для жизни мальчишек: замечательные квартиры, мастерские, прекрасно оборудованный спортивный зал, походы – но самое главное, есть община, одна большая православная семья. Как построить такое ребячье сообщество для обычных мальчишек, ведь они тоже нуждаются в этом, во всяком случае, охотно сбиваются в «стайки»… Эффективны детские организации, например, скаутская; может быть, Вам известны  другие?

Что касается скаутов, то  так называемый скаутинг – вещь сама по себе очень сомнительна, имею в виду основателя движения, его историю. Правда, несколько скаутских команд ко мне сюда приезжали, в целом, у меня очень хорошее впечатление осталось от людей, но в целом…есть большие сомнения.

Совершенно определенно можно сказать, что если мы не хотим потерять наших детей, то должны понимать, что  чрезвычайно важно создать детскую организацию, ребята должны иметь общее дело, через  которое могли бы  получить и нравственные ориентиры, и социальный опыт.  В этом деле, конечно, Церковь могла бы задать определенный импульс.

Короткий сюжет из жизни Ковалевского детского дома



















© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру