«Педагогика – дело творческое…». Интервью с протоиереем Александром Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко – настоятель московского храма Всемилостивого Спаса. Член Союза писателей, автор ряда книг и статей, в том числе – недавно вышедшей книги «Большая семья, большие надежды». Возглавляет интернет-портал «Православие и мир», сайт «Непридуманные рассказы о войне». Отец двенадцати детей и дедушка восемнадцати внуков.

Отец Александр, я знаю, что вы не только пастырь многочисленных духовных чад, но и многодетный отец, воспитавший двенадцать детей. Существуют ли на ваш взгляд, какие-то готовые рецепты воспитания, применимые в любой семье?

Безусловно, есть общее направление, общие ориентиры воспитания, которых необходимо придерживаться в каждой семье. Но, как и в жизни, так и в воспитании, готовых рецептов не бывает. Все люди разные и дети разные, и часто случается, что даже в одной семье дети сильно отличаются друг от друга. Например, в моей семье даже девочки-двойняшки совершенно разные – причем, не только внешне, но и по своим внутренним качествам, по характеру и темпераменту. Понятно, что и в воспитании к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, и то, что применимо и действенно по отношению к одному ребенку, совершенно не подходит в воспитании другого.

Вообще, педагогика – дело творческое. Когда я спрашиваю у воспитателей и учителей, что такое педагогика, мне отвечают: педагогика – это наука… Простите, пожалуйста, педагогика – это, прежде всего, искусство. Я бы сказал, что педагогика – это искусство добиваться от человека того, что он не хочет делать, но должен. Ведь дети по понятным причинам далеко не всегда готовы с радостью выполнять то, что от них требуют учителя и родители. Расположить их к этому, убедить в необходимости и пользе их обязанностей – великое искусство. Причем, искусство не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то или иное дело, а в том, чтобы заинтересовать его и помочь увидеть нашими глазами, насколько это важно и полезно, в первую очередь, для него. Почему-то очень часто мы сразу переходим к силовым методам: заставить, принудить, добиться… К сожалению, и такие меры бывают необходимы, но задача родителей – прибегать к этим вынужденным методам лишь в крайних случаях. Воспитание должно строиться, как говорится в русских сказках, «без боя, драки и кровопролития» – так, чтобы всем участникам было весело и интересно. Повторяю, это не всегда и не с каждым ребенком возможно. И именно поэтому я говорю о творческом подходе: имея понятные задачи – воспитать хорошего человека, –  каждый родитель идет к ним разными путями, в соответствии с особенностями и своего собственного характера, и характера ребенка.

Дети обладают способностью завлекать взрослого на свое поле – туда, где они владеют инициативой. Воспитателю необходимо понимать, что игра на этом поле ни к каким результатам не приведет. Он должен играть на своей территории и не выпускать инициативы из рук. Каждому педагогу необходимо владеть ситуацией – причем, не как полицейскому, не как командиру, отдающему приказы отрывистым голосом, а как артисту, который умеет искусно владеть вниманием своих зрителей. Вот это и есть идеал, к которому нужно стремиться. Истина предельно проста: если с воспитателем интересно, тогда и дети будут ему подчиняться, а если воспитание превращается в занудство и сухой свод предписаний, то дети просто перестанут его слушать. Воспитание – это энергичный, содержательный творческий процесс, исполненный доброжелательности и доверия к ребенку.

Сейчас много говорят о том, что детей необходимо ограждать от влияний внешнего мира, имея в виду тот образ жизни и систему ценностей, которая навязывается с телевизионных экранов и других средств массовой информации, диктуя молодежи определенную модель поведения. При всей очевидности этого дурного влияния, есть ли крайности такой изоляции ребенка от окружающей современной действительности?

Крайности бывают во всем. Но начну с защиты той точки зрения, о которой говорите вы. В моем доме с 1980 года нет телевизора: мы переезжали на новую квартиру, и я оставил его на улице. При этом в моем детстве телевизор сыграл достаточно большую роль, поскольку тогда телевидение отвечало именно тем задачам, которым и должно был отвечать. Это было окошечком в познавательный мир, в культурную жизнь, перед телезрителями часто выступали глубокие и интересные люди, которые действительно способствовали интеллектуальному развитию человека. Показывали по-настоящему первоклассные кинофильмы, которые давно исчезли с экранов, уступив место совершенно непотребной продукции. Поэтому большинство молодых людей просто не имеет представления о настоящем кино. Представьте себе, что мы выкинем или предадим забвению произведения Пушкина, Достоевского, Толстого. Без этого багажа наше культурное развитие будет ущербным. Пусть кинематограф и не столь важен для нашего воспитания, как классическая литература (возможно, просто потому, что он возник позже литературы), но согласитесь, что подлинное кино несет в себе те же воспитательные, эстетические функции, что и любой другой вид искусства.

Ребенку необходимо прививать вкус, но для этого сегодня уже совершенно не нужен телевизор. Современное телевидение ориентируется совсем на другого зрителя: перед экраном ты невольно оказываешься марионеткой, пляшущей под дудку тех людей, которых ты и на порог-то к себе не пустишь. А что говорить о ребенке, который, как никто другой, подвержен внешним влияниям. Смотреть современные динамичные, яркие, но, как правило, бессодержательные, часто безнравственные, а, по сути, бездарные фильмы гораздо легче, чем погружаться в серьезное кино, которое заставляет задуматься и даже пересмотреть свои представления о том, что хорошо и что плохо. Вкус – это способность, которая достигается годами, но разрушается и искажается очень быстро. Поэтому в воспитании должна присутствовать очень тщательно продуманная программа и достаточно жесткий отбор того материала, который воспринимает ребенок. Интересно, что когда я упоминаю о том, что у меня нет телевизора, то, как правило, раздаются аплодисменты. В глазах людей это выглядит как нечто необыкновенное, уникальное: иными словами, современному человеку уже трудно себе представить жизнь без телевизора. А как же жили наши деды, которые были во многом лучше, культурнее и утонченнее нас?

Вообще, эта проблема гораздо шире, чем вопрос воспитания. Почему сегодня не стыдно финансировать и создавать безнравственные, развращающие людей произведения? И почему нам не стыдно их смотреть? Мы же не приглашаем к себе в дом женщину «легкого поведения»! Так почему же мы допускаем, чтобы в нашей квартире, на наших глазах разворачивалось нечто непотребное? И здесь нужно обратить свой взор, прежде всего, на себя: если родители смотрят сомнительные и безнравственные передачи, то и дети будут их смотреть. А если с ранних лет ребенок огражден от такого влияния, то само чувство вкуса не позволит ему на этом даже останавливать взгляд. Ведь вкус – это иммунитет, который защищает человека от тех подделок, которые, увы, навязываются нам сегодня с голубых экранов.

Кроме того, непоправимый вред нашей психике оказывает не только содержание современных телепрограмм, но и само беспрестанное мелькание в телевизоре. Мы не чувствуем, как разрушительно воздействует оно на наше внимание, на мыслительный процесс, на концентрацию. А что уж говорить о ребенке, который находится еще в процессе формирования психики и всех основных функций человеческого организма и реагирует на воздействие окружающей среды в гораздо большей степени, чем взрослые.

Что касается крайностей, то во всем можно дойти до абсурда. Разумеется, мы не должны абсолютно изолировать детей от всего внешнего, посадив их под наш родительский колпак. Да и невозможно полностью оградить их от растленного влияния века сего. Но мы можем дать детям те ориентиры, которые позволят им самостоятельно делать выбор и отличать подлинное от подделки, высокое от низкого, талантливое от бездарного.

Задачи родителей, на первый взгляд, очевидны: как вы сказали, быть примером для своих детей, проявлять заботу, придерживаться определенных нравственных правил… И все же случается так, что и в благополучной семье вырастают дети, далекие от тех ориентиров, которым следовали родители в их воспитании. В чем тут дело?

Как говорится, цыплят по осени считают. Удалось родителям вырастить сильных, самостоятельных, нравственно стойких людей – значит, они свою творческую задачу выполнили. Если же этого не случилось, то таких родителей идеальными не назовешь, хотя, возможно, они замечательные люди, и старались изо всех сил. Значит, они все-таки что-то упустили, недосмотрели, были недостаточно чуткими.

Воспитание – очень трудная задача, которая требует мудрости, творческой самоотдачи и любви. А любовь проявляется в заботе и охране детей от тех разрушающих влияний нашей современности, о которых мы говорили. В доме не должно быть источников этих разрушительных воздействий – от телевизора до непотребной литературы. Участие в жизни ребенка, неравнодушие к его вкусам и интересам оградит его и от пустой, бессодержательной музыки, которой, бывает, увлекается современная молодежь. Ведь любой ребенок, если он окружен любовью и заботой и воспитывается в доверии и уважении к родителям, восприимчив к советам взрослых, способен их выслушать и понять. И тогда эти советы не будут выглядеть как система запретов. В то же время, чуткое внимание к жизни ребенка не должно превращаться в его полную изоляцию от внешнего мира. Нельзя лишать детей общения со сверстниками и с современной культурой. Конечно, я говорю о той культуре, которая соответствует своему названию и действительно культивирует и возделывает, а не обезображивает и портит.

А как быть, если ребенок уже увлекся тем, что не соответствует нашим вкусам и не вписывается в наши представления о культуре?


Во-первых, жизнь развивается, и нельзя требовать от детей, чтобы им нравилось только то, что нравится их родителям. Меняется время, меняются поколения, меняется мода, меняются увлечения – конечно, происходит и изменение вкусов. Но изменения не должны быть искажением. Пусть мы не полностью разделяем увлечения детей, пусть мы в чем-то с ними не согласны: было бы странно, если бы дети во всем повторяли бы своих родителей. Опасность возникает лишь в том случае, если такое увлечение превращается в наркотическую зависимость. Ведь что такое наркотик? Это потеря человеческой свободы, когда наперекор всякому здравому смыслу человек движется к заведомой гибели, причем, отдавая себе в этом отчет. Сама по себе проблема наркомании – однозначное и неприкрытое зло, в глубине души понятное даже самим наркоманам. В этом случае совершенно очевидно, что не только ребенок, но и родители в определенный момент допустили какую-то ошибку, когда недоглядели, недопоняли, не поддержали… Но бывает и наркомания другого порядка, когда ребенок увлекается чем-то непотребным и разрушительным, теряя собственное лицо. В подобных случаях родители просто обязаны вмешаться – например, попытавшись увлечь ребенка делом, которое бы его облагораживало, а не растлевало.

Но самая действенная профилактика от таких болезней – это, разумеется, воспитание в лоне Церкви и православия. Очень важно, чтобы дети, вступив в юношеский возраст, уже осознавали себя членами Церкви. Вот это действительно родительская удача. Потому что если человек в Церкви, то, с Божией помощью, любые болезни можно исцелить, трудности – преодолеть, а ошибки – исправить.

Можно ли наказывать детей?

В каких-то случаях наказывать необходимо. Но важно определить, что такое наказание и в чем оно может выражаться. На мой взгляд, самое плодотворное и действенное средство – это труд. И мне не раз приходилось прибегать к таким особым мерам воспитания, например, когда мы с женой стали замечать, что наши сыновья, когда им было лет 15-16, начали бездельничать, прогуливать уроки, хамить и вообще, всячески валять дурака. Одного сына мы отдали работать в пекарню, и в течение полутора месяцев ему приходилось вставать в пять утра, идти по темному спящему городу на работу, таскать пятидесятикилограммовые мешки с мукой, замешивать тесто и участвовать в рабочем процессе наряду со взрослыми. Через несколько лет другой сын отправился в Архангельскую область в монастырь, где ему приходилось носить по двести литров воды из проруби и выполнять прочие послушания. Надо сказать, что в случае с нашими детьми здоровый физический труд оказал колоссальное воздействие на их отношение к жизни и правильно расставил акценты. Они поняли, что за их недолжное поведение по головке их никто гладить не будет, и почувствовали, почем фунт лиха, каково жить в жестких условиях, где нет рядом мамочки, готовой в любой момент накормить, приласкать и пожалеть. Этот педагогический прием в отношении к нашим детям себя полностью оправдал. А для них это стало той необходимой закалкой, которой они были лишены в привычной и теплой и подчас, к сожалению, расслабляющей домашней атмосфере.

Что касается общих рецептов воспитания, то существует несколько несложных правил, которых, мне кажется, следует придерживаться в каждой семье. Во-первых, ребенком нельзя управлять на расстоянии. Предположим, мамочка на кухне занята приготовлением ужина, а ребенок, находясь в другой комнате, что-то не так делает. Так вот, нельзя кричать ему через дверь, чтобы он перестал или занялся чем-то другим. Ребенок просто не послушает. Ведь дети умеют по-настоящему концентрироваться только на чем-то одном и воспринимают лишь то, что говорится им в непосредственном контакте, в диалоге. Крик из кухни они не воспримут: вместо плодотворного общения, взаимопонимания и диалога для них это будет лишь досадным обстоятельством, которое помешало им в их занятиях. Иными словами, если ты хочешь от ребенка чего-то добиться, то отложи все свои дела, подойди к нему, погладь по головке, загляни в глаза, добейся, чтобы он переключился с того дела, которым он занят, вступи с ним в непосредственный контакт и только после этого обращайся к нему с просьбой или советом. Воспитание – это процесс постоянный, и если такое спокойное общение с ребенком станет привычным, то и ребенок будет нас воспринимать и прислушиваться к нашим словам. Очень важно, чтобы он чувствовал, что к нему обращаются с уважением, и, хоть он и маленький, но общаются с ним на равных. Дети будут нам только благодарны.

Во-вторых, очень часто случается, что мамы дают детям несколько разных распоряжений одновременно. Допустим, «перестань играть и принеси ложку!». Здесь тоже ребенок сталкивается с трудностью восприятия. Во-первых, ему очень сложно прекратить игру, которой он увлечен, и переключиться на другое дело. Во-вторых, он должен понять, какую ложку принести, и где ее взять. Такая команда ставит его перед большими психологическими трудностями. Ребенок должен понимать, что от него хотят и как он должен действовать, поэтому диалог с ребенком следует строить приблизительно таким образом: «Отвлекись на минуточку! Подойди ко мне, пожалуйста! Выслушай меня. Смотри, видишь ложку на столе? Принеси мне ее, пожалуйста!». Одну команду разбили на несколько действий – и ребенку понятно, что именно хочет от него мама, которая обращается к нему с теплом и уважением.

Еще один немаловажный аспект воспитания, которого придерживался и я, – это решительный запрет на ябедничество. Существует прекрасная русская пословица: «Доносчику первый кнут». В мелких конфликтах дети сами могут и должны разобраться. Отнял один у другого игрушку – значит, попроси так, чтобы он тебе ее вернул. А не отдает – ничего страшного, потерпи немножечко, пусть это останется на его совести… Конечно, если старшие братья насаждают «дедовщину», тут родителям необходимо решительно вмешаться.

Но самый главный секрет воспитания – это безусловное доверие друг к другу. Если бы я не доверял своим двенадцати детям, то никогда бы не нашел правды. Раз ты сказал, что было так, – значит, это действительно так, я тебе верю. Если дети чувствуют такое доверие и прямодушие, то обманывать им самим не захочется. Ведь стремление к правде – это врожденное качество, которое вкладывает в душу Сам Господь, тогда как ложь, напротив, – вещь приобретенная, происходящая от искажения тех первоначальных принципов, с которыми мы рождаемся. И если в общении с детьми мы не будем себе позволять хитрить, лукавить и кривить душой, то и они нам ответят тем же.

Отец Александр, часто случается так, что родители, отдавая детей в различные секции и школы, делают их образование полем своих нереализованных амбиций. Скажем, не удалось им в свое время освоить то или иное дело – и они пытаются наверстать упущенное через ребенка, не прислушиваясь к его желаниям и потребностям. Как вам кажется, может ли это помешать взрослению и естественному развитию ребенка, или же любой труд, так или иначе, оказывает свое благотворное действие?

Не думаю, что освоение какого-то дела может так уж сильно помешать развитию ребенка. Я, например, очень жалею, что не смог дать своим детям хорошего музыкального образования. Наверное, не хватило терпения и организованности… Но, конечно, в выборе занятий для своего ребенка нельзя не учитывать его индивидуальных особенностей, способностей и желаний. Но мне кажется, что мальчиков обязательно нужно воспитывать спортивными. Спорт им уж точно не помешает. Желательно выбирать те виды спорта, которые развивают не только силу и ловкость, но и благородство. Например, фехтование, верховая езда. Хороши для мальчиков и спортивные командные игры типа футбола или баскетбола: эти виды спорта развивают не агрессию или тщеславие, а способность к взаимодействию в коллективе, стремление к взаимовыручке. Для мальчика это очень важно – научиться постоять за себя, защитить слабого, прийти на помощь, уметь преодолевать испытания.

Что касается девочек, то занятия музыкой или другими видами искусства всегда входили в перечень традиционного классического образования. Не думаю, что это может навредить. Музыка очень дисциплинирует, воспитывает вкус и приучает к напряженному труду. И желательно каждое дело – а тем более требующие многолетнего труда занятия музыкой – доводить до конца. Это научит ребенка твердо знать, что начатое дело нельзя бросить на половине пути. Если же ребенок открыто выражает протест и занимается «из-под палки», то чаще всего он просто не хочет трудиться и делать усилие над собой. Конечно, бывают и исключения, но в большинстве случаев такое поведение детей – результат наших ошибок: не смогли правильно настроить ребенка, объяснить, расположить, заинтересовать. Воспитатель должен быть чутким, наблюдательным и с доверием относиться к ребенку – тогда и дети будут получать удовольствие от процесса.

Цель любых занятий одна – научить ребенка плодотворно, напряженно, организованно работать. Если ему дает такую возможность музыка – замечательно, если спорт – прекрасно, но он должен уметь трудиться. Это залог и гарантия его будущего счастья.

Отец Александр, я знаю, что у вас только что вышла книга «Большая семья, большие надежды», где затрагиваются вопросы семьи и воспитания, во многом пересекающиеся с темой нашего разговора…


- Действительно, многое из того, что я сказал о воспитании детей, осмысляется и в этой книге. Кроме того, я останавливаюсь в ней и на теме целомудрия – потрясающей добродетели, к сожалению, почти забытой в современной реальности. У нас даже само слово «целомудрие» давно вышло из употребления. А ведь это необыкновенный Божественный дар! Если проанализировать нашу классическую литературу и особенно поэзию, то можно заметить, что часто предметом восхищения становится красота внешняя. Образы, возникающие в сознании пылкого, страстного, горячего молодого человека, а тем более – поэта, чаще всего связаны с любованием внешностью. Господь создал женский пол прекрасным, и надо быть ханжой, чтобы это отрицать, но подлинная красота, на самом деле, проявляется не столько в гармонии внешних форм, сколько в образе прекрасной целомудренной души. Это совершенно особая гармония, которая трудно передается словами. Для нее больше подходит образное, метафорическое сравнение. Представьте себе картину росистого луга в раннее летнее утро, когда под утренним солнцем переливаются капельки росы… Такова красота целомудренной женской души. А теперь представьте себе, что проехал грузовик и разбрызгал грязь из лужи, и теперь капельки на травинках уже ничего не отражают. Это уже картина потерянной чистоты, утраченного целомудрия. Проблема современного человека именно в потере красоты и чистоты, дарованной всем нам свыше. И конечно, этическая программа воспитания наших детей не может обойти эту тему – сохранение дара целомудрия, умение видеть и оберегать красоту и гармонию внутреннего мира, человеческой души.

Известно, что никакие человеческие чувства не могут сравниться с силой материнской любви. Именно поэтому подвиг святой Софии, на глазах у которой претерпели мученическую смерть ее дети – Вера, Надежда и Любовь – одновременно восхищает и ужасает.  Ужасает, видимо, по причине нашей немощи: никто из женщин не может себе представить, как далеко должна простираться сила материнской любви и любви к Богу, чтобы даже смерть собственных детей была неспособна ее поколебать…

Дело в том, что наши предки были людьми, так сказать, из другого теста. Сила и цельность характера, целеустремленность и самоотверженность помогали устоять перед любым, даже самым страшным испытанием. Вера и любовь к Богу были такой же ощутимой и конкретной реальностью, как и все, что нас окружает в видимом, материальном мире. Именно поэтому наши предки выдерживали то, что современный человек выдержать не может. Кроме того, поступок святой Софии – это подвиг, который действительно выше человеческих сил. Он возможен лишь в том случае, если душа по-настоящему устремлена к Богу, когда человек существует в удивительном единстве с Господом. И это свидетельство того, что каждого человека Господь наделяет бесконечными возможностями, о которых в нашей немощи мы не подозреваем. И только в неразрывной и постоянной связи с Богом, в осознании бесконечности жизни все земное предстает совершенно в ином свете, в том числе – и телесная смерть. Как говорил апостол Павел, «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил., 1:21), он готов был умереть за Христа. Вот такую устремленность души к Богу проявила в своем подвиге и святая София, на глазах у которой замучили ее чудных, нежных и одновременно мужественных дочерей.

Я слышала мнение о том, что и Николай Второй имел возможность спасти от смерти свою семью, своевременно отправив ее за границу. В этом случае мученическая кончина царской семьи воспринимается несколько иначе – как сознательный путь к смерти…

Не думаю, чтобы Государь Император и Государыня Императрица ожидали такого злодеяния. Тут надо вспомнить, что им предлагал свою помощь кайзер – с одной стороны, родственник, а с другой – враг, поскольку был главой государства, в тот момент находящегося в состоянии войны с Россией, и политик, который приложил много усилий к тому, чтобы в нашей стране произошла революция. Кроме того, не надо забывать, что Государь отрекался от престола с тем условием, что ему позволят уехать в Англию. Но время шло, отъезд в Англию откладывался, и когда Временное правительство сделало в Англию запрос, то ответом было, что английское правительство «не настаивает» на приезде Императора с семьей в пределы Британской Империи. На дипломатическом языке это означает, английское правительство отказывается от своего приглашения. Поэтому нельзя говорить о том, что Государь сознательно шел навстречу смерти, не останавливаясь даже перед опасностью гибели своих детей.

Понимаете, все события тех страшных лет были построены на обмане. Оказалось, что тем, кому они доверяли, нельзя верить. Государя предали почти все, в том числе, и его родственник – английский король Георг V, на совести которого тоже лежит мученическая кончина Императора и его семьи. Ведь не нужно обладать особым чутьем и исторической дальнозоркостью, чтобы сделать вывод на основе общеизвестных фактов: во время английской революции короля казнили, во время французской тоже казнили… Гибель русского Императора была для короля Георга вполне предсказуемой. Возможно, он не предвидел столь жестокой расправы с детьми Николая Второго, но он не мог не понимать, что сам Государь обречен. Это было чудовищным международным преступлением. И повинны здесь не только большевики, совершившие страшное злодеяние, но и те респектабельные политики, которые это злодеяние спровоцировали, отказавшись Государя спасти.




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру