Детские неудачи: потери или приобретения? интервью с преподавателем Ларой Овсянниковой

Лара Овсянникова – педагог, библиотекарь. Работала как преподаватель французского языка в Российском университете Дружбы народов,  Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Российском государственном гуманитарном университете и других учебных заведениях. С 1995 года сотрудник Французского Культурного Центра, с 2004 года педагог, библиотекарь во французском лицее им. Александра Дюма в Москве. Автор статей на французском языке для педагогических журналов «Иностранный язык в школе» и «Французский язык» (приложение к журналу «Первое сентября»).

Наш разговор о детских неудачах. Как Вам кажется, Лара, можно ли вообще называть неудачами те ситуации в жизни ребенка, когда на наш, «взрослый» взгляд он не справляется с поставленной задачей?

Мне кажется, что это не совсем верный подход – говорить о неудаче как о чем-то однозначно негативном и разрушительном. Неудача – понятие относительное. Можно воспринимать неуспех какого-то начинания как знак того, что что-то нужно исправить, что-то переосмыслить, по-другому посмотреть на вещи. Неудача – это определенный опыт, а всякий опыт есть приобретение. Неудача – это начало нового пути: человек оказывается в ситуации, когда необходимо понять, куда двигаться дальше, чтобы задуманное осуществилось другими способами. В этом смысле даже неудача позитивна, она может стать очередным шагом к созиданию, к достижению цели. То же и с детьми. Неудача может обернуться возникновением стимула к труду, ценным опытом переосмысления.

Совсем недавно я закончила статью об отце Павле Флоренском, и меня поразила мысль, которая остро волновала его даже в лагерной ссылке, откуда он пишет письма своим детям (сборник «Все думы – о вас»). Вспоминается отрывок из письма к дочери Ольге: «Я неоднократно замечал, а также слышал от многих других, что удачи, и неудачи никогда не бывают одиночными, а приходят как те, так и другие пачками. Попадаешь в полосу неудач, не унывай, заранее знай, что будет не одна неудача, а ряд их, чаще всего три. Отнесись к этой полосе терпеливо - выжидательно, не теряй присутствия духа и рассчитывай, что за полосой неудач пойдет другая, - полоса удач, и тоже не одиночная удача, а целая серия их. Придет в свое время. Но когда наступит эта полоса, тоже не теряй ясности и не опьяняйся успехом, не зазнавайся и знай, что и эта полоса тоже пройдет, чтобы смениться полосою неудач. Жизнь идет волнами, но надо держаться, чтобы не укачало". Оказывается, как удачи, так и неудачи – понятия относительные, и смотреть на них можно по-разному.

Кроме того, возникает вопрос, что же такое детская неудача? С чьей точки зрения? Взрослого? Учителя? Или самого ребенка?  Он сделал что-то не так. На чей взгляд? Все зависит от задачи, которая была поставлена. Есть дети, для которых этого понятия вообще не существует. Так бывает в семьях, где ребенку помогают справиться с поставленной целью, и если даже у него что-то не получилось, взрослые направляют его, дают  советы, объяснив ребенку, почему это важно выполнить. В таких случаях ребенок не воспринимает трудность как неудачу. Для него это обычный процесс обучения, где далеко не все дается легко и получается с первого раза. Этот подход мне кажется наиболее правильным. Ведь если ребенок не справляется с задачей, то  можно попытаться вместе найти другие пути для ее достижения, попробовать начать все сначала, а не зацикливаться на проблеме.

Есть дети, которые равнодушно относятся к своим успехам или неудачам. Нужно ли дать понять ребенку, что он работает плохо? Должен ли он огорчаться, если что-то не получилось?

Опять же, все зависит от ситуации и от конкретного ребенка. Как и взрослые, все дети разные, у каждого свой характер, свой темперамент, свои способности и предпочтения. И совершенно нормально, что одни выполняют задания с легкостью, а у других возникают определенные трудности. Во время занятий я постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией: некоторые схватывают все налету, с легкостью выполняют задания, а другим – в силу тех или иных причин – гораздо сложнее. Они не сразу все понимают, им труднее сосредоточиться и войти в работу. И здесь необходим индивидуальный подход. Есть учителя, которые делят свои классы на группы с тем, чтобы иметь возможность учитывать те или иные особенности детей, разную скорость выполнения заданий. И главное – не дать почувствовать ребенку, которому сложнее, чем остальным, что он неудачник. Прежде всего, ребенку надо помочь: не оставлять его один на один со сложным заданием, а подсказать, подтолкнуть, приободрить, дать поверить в собственные силы. Не думаю, что, отчитав ребенка за его промахи, воспитатель, учитель, родитель разрешит возникшую проблему. Ребенок куда скорее справится с трудностями, если его утешить и спокойно объяснить, как их преодолеть.

Я знаю, что у Вас двое детей, поэтому хочется узнать Ваше – именно материнское – мнение, как подготовить ребенка к будущим школьным неудачам, с которыми он непременно столкнется? Как относиться к оценкам?

Да, у меня две дочери – шести и восьми лет. И я уже успела почувствовать тот момент, когда ребенок, достигнув школьного возраста, выходит за пределы сугубо семейного, домашнего воспитания и неминуемо сталкивается с законами коллективной жизни. Рано или поздно дети попадают в ситуацию, где они не всегда успешны. Хочется нам этого или нет, но в школе непременно присутствует момент соревновательности и довольно жесткие законы жизни в коллективе. Дети невольно начинают сравнивать себя со своими сверстниками, оглядываться на других, заимствовать их поведение. На этом фоне ребенок может болезненно воспринимать неудачу или то, что ему таковой представляется: от плохой оценки до сложностей общения.

Что касается оценок, то я отношусь к ним спокойно. Оценка зависит от ряда обстоятельств и не всегда свидетельствует о недолжном отношении к учебе: причин для плохой оценки может быть множество – будь то усталость, плохое настроение ребенка или даже характер учителя. Важна не оценка, а правильное понимание своих задач. Но если ребенка огорчают оценки, то это хороший знак: он не только должен понимать определенные правила игры и стараться им соответствовать, но и ощущать свою ответственность. Осознавать, что школа существует для него, и здесь у него конкретные цели – получать знания, научиться работать, умственно развиваться. И если возникают какие-то сложности, то задача взрослых – мягко и по-дружески помочь с ними справиться. Неудачи, помноженные на родительский и учительский гнев, для ребенка могут обернуться настоящей катастрофой, когда у него вообще пропадет всякое желание трудиться и преодолевать испытания. Прежде всего, родители должны проявить участие и мудрость: предложить ребенку вместе обсудить проблему и найти выход. Только так можно вернуть ребенку веру в себя. Очень важно помнить, что существует тонкая грань между пониманием своих ошибок и ощущением бессилия: ребенок должен осознавать, что где-то он не справился, но при этом ему необходимо сохранять веру в свои силы. Ребенку важно знать, что приложив усилия, он преодолеет те испытания, с которыми он столкнулся.

Вы упомянули о моменте соревновательности, который непременно присутствует в школе. Уже сама система оценок подразумевает некоторое соперничество: результат труда имеет свой конкретный эквивалент по шкале «лучше-хуже». Как Вам кажется, соревновательность – это правильный стимул к работе?

Действительно, у многих детей очень развит момент соревновательности, другие же относятся к нему равнодушно. Одним необходимо всегда быть первыми, другие предпочитают тихонько отсидеться в углу и быть незаметными. Прежде всего, необходимо разобраться, почему это происходит. Излишняя самоуверенность так же мешает жизни, как и неуверенность в собственных силах. Чаще всего это идет от семьи: каким-то детям постоянно дают понять, что они лучшие, рождая самовлюбленность и высокомерие; иные родители, наоборот, все время критикуют ребенка, акцентируют его неудачи, что влечет за собой замкнутость и внутреннюю растерянность ребенка. И та, и другая установка – крайности, которых нужно остерегаться: обе губительны для ребенка. Важно не забывать, что мы воспитываем в ребенке, прежде всего, человеческие качества, а не только рвение к учебе и способность заработать высокие баллы. Оценки не должны быть самоцелью, и если найти правильное равновесие между отношением к труду и восприятием оценок, то и проблема соперничества отойдет на второй план: ребенок поймет, что не это главное. Мудрые родители будут искать ту золотую середину, при которой дети будут учиться с интересом и правильным ощущением своих задач.   Даже детей, которым не легко дается учеба, необходимо хвалить: поощрять ребенка за любые усилия, которые он приложил. Тогда он не будет чувствовать своей ущербности рядом с детьми, которые более успешны. Необходимо объяснить ребенку, что каждый человек хорош по-своему, у каждого свои таланты и обязательно найдется та территория, на которой его способности раскроются во всей полноте. Такое понимание убережет детей как от высокомерия – потому что научит уважать и ценить других, – так и от чувства неполноценности – поскольку поможет поверить в себя.

В каких случаях можно и нужно ругать ребенка?

Очень хотелось бы найти ответ на этот вопрос. Его я задаю себе постоянно. В любом случае, со стороны недовольных взрослых это негатив, который выплескивается на ребенка, и крайне редки те ситуации, когда он может быть созидательным. Почему мы вообще ругаем детей? Наверное, потому, что они не оправдывают каких-то наших ожиданий. И здесь стоит задать себе другой вопрос: правильно ли ждать от детей осуществления наших собственных замыслов, наших амбиций? Необходимо задуматься, действительно ли та или иная задача необходима для внутреннего развития ребенка, или же это наши неосуществленные мечты и желания?

Конечно, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда ребенок перестает слушаться, плохо себя ведет, не выполняет то, что от него требуют, откровенно хулиганит. На уроках я стараюсь обратиться к нему по-доброму, например, со словами: посмотри, все дети работают, идет урок, включись, пожалуйста! Чаще всего такое спокойное обращение действует гораздо лучше, чем крик или наказание. Разумеется, и я иногда срываюсь и начинаю ругаться, но не считаю, что разговор на повышенных тонах – это выход из положения. В таких случаях я всегда перед детьми извиняюсь. Я считаю это правильным и важным – уметь извиниться перед ребенком, если ты невольно подчинился эмоциям и вышел из себя. Все мы живые люди, и нет ничего страшного в том, если взрослый, не боясь подорвать свой авторитет, по-человечески попросит прощения за то, что не сдержался. От этого взрослый не только не потеряет доверия и уважения со стороны ребенка, а, наоборот, приобретет. Кроме того, такая ситуация подтолкнет к искреннему и откровенному разговору на равных, когда с ребенком можно подробно обсудить и разобрать проблему, из-за которой так накалилась обстановка. Открытость со стороны взрослого, способного признать свои ошибки, обязательно повлечет за собой открытость и искренность ребенка – тот самый разговор по душам, к которому мы все так стремимся.

Мы не случайно называем период учебы «школой жизни». Действительно, школа – определенная модель будущей жизни, где не всегда приходится делать то, что нам по душе. Известно, что неудачи в школе могут привести к настоящим потрясениям, стрессам, психологическим травмам. Каким образом можно, с одной стороны, уберечь ребенка от столь болезненного восприятия неудач, а с другой – дать почувствовать ему, что эти трудности нужны как необходимый опыт и закалка для будущей жизни?

Действительно, школьная система ребенку в какой-то степени навязывается. Не бывает так, чтобы ребенок в один прекрасный день сам радостно решил учиться, с удовольствием делал уроки и упоенно изучал все без исключения дисциплины. Понятно, что интересы и наклонности ребенка не могут охватить все предметы, и что-то ему придется делать поневоле. Приходит день, когда взрослые сообщают ребенку, что теперь он стал большим и настал момент, когда он должен следовать определенным правилам и задачам, выбранным и придуманным вовсе не им самим, а другими людьми. А дальше все зависит от конкретной школы, учителей и родителей. Существуют школы, где учителя работают в непосредственном контакте с родителями, подходят к ребенку индивидуально, стараясь затронуть те внутренние струнки, которые можно найти в каждом. Такой подход позволяет раскрыть те индивидуальные способности ребенка, которыми он обладает, дать понять ему, в чем ценность его таланта. Неудачи неизбежны, но от переживаний, стрессов и потрясений можно ребенка уберечь, если помочь ему найти и раскрыть в себе те богатства, которыми  он награжден.

Бесталанных детей не бывает. Каждый ребенок хранит в себе то неповторимое, благодаря чему он может быть уникален, интересен, талантлив. И важно объяснить ему, что этим даром он может поделиться. А для этого необходимо взращивать свой талант, преумножать, трудиться. Если возникнет подлинный интерес к тем занятиям, к которым ребенок предрасположен, то и многих неудач можно будет избежать.

Возвращаясь к вопросу взрослых амбиций, хочется подчеркнуть, что у нас часто получается так, что детей отдают в многочисленные секции и школы не потому, что ребенку нравится этим заниматься, а скорее для удовлетворения собственных желаний. И если они не совпадают с внутренним настроем ребенка, если он сам не понимает, зачем это нужно, то такая учеба «из-под палки» становится прямым путем к детским неудачам, стрессам и потрясениям.

Я не верю в понятие «неуспешный ребенок». Скорее, взрослые, подходя к нему со своими готовыми мерками, награждают его этим ярлыком. Гораздо важнее и ценнее, чтобы ребенок ощущал себя таким, какой он есть. Конечно, существуют требования, которым он должен соответствовать, есть ряд навыков, которые он должен освоить. Но помимо этого, повторяю, в каждом есть то неповторимое, что отличает его от остальных. Ребенок должен знать о своих талантах и верить в себя – именно благодаря этому человек и складывается как личность. А из неудач тоже можно извлечь свой положительный опыт. И обиды, и разочарования, и проблемы необходимы для того, чтобы научиться жить.

   



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру