Сказка о двух волшебных палочках

Японская сказка

Основу блока духовно-нравственного воспитания  в нашей хрестоматии  составляют сказки и истории, то есть то, что дает возможность в увлекательной форме, без скучных нравоучений пройти с героем сказки путь его нравственных исканий.

В чем притягательность сказки? Иногда говорят: « Нельзя читать сказки православным детям, они уводят от реальности». Такое мнение прозвучало из уст одного священника на встрече с учителями. Позвольте не согласится! Как был бы беднее мир без народных сказок, в том числе и русских, авторских – Пушкина, Аксакова, Андерсена, Сельмы Лагерлёф и других. Сколько в них многовековой мудрости, любви, доброты; сколько веры в то, что добро победит зло; надежды, что кротость, смирение, терпение, любовь будут вознаграждены. А какие уроки преданности, верности, жертвенности, стремления к свету, к горнему миру они преподносят.

«Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок».

Если зададим вопрос «Чему же учит нас сказка?» и попытаемся дать ответ, то в списке будут все добродетели во главе с верой, надеждой и любовью. А за внешним увлекательным, казалось бы, нереальным сюжетом – цепь реальных проблем и реальное же решение, выход из трудных ситуаций.

Если детская душа осознает, что Русалочка готова была отдать все за один день человеческой жизни - начнет больше ценить свою жизнь.

Если будет сопереживать маленькой Герде и думать: «А я, я мог бы так – все оставить, не струсить, все преодолеть ради спасения другого?» А в конце сказки, где, после молитвы на помощь Герде приходят ангелы, поймет, что только с помощью Божьей ей удалось пройти все испытания.

Если поймет, что трусость, жадность, обман, гордыня, злость, предательство не могут быть опорой в этой жизни – не захочет культивировать эти качества в себе: появиться желание быть чуть-чуть лучше, послушней, искренней, сострадательней, милосердней; сопереживать чужим бедам, бережнее относиться ко всему живому, да и к вещам тоже.

Если появиться понимание ответственности за свою жизнь, за всех кто рядом и кто далеко – за весь мир, то обретет внутренний стержень, опору на всю жизнь.
 
В беседах по духовно- нравственному воспитанию используются не только эти, но и многие другие сказки: Андерсена, Пушкина, Киплинга, других писателей. Кроме сказок, читаем рассказы для детей, отрывки из произведений Чехова, Достоевского, басни Крылова, «Жития святых» в изложениях для детей.

Японская сказка


Жили-были в Японии два мальчика – Теске и Рискити. Вот послал их однажды отец на берег моря набрать птичьих яиц для обеда. Ходили они ходили, ничего не нашли и заблудились. Вышли они наконец на равнину, по которой текла речка, а через речку вел мост на высоких столбах.

Мостик был узенький-узенький, привязанный на канатах, и без перил, и качался он от ветра, а река внизу шумела и пенилась. Только подошли они к мостику, как видят – на берегу стоит бедно одетая старая-престарая бабушка, опираясь на палку; смотрит она на речку и не решается перейти. «Давай переведем ее!» - предложил Теске. Мальчики вежливо поздоровались с бабушкой и сказали ей: «Хотите, мы вам поможем? Теске пойдет впереди, а вы идите за ним и крепко держитесь за его пояс, а сзади пойдет Рискити».

Старушка обрадовалась, стала их благодарить и когда они оказались, наконец, на другой стороне, старушка сказала: «Спасибо вам, мои милые! Мне очень много лет, я скоро умру, мне больше не нужно мое сокровище и я отдам его вам». С этими словами достает она маленький мешочек, а из него две палочки – деревянную и золотую. «Если тот, кому я подарю золотую палочку, приложит ее к чему угодно и скажет: «Палочка-палочка, будь всегда со мной, и пусть эта вещь станет золотой!» - то сейчас же эта вещь обратится в чистое золото».
- Я хочу золотую палочку! – закричал Рискити.

- А деревянная палочка, - продолжала волшебница, позволяет видеть то, что никто не видит, и слышать то, что никто не слышит. Если тот, кому я ее подарю, приложит эту палочку к глазам и скажет: «Палочка-палочка, открой мне глаза», - или к ушам и скажет: «Палочка-палочка, открой мне уши», - то перед ним встанут из земли невиданные цветы, и на них в лунном свете будут танцевать феи, и птицы будут петь. и начнется музыка, какой еще на никогда не было на свете. А если он приложит палочку к своему сердцу и скажет: «Палочка-палочка, открой мое сердце», - то он поймет то, что раньше не понимал.

- А я все таки хочу золотую, – повторял Рискити, а Теске был согласен на деревянную. Им очень хотелось поскорей попробовать, как действуют палочки, и как только они вступили в лес и сели отдохнуть, Теске приложил свою палочку к уху и произнес: «Палочка-палочка, открой мне уши!» И вдруг журчанье ручья превратилось в песню, которую запели чистые звонкие голоса, в такую прекрасную песню, что Теске слушал и не мог наслушаться. «Ах, Рискити, - воскликнул он, - ты только послушай, до чего хорошо!» - и протянул ему деревянную палочку. Но Рискити ничего не слышал ни с палочкой Теске, ни без нее. Зато он поскорей вытащил свою собственную палочку, приложил ее к первому попавшемуся пню и сказал, как научила его старушка: «Палочка-палочка, не покинь меня! Сделай кусок золота из этого пня!» И хотя он немножко перепутал слова, они все равно оказались волшебными. Пень в ту же минуту обратился в золотой.

С того дня началась новая жизнь Рискити и Теске. Когда они совсем выросли, Рискити уже был страшно богат. Все у него было золотое. Дом золотой, лавки золотые, посуда золотая, даже совок для сора и тот был золотой. Все у него было, только радости не было. То он боялся, что у него отнимут золотую палочку, то он скучал, потому что ему совсем нечего было делать. Зачем ему надо было работать? Никто его не любил. Иногда он дарил другим свое золото, но никто за это не чувствовал к нему благодарности, все говорили: «Ведь золота у него сколько угодно, что ему стоит дарить! Это не то, что делиться своим последним хлебом!» К Рискити приходили только те люди, которые любили золото; Рискити по ним судил о всех других и потому стал думать, что все люди жадные, неблагодарные и злые.

А у Теске, наоборот, ничего не было, кроме деревянной палочки. Он все время прикладывал ее к глазам, сердцу и ему ничего не хотелось, кроме как слушать таинственную музыку, видеть все новую и новую красоту и понимать душой, что хорошо и что плохо. И он был счастлив, счастливей всех на свете. Его огорчало только то, что другие люди не могли, взяв его палочку, видеть, слышать и понимать то, что было открыто ему.

И тогда Теске решил стать художникам, чтобы показать красоту тем людям, которые ее не знают. Он старался делиться с людьми тем, что находил в своем сердце, когда оно открывалось. И все любили Теске.

Когда Теске умер, палочка его потерялась, но говорят, что ее может найти всякий, кто очень захочет и будет искать.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру