Компьютер как польза для современного человека

Круглый стол

Участники круглого стола: Савельева Фарида Нутфулловна, редактор портала "Слово", к.т.н., Плотников Андрей Георгиевич, к. физ-мат. н. - специалист IT-технологий, Сминов Иван Алексеевич, к.биол.н., учитель.

Савельева: Думаю, все согласятся со мной: в настоящее время компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Компьютер сегодня доступен каждому, а интернет становится привычным средством связи, и это не зависит от нашего желания - это диктует сама жизнь. Дети сегодня проводят у компьютера все больше времени. Отношение взрослых к этому разное: кто-то предпочитает полный запрет, а кто-то позволяет своему ребенку пользоваться им бесконтрольно. Можно ли найти золотую середину, как помочь ребенку научиться получать от компьютера пользу? Для того, чтобы ответить на эти важные вопросы, как мне кажется, прежде всего родителям самим понять практическую пользу компьютера.

Плотников: Прежде всего, хочу сказать, что благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям и возможностям современный персональный компьютер является уникальным техническим средством. Предлагаю рассмотреть его беспристрастно. Согласитесь, тогда компьютер окажется таким же инструментом или механизмом как нож или циркулярная пила: при правильном и осторожном использовании несет благо, при небрежном использовании несет зло.

Савельева: Какие же особенности персонального компьютера так выгодно отличают его от прежде известных технических средств?

Смирнов: Если в целом говорить о возможностях компьютера, то надо сказать, что появление компьютера прежде всего изменило скорость и формы распространения информации, оно изменило состояние, например, печатного дела: многим из молодого поколения, работающим в сегодняшних типографиях сложно представить даже, что такое набор текстов, и какой это был огромный труд раньше. Благодаря компьютеру скорость подготовки к печати любых материалов значительно увеличилась и упростилась.

Плотников: Конечно, ведь теперькомпьютер заменил печатную машинку, он предоставил пользователю прекрасную систему контроля правописания, верстки и автоматического переводчика. Кроме того, компьютер сегодня сочетает в себе функции телефона, книги, библиотеки, газеты, печатной машинки, почты, учителя, игрушки и много другого.

Хочу упомянуть и о том, что он позволяет вести бухгалтерский учет, управлять поездами, самолетами и кораблями. Через интернет при помощи компьютера можно делать покупки, оплачивать свои расходы, переводить деньги. Нет сомнений, что через десятилетие в одном популярном устройстве будут объединены компьютер, телефон, телевизор. Это устройство станет чуть ли не единственным окном в мир: для американцев уже сейчас: чего нет в Google, того не существует в природе.

Смирнов: Добавлю к этому списку, что сегодняшняя фотография в основном перешла на «цифру» за исключением отдельных фотохудожников. Компьютер позволяет повысить качество снимков и скорость их распространения: от момента получения фотографии с места событий до момента появления ее в печати может пройти всего несколько минут!

Савельева: Мы видим, что компьютеры внедряются во все сферы деятельности человека, а где сегодня они ещё не используются – наверняка уже завтра мы не сможем представить себе, как обходились без них. Помните, совсем недавно, каких-то 3-5 лет назад: разве мы думали, что сотовый телефон будет иметь почти каждый - включая малых детей и стариков. Прогресс неумолим, сегодня скоростной интернет имеет каждый, кто пожелает. Какие же преимущества мы можем получить, если овладеем компьютером на уровне уверенного пользователя?

Плотников: Внедрение компьютеров, программ, систем управления в современных предприятиях позволяет выполнять работу с более высоким качеством и быстрее, а их владельцам видеть в реальном времени, что происходит в компании. К примеру, при внедрении системы управления взаимоотношениями с клиентами CRMв одной системе учитываются все звонки клиентов и клиентам. Сохраняется вся история взаимоотношений: можно планировать и контролировать акции по обзвону клиентов. До внедрения системы CRM многие клиенты и их проблемы оказывались просто забытыми.

Или например, внедрение системы управления складом WMS приводит к появлению дополнительных операций – запроса у системы места для размещения товара, а так же требует сообщения о выполнении тех или иных операций. Рост количества операций компенсируется тем, что товар не пропадает на складе, складские площади можно использовать более эффективно, а главное, увеличивается точность подбора и отгрузки товаров.

Огромные ресурсы сейчас тратятся на разработку Web приложений. Обычно создается большое количество сайтов и сервисов, содержащих полезную или развлекательную информацию. А трафик на сайты (поток посетителей) используется для того, что бы продать или разрекламировать товар или услугу. При этом интересно, что в среде крупных игроков на этом сегменте рынка считается плохим тоном использование для привлечения трафика порнографии и других грязных соблазнов. Обычно эксплуатируется любопытство посетителей.

Савельева: Оказывается, довольно часто люди просто не понимают, какие выгоды они получают, умея работать на компьютере: не просто включая его и набирая тексты, но работая со специальными компьютерными программами...

Плотников: Пожалуй, стоит добавить еще несколько слов об Интернете. Его появление дало толчок развитию новых технологий и изменению мира. Сегодня интернет развивается по такой же схеме, как и его предшественники - телеграф и радио. Однако в отличие от них, он объединил в себе их достоинства - стал не только полезным для связи между людьми, но и общедоступным средством для получения информации. К тому же надо добавить, что и возможности телевидения стали используются в интернете уже в полной мере.

На первый взгляд, интернет более свободная информационная среда, чем телевидение и радио. Поисковые системы в интернете выбирают новости автоматически, как бы не предвзято. Но нам необходимо понимать, что алгоритмы выбора новостей настраиваются вручную, поэтому в результате -почти все поступающие новости, в том числе и из блогов, созданы крупными информационными агентствами. А информационные агентства в большинстве своем находятся в руках одних сил, кроме России и Китая – в этих двух странах в поисковых системах большую роль играют национальные компании. Поэтому, если мы откроем новости в Google, то получим выборку новостей о России гораздо более враждебную к России, чем выборку от новостей от Yandex. К сожалению, контроль за производством компьютеров, программ и контента находится в руках антихристиански настроенных сил. Соответственно, мощный технический помощник, часто выступает как орудие враждебных сил.

Савельева: Согласна с Вами, Андрей: компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится. Нельзя не согласиться и с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, правда, даже о самых внешне безобидных детских игрушках. Почему же именно компьютер вызывает такой накал страстей?

Плотников: Своеобразие ситуации в том, что в то время как для взрослых – компьютер – это относительно новое явление, для многих детей он – обычная вещь, предмет быта, такой же, как телефон или холодильник. И хотят этого взрослые или не хотят, но дети будут интересоваться компьютером, поскольку это отвечает важной человеческой потребности – соответствовать технологическому уровню своей эпохи. И здесь самое важное – какова вообще жизнь ребенка в реальности. Многие со мной согласятся, что далеко не для всех детей и подростков компьютер, Интернет служат способам ухода от реального общения. “Компьютерная зависимость” возникает, как правило, у тех детей (и, кстати, взрослых тоже), которые не уверены в себе, испытывают трудности в реальной жизни, не могут наладить нормального общения с другими людьми. Такие люди убегают в мир фантазий (и компьютер – лишь одна из многих возможностей такого бегства) или максимально сужают свою жизнь.

Савельева: Как же сделать так, чтобы компьютер не стал для наших детей просто развлечением?

Смирнов: Мне думается, что все-таки дети не смогут сразу воспринять компьютер только как техническое средство. По моему, знакомство с компьютером должно быть для ребенка с одной стороны занятием увлекательным, а с другой стороны - познавательным. Есть, например, программы, которые позволяют очень много интересного рассказать про географию, или биологию. Благодаря программе «Планета Земля. Google", где вся Земля представлена в виде снимков из космоса, очень легко рассказывать о том, что такое карта: можно, например, увидеть свой дом из космоса. Это лучше сделать с ребенком в игровой форме: как будто он вместе с космонавтом улетает в космос. Мы можем как в иллюминаторе увидеть вращающуюся Землю, разные континенты на ней. Можно найти в интернете много интересных коротких роликов про то, как взлетают ракеты, про то, как это выглядит со стороны, или со стороны космонавта. Так что родители могут организовать увлекательное занятие для ребенка, которое станет еще и обучающим. Моего пятилетнего сына сейчас, например, занимает космическая тема, поэтому мы с ним строим из обычного конструктора ракеты, иногда домашний диван превращается в ракету, путешествуем на разные планеты, учим их названия, смотрим короткие фильмы про планеты. Можно путешествовать по разным уголкам нашей Земли. Эти занятия короткие, но довольно регулярные.

Впоследствии ребенок сможет такие «путешествия» совершать самостоятельно: по разным маршрутам, например, из дома на Черное море. Таким образом ребенок по-тихоньку научится управлять компьютером: водить «мышкой», вводить данные и т.п.

Плотников: Вспомним также, чтокомпьютер – это прекрасная печатная машинка, и в связи с этим рекомендую обучить ваших детей в первых классах слепому десятипальцевому методу печати на клавиатуре. Это позволит им в будущем экономить время и меньше уставать от работы за компьютером. Правда, я думаю, что примерно через полтора десятилетия печатать на клавиатуре понадобится в редких случаях: к тому времени значительно продвинутся технологии голосового управления компьютером.

Очень желателен для работы за компьютером экран побольше и кресло, близкое к ортопедическому. Кроме того, надо выработать у себя и у своих детей привычку делать перерывы каждые пол-часа при работе за компьютером: только так можно сохранить нервное здоровье и нормальное зрение. Перед сном за несколько часов надо прекратить серьезную работу за компьютером или использовать компьютер только для просмотра видео. Один из способов уменьшить время, проводимое ребенком за компьютером – иметь дома один компьютер на несколько человек.

Советую использовать компьютер для подготовки уроков: тут вам и всемирная библиотека, и справочная, и словарь. Но главное, что бы компьютер не заслонил общение ребенка и родителя. Последнему нужно приложить много душевных сил и своего времени для помощи ребенку в работе с компьютером и контроля над их взаимодействием.

Смирнов: Безусловно, между компьютером и ребенком должен стоять родитель - ребенка нельзя оставлять один на один с компьютером. Именно родители должны задавать направление интересов ребенка, в том числе и в плане использования компьютера.

Савельева: Словом, хотим мы этого или не хотим, компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта и наверное, пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом - дело безуспешное. Из нашего разговора по-моему очевиден такой вывод: все хорошо в меру, и каждый человек должен знать, что для него вредно и губительно, а что идет на пользу. Взрослым же необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на воспитание у ребенка правильного отношения к компьютеру, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру