Педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания ребенка в семье

Одна из самых наболевших проблем, стоящих ныне перед российским обществом,- крайне низкий нравственный уровень семейной жизни. В школу ребенок приходит из семьи, учится с семьей и возвращается в семью.

Поэтому более перспективным является направление совместного прохождения материала по курсу ОПК педагогами, учениками и родителями. Такая форма подачи материала работает на опережение. Конфликтные ситуации становятся редким явлением.

Четко заданные, анализируемые цели обучения показывают методику формирования качеств личности с конкретным набором параметров. « Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» (С.И.Ожогов «Словарь русского языка»)

Идеологические «корабли», на которых находилось старшее поколение, под флагами белыми, чёрными, красными, зелёными - разбиты. В житейском море видны их уцелевшие останки. Нашим детям и внукам ничего не остаётся, как хвастаться этими подручными средствами. Кто какой осколок найдёт, тот тем и пользуется. Всю жизнь бултыхаться в нравственной дезинформации без опоры не может никто. Он тонет, выбиваясь из сил.

Почему же мы удивляемся, что наши дети переменчивы в зависимости от обстоятельств? Непредсказуемы, жестоки, неисполнительны, менее трудолюбивы, скрытны и неоправданно лживы.

Четкие духовно-нравственные ориентиры должны быть и сиять, как маяк, предупреждающий об опасности и показывать спасательный путь. Форма подачи материала проста. Педагоги изучают основы нравственного воспитания на основах православия на педсоветах, семинарах, заседаниях метод/объединений.

Учащиеся - на уроках, классных часах и в процессе воспитательной работы. Родители знакомятся с содержанием образования в этом направлении на родительских собраниях, открытых классных часах и школьных мероприятиях.

Вот несколько понятий, которые необходимо осознать и понять, чтобы возродить идеалы христианской семьи, на которых должны строиться взаимоотношения супругов и воспитание детей.

Возможность жить

В молитве о спасении России есть слова: «… Подаждь же мир и тишину, любовь и укрепление, и скорое, примирение людям Твоим, ихже честной Твоей кровию искупил еси…»

Чтобы понимать смысл этой фразы, нужно знать значение слов «мир» и «любовь».

Тема «Мир» оказалась сложной для всех . Понятие «мир» и почему он так важен для человека – усваивается на протяжении нескольких лет. Дети легко запоминают, что мир бывает материальный, вещественный, духовный и заключенный, т.е. зафиксированный на бумаге или в устном договоре.

Трудность возникает в самом определении понятия «МИР». Приходится идти от обратного. Нарушение баланса материального мира, отравление земли и воды ведёт к гибели всего живого. Отсутствие духовного мира способствует разрушению личностных качеств, и ощущение одиночества, ненужности становится доминантным, как следствие, суицид, при внешнем благополучии.

Нарушение мирных договоров – это начало военных действий с непредсказуемыми последствиями. Масштаб значения не имеет. Он может быть семейный, с соседями, с властями, внутри государства и меду народами.

Итог: нарушение мира – это невозможность существования. Следовательно: мир - это возможность жить.  Всё сразу становиться на свои места.

Мир надо учиться беречь и защищать. Этому нигде не учат. Почему мы так легко теряем мирные отношения? Стремясь быть победителем, мы теряем самое главное – возможность жить, т.е. мир. Проиграв, бежим из семьи, коллектива, страны. В другом месте всё повторяется! Если не сформировано понятие о мире в самом человеке, то нет навыка беречь и защищать его. Поэтому современный человек так агрессивен и жесток в своём большинстве.

Рождение – это появление кого-либо или чего-либо на свет. На свет Божий! Значит, и жить мы должны по законам Его Света. Все законы Господь нам дал.

«…Мир у любящих закон Твой…» (Пс.118, 165)

«..Так говорит Господь, Искупитель твой: о, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река…» (Ис. 48,17,18)

«..Мир всякому делающему добро!..» (Рим 9,10)

«.. помышления духовныя суть жизнь и мир..» (Рим 6,8)

«..Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает. Я даю вам…» (Иоанн 14, 27)

Законы семейных отношений заложены в притче «О блудном сыне». Младший сын потребовал свою часть имения. У кого? У отца. Он её заработал? Нет. Он потребовал часть результата от труда своего родителя. Он сказал: «Дай мне!» Это его? Нет. Значит, и требовать не имеет права. У родителей можно только просить. Это первый нравственный закон отношений детей к родителям, заключённый в этой притче. А дальше он расточил имение, живя «распутно». Что включает в себя это понятие? Он встречался с друзьями. Разве этого делать нельзя? Можно. Он ел дорогие яства и пил дорогие вина. Разве этого делать нельзя? Можно. Но при этом обязательно нужно работать на свой род. Если человек работает на разорение своего рода – это и есть разгульная и распутная жизнь, за что на вершине славы Господь карает тем, что человек теряет образ Божий и ест со свиньями. Всех, кто теряет образ Божий, сравнивают с животными: злой, как собака; грязный, как свинья; ехидный, как змея… Ехидна – это и есть змея из семейства аспидов. При рождении дети прогрызают утробу матери и выкатываются, расползаясь в разные стороны, а мать погибает. Если человек не работает на свой род, он будет работать на чужих (заключённые в тюрьме). По Своей великой милости Господь снимает затмение разума в человеке, и он осознаёт своё падение. «Встану, пойду к отцу моему и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих», - увидел реальное положение происходящих с ним вещей блудный сын и покаялся, т.е. признал свою вину. Здесь раскрыта сущность покаяния – признать себя виновным и не искать оправдания. Ведь теряет образ Божий сам человек, а вот вернуть его может только Отец Небесный –Бог! В притче и показан путь восстановления образа Божьего: покаялся, стоя на коленях, и ничего уже не требуя, а только прося работы за кусок хлеба. Бог рад каждому кто хочет стать Его чадом, и надевает ему на руку перстень (символ власти) и обувь на ноги (только люди ходят в ней). Здесь заложена такая мысль, актуальная и для нашего времени: пьяницам, наркоманам, гневным людям, ворам, завистникам, клеветникам, невозможно избавиться от своих пороков без помощи Божией. Вот почему эти душевные болезни и являются неизлечимыми.

Все нравственные законы, данные нам Богом и рассмотренные в притче, действуют, независимо от того, знаем мы их или нет. Они – законы в этом свете, выполняя, которые человек остается собой, т.е. без Бога у человека нет сил справиться со злом. Научится просит прощение легче, чем научится прощать без укорения. Отец всеми силами стремится сохранить мир!!!

Понятие «любовь» в настоящее время претерпевает такую смысловую деформацию, что первоначальное значение этой наивысшей Божией добродетели знают далеко не все.

Методика возвращения первоначального значения любви проста и быстро усваивается всеми. Как правило, это происходит на родительских собраниях и открытых классных часах.

Любовь включает в себя конкретные дела.  Читаем  выдержку из первого послания к коринфлинам св. апостола Павла (Гл.13, ст. 4-8).

Любовь: 1. Долго терпит 2. Милосердствует  3. Не завидует 4. Не превозносится  5. Не гордится 6. Не бесчинствует  7. Не ищет своего

8. Не раздражается 9. Не мыслит зла 10. Не радуется неправде, а сорадуется истине 11. Всё покрывает 12. Всего надеется 13. Всё переносит 14. Любовь никогда не перестает, а сорадуется истине

Из 14 составляющих компонентов любви, восемь звучат как ограничения.

Задаются вопросы: 1. Кого я ограничиваю? (Себя)

2. На кого распространяются ограничения? (На того, кого я поставлю рядом с собой в жизни.)

3. Если я завидую (как ему или ей повезло со мной), горжусь, превозношусь, бесчинствую, ищу своего, раздражаюсь, мыслю злое, радуюсь неправде, клевете на ближнего, что происходит с любовью? (Она исчезает, уходит.)

Человек, не имеющей качеств, составляющих наивысшую добродетель, не способен любить.

Влюблённость - это поиск того, кого хочется поставить рядом со своим «я» во взрослой жизни.

В детстве с каждым стоят рядом папа, мама, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Нужно научить своё сердце в раннем возрасте терпению, милосердию, победить зависть, научиться уважать других, считать свои недостатки, а не чужие, выполнять обязанности по своему чину, быть бескорыстным, жалеть, беречь, доверять. Тогда, возможно, и одарит Господь наивысшей из добродетелей – любовью. Такой человек умеет любить своё (родителей, жену – мужа, детей и внуков).

Страсть не умеет терпеть, не милосердствует, завидует, превозносится, гордится, бесчинствует, ищет своего, раздражается, мыслит злое, радуется неправде, хвастается своими достижениями, при трудностях скрывается, быстро проходит.

При этом объяснении таблички убираются и «я» остаётся без обрамления.

Страсть оставляет человека одного страдать без поддержки и понимания.

Пословица «Стерпится, слюбится» родилась не на пустом месте.

Современный рассказ «Я часть рода» созвучен данной теме и положительно воспринимается слушателями.

Я часть рода ( Рассказ)

Ночь. Темно. В тишине лежу под теплым одеялом. Уютно. Каждая клеточка моего тела спит и не хочет просыпаться. Только голова работает так ясно, как на контрольной. Почему я проснулся? Кто меня разбудил? В таком раздвоенном состоянии проходит несколько секунд. Очень тихий, но ясный шепот разогнал всю мою безмятежность.

- Не уходи! Я умоляю тебя! Не бросай честь семьи на помойку! Не сироти мальчиков. Хочешь, я на колени встану перед тобой? - голос мамы был таким слабым, с такой мольбой она произносила эти слова, что мне захотелось плакать.

- Не юродствуй!! Какая честь? Встань!! Я не узнаю тебя! Такая сильная, правильная и на коленях. Встань. Всё решено. Я ухожу. Здесь я плохой. Вечно делаю что-то не так. Детей не воспитываю, денег приношу мало. Плохой муж. Всё решено. Живите без меня, - голос папы был почти весёлый, он как бы играл с мамой.

- Не хочешь работать на своих детей - будешь работать на чужих. Не любишь свой дом – чужой никогда не станет твоим домом, - мама говорит без сил, без напора, в надежде, что папа её услышит.

- Это ты так думаешь. Я хочу быть счастливым. С тобой это невозможно, - папа начал нервничать. Встал с постели.

- На кого ты бросаешь сыновей? Они ведь продолжение твоего рода. Носят твою фамилию, а ты их предаёшь, - мама разрыдалась тихим, полным отчаяния плачем.

- Вечно ты усложняешь. Вспомни, это ты хотела рожать. Я был против! И вообще! Кто их предаёт? Будем видеться, встречаться. Помогать буду по мере возможности, - папа гремел ремнём, надевая брюки.

- Вот. Вот. Это же не семья, когда в ней приходящий отец. Ты же заставишь детей страдать,- мама заплакала в голос.

- Довольно. Я думал, что мы интеллигентные люди. Разойдемся красиво, а ты истерики закатываешь! Ухожу. Больше не могу,- папа включил свет и начал собирать сумку.

Дверь хлопнула, и в квартире стало тихо. «Наверное, в командировку уехал, а мама против. Утром успокою маму, и всё будет в порядке», - решил я про себя и повернулся. Стал засыпать. Последний год папа почти не жил дома, всё по командировкам да по командировкам. Ничего, жили не тужили.

Утро прошло как обычно. Мама разбудила нас своей песенкой: «Светит солнышко с утра, на работу всем пора». Завтракали быстро. Мама повела брата в детский сад. Я побежал в школу.

После уроков всем классом пошли в театр. Спектакль был весёлый. Я хохотал вместе со всеми зрителями и топал ногами. Здорово! Не хватает только мороженого, папы с мамой и братика. А то бы был настоящий праздник. Мы вышли из театра и стояли гурьбой, ожидая автобус.

Вдруг я увидел папу на той стороне улицы. Хотел его окликнуть, но не успел. Крик застрял в горле. Папа шёл весёлый, обнимал красивую девушку, целовал её и подбрасывал какого-то малыша. Он же в командировке? Я побрёл по тротуару за ними. Машины разделяли нас, но это не мешало мне видеть всё, что делает папа. Вспомнил ночь. Так это было на самом деле? На самом деле папа ушёл от нас! Теперь он целует не меня, не брата, не маму. Я шёл и чувствовал, что всё вокруг меняется. Меняюсь и я. Внутри всё остановилось, оцепенело, понеслось вниз. Слёзы текли не из глаз, а внутри меня. Такой боли я никогда не чувствовал. Подбежали мальчишки, потащили в автобус. Учительница ругалась. Отвели меня домой. Я лег на диван и не двигался. Мама обнимала меня, целовала, дала что-то выпить. Стало полегче, и я уснул. Мама сказала потом, что проспал сутки. Всё вдруг стало другим. Не знаю каким, но другим. Внутри меня тоже было всё другое. Я обнимал маму, брата и плакал. Ходил по дому, а слезы текли сами собой. Какое-то незнакомое противное чувство ненужности преследовало меня. Когда приходил папа, я прятался под столом и не хотел, чтобы он дотрагивался до меня. Потом мы с ним ходили в кино, ели мороженое, но праздника не было. Папа говорил, что я капризный ребёнок.

Весной мы поехали к маминым родителям. Дедушка и бабушка жили в небольшом городке, в своём доме. Была у них баня, которую нужно было топить дровами.

Ощущение радости стало возвращаться ко мне. Не умел пилить - дедушка научил меня. Не умел держать топор в руках, а сейчас раскалываю полено пополам и ощущаю свою силу, потому что смог научиться, смог понять, как это делается. Уверенно щипал ножом лучины и разжигал печь в бане. Дедушка хлестал меня веником и приговаривал: «Нашего рода. Наша порода». Я не понимал значение этих слов и спросил: «Дедуля, что такое род?» Дедушка опустил веник, присел на лавку и окатил себя и меня холодной водой из ковша.

- Ну, ты хватил. Разве одним, словом это скажешь,- дедушка запрокинул голову назад и молчал.

Я смотрел на него и удивлялся. Не богатырь, а сильный. Старый, но весёлый. Шаркает ногами, но в себе уверен. Всё знает. Всех предупреждает: здесь можно упасть, здесь обжечься, это опасно, и объясняет почему.

- Настоящий большой вопрос, молодец! Ответ на него не быстрый. Род - это родители, родные, родные родных, которые проходят через всё твою жизнь. Они живут без твоего ведома. Это не друзья, не знакомые, которых можно вычеркнуть из своей жизни. И ты проходишь через их жизнь, и будешь проходить через жизнь твоих детей и внуков. Поступками родных ты гордишься или стыдишься. Даже страдаешь, переживая за неурядицы в их жизни. Путано я сказал? Понял ты что-нибудь? - дедушка прикрыл меня полотенцем.

- Немножко. Почему у нас фамилии разные, если мы одного рода? - я подал дедушке веник.

- Ты носишь фамилию своего отца,- дедушка взял веник и начал потихоньку парить мне ноги.

- Фамилию можно менять?- спросил я тихо.

- Можно, но это когда вырастешь,- он начал меня бить веником по-настоящему и как-то сердито.

Когда мы пили чай в предбаннике, дедушка начал рассказывать мне про своего деда, прадеда, революцию, белых, красных, про войну с фашистами. Я ничего не понимал. Но видел, как глаза его изменились. Из них так и прыгали лучики света прямо на меня. Я впускал их в себя и улыбался.

- Дедушка, а можно я буду носить твою фамилию? Я хочу быть сыном твоего рода, - мне стало свободно дышать, и что-то печальное ушло из груди.

Дедушка резко закрыл лицо руками и ничего не говорил. В нём что-то боролось. Что-то хотело вырваться наружу, но он победил, успокоился и проговорил:

- Можно, но помни, что нельзя заставлять страдать близких рода твоего. Нужно научиться нести радость в дом.

- Что вы здесь сидите? Идите скорее. К нам гости приехали,- бабушка стояла в дверях и вытирала фартуком руки.

Сколько видел бабушку - всегда в фартуке. Фартук у неё и полотенце, и бита для мух, и носовой платок для наших носов. Даже спит бабушка днём в фартуке, накрывая им своё лицо. Почему при такой эксплуатации он всегда остаётся чистым и вкусно пахнет – загадка.

- У нас серьёзный мужской разговор. Кто там ещё?- дедушка крепко взял меня за руку, и мы пошли по тропинке.

На душе было спокойно и ласково. Я поднял голову и увидел папу, который стоял один и нервно курил. Зачем он здесь? К горлу опять подступила тошнота.

- Здравствуй, зятёк!

Дедушка остановился так далеко, что дотянуться до папиной протянутой руки было невозможно.

- Вот, соскучился. Как Вы тут? - голос папин был весёлый, но неуверенный.

- Ты не соскучился. Ты проверяешь прочность фундамента, с которого ушел. Всё у тебя есть. Всё прекрасно, а вот под ногами болото. Захотелось постоять на твёрдой почве, набраться уверенности?- дедушка говорил тихо, даже улыбался, шагая вперёд.

Папа медленно отступал.

- Что ж мне на коленях прощение вымаливать? - папа с вызовом сделал шаг к крыльцу, на котором сидели мама и бабушка.

- А ты встань!- прозвучал мамин голос, такой холодный, чужой, в нём не было жалости.

Брат вбежал в открытую калитку и бросился к отцу. Он подхватил его, прижал к себе, как бы зарываясь в нём лицом. Потихоньку приседал на корточки. У меня сжалось сердце. Я подошёл к ним, обнял и заплакал. Папа встал, тихо сказал:

- Извините, - и пошёл к машине, взяв нас за руки.

Мама метнулась, но дедушка остановил её движением руки.

Приближался праздник. Бабушка весело пекла куличи. Мама с братом красили яйца, а мы с дедушкой подметали во дворе и около дома.

Все вместе ходили в храм. Кричали: «Христос воскрес! Во истину воскрес!» и целовались.

Когда я увидел папину машину, то с силой дёрнул дедушку за пиджак.

- Сегодня великий праздник. Ничего плохого не случится, - спокойно сказал он.

Папа ждал нас во дворе. Ни с кем не здороваясь, он сразу подошел к маме и, глядя ей в глаза, начал говорить без остановки с разной интонацией: «Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!». Обнял маму и прижимал её всё сильнее и сильнее. Мама слушала с лицом, как у куклы, без выражения, не моргая.

- Ты видишь чудо воскрешения семейного счастья? - дедушка обнял бабушку за плечи.

- А мама?- спросил тихо я.

- Она совершает подвиг прощения, - бабушка сильно ткнула пальцем в дедушкин лоб.

- Во истину воскрес,- прошептала мама.

Папа стал целовать её глаза, руки, нос. Мы стояли и улыбались.

Все вошли в дом. Стали рассаживаться за стол. Вдруг воцарилась тишина. Никто не шевелился. Я посмотрел и увидел, что папа сел на дедушкин стул.

- Папа! Это дедушкино место! Здесь сидит защитник и кормилец рода!- закричал я.

Папа смущенно встал и извинился. Все продолжали греметь стульями, разговаривая между собой. Только папа неподвижно стоял и чего - то ждал.

- Ты реши сам, где твоё место за нашим столом,- дедушка обратился к папе так, как обращается диктор к слушателям.

Папа взял стул, поставил его рядом с мамой, сказал почти шутливо:

- Как хорошо, когда точно знаешь своё место в этой жизни,- и склонил голову на мамино плечо.

Дедушка взял красное яичко, направил его в сторону папы и крикнул:

- Христос воскрес!

Папа взял со стола такое же яичко и ответил уверенно и громко:

- Во истину воскрес!

От удара яички треснули, и все рассмеялись.

Мне стало ясно, что за столом сидят три поколения одного рода.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру