Культура поведения за компьютером

Ребенок может быть за компьютером и дома, и в школе, и в клубе, и в детском саду. Мы неслучайно написали слово «работать», а не «играть», так как игра на компьютере – это серьезная нагрузка. Работа детей за компьютером в школе и детском саду строго нормируется. Но сотни тысяч семей имеют компьютер дома, и нередко дети готовы сидеть за компьютером часами. Этот вид деятельности интересен и увлекателен. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать явления, формы, взаимоотношения между объектами, непосредственно участвовать в происходящем на экране.

Все это впечатляет, но еще раз отметим: эта работа за компьютером, даже самая интересная и увлекательная, вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда умеют увидеть взрослые. И не только взрослые. Дети также не замечают усталости. У ребенка порой уже и спина затекла, и в глазах мельтешит, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!». Понятно, это успокаивающе действует и на заботливых родителей, пекущихся о здоровье своего ребенка. Я уже не говорю о родителях, которые просто рады, что их беспокойное чадо так хорошо пристроено.

Это объясняется тем, что утомление при работе на компьютере проявляется совсем иначе, чем при других видах деятельности. Обычно, выполняя работу, не связанную с компьютером, дети по мере утомления становятся вялыми, сонливыми. У них теряется интерес к работе, ослабляется внимание, дети часто отвлекаются, а порой вообще отказываются заниматься.

За компьютером же дети, как правило, чрезвычайно активны и эмоциональны. Дети с удовольствием подолгу сидят за компьютером, хотя объективные методы исследования констатируют у них факт наступившего утомления и даже переутомления (неблагоприятные функциональные изменения в организме, катастрофический рост ошибок и др.).

Таким образом, получается, что объективные и субъективные оценки состояния ребенка не совпадают.

Приведем еще такой пример. Среди различных компьютерных программ (развлекательных, познавательных, обучающих, развивающих) дети часто предпочитают развлекательные игры и утверждают, что они не устают от них.

Вместе с тем оказалось, что интенсивная игра в течение 30 минут не только у дошкольников, но и у младших и средних школьников, вызывала существенные изменения в регуляции сердечно-сосудистой системы и в состоянии зрения. Неслучайно гигиенисты относят компьютерные игры к наиболее напряженным по сравнению с другими видами занятий детей на компьютере и считают их более утомительными, чем решение математических задач.

Больше того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Таким образом, при высокой мотивации к компьютерной игре и ее активирующем воздействии на психику дети (как школьники, так и дошкольники), как правило, не могут объективно оценить свое состояние. Это и является причиной ошибочных выводов взрослого о том, что ребенку за компьютером интересно, и он не утомляется.

В таком случае, если мы не можем опереться ни на ощущение ребенком усталости, ни на обычные признаки проявления утомления, как же можно определить начало наступающего утомления? И как в этой ситуации предотвратить переутомление детей? Ведь не станет человек производить физиологические исследования, чтобы узнать, каково на самом деле состояние ребенка! Тогда как быть?

Вот об этом и пойдет речь. Мы хотим предложить вам достаточно простой и доступный метод определения компьютерного утомления. Это метод наблюдения. Наша задача – помочь вам познать вашего ребенка и показать, как можно узнать, устал ли ваш ребенок, или он может еще позаниматься на компьютере, когда следует прекратить занятия.

Согласитесь, время наступления утомления может быть различным не только у разных детей. Но и у одного и того же ребенка в разных случаях, в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки. Но, вооружившись некоторыми приемами, о которых скажем ниже, вы сможете, наблюдая за ребенком, подмечать изменение его состояния в любой момент его занятий.

Почему придается такое значение внешним проявлениям утомления, связанного с работой на ПЭВМ?

Прежде всего, потому, что уже по внешним признакам (о которых мы скажем ниже) можно определять состояние ребенка. Во-вторых, можно осуществлять контроль за его состоянием становится чрезвычайно доступным для любого заинтересованного наблюдателя, будь то воспитатель, преподаватель или кто-то из родителей. В-третьих, как мы отмечали ранее, необходимость такого приема вызвана тем, что утомление при работе на компьютере происходит иначе, чем при других видах деятельности, и мы не можем на обычные подходы в оценке работоспособности и интенсивности нагрузки. В-четвертых, неадекватность субъективной и объективной оценок состояния ребенка, и в-пятых, индивидуальный характер проявления утомления.

И, наконец, ориентация на внешние признаки утомления нам кажется целесообразной потому, что компьютерные технологии все время обновляются, входят в нашу жизнь новые марки компьютеров. Процесс же оценки влияния их на организм работающих не может быть мгновенным. Он требует длительного времени. Неблагоприятные изменения в организме накапливаются постепенно, и, кроме того, последствия могут быть отдаленными.

Распознавание состояния человека по внешним признакам явление не новое, а даже древнее. Еще во времена Аристотеля и Гиппократа для целей врачебной диагностики и для психологического распознавания люди пользовались такой наукой как физиогномика.

Физиогномика обнимает собою всю внешность человека, то есть лицо, фигуру, положение рук, движение и положение глаз, окраску лица и, наконец, деятельность желез, от которых зависит выделение слез, слюны, желчи и пр. Наибольшее значение придается изменениям в лице, а также движениям рук и пальцев, которые часто происходят невольно или инстинктивно. Например, сильные ощущения в области головы, лба, глотки заставляют человека невольно хвататься за них («хвататься за голову»). Такое же значение имеют позы. Вспомним: опущенная голова, осунувшееся лицо, безжизненный, убитый вид, - ясно говорят нам сами за себя, и общеизвестны.

Мимика, поза, жест, почерк – важнейшие элементы «языка чувств», невольные выразители состояния человека. Мимика – сложная жизнь лица. Жест – яркий всплеск эмоций. Поза – выразительный язык тела.

Мы уже отмечали, что работа на компьютере сопровождается эмоциональным напряжением и сосредоточенной активностью. Рассмотрим некоторые из внешних проявлений психических и физиологических состояний, имеющих место и при работе с ПЭВМ.

Поведение и эмоции при работе на компьютере.

Во время работы на компьютере восприятие впечатлений, а также напряжение мысли представляют собой процессы, совершающиеся с произвольным и непроизвольным вниманием, и потому сопровождаются напряжением мускулатуры тела. Независимо от специальной лицевой мускулатуры, все мышцы туловища, вся произвольная мускулатура участвует в общем, возбуждении. Учитывая то обстоятельство, что работа на персональном компьютере требует довольно длительного поддержания такой напряженной позы, а выносливость детей к статическим усилиям невелика, то становится ясным, что по мере позного (статического) утомления у детей увеличивается двигательная активность.

Кроме того, при работе на компьютере умственное напряжение часто связано с состояниями обостренного непроизвольного внимания, неожиданности, а при сильных впечатлениях - с состоянием удивления, изумления и даже остолбенения. Эти состояния имеют большое физиологическое значение для поддержания высокого уровня внимания и восприимчивости ребенка. Однако у детей с повышенной возбудимостью нервной системы, у детей нервных чувство удивления может принимать характер сильных, хотя и неглубоких потрясений. Во избежание неблагоприятных последствий, чувствительный ребенок должен быть от них огражден.

А как еще может быть выражено состояние напряжения?

Прежде всего, это – тревожность, нервозность. Тревожность часто проявляется в подергивании себя за ухо или когда, например, грызут ногти, сосут конец авторучки, или когда большие пальцы рук нервно двигаются или пощипывают ладони.

В состоянии напряженности человек ерошит волосы, трет шею, или схватывает карандаш (потом может его бросить на стол или сломать), крепко сжимает руки, или передвигается на край стула. Одна из поз человека, справляющего с сильными эмоциями – скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники. В состоянии крайнего психического и физиологического напряжения возможен и так называемый истерический смех.

Кроме напряженного состояния при работе на компьютере людей могут наблюдаться очень выраженные астенические состояния. Они возникают в состоянии крайнего утомления. Выражаются они, как правило, слабостью произвольной мускулатуры (согнутое, опущенное туловище), усталостью мысли (слабое напряжение верхней орбитальной мышцы), отсутствием выражения радости и знаками общего утомления и недовольства.

Однако следует обратить внимание, что возможен общий острый упадок сил, зависящий от слабости сердца. Порой создается так называемый «убитый вид», который выражается тремя главными моментами: слабостью мышц, общей бледностью и впалыми глазами. Если к этому прибавятся острые переживания, то они заставляют человека «ломать руки», «скрежетать зубами», делать беспокойные движения и жесты.

Признаки утомления при работе на компьютере

На начальных стадиях утомления при работе на компьютере статическое утомление (утомлении мышц, поддерживающих позу) сопровождается на начальных стадиях повышением двигательной активности. Появляются разнообразные движения рук, ног, туловища. Ребенок может неожиданно вскочить, принять необычную позу, вскрикнуть и т. п. Во время обычных занятий, как мы знаем, статическое утомление проявляется иначе. Во время обычных занятий ребенок начинает потягиваться, расправлять плечи, зевать, ложиться на стол (парту) и т. п. С чем это связано?

Это связано с тем, что при высокой мотивации к компьютерным играм происходит значительная активация нервно-эмоционального восприятия, отчего нервная система ребенка легко и в значительной мере возбуждается.

Таким образом, при работе на компьютере статическое утомление проявляется на фоне нервно-эмоционального напряжения, так что даже известный синдром «круглой спины» у детей проявляется довольно напряженно и быстрее, чем при обычных занятиях, сопровождаясь необычными моторными проявлениями. Вследствие этого неудивительно наблюдать, как во время компьютерных игр дети часто трясут ногами (или одной ногой), встряхивают руками, втягивают голову в плечи, поеживаются и постоянно ерзают на стуле.

При более продолжительной работе на компьютере характер двигательной активности изменяется. Происходит или усиление эмоциональной и двигательной активности (прыжки, хлопки, постукивание кулачком и др.), или дети меняют свою позу в положение полулежа и лежа. Как мы отмечали ранее, особенности поведения детей в этом случае зависят от индивидуальных свойств их темперамента.

Кроме того, по мере утомления ребенка за экраном ПЭВМ отмечаются такие эмоциональные реакции как смех, крик, ликование, огорчение, недовольство, прыжки, продолжительный беспричинный смех, пение, а также различные другие отвлечения от экрана ПЭВМ: хождения, разговоры, внимание на соседний компьютер и т. д.

Можно выделить четыре основных направления, по которым реализуется наступающее утомление.

Во-первых, - это потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет ногами, кричит и т. п.

Во-вторых, потеря интереса к работе с ПЭВМ: частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.

В-третьих, утомление мышц, поддерживающих рабочую позу: склонение головы на бок, на спинку стула, задирание ног с упором в край стола, переход в позу лежа и т. д.

В-четвертых, эмоционально-невротические реакции: усиление мимической активности, вскрикивание, истерический смех, подпрыгивания, пританцовывание, плач и др.

На основании соотнесения особенностей поведения детей дошкольного возраста и состояния их работоспособности по психофизиологическим показателям на протяжении работы на ПЭВМ до отказа (дети не ограничивались во времени, им разрешалось заниматься, пока они не устанут) было выявлено следующее.

Продолжительность работы с экраном у разных детей была различна. Максимальная продолжительность добровольных занятий на ПЭВМ составляла 32 минуты. Но она наблюдалась у незначительной части детей. Ранний отказ от занятий (на 7-10 минутах) характерен для некоторых 5-летних детей. Но таких детей было немного. Большинство 5-летних детей заканчивали работу на 15 - 20 минутах. Однако к этому времени, как правило, они начинают чаще отвлекаться, у них усиливается двигательная активность. Появляется ряд других характерных проявлений двигательной активности. Дети начинают часто менять позу, ерзать, делать лишние движения руками, ногами. Они могут откидываться на спинку стула, потягиваться, полу привставать, подпирать рукой подбородок, вздыхать, трогать себя. Кроме того, активизируется мимика, дети могут кривляться, приговаривать и т. п. При этом по психофизиологическим показателям отмечался высокий уровень активности и работоспособности.

Значительное усиление функций центральной нервной системы, увеличение концентрации внимания при наряженных видах работы таят в себе ту опасность, что после пика активности обычно наступает ее спад. Поэтому вышеперечисленные проявления двигательной активности, приуроченные к этому моменту, мы отнесли к начальным признакам утомления.

Признаки начального утомления при компьютерных занятиях совпадают с высокой активностью центральной нервной системы, в то время как вегетативная регуляция сердечно-сосудистой системы в это время достигает значительного напряжения, сигнализируя тем самым о наступающем утомлении.

На следующем этапе по мере дальнейшего продолжения компьютерной игры на фоне высокой активности центральных и вегетативных механизмов регуляции физиологических функций происходит постепенное истощение функциональных резервов организма и наступает стадия выраженного утомления.

Внешне на детях это проявляется следующим образом. Появляются неудержимые всплески эмоций. Ребенок вскакивает, кричит, может неожиданно подпрыгнуть, захлопать в ладоши, дергать стол, стучать кулаками, отвлекаться на соседа для выражения своих эмоций и активности. Тот момент игры, на который на первых порах ребенок не реагировал, теперь вызывает бурное веселье. В случае же, если ребенок при выраженном утомлении ведет себя спокойно, у него замедляется темп движений, кардинально изменяется поза: туловище его отклоняется от обычной позы в поиске все большего количества точек опоры, вплоть до положения лежа.

Субъективные ощущения усталости с запаздыванием констатируют стадию выраженного утомления, которая часто сопровождается у детей резкой потерей интереса к компьютерной игре или упорному отказу продолжать занятие на компьютере.

Переходный процесс от начальных признаков утомления к выраженному утомлению характеризуется высокой возбудимостью двигательной и центральной нервной системы. На этой стадии дети делают много различных движений: обнимают себя, постоянно щупают лицо или ноги, стучат ладонью или кулачком по столу, по лбу, неутомимо трясут коленями или упираются ими в край стола, вскакивают с места, часто разговаривают, громко смеются.

В это время очень важно остановить ребенка, предложить ему другое занятие. Продолжение диалога с ПЭВМ уже утомленного ребенка обходится ему ценой все большего повышения физиологических затрат. Согласно «закону истощения», сформулированному А.Моссо в 1893 году, утомление растет быстрее, чем вызывающая его работа, и, таким образом, утомленному организму одна и та же работа обходится дороже, чем неутомленному.

Занятия на компьютере, особенно увлекательные игры, вызывая более длительный период работоспособности, требуют и более длительного периода ее восстановления, а также создания особых условий для возвращения прежнего уровня функционального состояния организма.

Состояние нервно-эмоциональной напряженности и зрительного утомления, накапливаясь на занятиях с компьютером, может отрицательно сказываться на последующей деятельности. Не случайно, педагоги жалуются порой на чрезмерную возбудимость и неуправляемость маленьких детей, возвращающихся к ним в класс после компьютерных занятий и появление в связи с этим трудностей в организации последующего урока (чтения, письма). Несмотря на то, что занятия с ПЭВМ занимают меньше времени, чем занятия по физической культуре, по мнению педагогов, после занятий на компьютере детей труднее привести в спокойное состояние, чем после физкультуры.

В связи с этим для снятия нервно-эмоционального, статического и особенно зрительного напряжения необходимо предусмотреть проведение гимнастики после компьютерных занятий или в середине их (через 5 минут для 5-летних детей, через 7 - 8 минут для 6-летних детей и через 10 минут для старших детей). Упражнения проводятся в игровой форме. В середине занятия достаточно одного из приводимых ниже упражнений, после занятия на ПЭВМ – желательно 3 - 4 упражнения. Набор упражнений выбирается по усмотрению того, кто их проводит. Важно, чтобы всякий раз в гимнастике были задействованы мышцы верхнего плечевого пояса, шеи (например, рывки руками, «рубка дров», «ломаем сухарики», повороты), и особенно необходимы упражнения, снимающие напряжение зрения (аккомодационного аппарата глаза).

Охрана зрения маленьких пользователей ПЭВМ требует особого внимания к вопросу разговора. В дошкольном возрасте формируются многие системы организма, а 6-летний возраст в связи с этим относится даже к критическому. Примерно у всех детей в это время происходят кардинальные изменения в организации деятельности мозга, сердца, вегетативной регуляции, двигательного аппарата и др. Особенно значительными являются морфо-функциональные перестройки зрительного анализатора. Всем известна особая чувствительность детей дошкольного возраста к цвету, которая достигает наибольшей величины к 7 годам. В дальнейшем от 7 до 12 лет уровень ее снижается от 100% до 55%. В 6 лет также начинает формироваться различительная способность к цвету, что также увеличивает напряженность зрительного анализатора во время контакта с экраном ПЭВМ.

Зрительная восприимчивость дошкольников сильно отличается не только от взрослых, но и от таковой у детей школьного возраста. За период от 6 до 7,5 лет величина поля зрения ребенка увеличивается примерно в 10 раз: с 691 до 7628 квадратных единиц. Для сравнения скажем, что у взрослого человека поле зрения составляет около 9720 квадратных единиц. Таким образом, за период от 7,5 лет до взрослого состояния прирост величины поля зрения намного меньше, чем за полуторагодовалый промежуток старшего дошкольника.

Следовательно, как видим, зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. В связи со спецификой влияния компьютера на зрение зрительный аппарат ребенка испытывает значительное напряжение.

В связи с этим, для восстановления зрительной работоспособности необходима зрительная гимнастика.

Пять веселых упражнений

.«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.

«Далеко-близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2-3 с близко расположенный.

Повторить 6 - 8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет
1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6.
Повторить 2 - 3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т.п. Они развешиваются в разных частях комнаты или компьютерного зала. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему залу. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Преподаватель просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку и назовите их».

Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность – 1 минута.

«Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика» следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 с.

Заключение

Вопросы гигиены труда и отдыха следует отнести к вопросам культуры поведения, культуры труда. И, как прочие виды культуры, культура труда требует воспитания, воспитания с детства. Значительная доля ответственности в этих вопросах падает не только на профессиональных педагогов, но и на родителей, которым следует серьезно отнестись и к правилам работы детей на компьютере. Особое значение для сохранения здоровья и работоспособности имеет соблюдение режима занятий, ограничение контакта с экраном ПЭВМ в соответствии с гигиеническими нормами и правилами. Максимальная одноразовая длительность работы на ПЭВМ не должна превышать для детей 5 лет 10 минут, для детей 6 лет –
15 минут.

В то же время следует помнить, что утомление и переутомление при компьютерной игре зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести детям непоправимый вред их здоровью.

Работа на компьютере связана со значительной нервно-эмоциональной нагрузкой. Поэтому особое внимание нужно обратить на изменения в состоянии психо-эмоциональной сферы и на явления нервного перевозбуждения ребенка. Нервно-эмоциональное напряжение у детей легко и непосредственно проявляется в их поведении. Причем поведение это очень специфично для определенных стадий утомления при работе на компьютере. В связи с этим достаточно вооружиться приемами наблюдения за поведением ребенка по определенной схеме, чтобы вовремя зафиксировать признаки наступающего утомления. В таком случае отдельные симптомы поведения становятся как бы сигналами для прекращения занятия, или для проведения общей или зрительной гимнастики, или для переключения на другие виды деятельности (рисование, прогулка, подвижные или спокойные игры и т.д.). Так, для того, чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных срывов и других нарушений, можно опереться на следующие сигнальные признаки:

· повышенная отвлекаемость;

· частая смена позы;

· непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т.п.);

· неприятная мимика (кривляние, тики);

· неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т.д.).

Этот метод наблюдения позволяет выявить индивидуальные сроки наступления утомления для каждого ребенка в зависимости от его состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, типа компьютера, программы и других факторов.

Этот метод прост и доступен для любого наблюдателя, как педагога, так и родителя.

Этот метод может быть применен при разных видах компьютерных технологий, сколько бы они не совершенствовались.

Десять советов родителям

Совет 1. Не идите на поводу естественного желания угодить своему ребенку. Не позволяйте своим детям в электромагнитном поле компьютера расти, как в заброшенном поле траве.

Совет 2. Помогите вашему ребенку (в том числе и с помощью компьютера) вырасти культурно-плодоносным и здоровым.

Совет 3. Не высказывайте назойливо своего резко отрицательного отношения к компьютеру, если таковое имеете. Дорожите чувством доверия вашего ребенка к вам.

Совет 4. Помните, что над ребенком может довлеть авторитет сверстников, скрытое желание первенствовать или быть не хуже других, или у него уже сформировалось неверие в существующие утверждения о вредности компьютера. Постарайтесь разобраться во всем этом в доверительной обстановке.

Совет 5. Сделайте потребность ребенка в самовыражении через общение с компьютером безопасной. Сформируйте у него убеждение, что именно для сохранения его уникальных особенностей восприятия и других ему характерных способностей, а также для дальнейшей учебы, карьеры, важно соблюдать режим работы за компьютером.

Совет 6. Наблюдайте за поведением ребенка во время его занятий на компьютере. Обратите внимание, при утомлении за компьютером вы не получите обычную картину утомившегося ребенка, какую можно наблюдать при утомлении на обычных занятиях (позевывание, потягивание, сонливость, нежелание продолжать заниматься). Напротив, при работе за компьютером вас должна насторожить чрезмерная двигательная активность и эмоциональное возбуждение, агрессивность, даже, если ребенок категорично заявляет: «Я не устал». Это сигнал о его нервно-психическом утомлении. Помните, что из состояния утомления ребенка можно вывести в течение часа, а переутомление может привести к стойкому нарушению эмоционального состояния и формированию нервно-психической и другой патологии.

Совет 7. Используйте домашние обязанности и любимые увлечения для того, чтобы прервать занятия ребенка на ПЭВМ.

Совет 8. При наблюдении за ребенком постарайтесь понять истинную причину негативных реакций; узнайте, каково его общее самочувствие, состояние здоровья, какие трудности были в школе (или в детском саду), не было ли конфликтов.

Совет 9. Научите ребенка во всем соблюдать меру, режим, определенные правила, приветствуйте его стремление быть настоящим сильным человеком, умеющим владеть собой, своими силами и своим временем.

Совет 10 . Помните, что хотя ребенок и маленький, но как человек, должен быть господином компьютеру, а не его рабом.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру