О занятиях искусством и спортом

Сегодня мы поговорим о профессиональном эстетическом образовании детей. Мы обсудим, как сделать обучение гармоничным, какие поставить перед собой и своим малышом цели и как выбрать учителя. Я не буду советовать, что предпочесть: музыку, живопись, спорт или что-то иное. Вместо этого, я постараюсь сформулировать общие принципы и правила, которые полезно учесть, на что бы ни пал ваш выбор.

Как поставить цель

Собираясь отдать ребёнка в спортивную, музыкальную или художественную школу, задумайтесь о своих целях. Постарайтесь понять, почему вы хотите, чтобы малыш рисовал, сидел за шахматной доской или гонял футбольный мяч? Сделать это необходимо, потому что, иногда, сами того не зная, мы решаем собственные психологические проблемы за счет детей.

Порой, стремление непрерывно чему-то учить ребенка, связано с неумением взрослых общаться. По самым разным причинам многие из нас не знают, как с ним поиграть, поговорить и чем его можно занять. Во избежание неловкости, мы приглашаем в семью одну, а то и нескольких нянь, которые целыми днями водят малыша по секциям и кружкам. До поры до времени, это позволяет отвлечься от нашей проблемы с контактом. Мы можем приводить уставшего ребёнка домой и тут же укладывать его спать. Таким образом, нам удаётся выгадать очередной вечерок, избавившись от необходимости разговаривать, читать и играть. Но проблема остаётся не решённой. Рано или поздно ребёнок взбунтуется против происходящего и нам придётся задуматься, отчего нам тяжело, напряжённо и скучно в его присутствии.

Другой распространенный случай – попытка компенсировать отсутствие самореализации через детей. У этого стремления есть немало подводных камней.

Действительно, родители многих ныне известных спортсменов и музыкантов выкладывались на все сто и жили жизнью детей, как своей собственной, мечтая о моменте, когда ребенок воплотит их мечты в реальность. Результаты таких стараний теперь улыбаются нам с экранов телевизоров во время олимпиад и трансляций рождественских концертов! Но горе тому, кого учили, кому покупали спортивное снаряжение и музыкальные инструменты, у кого часами сидели на уроках и тренировках, но из кого так и не вышло ничего выдающегося. Счастье от соприкосновения с искусством и спортом, наслаждение прекрасной музыкой и возможностями собственного тела минуют этого человека. Но на всю жизнь у него сохранится чувство, что он не оправдал надежд своих близких.

Даже если усилия старших, удача и талант самого малыша принесут ему успехи на профессиональном поприще, риск столкнуться с глубочайшим разочарованием остаётся. Положив последние силы, выращивая великого танцора или пианиста, человек подсознательно ждет возвращения своих «вложений» и вознаграждения за труды. Но обычно ребенок выплачивает такие долги не родителям, а уже своим детям. А у человека, посвятившего жизнь карьере дочери или сына, возникает обида на неблагодарных детей.

Наконец, родитель, долгие годы стремившийся воплотить в ребенке то, на что не хватило смелости решиться самому, однажды понимает, что нельзя заставить другого прожить жизнь за тебя. Даже если этот другой твой собственный ребенок! Не спасает это ни от внутренней пустоты, ни от тревоги из-за недовольства собой.

Итак, в основе наших стремлений должно лежать искреннее желание гармоничного развития ребенка. Тогда, на каком бы занятии вы и ваш малыш не остановили свой выбор, он будет удачным.

Разные занятия или совершенствование в одном?

Возникает вопрос: «Что лучше для ребенка? Посещать разные занятия или совершенствоваться в чем-то одном?» В одном случае взрослые опасаются, не приведет ли частая смена увлечений к поверхностности и непоследовательности. В другом, тревожит необходимость сделать правильный профессиональный выбор в очень раннем возрасте. Как же решить эту дилемму?

Во-первых, помимо оттачивания навыков в искусстве и спорте, у каждого ученика есть его индивидуальные задачи. Например, преодолеть свои страхи, научиться доводить начатое до логического завершения, извлекать пользу из критики, выражать свои чувства и мысли посредством искусства, и т.п. Если мы подскажем ребёнку то, что полезно освоить именно ему, частая смена интересов не превратится в хаос, а станет путём его индивидуального развития.

Во-вторых, мы должны научить ребенка подводить промежуточные итоги на пути к большой цели. Он может так никогда не стать олимпийским чемпионом и даже мастером спорта. Но он воспримет себя тем, кто уже принял участие в соревнованиях, освоил сложные движения, нашел новых друзей…

Когда вы способны помочь малышу сформулировать его собственные задачи и подвести итоги проделанного, вам будет легче решиться на серьезное профессиональное обучение, будь то музыка, спорт, балет и т.п. Даже если в какой-то момент ребёнок оставит то, чем он занимался уже несколько лет, для него это не станет неудачей и бесцельно растраченным временем. Всё, случившееся с ним за годы учёбы, будет вкладом в его индивидуальное развитие.

Что делать с высокими требованиями?

Уже в раннем возрасте к детям, профессионально занимающимся спортом или искусством, предъявляют высокие требования. Действительно, трудности стимулируют развитие. Но нам необходимо искать тонкую грань между тем, когда большие нагрузки и требования вдохновляют ребёнка совершенствоваться и тем, когда они его подавляют и разрушают. Если человеку, будь то взрослый, старик или ребёнок, удаётся справиться со сложным заданием, у него появляется самоуважение и стремление развиваться. В противном случае он теряет веру в себя и опускает руки. Нередко родители жалуются на лень и апатию своих детей. А их причина кроется как раз в том, что ребёнок не справляется с непосильными задачами. Из-за этого он так сильно сомневается в собственных способностях, что даже не пытается что-либо делать.

Как выбрать учителя?

Недавно друзья рассказали мне историю. Мальчик пришел на урок фигурного катания. Учитель его спрашивает: «Серёжа, а ты почему ничего не делаешь?»

На что малыш отвечает: «Мне мама сказала, что я сюда хожу удовольствие получать, а не делать то, что вы мне тут говорите!»

Подобными наставлениями взрослые, пережившие в детстве неадекватные требования, а порой и грубость преподавателей, пытаются защитить своего ребенка. Бесспорно, родители поступают правильно, следя, чтобы он не был травмирован! Но нет смысла отправлять малыша на занятия, предварительно посоветовав никого не слушать. Лучше выбрать хорошего преподавателя.

Нам придётся признать, что в мире искусства и спорта традиционно существует строгое, а порой даже грубое и жестокое обращение с учениками. Оно призвано заставить ребёнка работать на грани своих возможностей, совершенствуясь в мастерстве. Но близким этого малыша нужно отдавать себе отчёт, как такое обращение скажется именно на их ребёнке. Приведёт ли эта стрессовая ситуация к целям, которые они ставили перед собой, отдавая его на те или иные занятия? Впрочем, задавшись целью, мамам и папам нередко удаётся найти грамотного преподавателя, способного мотивировать детей на достижения и без унижений.

Детям многое даст учитель, любящий то, чем он занят. Не обязательно, чтобы он легко прыгал тройной тулуп или исполнял концерт С. Рахманинова с листа. Но под его руками простая детская пьеса должна зазвучать так, чтобы ее хотелось слушать, а потом самому научиться играть.

И наконец, ребёнку повезёт, если его преподаватель считает себя, находящимся на своем месте. «Лауреат всемирных конкурсов в душе», который вместо того, чтобы покорять мировые сцены, вынужден очаровывать «маленьких бездарей» в районном доме творчества, скорее всего, будет срывать на детях свое недовольство собой и своей долей.

Всестороннее развитие

Помимо того, что ваш малыш освоит то, что он непосредственно изучает, например, игру в теннис или танец ча-ча-ча, он сможет приобрести бесценные качества и способности. Например, уроки музыки закладывают психофизиологическую базу грамотной речи, восприимчивости к языкам, высокого интеллекта и абстрактного мышления, так необходимого математикам и физикам. Живопись помогает человеку быть внимательным к важным, но недоступным другим людям деталям. Спорт, делая тело ребенка сильным, ловким и выносливым, позволяет и его душе почувствовать себя увереннее.

Подойдя к занятиям ребенка осмысленно, вы поможете ему стать обладателем работоспособности, умения организовывать свое время, формулировать задачи и доводить начатое до конца. Он научится выступать, участвовать в соревнованиях и сдавать экзамены. Он получит возможность общаться с людьми, увлеченными любимым делом, которые откроют ему тайну этой любви.

Соприкосновение с великими произведениями художников, скульпторов, поэтов и композиторов позволит ребенку испытать переданные в них эмоции и сформирует хороший вкус. Оно также приоткроет перед ним завесу бесконечных возможностей человека.

Но помните, что многие профессиональные виды деятельности предполагают статичное положение тела, перенапряжение одной и той же группы мышц и бездействие другой. Так что, чтобы занятия были на пользу малышу, нужно посоветоваться с врачом, о том, как скомпенсировать нагрузку и предотвратить переутомление и нарушения здоровья.

Следите также, чтобы целеустремленность и увлеченность одним делом не приводили к узости интересов и отсутствию общения с детьми и взрослыми.

Заключение

Кто-то может воскликнуть: «Зачем же лишать человека детства какими-то занятиями?» Но «забирают» и «портят» детство не музыка, танцы, и спорт, а невнимание родных к потребностям ребенка, использование его для решения собственных эмоциональных проблем и избегание общения с ним. Если же вашей целью является гармоничное развитие малыша, вы ставите перед ним адекватные задачи, его окружают талантливые, увлеченные своим делом люди, то он ничего не теряет. Напротив, он находит бесценные подарки для своей личности, эмоций, здоровья и интеллекта.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру