Антропологическое понимание духовно-нравственного воспитания

Организация духовно-нравственного воспитания на православных основах

Итак, зачем нужно духовно-нравственное воспитание. Ответить на этот вопрос можно в двух теоретических пространствах: пространстве антропогенеза и пространстве социогенеза.

Самое главное, Библия определяет человека не просто как живое существо, а существо, обладающее «душой живой». «Душа живая» есть феномен, равный по своему значению феномену жизни, так как означает появление кардинально новой реальности – человека. И как нет живого без жизни, так нет человека без души. Поэтому духовная составляющая для человека имеет такое же важное значение, какое на уровне живого – сама жизнь. Если на уровне жизни человек сохраняет себя хлебом насущным, то на уровне души – молитвой. Вот почему человеку в равной мере нужны и хлеб, и молитва.

Следовательно, коренной недостаток современной науки в том, что хотя фактически в обосновании всех социальных постулатов она апеллирует к человеку как таковому (антропологический принцип) и такой подход стал плодотворной объяснительной парадигмой европейской гуманитарной мысли, но само понимание человека она фактически свела к его биологическому уровню, в результате чего теряется истинное понимание человека, так как на самом деле человек – это нечто иное, нежели просто живой организм.

Поскольку духовность, дух – есть особая, только человеку присущая онтологическая реальность, то она и есть определяющая характеристика человека вообще, подобно тому как жизнь есть определяющая характеристика живого. Поэтому, отвергая духовное начало в человеке, наука теряет в буквальном смысле самого человека, так как понять человека без его духовной составляющей так же невозможно, как нельзя понять живое без жизни.

Понимание же духовности имеет особо важное значение для уяснения сущности греха. Что является главной оппозицией жизни? – Смерть. А что является главной оппозицией духовности? – Грех. Но его современная наука этого не замечает. А далее и культура, индивидуальное и общественное сознание теряет всякое представление о грехе. Между тем грех – это онтологически всеобщая антропологическая реальность, которая так же присуща человеку, как и смерть.

При этом грех противостоит духовности, как смерть – жизни. Каждый живой организм несет в себе не только жизнь, но и смерть. И точно так же каждый человек несет в себе грех. То есть грех – это онтологическая характеристика. И отрицать грех в человеке – это все равно, что отрицать смерть в живом организме.

Поэтому не замечать грех равносильно тому, как если бы человек смерти не замечал. И его действие вполне реально. Грех порождает не только смерть духовную, но и телесную, и абсолютную, так как грешному человеку не дано воспроизвести потомство, а если и дано, то он воспроизводит детей, обреченных на гибель.

Напротив, грех как онтологическая характеристика в той или иной мере осознается практически во всех религиях. И в той или иной мере в них предлагаются духовные практики, направленные на обретение вечной жизни. Эти практики, с одной стороны, направлены на развитие духовности – путем развития души, ее добродетелей, а с другой – на борьбу с грехом, как фактором, препятствующим духовному росту человека.

Следовательно, важнейшее значение религии состоит в том, что она осознает наличие этой особой составляющей человека – души, духовности; она же разработала и систему ее развития, подобно тому как человеком создана система сохранения и развития жизни.

Отсюда можно отметить следующий факт: если на уровне осмысления космогенеза различие между атеизмом и богословием чисто теоретическое – спор креоционизма и эволюционизма (или сциентизма) о творении Вселенной: Вселенная была сотворена Богом или же произошло ее самотворение, то на уровне человека мировоззренческие расхождения имеют не только теоретическое, но и колоссальное практическое значение, так как в зависимости от того, признаем или не признаем мы объективное существование духовности в человеке, зависит, как мы исходно понимаем человека, а в зависимости от этого формируется вся стратегия его жизни.

Таким образом, реально человек живет в двух пространствах своей жизнедеятельности – сохранения и развития жизни (витальное начало), сохранения и развития души (духовное начало). А душа, как и тело, также требует специального развития. Для этого и нужно духовно-нравственное воспитание.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру