Организация духовно-нравственного воспитания

Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях.
 
Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения, создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья, социальные институты, церковь и т.д.
 

Самым же важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием.

Формы воспитания. Воспитание реализуется в разных формах: уроки, факультативы, кружки, мероприятия, внешкольная, внеклассная работа и т.д. Изучение православной культуры должно стать единым во всех учебных заведениях от дошкольных учреждений до 11 класса общеобразовательных учреждений, а также во всех других учебных заведениях. Поэтому в дошкольных учреждениях преподавание идет в форме общих занятий. В школе преподавание осуществляется в урочной форме, за исключением 1 класса: здесь следует предусмотреть обязательный классный час или кружок.

Методы воспитания. Используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности и ценностям российского образования воспитания.

Организация семейного воспитания

Духовное воспитание должно начинаться с первых дней жизни ребенка. Наиболее естественно оно может быть организовано в семьях, живущих по православным заповедям. Но и во многих семьях вполне можно организовать духовно-нравственное воспитание.

Организация духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Каждый возрастной период имеет свое особое значение для духовно-нравственного развития ребенка. В силу этого духовно-нравственное воспитание должно быть системно организовано в детском саду в виде постоянных занятий, различных мероприятий, праздников и т.д.

Особую проблему сегодня представляет оптимальное содержание воспитания для детских садов. Видимо, такое содержание должно строиться из трех важнейших компонентов.

Во-первых, основу содержания духовно-нравственного воспитания в детских садах составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники, как нечто по-настоящему доступное для ребенка этого возраста.

Во-вторых, народное творчество: песни, пословицы, поговорки и т.д., но прежде всего сказка. Фольклор особенно важен в силу его нравственной определенности, а потому соответствия возрастным особенностям дошкольника.

В-третьих, природный календарь, который понятен и доступен ребенку.
 
Содержание духовно-нравственного воспитания предполагает и разработку учебно-методических материалов и технологий, соответствующих этому возрасту.

Организация духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе и других образовательных учреждениях

Первое. Организовать полное, системное изучение курса основ православной культуры на всех уровнях общего образования, аналогично тому, как мы системно изучаем науку и искусство. Без этого мы ее не будем знать, как не будем знать вне системного изучения математику или литературу.

Второе. Интегрировать соответствующие идеи православия во все учебные предметы, особенно гуманитарного цикла, в том числе и как их смысловое начало.

Третье. Воспитание без своего смыслового начала – это просто набор воспитательных мероприятий, а не живая органическая система. Поэтому необходимо включить ценности православной культуры в содержание воспитательной работы.
 
Четвертое. Ввести традиционные духовно-нравственные ценности во внеклассную и внешкольную работу. Пятое. Организовать изучение православной культуры в системе учреждений дополнительного образования, созданных как церковью, так и светскими управленческими структурами.

Шестое. Предусмотреть организацию воспитательной работы с отдельными категориями детей и молодежи: одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями развития и особыми образовательными потребностями, девиантными детьми; детьми группы риска и др.

Организация духовно-нравственного воспитания в системе профессионального образования
 
Сегодня необходимо создать систему духовно-нравственного воспитания в системе профессионального образования. При этом в нем необходимо выделить две составляющие: общеобразовательную и профессиональную.
Общеобразовательный аспект духовно-нравственного воспитания в определенной мере сопоставим с общеразвивающим аспектом интеллектуального и физического воспитания. Поэтому он должен также занять свое место в системе общеобразовательной подготовки в профессиональной школе. Сокращение сроков обучения в высшей школе на год уменьшит время не только на профессиональную, но и на общеобразовательную подготовку в целом, что, естественно, сократит и время, которое можно было бы выделить на духовно-нравственное воспитание. Поэтому необходимо настоятельно ставить проблему восстановления оптимального пространства общеобразовательной подготовки в системе профессионального образования и духовно-нравственного воспитания как ее важнейшей составляющей.

Второй же аспект проблемы – это место духовно-нравственного воспитания в собственно профессиональной подготовке. Конечно, оно должно соответствовать каждому виду профессиональной деятельности.
Наибольшее значение духовно-нравственное воспитание имеет в профессиональной подготовке учителя, которая предполагает следующие его аспекты: а) духовный аспект профессиональной подготовки в контексте духовно-нравственного бытия человека; б) этический аспект, предполагающий усвоение системы нравственных представлений и понятий, определяющих общее пространство профессиональной этики; в) мотивационно-смысловой аспект – выявление пространства смыслов и мотивации профессиональной педагогической деятельности.
 
Духовный аспект имеет два главных направления: практическое и мировоззренческое.

Первое предполагает молитву учителя о своих учениках. Она крайне важна в педагогической деятельности, потому что в любом деле, а в воспитании особенно важно не только усилие самого человека, но и содействие Божие. А для этого и нужна молитва учителя о своих учениках. И это ни в коей мере не снимает ни личную ответственность, ни необходимость личного труда учителя, но усиливает их.

Второе означает формирование нового «педагогического мировоззрения», «педагогического видения» человека и его воспитания, состоящее в том, что человек – это не биологическое, с разной степенью социальной надстройки существо; человек – это существо, которое определяется понятием «Образ Божий». Это является непременным условием и основой его правильного воспитания.
 
Важнейшим сопутствующим положительным фактором христианского видения человека становится понимание христианской педагогики в ее историческом развитии, а это колоссальное педагогическое наследие, в которое входит и византийская, и западноевропейская, и наша отечественная педагогика.

Нравственный аспект. Феофан Затворник пишет об учителях, что «это должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых», потому что «воспитание из всех дел самое святое».

В этих словах заключается важнейшая педагогическая истина, состоящая в том, что правильно воспитать другого человека может только человек сам нравственный. Человек, отягощенный грехами, свои грехи волей-неволей передает своим ученикам. Поэтому учитель, чтобы совершенствовать других, прежде всего должен быть сам нравственно совершенным человеком. А для этого необходим постоянный нравственный рост самого учителя.

Однако само видение нравственного развития, сложившееся в европейской культуре, высочайшим выражением которой, может быть, является категорический императив Канта – «поступай согласно такой максиме, чтобы она стала всеобщим законом», не дает возможности нравственного развития. Согласно этому видению в человеке должна быть сформирована некая нравственная понятийная константа, с позиций которой он оценивает и регулирует свои нравственные понятия, чувства и поведение. И хотя это вполне работающая система, но это механическая система, система, в которой нет развития.

Напротив, тот важнейший смысл, который внес Иисус Христос в понимание духовности человека состоит в идее постоянного развития духовно-нравственной сферы человека. Иисус Христос как важнейшую истину сообщил человечеству, что Царство Небесное не есть только некое внешнее пространство. Но «Царствие Божие внутрь вас есть». И самое главное, что это «Царствие Божие» все время развивается. Иисус Христос сравнивает его с «горчичным зерном»; «закваской», которой требуется мало, чтобы «взошло все тесто».
 
Соответственно, вопрос профессиональной этики – это вопрос постоянного нравственного развития учителя: развития его профессионального нравственного сознания и поведения в общем пространстве его духовного, нравственного и профессионального развития.

Третий аспект – понимание высшей, в том числе и духовной, предназначенности воспитания, а значит, и высочайшей ответственности учителя перед Богом и обществом за своих учеников и формирование на этой основе мотивационной обоснованности его педагогической деятельности.
 
Таким образом, сегодня мы можем не только ответить на вопрос, зачем нужно духовно-нравственное воспитание в России, но и определить его оптимальное содержание, а также его организацию, в том числе и в системе современного российского профессионального образования.




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру