О юности

На каждом этапе человеческой жизни есть свои задачи. Эти задачи определены всеми сторонами развития человека: духовной, душевной, телесной. Именно эта трёхсоставность свойственна человеку. От рождения до школы он осваивает предметный мир и мир человеческих отношений, основные представления о добре и зле, идёт закладка фундамента в виде добрых навыков, привычек. В школе эти представления углубляются. Осваиваются учебные знания, умения и навыки.

Юность — самое важное и определяющее время жизни. На заложенном в детстве фундаменте идёт основное строительство дома, в котором придётся жить до скончания века. Если дом был построен по неправильным схемам и расчётам, то он может рухнуть при первом урагане, или даже при слабом ветре, если ошибки в строительстве были слишком велики. Тогда придётся строить новый дом, а юность уже прошла. Всё хорошо вовремя.

Это метафора. Человек в юности ищет себя, своё место в жизни, старается понять смысл жизни. Нельзя ведь жить без смысла — что может быть хуже бессмысленной жизни, бессмысленной работы. Некоторые юноши успешно справляются с этой задачей. Стараются жить по законам истины, из кирпичиков которых складывается их дом, защищающий душу от тления и не позволяющий человеку найти пристанище в болоте пошлости. Вспомните Таню, героиню фильма «Дикая собака Динго», — эта девочка уже создала себе такой дом. Она способна любить, замечать красоту мира, природы, понимать и чувствовать истину и жить по её законам, ей чуждо всё, что искажает и уничижает истину.

Другие ошибаются, ориентируясь на образ жизни своих современников (который иногда порочен, иногда далёк от правды, хотя порой и прикрыт чем-то «хорошим»), оправдывают себя тем, что «все так живут». Стремление современных людей к «достойной жизни», включающей в себя материальные атрибуты счастья, свидетельствует о вполне определённой направленности сознания и соответствующей картине мира, которая, пользуясь платоновским образом, похожа на пещеру, в которой нет солнца, а есть одни тени, принимаемые людьми за реальность.

Как жить юноше в мире теней, если, выходя в самостоятельную жизнь, он каждый раз будет решать, как поступить, какой сделать выбор? Чем будет руководствоваться он в своём выборе? Он будет руководствоваться тем, что является для него главным. Это ведущее и направляющее начало может определить жизненный путь человека, его устремлённость к добру или к злу, к созиданию или к потреблению, к любви или к эгоизму.
Как свидетельствует житейский и научный опыт, эгоист не может быть счастлив: человек, творящий зло, — несчастный человек. Такие люди делают всё для себя, а получается, живут себе во вред. Возникает парадоксальная ситуация: чем больше человек стремится к самоутверждению, признанию, тем меньше он оказывается удовлетворённым.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЁК

Почему именно юность так важна для формирования мировоззрения, поиска истинных ценностей, смыслов и идеалов?

Юность — это переход от детства к взрослости, когда нужно вступать во взрослую, ответственную жизнь. Поэтому для того, чтобы пуститься в плавание, не сбиться с рейса, правильного направления и не разбиться о рифы в непростом житейском море, нужен маяк, ориентир. Без этого кораблик будет носить ветром то в одну, то в другую сторону. Исход такой судьбы может быть очень печальным, если кораблик не найдёт спасительного огонька. Искать ориентиры в плоскости горизонтальных отношений суетного мира — всё равно что пытаться увидеть свет с закрытыми глазами.

Юношам необходимо говорить о вертикальном развитии, о котором наши дети, может быть, даже не знают — потому что мы, взрослые, не только не рассказали об этой стороне жизни, не показали её собственным примером, но и опорочили, исказили и соблазнили детей пропагандой секса, насилия, стремлений к «красивой» жизни и удовольствиям.

Как-то на одной из лекций студентам были перечислены основные виды греха (блуд, чревоугодие, властолюбие, тщеславие, гордость). Реакция была неожиданная. Они почти единодушно сказали: «Так это же самое приятное!» Вот дожили! Сознательное принятие зла. Другое дело, когда человек понимает, что это дурно, он хотя бы сопротивляется этому, а тут никакого отвержения, полное принятие. Грех, зло могут быть привлекательны, если человек не понимает или не хочет понимать их последствий. А последствий этих — на каждом шагу, и вся наша жизнь тому свидетельство.

Что делать юноше в мире, где искусственно создаются безумные, губительные идеалы? Как узнать истину среди многоликого плюрализма? Помните, как в сказке Иванушка должен был узнать свою невесту Алёнушку среди подобных ей копий. И он безошибочно узнал свою единственную невесту. Как? Любящим сердцем. Человек, искренне, всем сердцем любящий истину, непременно узнает её, единственную, среди внешне подобных копий.

Сказочный образ поиска истины согласуется с поиском научным. Это подтверждают результаты исследований, целью которых было определение образа человека, т. е. представлений детей и взрослых о том, каким должен быть человек. Исследования показали, что, несмотря на бедственную социальную, культурную и демографическую ситуацию, люди по-прежнему считают, что человек должен быть добрым, понимающим и милосердным. Откуда берутся эти представления? Ведь современная жизнь не совсем согласуется или совсем не согласуется с ними. Что питает образ человека и является его источником?

Источником этих представлений является Православие. Оно вот уже более тысячи лет хранит для нас образ Божий в человеке, который запечатлён в представлениях о человеке. Исследования, проведённые мною совместно с немецким профессором Рольфом Оертером, показали, что именно христианские ценности нашли отражение в представлениях детей и взрослых о том, каким должен быть человек. Это та «невеста», которая найдена уже не интуицией любящего сердца, а научным путём. А многочисленные копии «невест» в виде сект, разных духовных школ и направлений проводят идею самосовершенствования и самореализации (направленности на себя), что ничего общего с добротой, милосердием и пониманием не имеет. Подлог не делает брак счастливым.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ

Образ человека занимает определённое место в иерархической цепочке, где каждое последующее звено определяется предыдущим. Выглядит эта цепочка так: Образ Божий — образ человека — «Я» идеальное — образ «Я». Если человек перестаёт руководствоваться образом человека, который должен отражать образ Божий, то эту функцию начинают выполнять навязанные извне образы современного информационного пространства, которые пытаются вытеснить Богом заложенные представления о человеке и внушить ему: «Забудь о том, что ты образ Божий, и живи красиво». Однако, каковы бы ни были темы внушения, к счастью, основные представления о человеке как образе Божием могут быть вытеснены, но они не могут исчезнуть. Они всегда будут давать о себе знать, даже при внешнем благополучии, в виде голоса совести, потери смысла жизни, могут приводить к внутреннему конфликту, следствием которого являются алкоголь, наркотики, невротизация, психосоматические заболевания и т. п.

Когда обусловленные культурой представления входят в противоречие с тем, что происходит вокруг (начиная от безумных СМИ и заканчивая «волчьими законами» стихийной, неуправляемой жизни), тогда появляются такие ужасные факты, как подростковая преступность, наркомания, детский суицид! Ведь то доброе начало, которое есть в человеке, выражающееся в голосе совести, вступая в противоречие с требованиями выживания, вытесняется, что является причиной внутреннего конфликта и различных нарушений: от внутренней тоски и неустройства до превращения человека в звероподобное существо, способное совершать немотивированные убийства. Ощущение внутренней тоски, которую по-разному стремится заглушить человек, — свидетельство внутренней неудовлетворённости, а также зова души, находящейся в отрыве от Того, Кому она могла бы быть сообразной, в единстве с Кем она хотела бы быть.

Что же делать людям, не желающим ни себе, ни своим детям оказаться в сетях зла?

Спасаться в истине. Она спасательный круг для тонущего человека. Жить согласно её законам, даже если они не согласуются с чьим-то мнением или даже с мнением большинства. Ведь сейчас очень много людей честных, добрых, которые просто дезориентированы. Исключить из сферы воздействия на душу свою и ребёнка средства массовой информации полностью невозможно, однако это возможно сделать дома. К сожалению, для многих отказ от телевизора просто немыслим.

Информация к размышлению

Из допроса с заключённым. На вопрос, почему он убил шестерых детей, заключённый ответил, что у него не было цели убивать, он не собирался этого делать. «Что вами двигало?» «Похоть… Насмотрелся разных фильмов, журналов».

Что смотрят дети и подростки, когда родителей нет дома? Некоторые дошкольники перестают играть и интересоваться игрушками, так как милое сердцу телевидение может предложить нечто «послаще». Тогда стоит ли удивляться ужасающей статистике, свидетельствующей о вымирании нации. Как это связано с пропагандой секса, удовольствий и «красивого образа жизни»? Напрямую. Разжигание похоти ведёт к потери нравственного чувства, стремление к удовольствиям — к забвению духа. Смещение акцентов создаёт ложные доминанты, существующие под видом всяких приятных вещей или даже таких добродетелей, как любовь и свобода (которые при неправильном понимании превращаются в пороки). Поддавшись на эту приманку, которая базируется на естественном человеческом стремлении к счастью, мы рискуем попасть в глубокую, сулящую всяческие блага яму.

ЦЕЛОМУДРИЕ — ПОРОК?

Примером неправильно понимаемой свободы и любви является печальная тенденция к заключению гражданских браков. Общество относится к этому вполне лояльно, родители также вздыхают, сетуя на время. Лишь некоторые бабушки и дедушки, воспитанные «по-старому», выражают свой протест против незаконных браков. Модернистки-феминистки ратуют за свободную любовь, не отягощённую узами брака, что весьма импонирует юношескому стремлению к свободе, не обременённому нравственными понятиями. Так при поддержке общественного мнения и с благословения родителей, поддавшихся веяниям времени, совершается незаконное сожительство людей, или блуд.

Можно услышать много аргументов в защиту таких союзов (это любовь, которая не терпит уз; это свобода личности) и оправданий родителями этих союзов как нормального явления современного мира (потому что все так живут), следствием чего является ощущение родительской беспомощности и потакание своим заблудшим детям.

Давайте попробуем разобраться в психологии подобного явления. При первом же взгляде можно сказать, что нежелание обременять себя публичным признанием брака свидетельствует о нежелании брать на себя ответственность (безответственность). Свобода, не сопряжённая с ответственностью, непредсказуема своими последствиями! «Мало ли что случиться!» (недоверие). «А вдруг он (она) мне не подойдёт?» (страх). А ведь испытать человека можно, не вступая в интимные отношения. «Хочу быть независимым!» (нежелание считаться с другим) и т. д.

А теперь подытожим: что же лежит в основе нежелания вступать в брак? Безответственность, недоверие, страх за себя, нежелание считаться с другим. Может ли союз, выстроенный на таком фундаменте, быть прочным? И давайте не будем списывать на время, свободу, демократию то, что не может быть оправданным. Я знаю не один случай, когда подобные опыты заканчиваются полным разочарованием в браке, нежеланием связывать свою жизнь с кем бы то ни было, опустошённостью, брошенными «жёнами» и оставленными детьми. Думаю, что вклад в это гражданских браков несомненен. Такова расплата за мнимую свободу. Зато «попробовали».

Юность — очень ответственный период жизни. От того, какие ценности будут сформированы в юности, как осуществится поиск себя, будет зависеть дальнейшая жизнь человека. Знания о вертикальном развитии помогут молодому человеку самостоятельно сделать правильный выбор. Задача родителей — помочь ему в этом. Прежде всего, взрослым нужно самим разобраться в вопросах смысла жизни, добра и зла. Самый короткий путь к этому в мире, который потерял или постепенно теряет ориентиры правды и искажает их, — жить самому по истине и постараться не терять духовной связи со своими детьми. Это будет самая лучшая и действенная помощь, какую могут оказать родители.

Юность, лишённая идеала, похожа на скульптора, потерявшего способность ваять. Что получится у такого скульптора? Сможет ли он воплотить задуманный образ и оживотворить кусок глины? Во многом зависит и от нас с вами.

Информация к размышлению

Исследования образа человека начались работами японских учёных Маркуса и Китаямы, затем были продолжены работами немецкого учёного Р. Оертера и его школы. Исследовались воззрения на человека у представителей западных культур (США, Германия) и восточных (Индонезия, Корея, Китай, Украина). Общими выводами этих работ явились два утверждения: о том, что образ человека определяется культурой, и о том, что все культуры можно разделить на два типа — индивидуалистические (западные) и коллективистские (восточные). Краткая характеристика двух культур и, соответственно, двух образов человека определяется не географическим расположением страны (на Востоке или Западе), а спецификой отношения человека к другим людям, что создаёт культурное своеобразие личности.

Образ человека западных культур характеризуется ценностями индивидуализма: закрытое и автономное «Я», высшая ценность — самореализация и удовлетворение, предпочтение отдаётся самостоятельности и личному благополучию, самостоятельные решения принимаются зачастую вопреки желаниям и требованиям социального окружения.

Образ человека восточных культур характеризуется открытой «Я»-концепцией и видится в неразрывной связи с другими. Высшей ценностью, например, в Китае признаётся вклад в общество. В Индонезии — быть хорошим человеком и нести ответственность за себя, семью и общество. В России— семья, здоровье, близкие люди.

С. Л. Франк, рассматривая особенности русского мировоззрения, говорит о так называемом духовном коллективизме (соборности), искажённой формой которого являлся советский коллективизм, где личность подавлялась ценностями коллектива. В соборности, напротив, индивидуальный дух не подавляется, а раскрывается через включение его в общее духовное единство. В идее соборности коллективизм строится на законах духовного единения, поэтому и назван духовным коллективизмом.

Исследования образа человека у детей, подростков, юношей и студентов Украины показало, что актуальная социальная ситуация не нашла отражения в представлениях о том, каким должен быть человек. Образ человека — явление относительно устойчивое, которое существует вопреки предлагаемым извне ценностям и идеалам и является противовесом, удерживающим в сознании образы и представления, которые заложены в недрах культуры предшествующими поколениями. Таким образом, люди сейчас находятся в противоречивой ситуации выбора, представленного как «по вертикали», так и «по горизонтали», важность этого выбора доказывает сама жизнь.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру