О свободе

Свобода — великая ценность человека. Только в свободном выборе может состояться личность. Всегда ли мы правильно понимаем свободу, всегда ли свобода сопряжена с чувством внутреннего удовлетворения и выполненного долга? Ликует ли наша душа от свободы, которая уводит нас от самих себя? Нужна ли такая свобода человеку?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, из многозначности понимания категории «свобода» необходимо выделить один, единственно верный смысл. Не вдаваясь в подробности различия значения слова (общепринятое понимание) и его смысла (личностное понимание, которое может отличаться от общепринятого), нужно сказать, что главной задачей уяснения понятия «свобода» является выделение из множества смыслов единственно верного.

Как его найти? Критерием верности-неверности является проверка соответствия категории «свобода» смыслу жизни и задачам личностного развития, что конституируется в вопросе: зачем нужна свобода? Категория свободы, рассмотренная вне контекста смысла жизни и понимаемая в рамках абсолютной, безусловной величины, как и любая философская или психологическая категория, служит другим, не соответствующим смыслу жизни целям. Если свобода как добродетель не служит главной цели жизни, то она непременно служит её противоположности. Тогда основным стремлением к достижению свободы является свобода ради свободы или ради собственных выгод, интересов, амбиций. «Свобода не абсолютна по ценности, она требует её органического сочетания с правдой. Лишь единство свободы и правды обеспечивает полноту идеала» (С. А. Левицкий).

КАК МЫ ПОНИМАЕМ СВОБОДУ?

Для выяснения единственно верного понимания свободы проследим путь и последствия разных представлений об этом феномене.

Наиболее распространённое понимание свободы, вполне соответствующее юношескому и даже подростковому возрасту, состоит в понимании свободы как возможности делать, что хочется. Понятно, что путь удовлетворения желаний вряд ли соответствует задачам личностного роста. Тем более что желания бывают разные. Удовлетворение желаний ставит свободу на службу как высоких стремлений, так и примитивных вожделений.

Может ли свобода, понимаемая как возможность делать всё, что хочется, сделать личность свободной? Отнюдь нет. Мало того, так понимаемая свобода, напротив, приводит к зависимости от собственных желаний, последствия которой можно проследить в различных отклонениях, именуемых грехом или страстями. Страсти — это путы, связывающие человека, не дающие ему быть свободным, хотя при этом извращённый (отвращённый от истины) разум понимает их как проявление свободы. Свободы алкоголизации, наркотизации, криминализации, различных пристрастий — к компьютеру, играм, еде и т. п. Понимают свободу как удовлетворение любых своих желаний те, кто хочет воспользоваться этим даром безумно и безответственно.

Свобода всегда имманентно сопряжена с ответственностью. Это её основное свойство. Понимаемая как возможность делать то, что хочется, она исключает ответственность, что приводит к разным последствиям. О неправильном понимании свободы профессор А. И. Осипов говорит, что смещение акцентов с духовной свободы на внешнюю пагубно для человека. Свобода принесёт вред людям нравственно нездоровым, не умеющим ею пользоваться, а также их окружающим. Если дать внешнюю свободу человеку неустойчивому, не сформированному, то она его развратит, приведёт к произволу.

ВЛАСТЬ СВОБОДЫ

Другое понимание свободы сводится к возможности управления, владения, например, природными закономерностями, другими людьми, а также к возможности подчинения их себе.

Свобода всегда ограничена рамками, неподвластными человеку на всех уровнях: телесном, культурном, семейно-личностном, духовном (у каждого человека свои возможности). Принуждение этих ограничений «работать» на себя является иллюзией современного человека, который не хочет считаться с рамками своей ограниченности. К чему приводят установка и действия по преобразованию и использованию природы в собственных интересах, без учёта последствий для окружающей среды и другого человека, мы знаем, — мы живём в это время, время экологического и духовного кризиса. Возможность человека подчинять своей воле и своим хотениям, управлять, покорять себе природные, культурные и телесные закономерности является манипулятивным подходом к тому, что ограничивает человеческие желания.

Способность владеть ситуацией имеет позитивный смысл только тогда, когда она даёт возможность личности подняться над ситуацией, что означает подняться от низшего к высшему, от злого к доброму, от худшего к лучшему. Всё это предполагает борьбу человека со своим внутренним злом. Только на этом основании способность господствовать над ситуацией имеет положительный смысл и является основным критерием зрелой личности. Так понимаемая духовная свобода вполне соответствует задаче личностного развития, говоря языком психологии, задаче формирования иерархии мотивов как преобладания высших мотивов над низшими. Это благодатное господство. По этому поводу И. А. Ильин говорит: «Освободить себя… значит стать господином своих страстей» (выделено И. А. Ильиным — И. К.).Свобода должна спасать. Если она не спасает, то она губит.

СВОБОДА ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ

Существуют два вида свободы: внешняя и внутренняя (духовная). Внешняя свобода, или свобода секулярная, — это права человека, демократия и т. п. Этим видом свободы занимаются социология, политика и т. д. Другой вид свободы — свобода духовная. Сущность духовной свободы состоит в независимости от собственных страстей и пороков.

Современный человек понимает свободу внешне, в узкоутилитарном смысле, сущность духовной свободы им игнорируется, следовательно, им игнорируется его же собственная личность, которая может получить свободу на совершенно других основаниях. Каков же истинный смысл свободы, ведущий к становлению личности, если под становлением личности понимать её возвышение и преображение?

Основной смысл дара свободы заключён в вопросах: «С кем ты хочешь быть? Кому ты хочешь служить? Добру или злу? Истине или лжи? Богу или…?» Насильно определить устремлённость человека невозможно. Только сам человек свободно определяет это. В этом великий Дар Свободы, соответствующий смыслу жизни и задачам личности. Другое понимание свободы неверно хотя бы потому, что исключает из неё её основной непременный атрибут — ответственность, — без которого свобода из добродетели превращается в порок.

СВОБОДА КАК ВЫБОР

Заслуживает внимания ещё одно толкование свободы как возможности выбора. Такое понимание нашло отражение в идее плюрализма мнений и внешних свобод, которые осложняют поиск истины, нередко запутывают своей множественностью так, что человек может легко ошибиться. И. А. Ильин верно показал последствия внешней духовной свободы: «Это означало бы: дай мне внешнюю свободу духа, чтобы я погубил и исказил свою внутреннюю свободу. Или ещё короче: дай мне свободу духовной гибели!» Свобода не может быть подменена свободой выбора, поскольку всякий выбор предполагает сомнения, раздвоенность, колебания, которые не может включать в себя свобода. Категория духовной свободы состоит в простом предпочтении добра, блага, исключающем сомнения и раздвоенность. Как свободен человек, который может не гневаться, не осуждать, не завидовать, смиряться и любить!

ТОЧКА ОТСЧЁТА

Для того чтобы осуществить свободный выбор (предпочесть благо), нужна точка отсчёта, критерий, что хорошо, а что плохо. Искать его в своём субъективном мире, как предлагают современные «гуманисты», поставившие человека на пьедестал, было бы неправильно и опасно. Признать себя центром и точкой отсчёта можно только в том случае, если человек совершенен. Если же это не так, то признавать свой субъективный мир за точку отчёта — значит признавать ценностями разное, иногда далёкое от истины или даже противоположное ей.

Осознать себя больным, повреждённым, нуждающимся в помощи можно, только сопоставив себя, своё реальное состояние с тем, каким человек должен и может быть. Всем хорошо известно, что существуют абсолютные, не зависящие от человека ценности, данные нам Богом через откровения Заветов. Стоит только начать жить по Заповедям, как человек сразу же убеждается в своём несоответствии образу Божию. Тогда человек начинает понимать, что он нуждается в помощи Бога, что он не «вещь в себе». Если Заповеди усвоены, т. е. воплощены в жизни, поступках человека, входят в состав его субъективного мира, то таких людей называют святыми. А если человек не дошёл даже до конвенционального уровня морали, то чем будет определяться его выбор? Если он не различает добра и зла? Тогда его выбор может определиться чем угодно. Например, собственной выгодой, пристрастиями, стремлением к удовольствиям и т. д. Тогда мы скажем, что это его свободный выбор. Однако иметь дело с подобным человеком не хочет никто. Но можно ли подобное поведение связывать с понятием свободы, если, конечно, понимать свободу в единой связи с ответственностью? Человек, не усвоивший абсолютных истин, не желающий видеть их реальность, но стремящийся к внешней свободе, может быть просто опасен.

Петь гимн свободе можно и должно, только если мы её правильно понимаем. В ином случае лекарство быстро может превратиться в яд, напившись которого можно захлебнуться, так и не поняв, а зачем, собственно, нам такая свобода?

ЧТО НЕСЁТ ПЛЮРАЛИЗМ?

Сейчас время всяческих свобод или их деклараций, время плюрализма мнений и точек зрения. В связи с этим появляется много новых «народных премудростей»: «У тебя своя правда — у меня своя», «У тебя своё мнение — у него своё», «В мире всё относительно». Подобная идеология многих «правд» приводит к пониманию сущности абсолютных ценностей как относительных, зависящих от чьего-то мнения, желания согласиться с ними или нет и, как следствие, к их отрицанию. Абсолютные ценности — духовные законы жизни, нарушение которых приводит к разным тяжёлым последствиям. Это каждый может проследить как на своём личном опыте, так и на опыте историческом. Разве войны, жестокость, насилие, пронизывающие историю человечества, не являются последствиями нарушения законов духовной жизни? Разве не являются наши болезни, духовные нестроения следствием нарушения этих законов?

Абсолютные ценности являются тем мерилом, с помощью которого может быть осуществлён акт свободного выбора. Необходимость сличения себя и своего поведения с тем, какими мы должны быть, легко увидеть даже с психологической точки зрения. Для нормального развития ребёнка необходим постоянный контакт со взрослым — носителем норм и ценностей. Взрослый отражает поведение ребёнка в своих оценках, суждениях, отношениях. Без взрослого невозможно развитие личности ребёнка. Аналогично и взрослый нуждается в общении с другими людьми для того, чтобы каждый раз сверять, познавать, исправлять себя. Без другого, как зеркала, отражающего меня, невозможно развитие личности. Другой — это тот, кто находится вне человека, он не является частью моего субъективного мира, а является зеркалом, в котором я отражаюсь и узнаю себя. Так и абсолютные ценности отражают наше поведение в виде мук совести, чувства неудовлетворённости, душевных терзаний. Тогда начинает работать совесть, необходимым условием существования которой есть свобода. Другое понимание свободы превращает этот дар в бумеранг, который вместо того, чтобы сразить цель, отсекает своим возвращением голову тому, кто его послал. В этом контексте становится понятен смысл известной пословицы «Вольному — воля, спасённому — рай».


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру