Богозданность семьи

Для современных людей христианская семья остаётся одним из самых непостижимых институтов человеческого бытия. Особенное недоумение вызывают её главные ценности: целомудрие в добрачных отношениях, супружеская верность, радость многочадства, евангельское благочестие. После более чем столетних утверждений об упразднении семьи «за её ненадобностью», после серьезных социальных и правовых попыток разрушить её в буквальном смысле «до основания», незаменимость семьи для духовно-нравственного благополучия человека сегодня стала очевидным фактом.

Семья, как единобрачие, принадлежит к христианской культуре, где спасительное совершенство личности осуществляется в духовном устремлении к любви, гармонии, благодатной свободе в добре. Семья во Христе – это восстановление подлинных отношений между мужчиной и женщиной, Богом и человеком.

Красота символического мировосприятия открывает факт того, что семья есть особое устроение жизни человека на земле, по своему замыслу имеющее духовные основы бытия. Первообразом семейной жизни является Божественная Троица. Поэтому христианская семья есть «тварная троица», которая также имеет три ипостаси, как и Господь Бог. Это – мужская ипостась, женская и детская, – три ипостаси одного существа.

Господство атеистического либерализма в общественной жизни показывает, что вне христианской веры ни любовь, ни единобрачие в отношениях мужчины и женщины достичь и сохранить невозможно. Движимый единственно сексуальностью человек с достаточно предсказуемой периодичностью будет менять объекты своего влечения, искать чего-то неопределённо желаемого, но в результате придёт лишь к опустошению, разочарованию или извращениям. Здесь необходимо различать духовные и психофизиологические законы устроения семьи и человеческих отношений. Сексуальность относится к биологической стороне жизни человека и сама по себе не сопрягается с душевными чувствами к другому. Любовь же относится к духовной сфере личности, исходит из душевного уровня, рождается отношением к конкретному человеку, включает и подчиняет себе сексуальность, регулирует её импульсивность нравственными смыслами и ценностями.

Из-за свойственного человеческой природе эгоизма людям очень трудно самостоятельно преодолевать встречающиеся семейные сложности и разногласия в межличностных отношениях. Однажды попав в воронку взаимных претензий, мужчине и женщине невозможно выбраться из бесконечных упрёков, обид и подозрений. У человека на это просто нет сил. Но они есть у Бога.

С точки зрения православной антропологии союз мужчины и женщины создан для любви и по любви, по свободному произволению Бога о человеке. В браке мужчина и женщина наделены взаимным превосходством, - муж властью покровительственной любви, жена – умножением жизни и радости в семье. Это царственный образ отношений мужчины и женщины. Поэтому их союз прекрасен и нерасторжим, но при условии, если он создаётся и поддерживается благодатью церковных Таинств. Сотворение мужчины и женщины было действием Промысла Божия, как свидетельствует о том Сам Господь: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть». [1] Таким образом, Божий замысел о человеке не осуществился окончательно, пока не была сотворена жена. О том же есть и ещё одно указание: «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». [2] Это показывает то, что и мужчина, и женщина есть две части одного целого, и в онтологическом смысле едины. Ни одна из этих частей не может быть полной, пока при содействии благодати Божией единство их не будет достигнуто. И мужской и женский пол (половинки единой человеческой сущности), как творение Божие имеют равное достоинство, взаимную ценность и достигают своей полноты в единении друг с другом.

Зримым умножением супружеской любви является рождение детей. Божье благословение человечеству «плодитесь и размножайтесь, и наследуйте землю, и обладайте ею»[3] выражает масштаб вселенской радости о приходе в мир каждой вновь рождённой личности, способной вмещать родительскую любовь, творчески преображать окружающую действительность и прославлять дарованной жизнью Бога-Творца.

Смыслы жизни семьи, изначально созданной в лоне Божественных Заповедей, с достаточной точностью раскрываются в посланиях свв. апостолов, исполняя которые только и возможно изжить в себе животную похоть, жестокий эгоизм и безумную агрессивность. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разнообразия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное…».[4] «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».[5] Взойти же к вершинам благочестия и благополучия можно лишь при условии, что супруги при первых же сложностях в отношениях не станут разводиться, а будут учиться любить и уважать друг друга, преодолевать взаимные обиды, исполнять своё предназначение, мудро и ответственно воспитывать детей.

Семейное благополучие нельзя взять под «твёрдую руку» юридического закона, расписав и регламентировав не только супружеские, но и детско-родительские отношения. Это невозможно, так как семья может существовать только на основе свободного союза любви и доверия, заботы и долга, подчинения и послушания, ответственности и уважения. Эти категории не правовые, а нравственные. Любовь и свобода являют собой Всеединство Целого, божественные законы красоты семейный отношений во Христе, гармонию мира и религиозного согласия Бога и человека в Истине. Потому-то в духовной традиции русского народа семью называют Малой Церковью, а Церковь – Большой Семьёй.

Семья – малая Церковь

Человеку свойственно искать счастья, хотеть любить и быть любимым, желать благополучия и здоровья, стремиться созидать и радоваться, постигать смысл собственной жизни. Это естественно, потому что в нём изначально заложена устремлённость исполнить своё предназначение, данное свыше.

Предназначение человека – стать наследником вечной жизни. У каждого на земле свой путь спасения. В православной культуре существуют две основные традиции достижения этой цели: монашество и семья.

Семья создана Творцом для умножения любви и продолженияжизни человечества на земле. Соучаствуя в жизни других людей, каждому из нас предоставляется возможность соединиться со своей частью в любви, деле, дружбе, истории и вечности.

Семья начинается с брака, с того момента как юноша и девушка определили свой выбор и приняли решение о совместном построении единой жизненной судьбы для себя и своих будущих детей.

Семья – это благословлённый Богом священный союз, естественная форма совместной жизни людей. Человеку дана возможность строить этот священный союз на основе любви и свободы.

Семья – дар жизни, благодаря которому каждый с момента рождения входит в человеческий мир и становится его уникальной и неповторимой частью. Ребенок начинает жизнь в такой семье, которую он сам не создавал - в семье своих отца и матери. Многое в человеке получает свое развитие именно в раннем детстве, так как семья – это то место, где вызревает зерно новой личности - «семя Я», которое зарождается и прорастает изначально в лучах родительской любви, а затем разворачивается заложенной наследственностью к своей божественной сущности – образу Божьему.

Семья имеет религиозную основу. Обращаясь к истории, узнаём, что устойчивость единобрачия, как социального феномена, сформировалась в христианской культуре. Духовной и психологической основой супружества являются религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Муж и жена после бракосочетания представляют собой единую плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имеющую своё продолжение в детях. В христианстве супружество понимается не просто как земное проживание мужчины и женщины друг с другом, а как их устремлённость к совместному спасению в Вечности.

В Православии семья именуется малой Церковью и содержит в себе все свойства кафолической Церкви: единство, святость, соборность, апостольство.

Единство семьи происходит из духовного и телесного единения мужа и жены. В супружестве важна не одинаковость характеров, а единая система нравственных ценностей, которая проявляется в совместном выборе жизненных целей. Единство семьи утверждается в потомстве, так как генетическая и психологическая схожесть обнаруживается во внешности и чертах характера кровных родных. Супружество образует единое психологическое пространство семьи, в котором муж, жена, дети и близкие живут во взаимном доверии и уважение, вместе преодолевают жизненные трудности. Единство семьи определяется общностью судьбы, простирающейся в вечную жизнь.

Святость православной семьи проявляется в том, что супруги после венчания призваны созидать в своих отношениях любовь, добро и красоту. Для того, чтобы этого достичь, мужу и жене необходимо:

а) беречь мир в доме;

б) молиться о благополучии семьи;

в) очищать от грехов свою душу в Таинствах;

г) пребывать в постоянном памятовании о Боге;

д) устремляться к христианским идеалам;

е) возрастать в добродетелях с помощью благодати Божьей.

Признаками святости семьи являются любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Соборность семьи представлена в её иерархической структуре. Иерархия семьи – это соподчинённость, основанная на заботе и служении друг другу, совете при принятии решений и послушании в принятом решении главе семьи. Иерархическая семья выстраивает свои отношения по закону добровольного подчинения высшим христианским ценностям. Такая семья становится школой свободы ближнего и внутренней свободы, когда соподчиненность исходит из любви и уважения друг к другу. Соборность в семье проявляется как единение в лучшем, воспитывает здоровое чувство долга и формирует основы гражданского самосознания.

Апостольство семьи заключается в хранении православной веры. Домострой сохраняет благочестивые христианские традиции культуры жизни в семье. Православная семья живет на основах христоцентричности, которые открывают смыслы человеческого существования на земле. Принципы и правила семейной жизни сформулированы апостолами в Священном Писании, передаются Священным Преданием и хранятся в православном укладе. Соблюдение православного уклада даёт семье благополучие, а всему роду - благородство. Проходя путь семейной жизни по апостольским наставлениям, супруги возрастают в любви, а семья исполняет своё предназначение.

Предназначения семьи

1. Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозные, национальные и отечественные традиции своего народа.

2. Семья призвана пробудить духовную потребность личности в любви к ближнему, Отечеству, Богу.

3. Семья призвана быть школой здорового чувство хозяина, основанного на заботе и попечении о близких людях.

4. Семья призвана формировать самосознание личности, основанное на свободном внутреннем выборе служения Добру.

Семью часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи, которые находим в родном доме. Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Семейное счастье не измеряется богатством, властью, талантом и даже здоровьем. Семья, где царит любовь, искренность и мир в отношениях, подтверждает изречение древних, что брак – это остаток рая на земле.

Становление семьянина

Становление человека как нравственно здоровой личности происходит в семье. Только в недрах семейной жизни зарождается и формируется собственно человеческое в человеке: способность любить, помогать, сочувствовать, заботиться, быть ответственным и преданным во взятых на себя обязательствах, в служении добру и правде. Рождаясь в семье, получая жизненно необходимый опыт, образцы и примеры человеческого общения, люди становятся способными создавать свои семьи. В дружном коллективе близких людей вырабатываются такие правила взаимодействия, которые способствуют воспитанию лучших социальных навыков. При этом организация жизни в семье позволяет оставаться каждому человеку самим собой, развивать данные ему таланты, обретать свою личностную уникальность и неповторимость.

В кругу родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр ребёнок проходит все стадии взросления от младенчества до юношества, активно взаимодействует в различных социальных диспозициях и ролях.

Опытно, на самом глубинном подсознательном уровне памяти запечатлевается, в первую очередь, образ родительства: ласка нежного материнства и строгость любящего отцовства. Память ребёнка фиксирует наиболее значимые моменты взаимоотношений с мамой и папой, и впоследствии сознание подростка или юноши вырабатывает к родительским методам воздействия своё личное отношение. Повзрослев, каждый человек начинает заново оценивать семейные события с точки зрения их воспитательного значения и нравственного содержания, – того вклада, которое оно внесло в становление его самосознания и поведение.

Особое значение для становления семьянина имеет общение в кругу братьев и сестёр. Жизнь детского семейного коллектива особая, так как она не эпизодическая, не избирательная, не самочинная. Она имеет многолетнюю протяжённость в своём развитии. Многие жизненные события переживаются совместно: радость, труд, невзгоды, потери, обретения. Происходит формирование эмоционального навыка собственно семейного переживания жизненных ситуаций, стремления быть вместе с родными и в праздниках и в бедах. Именно живя вместе под одной крышей, братья и сёстры становятся близкими, они научаются дружить. В ссоре друг от друга нельзя «убежать насовсем», а потребность в совместной игре вынуждает детей учиться договариваться, уступать, делиться, чувствовать и уважать интересы другого. Опыт братско-сестринских отношений даёт в детстве умение дружить с ровесниками. Во взрослой жизни это помогает выстраивать и сохранять вне семьи дружеские, деловые отношения с окружающими и коллегами по работе, не скатываясь в омут сексуальной озабоченности и избавляет от порочного восприятия каждого представителя противоположного пола как объекта для гендерных игр или влечений.

Чувство рачительного хозяина и хорошей хозяйки изначально формируется в родительской семье. Сначала дети погружаются в домашний уют и комфорт, потом им поручают отдельные задания, затем часть дела, а с возрастом с них спрашивают по хозяйственным вопросам в полном объёме. Мальчики и девочки научаются видеть необходимый для жизнедеятельности семьи объём работы, различать в нём то, что можно сделать самим, а в чём необходима помощь. В сознании подростков уже начинает складываться деловая мозаика: что является необходимым в обеспечении нормальной жизни, что желательно, а без чего можно обойтись. Умение распределять средства, находить дополнительный заработок (или экономию), радовать близких неожиданными подарками, – всё это является необходимыми условиями становления семьянина. Тогда в период выбора спутника жизни, молодые люди будут вглядываться в предмет своей симпатии и с точки зрения их «практической струнки», различать их хозяйственные навыки.

Воспитание вне семейного уклада, будь то в интернате или детском доме, где материальные условия чаще всего очень хорошие, не способно подготовить молодое поколение к созданию своих собственных семей. Жизнь в воспитательных заведениях не даёт им образа именно семейных взаимоотношений, навыков родительства и управления домашним хозяйством. Живя на всём готовом, не вникая в трудности материального обеспечения, не умея отказывать себе в чём-либо ради другого человека, дети в государственных учреждениях очень часто вырастают потребителями, которые зачастую не способны на жертвенный труд и лишения. Примеры покалеченных судеб такого пагубного взращивания в истории нашей страны известны и хорошо изучены. Ведь в семьях, особенно многодетных, существует не игра в труд, а сам труд, не игра в хозяйственную деятельность, а сама работа, необходимая для достижения благополучия семьи.

Подрастая, дети в семье начинают неосознанно для себя наблюдать взаимоотношения родителей как мужа и жены, как мужчины и женщины. Впоследствии характер этих отношений станет образцом построения своей собственной семьи. Очень важно, чтобы у отца и матери сохранялась взаимная доверительность и трепетность, внимательность и уважительность. Детям необходимо наблюдать привязанность своих родителей друг к другу, особенности проявления как мужской покровительности, так и женской обаятельности. Ничто так не убеждает молодых людей в необходимости создания семьи, как супружеская нежность, взаимная любовь собственных отца и матери.

Основы семейной жизни

Постижение основ жизни семьи заключается в том, что за внешне обыденными явлениями необходимо видеть их сакральный смысл и предназначение. Семья – отличительный фундаментальный признак человека, характеризующий его как носителя культуры и выражающий его духовное достоинство как образа Божия.

Первичной основой семейной жизни есть свободное избрание супругов по взаимной симпатии и любви. Целомудрие в добрачных отношения позволяет сформироваться и окрепнуть именно духовной сфере отношений, без которой они могут быть поверхностными и непродолжительными. Сохранение любви в этом свободном избранничестве возможно при следовании тем традициям, которые выработаны христианской культурой и испытаны русским народом в православном образе жизни.

Другой основой семейной жизни является пожизненность супружеских уз. Осознание неразрывности супружества становится серьёзным фактором самовоспитания и личностного совершенствования как мужчины, так и женщины в браке. Соблюдение нравственных норм, исключение пороков, устремлённость к благополучию отношений помогает супругам находить такие индивидуальные формы совместного бытоустроения, которые бы умножали радость, творческие силы и здоровье всех членов семьи.

Супружеская верность – ещё одна безусловная основа семейной жизни. К сожалению, человеческой природе (в безблагодатном состоянии) свойственна склонность к проявлениям животной похотливости, которая так часто обманывает манящими фантомами сексуальных фантазий. Это вводит человека в заблуждение и острый эмоциональный диссонанс. Сохранение супружеской верности возможно лишь при религиозной жизни во Христе. В этом случае личность становится способной к самоуправлению и самообладанию своими чувствами и волей, а отношения супругов (освященные благодатью Таинств) достигают нравственной глубины, духовной чистоты и возвышенности.

Рождение и воспитание детей – так же фундаментальная основа семейной жизни. Добрая воля в многодетном родительстве становится одновременно и источником радости и необходимым условием освящения брачной жизни. Дети – это то, что даётся двум супругам от Бога. Воспитание их в евангельских заповедях выражает цель и смысл родительства в семейной жизни.

Ещё одним основанием семейной жизни является уважительность и доверительные отношения ближайших родственников (в первую очередь родителей мужа и жены). Поддержка и совет, реальная помощь и строгий наказ, - всё способствует укреплению вновь образовавшейся семьи, ставит её жизнь на крепкие основания личной ответственности перед родственниками.

Когда семейная жизнь начинается с искренних и честных отношений, а супружество охраняется от нечистоты прелюбодеяний и горечи обмана; когда в доме слышны детский смех, а преодоление трудностей сплачивает и обучает терпению, тогда можно говорить о том, что семья становится настоящей духовной крепостью, источником мира и добра для всех, кто в ней живёт.

Родительское благословение

Перед тем, как вступить в законный брак, молодые люди просят родительского благословения. Это важный духовный момент в создании новой семьи. Как дом стоит на фундаменте, так и жизнь молодых супругов начинается с родительского благословения.

Зачем нужно родительское благословение и в чем его сила?

От рождения человек живёт в родительской любви и заботе. Много трудов и молитв положили мать и отец для того, чтобы из беззащитного младенца вырос достойный юноша или добрая девушка. Подрастая в православном семье, дети сами стремятся на всякое дело иметь родительское благословение, зная его благодатную силу и оберегающий покров.

Прежде чем создать свою семью, каждому юноше и девушке дано право выбирать из большого круга своих знакомых того единственного человека, с которым возможно будет в дальнейшем соединить свою судьбу.

Не сразу приходит чувство большой любви. Оно может зарождаться как симпатия, дружба, уважение, сотрудничество, взаимная помощь. У молодых людей в юности есть время присматриваться друг к другу, выбирать того или иного человека по сердцу.

Периоддо свадьбы – это этап испытания избранника или избранницы. Молодые люди узнают личностные особенности друг друга, проверяют себя и другого на схожесть традиций воспитания и культуры семейных отношений.

Правильно оценить человека и решить создавать ли с ним семью, конечно, непросто. Где и как найти любимого или любимую? Как же не ошибиться в своём выборе спутника жизни?

С одной стороны, условиемосуществления выбора является серьезность намерений. В этом случае не допускаются легкомысленные флирты, беспечное времяпрепровождение, метание по сомнительным компаниям, где вероятность встречи с потенциальным избранником или избранницей маловероятна. Качества, которые значимы в повседневном и развлекательном общении с друзьями, не всегда совпадают с качествами, необходимыми в семейной жизни, а чаще всего, они прямо противоположны. Последствиями несерьёзности намерений в знакомствах могут быть: растраченность душевных и физических сил, приводящая к унынию и печали; половая распущенность, СПИД и сопутствующие этому болезни; вхождение в деструктивные группировки и тоталитарные секты; наркомания и алкоголизм.

С другой стороны, искажением состояния выбора спутника жизни в юности является излишняя заинтересованность или даже озабоченность поиском. В этом случае в каждом новом знакомстве видится потенциальный жених или невеста. Ослеплённая неразборчивость не даёт построить правильные отношения и приводит к душевным драмам и разочарованиям.

Чаще всего признаками, по которым молодые люди могут определять свой выбор, являются:

- привлекательность (приятное восприятие внешности);

- радость общения (любого времени мало);

- общие интересы (интересный собеседник);

- взаимопомощь (умелость в житейских ситуациях);

- серьёзность намерений (самоценность для другого);

- самостоятельность (надёжность в договорённостях).

Даже тогда, когда первый этап выбора состоялся и у молодых людей всё более и более возрастает потребность друг в друге, то и в этом случае недостаточность жизненного опыта сохраняет сомнения и возможность ошибки в выборе. Ведь выбирать приходится не просто хорошего друга или симпатичную подругу, но свою опору в жизни, отца или мать своим будущим детям, бабушку или дедушку своим внукам. Выбор спутника жизни – один из наиглавнейших этапов в жизни человека. От него зависит не только личное счастье, но и спокойствие близких, здоровье и благополучие рода. Приходит время, когда совет старших просто необходим.

Следующим этапом в развитии отношений молодых людей является знакомство с родителями. Выросшие дети на пороге взрослой жизни доверяют опыту и мудрости своих родителей в оценке собственного выбора потенциального супруга или супруги. Одобрение родителей укрепляет молодых людей в выборе, даёт новый импульс в развитии отношений и ориентирует на создание семьи.

Перед тем, как молодые люди утвердились в решении создать семью, они вновь идут к родителям и просят родительского благословения.

Родительское благословение на бракэто установленное Богом напутствие старших при создании новой семьи. Через родительское благословение подаётся добро, счастье, благополучие, здоровье и изобилие рождающейся семье. Родительское благословение – это согласие и разрешение молодым людям строить свою жизнь самостоятельно.

До родительского благословения у молодых людей есть время и множество вариантов выбора своей второй половины. После того, как отец и мать дают своё родительское благословение, выборспутника жизни становится избранничеством, а молодые люди объявляются женихом и невестой.

С этого момента семьи жениха и невесты начинают готовиться к свадьбе. Свадьба не только личное торжество, но и большой родовой праздник: молодожёны соединяют, сближают и объединяют два родословных древа. Чем больше в семье взрослых детей, тем больше родов сливается в одну общую семью.

Что происходит в тех семьях, где супруги начали совместную жизни без родительского благословения?

Прежде всего, без родительского благословения молодые люди не чувствуют духовную и психологическую поддержку со стороны ближайших родственников. Это негативно сказывается на атмосфере их отношений, рождает подозрительность, недоверие и осуждение. Отсутствие родительского благословения порождает скудость душевных сил, делает затруднительным взаимообогащение супругов друг другом, увеличивает тревожность и страх при возникновении естественных жизненных испытаний.

В родительском благословении выражается полнота любви родителей к детям, красота духовных традиций семьи, настоящее доверие между поколениями.

Родительское благословение – это компас в житейском море.

Родительское благословение – это дорожная карта жизни.

Родительское благословение – это тропа в заснеженной степи.

Родительское благословение – это щит в духовной борьбе.

Благополучное родительство

Какими бы талантами мы не были наделены, какими бы специальностями мы не овладевали, – есть одна особая профессия, результаты которой влияют на благополучие всех взрослых людей, достижения которой определяют итог всей жизни. Именуется эта профессия родительство.

Благополучное родительство своим основанием имеет евангельские наставления: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость»[6] и «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». [7] Действительно, христианская религия принесла с собой особое понимание отношений родителей и детей, она утверждает, что истина осуществляется только в милости, а правда сохраняет мир. Мерой всему становится жертвенная любовь и взаимное служение.

Первым непреложным принципом благополучного родительства является уважение к старшим. Этот принцип включает в себя: почтение к отцу и матери, послушание им в нравственных нормах поведения, и подчинение им в действиях и поступках. Эта властность необходима родителям для насаждения в детях добрых нравов, укрепления их в полезном и отвращения их от зла. Родители, находясь во взаимном уважении друг к другу, пробуждают его и у детей. При этом отец особенно строго следит за почтительным отношением к матери, а мать – укрепляет детей в благочестивом послушании отцу.

Вторым принципом благополучного родительства является бережное отношение к младшим. Этот принцип включает в себя: заботу о здоровье и безопасности детей, внимание к их просьбам и потребностям, понимание индивидуальных особенностей личности конкретного ребёнка. Бережность позволяет родителям разумно управлять развитием детей, раскрывать их личностный потенциал, сохранять и одухотворять нравственную свободу ребёнка. Маленького ребёнка эмоционально подавить или психологически сломать очень легко. Но тогда не раскроется тот замысел, который вложил в его душу Господь: физическая сила может исказиться в негативизм и агрессию, чуткость – в инфантилизм и беспомощность, радость – в зависть и уныние.

Два основополагающих принципа благополучного родительства объемлют в себе многие и многие нюансы воспитания, сохраняют преемственность нравственных ценностей от старшего поколения к младшему. Ведь чёрствые взрослые вырастают не только из тех, о ком не заботились, но и из тех, кого не научили сострадать и жертвовать своим временем, спокойствием, вещами ради ближних. Безответственными родителями становятся не те, о ком не заботились, а кого не научили заботиться о других. Неблагодарными бывают не те люди, кому не дарили внимания, но, чаще всего, кого не научили благодарить за проявленную к ним заботу и труд, чью зависть и претензии не останавливали с самого раннего детства.

Залогом благополучного родительства является приоритет нравственного воспитания над интеллектуальным и физическим развитием детей. Родителям необходимо погрузить их в духовные и нравственные смыслы жизни родного народа, сформировать их самосознание на основе совести и волевой саморегуляции. Если этого не будет, - напрасен родительский труд по сохранению здоровья, развитию способностей и талантов. Подростки часто совсем не дорожат своим здоровьем. Они могут экспериментировать в курении, пьянстве, наркомании, беспорядочных сексуальных связях. Занятия спортом, любимые увлечения, успехи в серьёзных науках не всегда могут защитить юношество от порочных соблазнов.

Долгие годы общественное мнение взирало на родительство как на побочный продукт семейной жизни, как на биологическое воспроизводство народонаселения в государстве. Считалось, что родительство это то, что получается само собою, чему не надо учиться, на что «много ума не надо». Но с уничтожением религиозных традиций в нашей стране, попранием нравственных норм и правил взаимоотношений старших и младших поколений мы столкнулись с серьёзными проблемами в семейной воспитании.

Рост социальных сирот и детей-бродяг превысил все мыслимые и немыслимые показатели. Дома престарелых переполнены старыми и больными людьми, брошенными своими взрослыми детьми. Сильные и здоровые подростки порой добывают средства себе на жизнь не трудом, а обманом, разбоем и воровством, зачастую у беззащитных пенсионеров и стариков.

Нам необходимо вглядеться в традиции православного воспитания с тем, чтобы разобраться, каким должно быть благополучное родительство. Как избежать родительской трагедии и воспитывать детей так, чтобы они не становились преступниками, детоубийцами, жестокими к пожилым и беспомощным людям. Нравственный уровень культуры народа всегда определялся не научно-техническими достижениями, а отношением в обществе к стариками и детям.

Дети и родители друг без друга не существуют. Потому-то они так нужны друг другу. Чтобы человеку познать полноту жизни, радость и любовь, ему необходимо родить, воспитать и поставить на крыло своих детей. Чтобы вырасти младенцу сильным, ему нужна родительская ласка и нежность. Чтобы стать малышу умелым, ему необходима родительская помощь и поддержка. Чтобы стать юноше разумным, ему нужен совет мудрого старшего. Чтобы встретить достойную старость нужно состояться в благополучном родительстве.

Великая тайна детско-родительских отношений заключается в том, что родители помогают детям войти в этот мир, а дети помогают родителям перейти в мир иной. И то и другое – жертвенный труд. Родители пекутся о счастливом детстве своего потомства, а дети радеют о достойной старости своих родителей. В этой сердечной заботе живёт взаимная любовь.



[1] Евангелие от Марка, гл. 10, ст. 7-8.

[2] Быт., гл. 2, ст. 18.

[3] Быт. 1, ст.29

[4] Послание ап.Павла Галатам, гл. 5, ст. 19-21.

[5] Послание ап.Павла Галатам, гл. 5, ст. 22-23.

[6] Послание ап. Павла к Ефесянам, гл. 6:1

[7] Послание ап. Павла к Колоссянам, гл. 3:21


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру