Несознательное родительство?

В последние годы возросло число федеральных, региональных, муниципальных целевых программ и проектов, предметом которых выступает процесс целенаправленного воздействия на пространство современной семьи для формирования «осознанного», «ответственного», «компетентного», «просвещенного» родительства. Это обуславливается тем, что в российском обществе констатируется целый ряд острых проблем, связанных с нарастающей девальвацией ценности семейного образа жизни, рождения и воспитания детей. Пристальное внимание исследователей различных областей науки – демографов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, философов, медиков привлечено сегодня как к анализу кризиса семьи и родительства, так и к выявлению антикризисных стратегий. Они необходимы для формирования продуманной семейной политики со стороны государства и продуктивной деятельности общественных организаций в этом направлении.

Для того, чтобы обозначить каким общество хочет видеть "настоящее", "правильное", нормативное родительство, в последнее время рождались самые разнообразные словосочетания. Вот наиболее устоявшиеся понятия, используемые в названиях разных программ и подходов:

· «сознательное родительство»

· «осознанное родительство»

· «ответственное родительство»

· «компетентное родительство»

· «просвещенное родительство»

· "естественное родительство".

На наш взгляд, эти составные конструкты - не просто игра слов. Они косвенно или прямо свидетельствуют об особенностях понимания:

- того, что из себя представляет современное родительство,

- каким оно должно быть

- и чего ему не хватает.

Как следствие - вокруг каких направлений деятельности может строиться сегодня процесс его целенаправленной поддержки.

И в родительской среде, и среди специалистов такие понятия как сознательное- осознанное - ответственное - естественное родительство и компетентное - просвещенное родительство оказываются близкими по вкладываемому в них смыслу.

Так, «осознанное родительство» в психологическом дискурсе понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве [9]. По Е.Г.Смирновой, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания [20].

"Сознательное родительство", "ответственное родительство" характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Противоположность "осознанному", "сознательному", "ответственному" родительству - пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных воздействий. В рамках такого подхода помощь в формировании оптимального отношения к родительству может исходить как со стороны специалистов, так и от более опытных, сознательных, ответственных родителей.

Нельзя не отметить и вариативность смыслов, которые могут вкладываться в такие концепты как "ответственное" и "сознательное" родительство.

Так, понятие ответственности может быть сопряжено с политикой ограничения рождаемости под лозунгом «ребёнок должен быть здоровым и желанным» или "пусть один ребенок, но здоровый и желанный". Манипулирование понятием "ответственное родительство" со стороны различных служб планирования семьи рядоположно такой терминологии как «репродуктивные права» (понимаемые в этом контексте как право на контрацепцию, стерилизацию, аборт, пропаганду контрацептивов в школах под видом «полового воспитания», «основ здорового образа жизни» и т.п.), «безопасное материнство», "безопасный секс" и пр.

Понятие же «сознательное родительство» часто, на практике, интерпретируется в сопряжении с популярной псевдомистической философией «Нью-эйдж», как один из сегментов т.н. "естественного родительства", [см.далее], в профанной интерпретации - от «со – знание», т.е. приобщение к некому «высшему» знанию, понимаемому в оккультном контексте. Зачатие, беременность, роды мистифицируются и осмысляются в этом контексте как особые состояния, близкие к трансу, к "космическим потокам энергий", влиять на которые можно определёнными техниками. Рядоположными конструкту «сознательное родительство» оказываются такие употребляемые сегодня понятия как «сознательное зачатие», "изменённое сознание", "расширение сознания", «духовное акушерство» и т.п. Они маркированы принадлежностью к тем родительским движениям, которые во-многом пронизаны влияниями оккультно-эзотерического толка. Специфическое понимание «духовности» и «сознания» в русле данных течений делает восприятие данных конструктов крайне тенденциозным и неоднозначным.

"Компетентное" и "просвещенное" родительство обнаруживается в информированности взрослого о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и взаимоотношения с ним, а также умении применять их на практике. Овладение всем комплексом видов и типов контакта по мере взросления ребенка от раннего возраста к школьному составляет основу родительской компетентности. Противоположность "компетентному", "просвещенному" родительству - низкая компетентность, неразборчивость в вопросах оздоровления, развития, воспитания. Стихийные педагогические знания рассматриваются как явно недостаточные для нынешнего поколения родителей, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, прежде не имевших места, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто [5]. Агентами- трансляторами компетенций и просвещения для родителей в рамках такого подхода являются, прежде всего, специалисты [см., напр.14].

Между тем, нужно отметить, что в общественном сознании понятие «просвещённое родительство» стало вызывать серьёзные опасения после того, как А. Ф. Радченко, руководитель аппарата Общественной палаты России и один из разработчиков форсайт-проекта «Детство 2030», заявила: «Обучение родительству должно стать, по меньшей мере, доступным. Но в принципе, можно пойти дальше - оно должно стать обязательным. И при соответствующем реформировании органов опеки и социальных служб мы должны будем через какое-то время ставить вопрос об ограничении родителей в своих правах в случае, если не прошли это обучение». В данном контексте, манипулирование понятием "просвещённое родительство" сопряжено с возможностью введения его в юридическое поле. Резкая общественная реакция на это заявление демонстрирует опасение в том, что подобный взгляд на нормативное родительство чреват радикальными изменениями взаимоотношений между семьёй и государством, а именно - экспансией государственной идеологии и политики в приватное пространство семьи, установлением государственного контроля над методами семейного воспитания через лицензирование родителей [см. напр.19].

"Естественное родительство" - наиболее популярный подход в материнских и отцовских практиках периода младенчества, избираемых современными родителями, ими же популяризируемый в различных сообществах, интернет-порталах и блогах. Он часто, в практиках различных родительских сообществ, оказывается рядоположен, частично или полностью отождествляем с "сознательным", "осознанным" родительством, а в России восьмидесятых-девяностых годов XX века подход к новорожденным в контексте "Natural Parenting" называли не иначе как «сознательное родительство». Этот подход объединяет тех отцов и матерей, для которых ведущим признаком сознательного - осознанного - ответственного - компетентного родительства является стремление к естественности, понимаемой как природосообразность и альтернатива стандартизированным подходам к рождению и воспитанию. "Естественные роды" (то есть физиологичные, без "акушерской агрессии", понимаемой как неоправданное медицинское вмешательство в ход родов), "естественное вскармливание" (т.е. продолжительное кормление ребёнка материнским грудным молоком), естественная гигиена новорожденного (т.е. отказ от подгузников, раннее "высаживание" малыша для отправления нужд и пр.) - основные составляющие практик естественного родительства. Транслировать такие практики могут как сами опытные родители, так и разделяющие подобные взгляды специалисты.

Естественное родительство - одна из устойчивых общественных инициатив сегодняшнего дня. Как социокультурное явление оно аккумулирует настроения нового поколения родителей. Здесь хорошо просматриваются такие его особенности как деавтономизация пространства детей и родителей с одной стороны и, с другой, определённые протестные настроения - стремление обособиться от "экспертократии", стандартов, диктуемых официальными институциями, в ведении которых находятся вопросы охраны здоровья, материнства, детства. Сторонники естественного родительства больше склонны полагаться на родительскую интуицию, способность быстро накапливать опыт и необходимые знания, самостоятельно или консультируясь со специалистами-единомышленниками отбирая из широкого круга источников всё нужное для того, чтобы нормально заботиться о своих детях. В многочисленных родительских сообществах - примечательном явлении сегодняшнего дня - формируются собственные, вариативные, представления о нормативном родительстве. Современные активные родители больше не доверяют общественным практикам воспитания, они склонны самостоятельно выстраивать и отстаивать воспитательные маршруты, ориентируясь на собственные ресурсы, представления о должном и недолжном для каждого конкретного ребёнка, на ценности своей семьи.

Таким образом, вариативность приведённых понятий демонстрирует четыре ведущие тенденции в отношении современного понимания нормативного родительства.

Первую тенденцию отличает небесспорное убеждение: для того, чтобы сегодня стать полноценным родителем недостаточно просто родить ребёнка. Нужно расширять материнские и отцовские компетенции, просвещаясь у специалистов или более опытных родителей. Этим обуславливается «знаниевый подход» в программах различных проектов для родителей, в последнее время удерживающий свои позиции в различных просветительских и образовательных областях наряду с «компетентностным подходом».

Вторая тенденция отражает отношение к родительству как к важному, социально-ответственному делу, эффективность которого зависит от того, в какой мере мать и отец сознают и принимают эту ответственность.

Такие понятия, как "осознанное", "сознательное", "ответственное" родительство вошли в отечественный научный дискурс и прикладные практики сравнительно недавно, с конца 90х годов ХХ века. Нам они представляются не вполне удачными и корректными в силу того, что эти понятия больше характеризуют степень активности/ пассивности принятия родительского статуса и реализации родительской роли. Это сужает решение проблемы формирования культуры родительства, которая значительно многоаспектнее, нежели отношение к родительскому статусу.

Третья тенденция раскрывается в содержательном наполнении родительского всеобуча. Она обнаруживает тяготение к ограниченности либо психолого-педагогическими сферами детско-родительских отношений, либо - на этапе работы с беременными - вопросами культуры здоровья и перинатальной психологии.

При акцентуации на дородовой подготовке доминирует приобщение родителей к практикам крайне важного, но непродолжительного периода беременности, родов, младенчества. При таком же подходе, когда комплекс проблем сводится к коррекционному полю психолого-педагогических практик, родительство практически отождествляется с воспитанием, либо подменяется «педагогической культурой родителей».

Четвёртая тенденция демонстрирует активизацию родительской инициативы в сопротивлении каким бы то ни было внешним стандартам в отношении представлений о том, какие именно оздоровительные, воспитательные, образовательные практики можно считать нормативными. В условиях мировоззренческой палитры глобализирующегося мира, родителям сегодня оказывается важно сохранить автономное, преимущественное право самостоятельного выбора репродуктивных, оздоровительных, воспитательных, культурных тактик в соответствии со значимыми для семьи идеалами и ценностями. Отсюда - широкая вариативность мировоззренческих оснований родительских практик современности: от погружения в неоднозначные оздоровительные практики (напр., моделирование процесса родов с помощью дыхательных упражнений, "беби-йога" и пр.пр.) и образовательные эксперименты (например, раннее интеллектуальное развитие и т.п.) - до сознательной реконструкции и развития вполне традиционных подходов к рождению, воспитанию детей в сопряжении с реалиями современности.

Таким образом, понятия сознательное - осознанное - ответственное - естественное родительство и компетентное - просвещенное родительство затрагивают важные сферы представлений о нормативных чертах современного родительства. В то же время, на практике они оказываются сопряжены с неоднозначными тенденциями. В целом же, эти представления, в некоторой степени, тяготеют к ранним этапам становления родительства (беременность, роды, младенчество) или, в значительной степени, к психолого-педагогическим сферам, что не может отражать всей полноты данного феномена.

В самом деле, круг аспектов, организующих пространство культуры родительства, значительно шире, нежели сугубо воспитательные. Они касаются: выстраивания отношений между самими родителями, между старшим и младшим поколениями семьи, особенностей проявлений любви и заботы, организации домашнего быта, творческого преобразования домашней среды и уклада жизни дома, создания и консервации семейных традиций, обогащения культурного кругозора и форм совместного досуга, характера попечения о собственном здоровье и здоровье ребенка, начиная с периода подготовки к беременности и деторождению, выбора модели репродуктивного поведения, специфики взаимодействия с социальными институтами и их представителями и др.

По нашему мнению, осмысление феномена родительства целесообразно связать с более широким контекстом - рассматривая его как общественно значимое пространство национальной культуры. В этом случае можно говорить о «культуре родительства» и строить сегодня комплексные вариативные модели её целенаправленного формирования, интегрируя в этом процессе как современные научные знания, так и конструктивный опыт различных родительских сообществ.

Культура родительства – составная часть культуры семьи, с той разницей, что её локус строится вокруг сферы установок и практик, связанных с планированием семьи и её репродуктивной функцией, беременностью, деторождением, отношением к детям, самоидентификацией взрослых как родителей, воспитанием младшего поколения. Культура родительства может претерпевать качественные изменения на протяжении жизненного цикла семьи. Можно различать специфику родительства в однодетной, среднедетной, многодетной семье, в отношении несовершеннолетних детей и в отношении ко взрослым детям. В целом же, феномен культуры родительства следует рассматривать как макро- и микро-системное явление.

Под «культурой родительства» мы понимаем совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, сложившихся в этнонациональной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания детей в соответствии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качествах человека (идеальный культурный облик, культурный образец). Подобным образом интерпретируется культура родительства на макросистемном уровне, обусловленном общечеловеческими, этнокультурными и конкретно-историческими влияниями.

На микросистемном уровне следует рассматривать приватную культуру родительства, в которой преломляется общее (общечеловеческие ценности и социальные нормы), особенное (этнокультурные черты) и индивидуальное (своеобразный стиль отношений, поведения и деятельности, свойственной отцу и матери в конкретной семье). Тогда культура родительства может трактоваться как совокупность преломленных в приватном пространстве семьи ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, характерных для этнонациональной культуры и конкретного исторического этапа, отобранных и присвоенных в соответствии со значимыми для родителей образцами и нормативными представлениями об идеальном культурном облике человека.

Такое понимание родительства имеет ряд преимуществ.

Культурологический подход позволяет интегрировать характеристики и проявления культуры родительства, зафиксированные в рамках различных научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогике, этнологии, фольклористике, медицине и др., что ведет к целостному пониманию данного феномена. Синтез результатов различных дисциплин, изучающих семью и родительство, необходим и для оптимизации действий различных социальных структур, организаций, фирм, нацеленных на конструктивное сопровождение семьи.

Культурологический подход содействует актуализации ценностного (аксиологического) фактора в формировании культуры родительства. Духовный комплекс в её морфологии является системообразующим; им задаются ценностно-смысловые координаты в различных сферах жизни семьи: от мировоззренческих устоев до избираемых оздоровительных, воспитательных, культурных, досуговых, религиозных практик, от репродуктивных установок и стиля внутрисемейного общения, эстетики быта до отношений с окружающим миром.

Помимо этого, обнаруживаются возможности преодоления «знаниевого подхода» и моделирования целенаправленного формирования культуры родительства как интегрированной трехкомпонентной системы: «ценности – знания и опыт – способы их трансляции». Ею определяется решение актуальных вопросов, по-сути, детерминирующих специфику культуры родительства:ради чего и что именно транслировать?- что для этого необходимо на разных стадиях развития семейной системы? – какими способами транслируются ценности, знания, опыт от старших к младшим членам семьи? Различные ответы на вопрос целеполагания ("ради чего?") обуславливают вариативность избираемых родителями практик.

Значение ценностного фактора хорошо просматривается в неформальных родительских сообществах - школах, клубах, центрах для родителей. По-сути, родительские объединения являются активными ценностно-мотивированными социальными группами. Пока государство напряженно ищет пути выхода из демографического пике, здесь, по-сути, уже отрабатываются вариативные модели эффективного развития культуры семьи и родительства. Объединение родителей в различные сообщества - одно из устойчивых общественных явлений последних двух десятилетий [2,16]. Программы таких объединений достаточно разнообразны по содержанию, а, главное, различны по исходным мировоззренческим установкам. Где-то - это погруженность в усиленное "раннее интеллектуальное развитие", где-то - увлечение псевдомистическими, эзотерическими практиками рождения и воспитания "нью-эйджевсого", неоязыческого толка, а где-то - реконструкция ценностей и смыслов традиционных основ культуры семьи, этнокультурного и религиозного воспитания. Этим объясняется палитра предлагаемых здесь практик. Но при всех различиях, фактом остается то, что они оказались способны поддерживать и развивать культуру семьи и родительства в современном обществе. При комплексном подходе - на основе интеграции современных научных знаний и конструктивного прикладного инновационного опыта родительских объединений, возможно создание эффективной системы целенаправленной поддержки семьи и родительства.

В целом же, взгляд на современное родительство только через парадигму кризиса концентрирует внимание исследователей на девиантных тенденциях. Это, в свою очередь, обуславливает общественные представления о родительстве, как на само по себе неполноценном явлении, нуждающемся в оформлении специалистами. Конструктивные явления иного характера, вариативность спонтанно складывающихся моделей формирования культуры родительства в активных родительских сообществах, остаются, по большей части, вне аналитики. Это приводит к искаженной картине представлений о современном родительстве и его социокультурном потенциале.

При значимости же и актуальности целенаправленного подхода к формирования культуры родительства, необходимо подчеркнуть следующее. Было бы совершенно недопустимо пытаться сводить вариативность родительских практик конкретных семей к оценке сквозь призму стандартизированного подхода. В таком случае создаются условия для использования стандарта как инструмента социального давления и принуждения. Любые программы по целенаправленному формированию культуры родительства, обучению родителей должны быть сугубо добровольными и предполагать вариативность моделей. В противном случае, велики риски разделения родителей на «просвещенных/непросвещенных», «компетентных/некомпетентных», «сознательных/несознательных», «обученных/необученных», что может привести к дискриминации «непросвещенных родителей».

Литература и источники.

1. Абрамова А.А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции» / «Культура на рубеже эпох», выпуск 7 – Редакционно-издательский комплекс МГГУ им.М.Шолохова; М., 2011.

2. Абрамова А.А. «Стратегии развития культуры родительства на пороге третьего тысячелетия: поиск оптимального подхода»/ Культура на рубеже эпох: Сборник научных трудов. Вып.2 – М.: МГГУ им. Шолохова, 2007.

3. Абрамова А.А. Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа» / «Социально-гуманитарные знания», № 5, 2010.

4. Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М.: ИС АН СССР, 1990. – 36 с.

5. Арнаутова Е. П., К. Ю. Белая. Городская программа «Московская семья — компетентные родители» (2007). http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=34&r=17

6. Бухалова И.М. Воспитание сознательного родительства. – Ярославль, 2004.

7. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. – М.: Институт социологии РАН, 2008.

8. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. – М.: Институт социологии РАН, 2003.

9. Ермихина М.О. ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.- Казань 2004. http://osp.kgsu.ru/ermix.htm

10. ЕСТЕСТВЕННОЕ РОЖДЕНИЕ. Сайт общественной организацией родителей, выступающих за естественные роды и сознательное родительство «РОЖДЕНИЕ» http://naturalbirth.ru

11. Жаркин Н.А. Гуманизация ведения беременности и родов. Доклад на конференции «Акушерская агрессия. Причины. Последствия. Пути преодоления», Арзамас, 2009 г. http://www.naturalbirth.ru/public/zhar_arz.php

12. Информационный портал для заботливых родителей «Раннее развитие детей» http://www.danilova.ru/

13. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. — 2003. — № 1. — С. 76 — 79.

14. Круглый стол «Подготовка просвещённых родителей: проблемы и перспективы» (11 мая 2011 года, Общественная Палата). http://www.vatanym.ru/?an=vs211_chhd3.

15. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/ Под общей ред. А.А.Белика. - М.: Смысл, 2001. – 555 с.

16. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты//Pro et contra, 2010. http://www.polit.ru/research/2010/08/11/parents.html

17. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней. СПб: «Нева-Ладога-Онега», 1991.

18. ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / http://otvetrod.narod.ru/

19. Парфентьев П.А. Открытое письмо о проекте «Детство 2030» МОО "За права семьи" http://profamilia.livejournal.com/33080.html#_ftnref2

20. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье. http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-osoznannogo-roditelstva-v-molodoi-s-0

21. Смирнова И.В., Деркунская Ю.С., Короткова М.Н. Гармоничная беременность и естественные роды как основа психического и физического здоровья человека. Конференция «Естественные роды - роды XXI века» (Ярославль, январь 2009) / http://www.naturalbirth.ru/public/kostroma1.php

22. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Портал для думающих родителей. http://soznatelno.ru

23. Соколова Н.А. Движение Нью Эйдж и контроль деторождения в России. Ж. «Демографические исследования», №10, 2010.

24. Токарев Д.В. Трансперсональная психология: объединение науки и движения «Нью Эйдж». Духовная опасность трансперсональной психотерапии http://do.pstbi.ru/show_file/show_file.php?file=1184871387656801.rar&logic_name=.

25. Шумилов В., Шумилова М. Введение в сознательное родительство. (Факультативный курс для старшеклассников). Вып. 1. – Ярославль, 1994. – 22 с.

26. Щербакова С.Н. Основные направления развития и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей // Психолого-педагогическая помощь детям в условиях воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Сб. Научных статей. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1998.

27. Центр для детей и родителей "РОЖДЕСТВО". www.rojdestvo.ru


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру