Внутренний стержень. Интервью со священником Павлом Гумеровым

- Батюшка, с чего начинается духовное воспитание?

- Сперва нужно определиться, что такое духовное воспитание. В восприятии светского человека «духовное воспитание» заключается в посещении театров, музеев, литературных и поэтических вечеров. Но в действительности перечисленное относится к развитию душевной сферы. Однако сейчас такое время, что без духовного воспитания, без веры, без основы, стержня, детей не убережешь. Если раньше школа и общество прививали ребенку базовые критерии нравственности, то сегодня у большинства людей нет понимания правильного и дурного, критерии размыты. Многие родители и сами не знают, как строить жизнь, и детей растят в неведении. И в агрессивном мире вседозволенности и гедонизма без нравственно-духовной опоры устоять перед грехом чрезвычайно тяжело. В результате ребенок, вырвавшись из родительского дома, рискует наделать ошибок, исправить которые будет невозможно.

Уже выросло поколение людей без ценностей, которые соответственно воспитывают детей – без маяков и ориентиров. А бывает люди и понимают, что нужно переосмыслить свое прошлое, стремиться к духовным идеалам, но в реальности ленятся предпринимать усилия и учить ребенка нравственности. Как правило, такие родители отдают малыша в православную гимназию или воскресную школу и выключаются из процесса воспитания, всецело полагаясь на учителей. Однако невероятно трудно воспитать ребенка в Православной вере, если мама и папа не подают должного примера, а демонстрируют противоположное. Невозможно привить здоровый образ жизни, когда мама и папа курят и злоупотребляет спиртными напитками. Если мы хотим, чтобы ребенок не перебегал улицу в неположенном месте, нужно самим переходить ее по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. То же самое с духовным воспитанием: если родители хотят, чтобы ребенок молился, ходил в храм, постился, он должен видеть это в семье и считать православные традиции – естественной, привычной, обыденной частью жизни. Когда ребенок с детства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по воскресениям мы ходим в храм, у него закладывается, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не просто обряд, а часть души.

- Получается, традиции играют существенную роль?

- Конечно! Ведь что такое традиция? В переводе с латинского – «передача», передача устоев, духовных законов, ценностей. В России в начале прошлого века традиция прервалась, семья развалилась, и из-за этого возникла масса проблем, которые мы расхлебываем и по сей день.

- Нередко случается, что родители старались прививать детям православный образ жизни, водили в храм, учили поститься, молились, однако в «трудном возрасте» подростки вдруг наотрез отказываются ходить в Церковь. Что делать в этом случае, и почему это происходит?

- Мне кажется, в подростковом возрасте такой отказ естественен. Вспомним притчу о блудном сыне. Очевидно, что благочестивый отец любил сына, заботился, воспитывал в традициях, и, тем не менее, юноша все равно ушел, оставив в горе отца. Однако отход подростков от Церкви не означает, что воспитание в вере – бесполезное занятие. Отнюдь нет! И конец притчи, возвращение раскаявшегося сына, это подтверждает. Если бы отец не прививал мудрое, доброе, вечное, ребенок вряд ли бы осознал свои ошибки и вернулся. Разумеется, мы не знаем, как сложится судьба детей, гарантию, что наш ребенок не наделает ошибок и даже не потеряет веру не может дать никто. Но это не значит, что мы должны бездействовать, наша задача – передать им положительный духовный опыт, накопленный нашими предками, святыми отцами и праведниками. Только этот опыт и духовная жизнь дают силы, волю, стойкость к испытаниям. Ведь когда человек вылетает из гнезда, попадает в институт, армию, рабочий коллектив, он обязательно сталкивается с искушениями, соблазнами, и если у него с детства заложены основы, сформирован крепкий внутренний стержень, он получил духовный иммунитет, то он может отделить зерна от плевел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо». И даже сперва наломав дров, в конце концов, сделать верный выбор, вернуться к истокам. Но это при условии, что родители не формально водили малыша в храм, а сами духовно возрастали, беседовали с ребенком о главном, что ребенок видел искренность и глубокую веру.

- Многие родители с болью воспринимают отход детей от Церкви…

- Это тяжело принять. Однако нужно помнить, что духовная жизнь часто идет по синусоиде: то подъем, то спад. И даже у святых подвижников бывали разные периоды, поэтому если ребенок в какой-то момент колеблется, впадает в искушение, родителям нельзя отчаиваться. Сомнения в переходном возрасте – распространенная проблема, которая встречается даже в семьях священников. Я часто вижу по семьям моих прихожан: пока ребенку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с родителями каждые выходные, в 12-13 – все чаще пропускает службы, а в 15-17 смотришь - а родители одни.

Нередко, на мой взгляд, это происходит от ошибочного подхода взрослых к духовному воспитанию. Когда малыш грудной, все просто: младенца причастили, к кресту поднесли, просфору дали, и ребенок доволен, а родители счастливы. Этим часто мама с папой и ограничиваются. Но в 12-15 лет уже требуется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребенка за ручку! В первую очередь требуется пробуждать интерес. Ведь и взрослые люди с удовольствием делают только то, что им интересно. Поэтому если мы хотим привлечь детей к храму, к церковной жизни, важно подпитывать любопытство. У ребенка не должно быть ощущения, что посещение службы – это насилие, тяжкая обязанность, от которой хочется увильнуть, убежать к друзьям или к компьютеру. Нужно ребенку объяснять смысл богослужения, вместе читать Евангелие, обсуждать жития, возить по святым местам на экскурсии. Желательно найти какое-то полезное дело, например, пение на клиросе или помощь по церковно-приходской работе. Замечательно, если родители отдадут подростка в молодежную православную организацию, привлекающую подростков к общественным работам, например, по восстановлению храмов. Во-первых, у ребенка появится компания ребят из православных семей, а, во-вторых, он будет ощущать свою значимость, чувствовать, что приносит пользу. Я сам остался в храме, в первую очередь, по молитвам родителей, и еще потому, что у меня были друзья, с которым я вместе посещал храм. Я видел, что не одинок, что мы вместе делаем какие-то дела, помогаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.

- Получается, от родителей требуется больше, чем просто научить ребенка молитве, посту…

- Да, духовное воспитание – нелегкий труд. Но без него ребенку придется сложно. Мы видим, что большинство людей в Церкви – люди, пришедшие к вере через скорби и страдания, тогда как, если бы их воспитывали в Православии с рождения, многих ошибок и испытаний они сумели бы избежать. И хотя, повторюсь, приучение к церковной жизни с ранних лет не гарантирует отсутствие колебаний в вере в определенном возрасте, но православное воспитание существенно снижает «степень риска», помогает защитить ребенка от бед. Когда мы растим детей, согласно заповедям, мы объясняем, что за совершение греха неизменно последуют проблемы, и избежать этих трудностей можно, живя по правилам. Духовно-нравственное воспитание можно сравнить с профилактической прививкой. Конечно, ребенок может серьезно заболеть, несмотря на старания родителей, но такой шанс – один на тысячу при своевременном проведении нужных профилактических мероприятий.

- Однако некоторые родители, и даже психологи, говорят о том, что чем суровее условия, в которых растет ребенок, тем лучше он адаптируется к взрослой жизни.

- Не соглашусь. Мы говорим не о материальных суровых условиях, а о том, чтобы ребенок получил в семье защиту от жутко суровых и агрессивных внешних духовных условий, от влияния мира, который «во зле лежит». Детский дом, где дети не получают адекватного воспитания, не видят примера семейной жизни, любви, материнской заботы и ласки – первая ступень к детской колонии, тюрьме. Поэтому если мы руководствуемся благом для ребенка, мы должны успеть до подросткового возраста дать положительный «вектор», продемонстрировать правильный подход к жизни, научить истиной христианской любви. Таким образом, мы подготовим ребенка, и в будущем, столкнувшись с самостоятельным выбором, подросток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повернуться в нужную сторону. Но для этого должен быть сформирован стержень.

- Для совершения правильного выбора у ребенка должна быть еще и сила воли. Подростку трудно устоять перед насмешками сверстников над православной верой или над тем, что он ходит в храм, соблюдает заповеди. Как помочь выстоять?

- Самое главное - ребенок должен видеть, что мама с папой не допускают никакого компромисса, никогда не идут на сделку с собственной совестью, принципами, и дома молятся, и на улице не стесняются перекреститься, проходя мимо храма. Для сына важно знать, что отец – человек волевой, мужественный, для дочери – что мама почтительная, любящая жена. Тогда дети, стремясь походить на родителей, будут следовать их примеру.

В этом смысле чрезвычайное значение имеет пост. С 7 лет уже можно приучать малыша поститься. Пост и молитва – прекрасное воспитание воли. Все смотрят телевизор и едят бутерброды с колбасой, а ребенок знает, что у него в семье пост, и нужно сдерживать себя, не прикасаться несколько недель к деликатесам или не смотреть мультфильмы. И не стоит ограждать ребенка от поста, опасаясь за калории и недостаток витаминов! Обеспечить здоровый рацион ребенку вполне реально. А вот не приучив с малых лет к самоограничению в пище, можно лишить важного духовного опыта. Если ребенок в малом научится быть верен, он и в серьезной ситуации легко сумеет устоять. Сегодня он сможет сдержать себя и не съесть предложенную другом шоколадку, а завтра – откажется от наркотиков.

И еще не бойтесь ребенку внушить, что «мы – другие», мы – воины Христовы, что православные представления часто идут в разрез с общепринятыми. Подросток должен понимать, что он вполне может пострадать и даже стать изгоем из-за своей веры и это нормально. В советское время верующие знали, что за веру могут не взять в ВУЗ, в армии непременно отправят в стройбат, и будет крайне сложно получить хорошую работу. Потому, что любого молодого человека, замеченного на церковных службах, КГБ тут же брало «на карандаш». Детям священников практически невозможно было получить высшее образование.

Либо ты должен был отречься, либо терпеть. Сегодня же от нас не требуется жертвы, а только твердость характера.

- Как Вы считаете, в чем задача родителей с духовной позиции?

- Мне кажется, у родителей две задачи. Первая – ребенка «образовать». Я имею ввиду не образование, сохранение образа Божия: взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребенок вырос настоящим христианином.

Вторая – подготовить к самостоятельной жизни, дав четкие ориентиры и критерии оценки. Помните, что ребенок – чадо Божие, который дан родителям на короткое время. Мы не сможем его постоянно контролировать, помогать, советовать, поддерживать. Настанет время, и ребенок отделится, получит профессию, создаст семью. И от того, как мы его подготовим, сложится его судьба. От духовно-нравственного воспитания зависит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все остальное приложится».

- Маленькие дети открыты и восприимчивы к религии, а в переходный период дети часто закрываются, начинают отвергать догмы, критикуют. Почему?

- Мне кажется, все индивидуально. Я в раннем возрасте не очень охотно ходил в храм, внутренне протестовал, а в подростковом возрасте заинтересовался, втянулся, и в последних классах школы принял решение идти в семинарию. Но я убежден, что любой протест, отрицание ребенка требует разговора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а поговорить, выяснить, что не нравится, объяснить, что и почему важно делать, заинтересовать. Как и со школой – бесполезно и бессмысленно просто заставлять ребенка учиться, нужно понять, где кроется причина недовольства, попытаться устранить ее или помочь ребенку преодолеть. Даже в младенце нужно видеть личность, уважать детские чувства, ведь у малыша такая же бессмертная Богом данная душа, как и у нас с вами, и свободная воля и за них Христос умер. Это не означает, что не должно быть запретов или наказаний, уважение не исключает воспитание. Но запреты, ограничения или лишения должны быть объяснены ребенку: почему, за что, отчего иначе нельзя. Это ребенка и располагает, и развивает у него чувство ответственности, сознательность. Ведь мы должны научить ребенка, пока он еще не вступил в самостоятельную жизнь, что все его поступки: и хорошие, и плохие будут иметь последствия. Без этого навыка очень тяжело придется в любой сфере жизни.

- А как реагировать на серьезные проступки детей?

- Зависит от возраста. Но почти в любом возрасте ребенок совершает тот или иной проступок скорее под влиянием нахлынувшего на данный момент чувства, бессознательно, без холодного расчета. Конечно, нельзя оставаться безучастным, спускать все с рук. Но и нельзя действовать в гневе. Нужно сурово, но спокойно побеседовать, и непременно - назначить определенное наказание. Не стоит оставлять проступок, нарушение без последствий, иначе ребенок попросту не поймет, что хорошо, а что – плохо и недопустимо. И наказание должно быть индивидуальным. На кого-то влияет лишение любимой игрушки, на другого – отказ от интересной поездки или похода в гости. У ребенка не должно возникать даже мысли, что родители «покричат-покричат, да простят», он должен понимать, что за серьезные нарушения наказание будет суровым и неизбежным. Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то особые, безумные, идеальные для него условия: все разрешать, ни за что не наказывать. И пока он будет жить с нами, до поры до времени он будет считать, что все нормально, но что будет потом, когда он пойдет в школу, в армию, институт, на работу, там будут уже совсем другие условия, требования, над ним будут учителя, начальники, старшие, а уж они то с ним носится не будут.

- Но как говорить с детьми на духовные темы?

- Уже с малых лет можно читать детскую Библию, беседовать на доступном детям языке о жизни святых, подбирая с возрастом более серьезную литературу. Можно вместе смотреть фильмы на библейские сюжеты, а после - обсуждать. Разумеется, это отнимает силы и время, но делать это необходимо. У нас в семье главным духовным воспитателем является моя супруга, матушка. Духовные книги она читает в основном на ночь, когда дети уже угомонятся и отходят ко сну, но спать им как всегда не хочется, и вот, лежа в кровати они слушают, духовные рассказы, Евангелие. Сейчас, слава Богу, большой выбор хорошей духовной литературы для детей. Есть о. Сергий Николаев, Б.Гонаго, о. Николай Агафонов, и многие другие авторы. В постные дни, когда наши дети не смотрят мультики и фильмы, мы показываем им документальное кино духовного содержания, например про монастыри.

Согласно статистическим данным, подавляющее большинство родителей по- настоящему общаются с детьми всего несколько минут в день! А отсутствие общения порождает душевную и, конечно же, духовную разобщенность. О каком духовном воспитании детей тогда может идти речь, если родители порой только проверяют уроки и кормят детей ужином, вот, в общем-то и все общение. Но ведь у обычного среднестатистического родителя, который в 18, 19 часов вечера приходит домой остается еще 4, 5 часов до сна. Уделите из них часть времени на общение с детьми и вы никогда об этом не пожалеете!


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру