Работы лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. Оазис святых ключей Мураново

Введение

Мы обратились к теме «Оазис святых ключей Мураново», так как считаем, что она чрезвычайно актуальна в наше время, когда гибнет природа, когда наступает "мерзость запустения", и только родники, пробиваясь сквозь толщу земли, дарят нам живую воду, дарят жизнь.

Ни одно живое существо на Земле не может обойтись без воды. Вода и жизнь – понятия неразделимые.

«…Какой дар столь необходим для нас, как вода? – говорит священномученик Ипполит Римский. – Водою всё омывается и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, зрелость колосьев.… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что, когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес». (Пс.148, 4).

Россия - благодатная земля, мы не испытываем недостатка в воде, и, возможно, поэтому мало её ценим. Но чистой воды на планете становится всё меньше, вода загрязняется стоками промышленных производств.

Реки и озёра превращаются в сточные канавы…. Только от мысли, что не станет на земле воды пригодной для питья, становится страшно. Человечеству грозит недостаток чистой воды, а значит гибель. Но есть на земле родники, которые становятся святыми источниками, и мы думаем, они помогают очищению вод, так как все природные воды представляют единое целое. Учёный Вернадский писал: «Все природные воды, где бы они не находились, теснейшим образом связаны между собой и представляют единое целое». И русские реки, несу­щие воды святых родников, освящают и очи­щают землю, моря и океаны.

Мы учимся, можно сказать, в святом месте, в «Школе - интернате им. Преподобного Сергия», и знаем, что по молитвам Преподобного Сергия забило много родников. Они есть в Лавре, в Сергиевом - Посаде, Радонеже, в Малинниках. Мы много слышали о благотворном воздействии вод святых источников на человека. Люди получали избавление от телесных болезней, укреплялись духовно.

И мы решили узнать, а что же такое святая вода, и каким образом родники получают статус святых, посетить родники, узнать историю их возникновения, и выяснить какое значение имеет святая вода для человека.

Мы хотим положить начало большому исследованию: собирать, сохранять и распространять информацию о чтимых природных объектах - святых родниках. И мы решили начать с источников Московской области, а именно с родников д. Мураново Пушкинского района. Почему? По количеству освященных родников с чудотворной, целительной водой Пушкинский район Московской области занимает лидирующее место, там насчитывается более тридцати ключей. А наш научный руководитель, Мариана Алексеевна, сама испытала благодатное воздействие воды святого родника Казанской иконы Божией матери в д. Мураново.

Цель нашей работы: изучение истории возникновения святых родников оазиса «Мураново».

Гипотеза нашей работы заключалась в том, что святые источники оказывают влияние на душевное и телесное состояние человека.

Задачи:

1. Посетить Оазис Святых ключей «Мураново», Пушкинского района, Московской области.

2. Исследовать, по возможности, документальные данные, касающиеся родников.

3. Узнать о родниках из бесед со священниками, которые там служат, от прихожан церкви, от местных жителей.

4. Составить историю появления святых родников.

5. Выявить свидетельства происхождения чудес от этих источников.

6. Собрать видео и фотоматериалы об исследуемых родниках.

Методы:

1. Наблюдение.

2. Анализ имеющейся литературы.

3. Беседа и интервью.

Основная часть

1.1. Вода. Значение воды для всего живого.

Сначала мы обратились к литературным источникам и пополнили свои знания о воде. Мы поняли простую истину: без воды нет, и не может быть жизни, и вода реагирует на окружающий мир.

Мы посмотрели фильм «Вода», в котором говорится об уникальности воды. В фильме рассказывается о научных опытах, доказывающих, что вода чутко реагирует на нравственное состояние человека. Энергетические вибрации человека, мысли, слова, идеи и музыка воздействуют на молекулярную структуру воды.

А у православных христиан существует понятие святая вода, это вода, над которой были прочитаны молитвы, был отслужен чин освящения, и вода, под воздействием Духа Божия преобразуется, получает благодать и благотворно воздействует на человека.

1.2. Святая вода.

С вопросами о святой воде мы обратились к отцу Дмитрию /Беженарь/ - руководителю миссионерского отдела Сергиева - Посадского благочиния. Приложение № 1, диск № 1.

1.Каково значение воды в христианском понимании?

Отец Дмитрий нам рассказал, что вода в православии рассматривается в трех аспектах:

- первый аспект религиозной символики воды – это вода как начало, несущее жизнь;

- второй аспект - вода, некогда бывшая началом жизни, становится стихией, несущей смерть;

- третий аспект символики воды в библейской культуре - очищение, освящение.

2. Что можно сказать о значении святых родников для России?

Со слов о. Дмитрия мы поняли, что святые родники имеют огромное значение для всей Богоспасаемой матушки России, они явились по молитве угодников Божиих и освящают нашу Русскую землю.

3.Какое должно быть у нас отношение к святым источникам и к воде вообще?

О. Дмитрий сказал, что относиться к источникам и вообще к воде нужно с благоговением.

Высказывания святых отцов о воде см. Приложение 1

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.

Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была - бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.

Люди, словно подчиняясь неведомому зову, чувствуют непреодолимую потребность вновь и вновь побывать в тех местах, где находятся святые источники, постоять около них или окунуться в их прозрачную и целебную воду…

И мы тоже отправились к святым источникам в Мураново, к отцу Феофану, настоятелю храмов Страстной иконы Божией матери д. Артёмово, Спаса Нерукотворного музея - усадьбы «Мураново», храма Александра Невского Софринской бригады и других.

Мы заранее договорились о встрече и попросили о. Феофана рассказать нам о родниках.

О. Феофан, в беседе с нами, раскрыл уникальные сведения об источниках и дал полную, подробную, исчерпывающую историю возникновения родников оазиса «Мураново» и привёл чудеса исцелений от вод источников.

Мы сняли беседу на видеокамеру и создали её текстовой вариант. (Приложение 2, тетрадь №1).

О. Феофан поведал нам живую историю открытия родников, непосредственным участником которой он стал, и привёл случаи исцеления, то есть воздействия воды родников на телесное и душевное состояние человека. (Приложение 3, тетрадь № 2 и Приложение 4, тетрадь №3).

Мы первые удостоились такой редкой возможности, когда батюшка в течение 1,5 часов рассказал нам удивительную историю родников оазиса ключей "Мураново".

О. Феофан сказал: «Думаю, не ошибусь, если скажу, что есть такая закономерность, что там, где мы строим или открываем храм, обнаруживаются старинные, или открываются новые родники, которые подают людям благодатную помощь и исцеления». (Приложение 2, тетрадь № 1, с.39).

Поэтому в нашей работе отражена история не только родников, но и храмов.

Батюшка начал своё служение в Пушкинском районе в 1997 году и о родниках ничего не знал. Господь послал ему в помощь монахиню Софию, которая пророчески сказала: "У вас здесь откроются источники многие". И именно в день погребения м. Софии забил в деревне Артёмово первый сильный источник, и забил он в том месте, где когда-то стояла часовня в честь "Страстной иконы Божией матери". Затем стали открываться другие источники.

2. Оазис Святых ключей - «Мураново»

Благодаря подвижнической деятельности о. Феофана земля близ деревень Данилово, Мураново, Артёмово и прочих превратилась в настоящий оазис Святых ключей «Мураново»:

Деревня Мураново

1. Источник Казанской иконы Божией Матери - «Барский колодец».

2. Источник святого мученика Димитрия Солунского.

3. Источник святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

4. Источник святой блаженной Матроны.

Деревня Артемово

5. Источник Сорока Севастийских мучеников.

Деревня Данилово

6. Источник святого благоверного князя Даниила Московского.

7. Источник святого преподобного Алексия Человека Божия.

8. Источник святого мученика Трифона.

Деревня Мартьянково

9. Источник святого мученика Георгия Победоносца.

Деревня Грибаново

10. Источник святых равноапостольных Петра и Павла.

11. Источник святого Ильи Пророка.

Это место уникально, Господь отметил эту землю, дав возможность произвести столько родников!

Мы же смогли побывать только на двух источниках: Казанской иконы Божией матери в д. Мураново и Сорока Севастийских мучеников в д. Артёмово. Но, что очень важно! мы приняли участие в Крестном ходе к источнику 40 Севастийских мучеников. А крестные ходы, как мы знаем, служат средством освящения пространства и вод.

На других источниках нам не пришлось побывать, но о них так подробно и с такой любовью рассказал о. Феофан, что мы поставили себе задачу – в ближайшем будущем обязательно побывать на всех источниках.

Приведём краткий рассказ об источниках.

(Приложение 2, тетрадь №1).

2.1. Оазис святых ключей «Мураново»:

2.1.1. Источник Казанской иконы Божией матери около усадьбы «Мураново» - «Барский колодец».

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери близ усадьбы «Мураново» им. Ф. И. Тютчева уже много лет является местом паломничества, куда приезжают люди со всех областей нашего Отечества

В отличие от лечебных и лечебно-столовых вод, воды Святого источника можно пить каждый день, без ограничений.

Трижды в году сюда совершается крестный ход и освящение воды: на Праздник Крещения Господня, в день чествования икон Божией Матери Казанской и иконы Божией Матери «Живоносный источник», а также в Праздник Спаса Нерукотворного.

Название «Барский колодец» источник получил во второй половине 19 века. С момента постройки храма Спаса Нерукотворного и начала в нем богослужений, обитатели знаменитой дворянской усадьбы «Мураново» по большим и малым церковным праздникам совершали крестные ходы к источнику, где служились водосвятные молебны. Уже тогда необыкновенные свойства воды природного источника привлекали сюда много паломников. Семейство Тютчевых всячески обустраивало и облагораживало это место.

Рядом с источником, трудами настоятеля устроен парк, посвященный памяти детей, погибших в Беслане, там установлена стела с именами погибших, а также построена часовня в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В парке очень уютно: лавочки, фонтан, журчащий ручей, забавные скульптуры животных, мельница.

Когда сюда приехали родственники погибших детей, увидев парк и мемориал, они заплакали и сказали: «…дети страдали не только от того, что они были в плену, не только от того, что в любой момент их могли убить, истерзать, а основное страдание детей в Беслане было от жажды, они от жажды изнемогали. А тут мы видим, сколько Бог подал удивительных вод. Значит, словно после смерти, Господь утоляет их жажду этими родниками».

(Приложение 2, тетрадь № 1 с.50).

О необыкновенных свойствах родниковой воды говорят все, кто сюда приезжает. Вода в этом месте бьет в 12 местах и поднимается с большой глубины. Поэтому постоянная температура воды 4-6 градусов. Каждый год от воды - благодетельницы происходят чудесные исцеления. Несколько лет назад приходская община храма Спаса Нерукотворного стала записывать случаи чудесной помощи от целебной воды Святого источника. ( Приложение 4).

О.Феофан окормляет Софринскую бригаду ВВ РФ. Он крестил многих бойцов. Чин Крещения он совершал полным погружением бойцов в купальне мурановского источника.

А после погружения, мужчин положено проводить через Алтарь и поэтому чин крещения вынужденно завершали в храме музея-усадьбы «Мураново». Число бойцов желающих принять Крещение каждый год было около тысячи, и поэто­му возникла крайняя необходимость строительства вблизи купальни небольшого храма-часовни. Средств на строительство не было. Батюшка призвал богомольцев пожертвовать средства на строительство этого храма.

Мы записали рассказ о. Феофана о том, каким чудным образом стала приходить помощь, и храм-часовня Казанской иконы Божией Матери был построен.

Необходимо отметить, что при первых владельцах усадьбы «Мураново», Энгельгардтах, на ее террито­рии существовал храм Казанской иконы Божией Матери, таким образом, была продолжена преемст­венность и сохраняется память о тех временах и о тех благочестивых людях.

Жизнь идет, все больше и больше людей хотят оку­нуться в эту благодать.

Два раза побывав на этом источнике и при обливании этой святой водой, я сам прочувствовал ту благодатную силу! о которой рассказывали и другие очевидцы. Я, выходя из-под струи воды, почувствовал себя окрылённым, как- будто вновь переродился!

Если хотите испытать эту благодать на себе, советую поехать в Мураново!

2.1.2. Источник св. Димитрия Солунского, деревня Мураново.

На небольшом удалении от Барского колодца находится источник Димитрия Солунского. Источник окружен елями и березами и отличается уединенностью и тишиной. Он дает начало быстрому ручью. В нескольких местах можно видеть бьющие с песчаного дна ключи.

Когда стали возрождать источник Димитрия Солунского, вдруг приходит один человек, а у него за источником дом, и он говорит: «Я вам возрождать не дам, потому что поедет народ, и мне не будет покоя, поэтому у вас там не будет часовни». Батюшка ответил: «Ты судишь по-своему, с мирской, земной точки зрения, а у Бога свой промысел. Если Богу будет угодно, все будет, а если не угодно, значит, не будет». Прошел месяц, и этот мужичок приехал, и даже сам помогал строить. У него в семье начались скорби: мать заболела, жена, то одно, то другое, и он понял, как страшно идти против Бога; понял, что в любых жизненных скорбях, кроме Господа, никто не даст помощи. Построили часовенку, туда можно зайти: там уютно, есть иконы. К источнику совершаются крестные ходы. ( Приложение 2, тетрадь № 1, с.57).

2.1.3. Источник святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, деревня Мураново.

В деревне Мураново есть источник, который бьет со склона горы, он, к сожалению, еще не оборудован. Батюшка Феофан освятил его несколько лет назад в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Ходят туда периодически крестными ходами. Там ещё много работы. (Приложение 2, тетрадь № 1,с.64).

2.1.4. Источник святой блаженной Матроны Московской, деревня Мураново.

В деревне Мураново живет одна благочестивая женщина, которая стояла у истока возрождения храма, всю жизнь помогала церквам, и прямо вплотную к ее забору стоит колодец, из которого течет струя воды. Заботами батюшки Феофана это место было приведено в порядок, и освящен этот источник в честь Блаженной Матроны. Там стоит просто памятный крест, икона, отдельной часовни там нет.

(Приложение 2, тетрадь № 1, с.64).

2.2. Деревня Артемово

2.2.1. Источник 40 Севастийских мучеников, деревня Артемово

Народное предание гласит, что по реке Сумерь, которая протекала через деревню Артемово, плыла икона. Крестьяне, трудившиеся на поле, вынули эту икону из воды, и в честь этого события, на месте обретения иконы Страстной Божией Матери, была построена часовня. Грянула Октябрьская революция. В 1933 году часовня деревни Артемово была разорена и уничтожена.

Церковь учит нас, что Бог чудным образом подает Свои Дары каждому из нас. Но за нерадивость, беспечность, неблагодарность людей, Он может все в одночасье отнять. В 1998 г. на территории одного из дачных товариществ около дер. Артемово о. Феофан обнаружил редкое явление, когда в одном из колодцев сильной фонтанной струей бил источник чистейшей воды. Специалисты подтвердили уникальность этого природного явления.

Необходимо отметить, что колодец находился как раз в том месте, где когда-то стояла Страстная часовня, построенная в честь обретения на водах р. Сумерь иконы Страстной Божией Матери.

В 2005 г. О. Феофан предложил установить рядом с колодцем крест, сделать купол в виде маленькой часовни, освятить это место.

Но представители дачного товарищества оказались далекими от Церкви людьми и, не понимая важности святыни, ответили: «Мы не нуждаемся в этом, источник нам не нужен. Не нужны нам здесь богомолье, богослужения. Лишние люди будут мешать нашему отдыху».

Отец Феофан со своим помощником, тогда диаконом, а ныне вторым священником прихода о. Георгием (Парамоновым), решили установить хотя бы Крест. Но когда открыли крышку колодца, увидели на дне лишь остатки воды, да грязную жижу. Источник воды исчез. Что же произошло? Почему ушла вода?

Ответ напрашивается сам собой. За неверие Господь отнял у людей эту святыню. Но у Бога свой Промысел. Однажды настоятель с диаконом обходили деревню Артемово с другой ее стороны. Спускаясь с крутой горы, заросшей травой и бурьяном, они увидели на обрыве огромную старую березу в несколько человеческих обхватов. Из-под корней дерева вдруг забила струя воды. Таким чудным образом, ровно через год, 22 марта, в день празднования Сорока мучеников Севастийских, был открыт этот источник. (Приложение 2, тетрадь №1, с.50).

Источник был посвящен памяти Сорока Севастийских мучеников. Сначала на этом месте воздвигли часовню, затем был разбит детский городок с качелями, горками, песочницей, клумбами и цветниками. В 2009 г. трудами прихожан храма, отца и сына, Владимира Сергеевича и Андрея Федотушкиных, была построена и освящена закрытая купальня, погружаясь в которую многие верующие получают помощь и исцеления.

Праздничный Крестный ход прошел 22 марта 2012г. в день памяти 40 Севастийских мучеников от Страстного храма в деревне Артемово Пушкинского района Московской на источник, посвященный этим святым воинам.

И мы удостоились принять участие в этом великолепном крестном ходе и прочувствовали ту великую силу от крестного хода, и от окропления святой водой после молебна отслуженного у источника. Это нужно каждому прочувствовать!

С молитвой и пением, крестом, хоругвями и иконами идут богомольцы. Специально для детей сделаны маленькие хоругви, ведь они тоже участники крестного хода.

Несмотря на то, что как раз в это время проводились у источника реставрационные работы по очистке родника в целях улучшения его благоустройства и сохранения, но благодатная сила воды сохранилась!

Игумен Феофан обходит с кадилом вокруг источника, и чудный весенний воздух наполняется запахом ладана. Богомольцы внимательно слушают чтение Апостола, а затем Евангелия.

Священник читает молитву на благословение и освящение воды источника. Звучит радостное: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». (Тропарь Кресту и молитва за Отечество).

Поют прихожане. Батюшка трижды проводит крестом по воде в источнике. Верующие благоговейно ловят в ладони каждую каплю освященной воды, стекающую с Креста.

И, наконец, долгожданный взмах кропила над молящимися. Взлетают вверх искрящиеся капельки родниковой воды. И не только капельки, но и веселые струи целебной воды от кропила и чаши батюшки наводят на окружающих радостный восторг! Прекрасно и светло становится сердцу. Улыбающиеся детишки и приезжие подставляют еще и еще уже мокрые личики под брызги. Батюшка продолжает окроплять самых дальних участников молебна, пришедших поклониться и почтить память святых мучеников Севастийских. «Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу!» - слышится вокруг.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную молитвенную силу. Само присутствие Креста Господня, святых икон и хоругвей, молебное пение, благоухание церковных кадил - все это очищает землю и воздух, приближает силы небесные. А все мы через покаяние приобретаем благодатную радость от Господа и умножаем добродетели.

В Крестном ходе приняли участие около ста богомольцев. Настоятелем прихода Страстной иконы Божьей Матери и храма Спаса Нерукотворного усадьбы им. Ф. И. Тютчева «Мураново» игуменом Феофаном (Замесовым) и иереем Георгием (Парамоновым) на источнике был отслужен водосвятный молебен.

2.3. Деревня Данилово

2.3.1. Источник святого Даниила Московского,

Еще один старинный источник находится, по пути в дер. Лесная сказка. Много лет назад отец братьев Сунгаевых все время обращал внимание детей на одно место в лесной чаще близ их Деревни Данилово, где находился старинный источник. Николай и Алексей хранили в душе его завет и просьбу возродить родник. Постепенно совместно с настоятелем прихода о. Феофаном (Замесовым) они начали восстанавливать этот источник. И каково же было их удивление, когда расчистив ил и глину, они обнаружили чистую мощную струю воды, бившую из-под земли. Сейчас это место все больше и больше облагораживается.

Уже построена часовня, закрытая купальня, летняя беседка, колокольня. Этим комплексом решено было увековечить память о воинах, погибших в Афганской войне, т.к. много жителей городского поселения Ашукино участвовали в боевых действиях в Афганистане. (Приложение, тетрадь № 1, с.60).

2.3.2. Источник святого Алексия Человека Божия, Источник святого мученика Трифона.

Рядом, по пути к источнику Даниила Московского в деревне Данилово, два маленьких родника, которым, еще до того, как батюшка обнаружил, местные жители садового товарищества сами поставили колечки, и вода течет, хотя и не сильно, но течет проточная вода. Родники находятся в черте садового товарищества. Жители попросили освятить эти родники. Батюшка освятил, один - в честь святого мученика Трифона, который празднуется в феврале, а другой – в честь преподобного Алексия Человека Божия, который празднуется в конце марта. Там есть колечки и стоят деревянные кресты с иконами. Родники стекают в речку Смолыга, а она вся из родников. (Приложение 2, тетрадь № 1, с.64).

2.4. Деревня Мартьянково.

2.4.1. Источник св. Георгия Победоносца

Захватывающая история открытия этого источника. В заброшенной деревне Мартьянково жила 90 - летняя старушка, которая ходила к развалинам храма (от взрыва сохранилась только алтарная стена) помолиться Богу. (Приложение, тетрадь № 1, с.53).

Она помнила всю историю храма. Храм этот был построен в 1725 году на средства помещицы Фёклы Протасьевны в честь вмц. Иоанна Воина, и было у него два придела: св. Георгия Победоносца и Казанской иконы Божией Матери.

Собрав все документы, о. Феофан получил благословение на строительство здесь небольшого храма в честь вмц. Иоанна Воина без приделов.

«Стали мы строить храм, а мне приходит такая мысль: в Артемово, где наш первый храм, открылся источник, в Мураново - старинный источник, а вдруг и в Мартьянково найдется родник».

И он нашелся. «В память того, что один придел храма был Георгиевский, решили источник посвятить Георгию Победоносцу». «Стали совершать туда регулярно крестные ходы. Люди омывались этой водой, пили эту воду и тоже получали различные облегчения от тех или иных недугов».

Батюшка планирует создать на источнике мемориал в честь мучеников последних времён, погибших от рук сатанистов, сектантов, богоборцев, бандитов. Он собрал уже документы.

2.5. Деревня Грибаново.

2.5.1. Источник святых апостолов Петра и Павла

12 июля православные христиане отмечают день памяти этих святых.

Более десяти лет назад настоятель храмов Страстной иконы д. Артемово и Спаса Нерукотворного усадьбы «Мураново» совершал молебен в д. Грибаново. От благочестивой женщины, ко­ренной жительницы деревни, рабы Божией Веры Грибковой, которая была в возрасте 90 лет, услышал, что здесь существовал источник, где совершались Богослужения, и вроде, даже была на этом месте часовня. За давно­стью лет уточнить что-либо более досто­верно было сложно, тем не менее, мура­новский батюшка возгорелся желанием восстановить утра­ченную традицию. Совместными усилиями отца Феофана и раба Божия Сергия была поставлена часовня. Небольшая деревянная одноглавая кубическая часовня над родником у истока речки Талицы в 1998 г. была освящена в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже немало случаев исцелений и помощи произошло в этом чудном месте по вере молящихся.

В день престольно­го праздника деревни - Успения Пресвятой Богородицы и в день памяти этих апосто­лов, к источнику ста­ли совершать Крест­ные ходы и освящать его воды.

(Приложение 2, тетрадь № 1, с.63).

2.5.2. Источник святого пророка Илии

Правее от источника св. апостолов Петра и Павла находится родник, освященный в честь пророка Илии. Рядом установлен закладной деревянный крест. Трудами православной общины и раба Божия Давида созидается часовня и купальня. Совсем недавно здесь была только небольшая впадина, размытая бьющим из земли родником. Сегодня же Божией милостью, молитвами настоятеля Страстной иконы Божией Матери деревни Артемово игумена Феофана (Замесова), на средства раба Божия Давида сложена из природного камня купальня, расчищен удобный проход к воде. В дальнейшем планируется построить часовню в честь пророка Илии.

Каждый год 2 августа люди всех возрастов собираются на святом источнике, чтобы почтить память святого пророка Илии и помолиться в этом благодатном месте. От храма Спаса Нерукотворного усадьбы «Мураново» им. Ф. И. Тютчева после Божественной Литургии сюда по традиции проходят крестные ходы. Жители окрестных деревень Луговой, Папертники, Володькино, Грибаново встречают шествие молящихся у источника. Игуменом Феофаном (Замесовым) в сослужении с иереем Георгием Парамоновым служатся молебны о здравии.

После богослужения люди умываются, пьют и набирают кристально-чистую воду в свои дома. Завершается праздник по благословению настоятеля совместной трапезой. (Приложение 2, тетрадь № 1, с.63-64 ).


3. Влияние воды святых родников на телесное и духовное здоровье человека

Живая вода святых источников исцеляет душу и тело только того, кто верует в это всем сердцем. Именно с таким чувством страждущие едут к этим святым родникам.

Научные исследования воды в Мураново также показали её уникальность.

От старшего научного сотрудника усадьбы «Мураново» Светланы Александровны Колгановой мы получили информацию о родниках. Она предоставила нам статью из газеты «Земное и вечное» «НД» № 2, 2012. Статья «Замечательная вода из Мураново» написана Владимиром Звенигородским, ведущим научным сотрудником ГУП «ГосНИИ генетика», проводившим экспертизу святых вод «Мураново». Из этой статьи мы узнали, что «Альтернативой "искусственной" отфильтрованной воде мо­гут служить природные подземные источники. Исследованный учеными нашего института «Святой» источ­ник, находящийся на территории Луговского сельского ок­руга в деревне Мураново, представляет собой великолепный пример природной кладовой «живой» воды. В ней полностью отсутствует бактериальное загрязнение. Кроме того, данная вода обладает высокой биологической активностью. То есть, говоря бытовым языком, животворными, «оживляющими», укрепляющими силы, дающими энергию свойствами.

После проведения бактериологического анализа воды по просьбе администрации Луговского сельского округа, наши специалисты были приятно удивлены тем, что на территории ближайшего Подмосковья сохранился оазис чистейшей и омолаживающей воды..."

О. Феофан говорит, что люди спрашивают, удивляются, как мы смогли всё построить: комплексные источники, парки, создать храмы?

- А дело в том, что многие люди, бывшие тяжелобольными, неизлечимо больными, после исцеления на источниках вносили пожертвования. И благодаря их помощи, мы смогли созидать дальше, обновлять это место. Некоторые люди пожелали остаться неизвестными.

Со слов батюшки Феофана и монахини Александры (Федоренко), помощника настоятеля, мы узнали о случаях исцеления от целебной воды святых родников. Люди исцелялись от бесплодия, раковых заболеваний, сахарного диабета, аллергии и других недугов. (Приложение 3,тетрадь № 2,с. 71-72).

Вот некоторые из них:

· «Никакое лечение не помогало в моём бесплодии. Решилась приехать к источнику. Окуналась в воду, читала молитвы. Через два месяца после посещения стала плодной. Ольга Белова, Пушкино».

· «Муж мучился от болей в желудке — диагноз «язва». Набрали воды в источниках. В итоге язва зарубцевалась. Инна Горбанюк, Москва».

· Раба Божия Л. г. Москва

Мы с внуком приехали к святому источнику в Мураново, чтобы на­брать воды. Внучок, увидев, как другие детишки бегают боси­ком по ручейку, те­кущему от источника, испросил у меня раз­решение тоже босиком походить по ручейку. Я разрешила ему это сделать, а дома мы с удивлением обнаружи­ли, что ранки на его подошвах — аллергические трещинки, за­тянулись.

· Раб Божий Виталий г. Пушкино.

После черепно-мозговой травмы я постоянно испытываю головные боли. И вот уже в течение 3-х лет лучшего лекарства от головной боли, чем святой источник в Мураново я не знаю. Боли в голове проходят только после погружения в замечательную воду Барского колодца в Мураново.

Таких случаев огромное количество.

Матушка Александра говорила: «Общепризнано, что определение святости начинается с народного почитания. За день до тысячи человек посещают это святое место. Но чтобы исцелиться физически и духовно необходимо иметь искреннее желание и живую веру в Бога, и силу молитвы Святой Церкви».

В храмах - часовнях на свя­тых источниках есть различные святыни, которые также дают благодатную силу исцеления.

«Чтобы святая вода принесла пользу - по словам о. Феофана - нужно заботиться о чистоте души, помыслов и дел».

Мы сфотографировали тетрадь с записями чудес исцелений на Казанском источнике Божией Матери, д. Мураново. (Приложение 4, тетрадь № 3).

3.1. Как сохранить источники?

О.Феофан обстоятельно и подробно нам рассказал

«Говоря о св. источниках, мы должны коснуться вопроса их сохранности и в духовном и в практическом отношении.

Что касается практического отношения, то за каждым источником должен быть уход. Лет 20 тому назад при одном из монастырей, за его стенами, был родник и там, где вода должна была стекать, перемерзал сток, воде некуда было деваться, и она накапливалась в большом объёме. И, видимо, вода давила на жилы, и они вышли в другом месте, источник был утрачен. Поэтому сток всегда должен быть свободный, т.е. не должно быть сильного давления на жилы. Но, несомненно, должна быть и уборка регулярная, всё должно прочищаться, чтобы не стекали туда загрязнённые воды, чтобы не было там лягушек и каких-то насекомых.

Важно, чтобы не подъезжали близко машины, потому что, где машины, там технические масла, выхлопные газы и т.д.

Не малую роль играет и то, чтобы в местах, где находятся родники, люди не копали произвольно колодцы на своих участках. Потому что, если делаются колодцы, то нарушаются определённые закономерности в объёме подземных вод.

Важно следить, чтобы местные жители не делали вблизи источников выгребные туалеты.

Важно ещё, чтобы люди брали воду из под струи, потому что, если человек зачерпывает воду своей посудой непосредственно из самого резервуара, то грязь, которая на поверхности сосуда будет погружаться в резервуар.

Ну, конечно, следует говорить не только о практической стороне сохранения этих святынь, но и о духовной.

Конечно, мы с вами знаем, что в духовной местности совершается молитва. Поэтому очень важно, чтобы там, где святые родники, регулярно совершались крестные ходы, чтобы чудеса, которые совершались, по мере сил, записывались и т.д. Чтобы люди знали, чем это место значимо, понимали, что эта вода подаёт благодатную помощь и молитвенно просили бы у Господа этой помощи. И если человек молится, и, самое главное, относится с верой и благоговением, то это место живёт. Вот моменты, на которые следует обратить внимание, говоря о сохранности источников.

Вода с родников сродни воде, освящённой на малых водосвятиях.

Единственное, что воду с родников можно вкушать в течение всего дня, а воду с молебна мы стараемся все-таки вкушать натощак. Воды с источников можно вкушать в любое время дня, можно ею умываться, можно протирать больные места, можно окроплять жилища, окроплять постель, окроплять пищу и свою одежду. Можно её подливать в пищу человеку, у которого какие-либо недуги или тяжелое душевное состояние: тоска или страх, или иные невзгоды.

Этой водой можно окроплять и свои угодья: посадки, огороды, домашний скот.

Реальным подтверждением тому, что вода даёт помощь и здоровью, и хозяйству, и домашнему скоту и всем сферам жизни человека является тот факт, что эта вода востребована, потому что каждый человек не только с чужих слов, а на своём примере убеждается в великой благодатной силе этой воды».

Отец Феофан заботится о том, чтобы на месте каждого святого источника, а точнее, рядом с ним была часовня, купальня, обустраивался парк для детей.

3.2. Как присваивается статус святого источника?

«Святость источника определяется по тем чудесам и благодатной помощи, которые совершаются через его воды. Почему они совершаются именно через этот или другой источник, сказать никто не может. На это только один ответ: «так угодно Богу, что именно этот родник исцеляет, а этот может быть просто чистым, с обычной водой. А бывает и так, что одни родники исцеляют суставные болезни, другие же исцеляют давление, сердечнососудистые заболевания и т.д.

В последние годы епархия Русской Православной Церкви, собирая данные о храмах, собирает данные и о почитаемых источниках.

До революции было так: если рядом с храмом был источник, почитаемый в народе, и если совершались чудеса, то об этом составлялся рапорт правящему архиерею и подавался в епархиальное управление. Тогда этот источник входил уже в перечень, в реестр тех источников, которые Русской Православной Церковью почитались, как особо чтимые, как святые.

Такой источник получает статус святого.

Говоря с гражданской точки зрения, т.е. с административной, понятия - «святой источник» нет в гражданском кодексе, а есть, так называемые, места общего пользования - это парки, какие-то охранные зоны и т.д.

И если земля источника не принадлежит храму, и нет возможности зафиксировать её за церковью или за монастырём, то надо добиваться, чтобы местная администрация дала этой земле статус земель общего пользования. То есть, это могут быть и парки, и памятные места, это могут быть и просто места, нужные всем людям. Нельзя продавать землю, на которой бьёт родник, и к которому идут все люди под частную застройку.

Он должен быть доступен всем и поэтому целесообразно ему дать статус общего пользования.

Таким образом, чтобы источник был зафиксирован как святой, как почитаемый надо сообщать в епархию о чудесах, об исцелениях, о значении этого источника, об его истории.

А чтобы этот источник был зафиксирован как особое место, то для этого гражданская и церковная власти могут принять определённые меры, чтобы это место было сохранено как заповедник, который нельзя разрушить, тронуть и т.д.».

Заключение

В результате проведённого исследования, мы считаем, нам удалось решить поставленные задачи, гипотеза нашла подтверждение: да, святые родники влияют на телесное и духовное здоровье человека. Подтверждением служат живые рассказы о. Феофана, записи в тетради о случаях исцелений на Казанском источнике в д. Мураново и ответы людей, бравших родниковую воду.

Приступая к работе, мы не думали создавать фильм, нашей целью было исследование святых родников, как источников живой воды, которая влияет на духовное и телесное здоровье человека. Ведь перед человечеством сейчас стоит проблема сохранения воды как основы жизни.

Но в процессе исследования мы собрали много видео и фотоматериалов и смонтировали видеофильм «Родничок» на 30 минут (диск № 1) .

Фильм состоит:

1. Интервью с о. Димитрием о значении святых родников для России.

2. Посещение нами Казанского источника Божией Матери в д. Мураново

3. Наше участие в Крестном ходе на источник 40 Севастийских мучеников в д. Артёмово.

4. Интервью с людьми, берущими воду родников.

· Нами записана на диск беседа с о. Феофаном об уникальной истории возникновения родников оазиса «Мураново» и случаи исцеления (диск № 2), а также создан текстовой вариант этой беседы (Приложение 2, тетрадь № 1).

· Нами составлена презентация обо всех родниках оазиса "Мураново" (диск № 3).

· Запись ответов о. Феофана о сохранности и статусе святых родников (диск № 4):

· В завершение нашей работы мы сумели создать буклет «Оазис святых родников «Мураново»», потому что мы хотим, чтобы многие узнали о родниках этих мест и знали, что живая вода существует.

Господь даровал нам встречу с интересными и замечательными людьми: О. Димитрием, О. Феофаном, матушкой Александрой и другими. Они очень помогли нашей работе.

О.Феофан поразил нас своей подвижнической деятельностью: столько построено храмов, часовен, возвращены к жизни столько источников, создаются мемориальные парки!

Мы не смогли побывать на всех родниках оазиса Мураново, но мы планируем обязательно их посетить, не хотим расставаться с этим благодатным местом.

С темой «Святые родники России» мы не расстаёмся, наша следующая проектно-исследовательская работа будет посвящена, как мы планируем, источникам: Водопаду Гремячий ключ Сергиево-Посадского района, Святому источнику преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже Сергиева - Посадского района, Источникам вблизи Плещеева озера - Переяславского района и другим.

В процессе работы возникли новые идеи: разработать маршрут к источникам, создать буклет, которые попробуем осуществить в следующих наших проектах.

Работая над темой, мы приобретаем навыки научного исследования, учимся грамотно выражать свои мысли, проводить беседы, брать интервью. Мы стали серьёзнее и бережливее относиться к воде, следить за своими словами и поступками, ведь состояние воды зависит от нравственного поведения и благоговейного к ней отношения.

Отец Феофан рассказал нам случай: одна корреспондентка неблагоговейно относясь к святому источнику, куря и шутя около него, после погружения заболела.

А отец Димитрий привёл пример, как одна и та же крещенская вода реагирует на отношение к ней людей: кто без веры и с небрежением хранит, у того она зацветает, а кто с верой и почитанием, у того она кристально чистая.

К доброте, милосердию и любви призывает нас познание о воде. Будем беречь воду, воду святых родников!

Когда работа была отправлена на рецензию, мы смогли побывать еще на двух источниках деревни Мураново. Мы создали буклет и карту мурановских родников.

Список литературы и источников:

1. Газета «Земное и вечное» «НД» № 2, 2012. Владимир Звенигородский, ведущий научный сотрудник ГУП «ГосНИИгенетика», статья «Замечательная вода из Мураново».

1. Краткий путеводитель «Сергиев Посад и окрестности - 000 «Посад-Инфо», 2011

2. «Маленькая церковь» в Муранове. Ответственный редактор – игумен Феофан (Замесов). Автор текста и комментария – С.А. Колганова. - М., 2010.

3. Путеводитель по русским городам. Автор-составитель Дмитрий Семенник. Паломник. – М., 2010.

4. Спутник паломника. – М.: «Ковчег». 2009.

5. Широкова В.А. Вода. Научно-популярное издание для детей.– М.: СЛОВО. 2001.

6. Широкова В.А., Фролова Н.Л. Вода: океаны и моря, реки озёра: Энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.

7. Видеофильм «Вода», показанный по каналу Россия в 2006 году. Запись на диске.

Полевые материалы:

1. Беседы с о. Феофаном (Замесовым), настоятелем храмов Страстной иконы Божией матери д. Артёмово, Спаса Нерукотворного музея - усадьбы «Мураново», храма Александра Невского Софринской бригады и др. 2012.03.08 – Приложение № 2, тетрадь № 1.

2. Интервью с о. Дмитрием (Беженарь) - руководителем миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния 2012.04.04. – Приложение № 1, диск № 1.

3. Интервью с людьми, берущими родниковую воду 2012.04.04.

4. Копия тетради для записей чудесных исцелений от воды источника Казанской Божией Матери, д. Мураново - Приложение 3, тетрадь № 2.

5. Записи всех случаев исцелений от родников оазиса "Мураново". – Приложение № 4, тетрадь № 3.

Рецензия

Дорогие Никита и Леонид!

Мы рады, что в столь юном возрасте вы заинтересовались исследовательской работой и захотели принять участие в нашем конкурсе. В вашей работе, посвященной святым родникам, видны не только внимание к избранной теме, но и забота об этом жизненно важном ресурсе – воде. Ее, тем более освященную воду, святые родники, можно назвать животворящими. Примечателен ваш замысел «собирать, сохранять и распространять информацию о чтимых природных объектах – святых родниках». Конечно, как вы и предполагаете, это может стать многолетним проектом, охватывающим все большее число святых источников и все большую территорию их распространения. А начать, конечно, как вы и сделали, следует с ближайших и наиболее доступных.

В ходе исследования вы с разной степенью подробности описали 11 святых родников Мурановской округи, назвав их оазисом «Мураново», побывали на двух из них, приняли участие в крестном ходе к источнику в д. Артемово, поговорили с настоятелем мурановских храмов о.Феофаном. Вы с помощью руководителя сумели оформить работу, сформулировать цель, задачи, методы исследования, отметили другие элементы научного аппарата. Так что вы уже многого достигли, многому научились. Давайте учиться и совершенствовать свое исследовательское мастерство и дальше. А я вам помогу.

Во-первых, о названии: оно отвечает не реальному содержанию работы, а задуманному объему вашего проекта. Даст Бог, он состоится. Но пока вы описали родники Мурановской округи – так и следует отразить в названии. Итак, тема вашей работы – «Святые родники Мурановской округи и их значение» или «Оазис святых ключей “Мураново” и его значение». Во-вторых, более четко и конкретно надо сформулировать цель, объект (не вода, а сами святые родники данного оазиса), предмет (мне кажется, предмет вашего исследования – почитание святых родников).

В-третьих, начало работы (глава 1) затянуто; в ней приводится обширное интервью с о.Димитрием (Беженарь), из которого следует выделить и изложить главные мысли, а полный текст вынести в приложение. Поскольку вы невнимательно отнеслись к кавычкам, то непонятно, где заканчивается интервью и начинаются ваши рассуждения. Подборку изречений святых о святой воде тоже уместно разместить в приложении, а в основном тексте большее внимание уделить ходу исследования и его результатам.

Я предостерегаю авторов от увлечения идеями японца Масару Эмото – на них есть весьма критические отзывы: результаты его опытов (зависимость структуры кристаллов от слов на бумаге, в которую был завернут сосуд с водой) не слишком обоснованы и повторимы, высказывания не всегда имеют православный характер, в начинаниях прослеживается коммерческий интерес и пр. Думаю, следует более строго и трезво воспринимать эти публикации.

Недостатком главы 2 является неравнозначное описание разных источников: объемы описаний должны быть примерно одинаковы.

Глава 3 во многом опирается на материалы сайта мурановских церквей, адрес которого вы указали в списке литературы. Этого указания недостаточно, необходимы ссылки на сайт в тексте. Вообще, в отличие от реферата, в исследовательской работе нужно очень четко разделять свои источники и заимствованные – на них необходимы ссылки. Вообще ссылки – важный элемент исследовательской работы, который позволяет понять, откуда почерпнута та или иная информация, и ярче выделить собственные источники и достижения авторов. Нужны ссылки и на литературу. Это могут быть обычные (для Word) постраничные или концевые сноски, правила их указания те же, что и для списков литературы и источников.

В приведенном списке литературы смешаны источники (именно опубликованным источником, на мой взгляд, является статья В. Звенигородского) и собственно литература. Литература намечает направления поисков исследователя, привлекается для справок, аналогов, создания историко-культурного контекста. Источники служат базой и основой выводов. Для статей из газет и журналов обязательны автор и название статьи, год и номер газеты, журнала: Звенигородский В. Замечательная вода из Мураново // Земное и вечное. Газета Пушкинского района (?) НД (что это?) № 2. 2012.

Источники из интернета должны приводиться с указанием автора (если указан) и названия заимствованного материала, например: Енисейский в честь Преображения Господня мужской монастырь // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru (дата обращения 30.01.12).

Поддерживаю идею создания буклета, своеобразного путеводителя по мурановским источникам.

Дорогие друзья! В вашей интересной работе содержатся богатые возможности расширения, углубления, развития. Желаю вам осуществить их и реализовать задуманные планы.

С уважением и пожеланием исследовательских и жизненных успехов,

рецензент

Галина Николаевна Мелехова, кандидат исторических наук, доцент.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру