Духовное единение ученика и учителя

Сокровенной сердцевиной подлинного образования является духовное единение ученика и учителя в их стремлении обретать Истину и жить ее высокими идеалами. В российской культуре Истина воплощена в личности Иисуса Христа, в одной ипостаси Всесвятой Троицы, являющейся первопричиной всего бытия. Познание Творца в опытном богообщении и Его творений в законах природы, гармонии Вселенной, в постижении предназначения человека, - сакраментальная сущность отечественной школы с момента ее становления на Руси. Именно это привело к тем выдающимся результатам, которые наблюдались в системе образования дореволюционной России и отчасти, (системностью, фундаментальностью и последовательностью), были унаследованы советской школой, что позволило ей быть одной из лучших интеллектуальных школ в мире. Но простое сохранение прежнего уровня невозможно – слишком велики уже произошедшие общественные потрясения и постоянное ускорение темпа жизни. Кроме того, советская школа имела искажения целевых установок воспитания, а постсоветская явила еще большее уродство – безыдейную, отказавшуюся от самого воспитания педагогику, что само по себе является абсурдом педагогической теории и образовательной практики.

Воспитание безусловно осуществляется во взаимоотношениях учителя и ученика в процессе учебной деятельности. Но оно может носить характер антагонизма, а может явить духовное единение учителя и ученика. В первом случае результатом образования может быть воспитания нигилизма, цинизма и агрессивности в душах подрастающих поколениях школьников. Во втором случае есть реальная возможность воспитать добросовестного гражданина, патриота добродетельного семьянина, словом – одухотворенную личность.

Главным основанием духовного единения учителя и ученика является христоцентричность содержания всей учебной деятельности. Евангельская цитата: «Свет Христов просвещает всех», - точно указывает методологический фундамент неложного образования, прославившего русскую школу целой плеядой ученых-энциклопедистов и выдающихся общественных деятелей. Христоцентричность формирует не только разумную стройность мировоззренческих представлений ученика (креационную картину мира), но и воспитывает главное - всечеловеческое в человеке, что выражается в устремленности (интенциональности) к проявлению образа Божия, к обожению. Духовная доминанта является первейшим и важнейшим условием истинного учительства, где педагог сам является живым носителем отечественных нравственных и религиозных ценностей. Для России культурообразующими являются православные ценности и традиции, что исключает духовную эклектику и релятивизм, а национальная самобытность малых народов определяется как этническая особенность, но не повод к насаждению вульгарного интернационализма и агрессивного атеизма.

Христоцентричность взаимоотношений учителя и ученика выражается в двух аспектах.

1. Послушание Промыслу Божию в исполнении своего служения. Учительство как служение предполагает добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, главнейшим из которых является воспитание разумности и целомудрия в личности ученика. Ученичество как служение предполагает доверие, послушание и уважение к учителю, а также точное выполнение учебных заданий. Служение иерархично, т.е. взаимоотношения четко соотнесены, нет места фамильярности и дерзости, заигрыванию и грубости, лести и попустительству.

2. Подражание Господу Иисусу Христу в кротости и смирении. Мужество в перенесении и преодолении трудности определяется кротостью личности учителя и ученика. Образовательная и педагогическая практика очень сложна и непредсказуема. Необходима огромная выдержка в проживании сложностей и превратностей земной жизни, которую возможно обрести как учителю, так и ученику лишь в добродетели кротости. Смирение же дает возможность к нелицеприятному и нелицемерному характеру отношений учителя и ученика. Принятие других людей как образ Божий есть результат отсутствия эгоцентричности в мировосприятии. Безусловно, что характер отношений учителя и ученика обуславливается двумя факторами: личностью учителя и стилем семейного воспитания ученика. Но тон этим отношения в школе задается учителем.

Христоцентричность в учительстве определяется еще и тем, что главной целью своего педагогического делания учитель считает приведение ученика ко Христу, в лоно Православной Церкви. Причем «привести ко Христу» не означает физическое посещение ребенком Церкви, храма. Привести ко Христу означает подарить ученику радость познания, упование и созерцание Божественной Истины. Когда учитель достигает этой цели, тогда ученик жаждет Разумности, Красоты и Любви. Тогда он отвращается от гнусности и пошлости, от лжи и насилия, ему становится противен дух наживы и цинизма. Христоцентричность учительства – это пламенный призыв к служению высоким идеалам, к поиску и обретению смысла собственной жизни, к постижению красоты предназначения человека как творца и созидателя.

Другим основанием духовного единения учителя и ученика является способность учителя быть, а не казаться христианином. Исповедание христианской Истины личным примером заключается в том, что укрепившись во Христе, учитель может принять и понять мир души своего ученика. Не разговоры о добродетелях, а явление этих добродетелей в своем поведении. Не декларирование на занятиях как должно поступать, а исповедование христианской этики во всех аспектах собственной жизни, не демонстрация учительской «правильности», а деятельностное отсечение греховных влечений, не упрек и насмешка над ошибками учеников, а сокрушение, помощь и поддержка в минуты огорчения и неудач.

Еще одним основанием духовного единения учителя и ученика является дух любви и заботы, который формирует такую среду воспитания, когда ученик невольно пропитывается духом христианской Истины. Доброжелательность учителя в общении заключается в передаче ученику начал сверхнормативной евангельской этики, исполненной благодатного содержания и любви, когда милосердие превышает справедливость, прощение преодолевает гнев, щедрость не знает корысти и лихоимства, радость не отравляется завистью и злом. В духовном наставничестве нет места цинизму, насмешки и ехидству. Общение в Духе Святом направляет учителя к строгой взыскательности, но без жестокости, требовательности, но без насилия. Жажда утвердить самобытность своего ученика, раскрытие его таланты, вложенные Богом, укрепление воли подопечного в соблюдении нравственных норм – главная характеристика духовного наставничества и одухотворенного учительства. Русские старцы Макарий (Иванов, 1788-1860), Серафим Саровский, Федор (Ушаков), Варсонофий (Плеханков), Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), последние оптинские старцы Нектарий и Никон, о. Алексей Мечев (1859-1923) и многие другие, обладали выдающимся даром духовного общения - того глубинного личного общения с любым человекам, которое проникая во внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом христианской истины и любви и поднимает, возводит акт общения к общению в Духе Святом. В этом акте, благодаря духовному наставлению, у человека возникают стимулы и возможности перемены себя, духовного осмысления и осиливания своей ситуации и обстоятельств. Именно этим даром русские старцы служили людям.

И тогда все конкретные предметно-дисциплинарные сведения из естественно-научных и гуманитарных курсов становятся значимыми как для постижения законов мироздания, так и для самоопределения в духовно-нравственном и профессионально–деятельностном аспектах. В этом случае не приходится сетовать о потере мотивации к обучению учащихся, характерной для современного школьника и обнаруживается уже в начальной школе. Все в истинном учительстве направлено к единому духовному руслу, к единой цели – служению Истине, исполнению собственного предназначения посредством своих дарований, освещению души христианскими добродетелями.

Важно сохранить отечественные, русские, российские традиции воспитания и образования. Они касаются, прежде всего, взаимоотношений учителя и ученика. Распредмечивание системы воспитания в образовании, навязывание школы как института «мозаичной культуры», как цеха по формированию «человека массы», «потребителя рыночной продукции», получающего вместо знаний компетенции, - губительно для нашего общества и культуры. Недопустима американизация не только в плане отказа от фундаментальности научного образовании, от формирования мировоззрения как основополагающего принципа образования, но и в отношении разрушения духовного единства учителя и ученика, превращения их взаимодействия в учебном процессе в оказание рыночных предметных услуг, где учитель выступает продавцом знаний, а ученик – покупателем.

Насаждение в российскую школу толерантности как этической и религиозной нейтральности разрушает основу учительства. Учитель должен быть водителем (педагогом) по сложному пути духовного восхождения. Ему вменяется в обязанность помочь подопечным не заблудиться в опасностях нигилизма и сектантства, надлежит вдохновить ученика на высокое служение своему Отечеству, защищая прежде всего его духовные идеалы.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру