О программе воспитания в школе

Предпошлем нашему основному вопросу четкое определение понятия «воспитание». Как известно, веер таких определений многочисленный и беспредельный. Такое положение в педагогике воспитания более чем странно: профессиональная деятельность педагога, имеющая своим основным объектом «воспитание», не имеет сегодня ясной и общей для всех профессионалов дефиниции. Подобное возможно лишь в случае рождения новой науки, когда ученые пытаются выявить сущность новоявленного объекта. Педагогика же – древняя наука, рождавшаяся вместе с процессом воспитания детей.

Основанием для создания программы избраны научные концепции о социальной сущности человека, о становлении и развитии личности, о сознании как основе социальных связей, об отношении как содержании внутренней структуры личности, о ценностях и ценностных отношениях. Философской базой является идея гуманизма - признания Человека наивысшей ценностью.

Воспитание – целенаправленное введение ребенка в контекст современной высокой культуры во имя будущей способности ребенка свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в развитии общественной жизни, сохранении и развитии культуры.

Педагог-профессионал организует деятельность детей. В процессе данной деятельности ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром на уровне культуры и обретает социально-психологические новообразования, соответствующие человеку современной культуры. Организованная педагогом деятельность и есть субстанция воспитания, тело процесса воспитания, доступное для восприятия и оценки.

Там, где нет деятельности, нет процесса воспитания, поскольку только в активной деятельности обретает ребенок культурные новообразования. Но она, эта деятельность, обеспечивается профессиональной деятельностью педагога – поскольку его волнуют именно эти новообразования, которые диктуют ему современные достижения культуры. Они и выступают продуктом воспитания.

Сознание определяет социальные связи человека с людьми и окружающим его миром. Поэтому среди всех видов деятельности первое место занимает деятельность ценностно-ориентированная, направленная на осмысление ценности окружающих явлений и предметов в мире для человека на земле. В организации воспитательного процесса осмысление играет ведущую роль, но никак не исключает познавательную, преобразовательную, художественную деятельность и общения, а также их аналоги – самопознание, самовыражение, самовоспитание, самоанализ, внутренний диалог.

Любая разновидность деятельности, целенаправленно организуемая, порождает какие-то новообразования в личностной структуре человека. Однако характеристики таких новообразований определяются не самой деятельностью, но – её содержанием. Если деятельность – тело воспитания, то содержание деятельности – душа этого тела. И, хотя присутствие разновидовой деятельности чрезвычайно важна для развития детей, но качество этого развития зависит окончательно от социального качества содержания деятельности.

Программа воспитания – это определение содержания деятельности детей (чем именно наполняется организуемая деятельность) во имя достижения воспитательного результата, то есть, воспитательной цели.

Программа очерчивает границы обязательного наполнения организуемой деятельности и определяет, что именно педагог должен получить как продукт своей профессиональной работы. Поэтому программа необходима педагогу. Но программа, очерчивая требуемые временем и культурой новообразования, столь же отвечает нуждам ребенка: лишь постигая богатства культуры, он развивается сам и становится способным к созидательной деятельности и социальной жизни.

У педагога и ребенка одно и то же содержание деятельности. Их совместная предметная деятельность наполнена духовными образованиями как отражением объекта деятельности в сознании. Но именно это содержание – желаемое педагогом и проецируемое воспитательной программой - и является содержанием воспитательного процесса. И потому совместная деятельность детей и педагога служит как критерием воспитанности детей (меры их культуры), так и критерием профессионального мастерства педагога.

Вот почему вопрос содержания воспитания является ключевым вопросом воспитания. И это значит, что создание программы воспитания есть ключ к организации воспитания.

Центральная идея созданной программы состоит в разрешении противоречия между индивидуальной свободой взрослеющего школьника и социальной необходимостью, ограничивающей свободу каждого члена общества. Разрешение этого противоречия производится через сопряжение общего и частного, единого и особенного, главного и второстепенного, коллективного и индивидуального. Путь к свободе индивидуальности пролегает через приобщение ребенка к интересам общества, других людей, всего человечества. «Присвоенные» интересы расширяют внутренний мир ребенка - в тем большей мере, чем шире палитра «присвоенных» объектов мира.

В процессе активной деятельности формируются в личностной структуре ребенка отношения к объектам окружающей действительности. Ансамбль социальных отношений составляет ядро личности и характеристику ребенка как носителя данных отношений. Поэтому, с точки зрения содержательной, воспитание может быть определено как целенаправленное формирование системы отношений к миру.

Житейско-обыденное представление о личности как совокупности некоторых личностных качеств не может служить базой для конструирования программы воспитания. Качества личности проистекают из реального отношения человека к определенному объекту – педагог отыскивает, отбирает, выделяет объект, отношение к которому обусловливает веер разнообразных отношений. Привычное отношение к определенному объекту во всех его формах проявления именуется в обыденной практике качеством.

Из великого множества отношений к беспредельному количеству объектов мира (явления, предметы, события, процессы, ситуации, деяния) программа воспитания производит отбор наиболее общих и существенных для жизни общества и человечества объектов, отношения к которым в своей практической реализации носит жизнеобеспечивающий характер.

А так как любое отношение к объекту реальности рождается на основании знаний об объекте деятельности, то в процесс формирования отношений обязательно встраивается осмысление объекта, открываемого ребенком и осваиваемого им, – знания об этом объекте. И, следовательно, процесс целенаправленного формирования отношений обязательно предполагает познание мира как на уровне представлений, так и на уровне понятийном. Таким образом, широкий процесс развития личности охватывает и вовлекает в свое содержание научное образование, осуществляемое через процесс обучения. Процесс обучения – сильнейший фактор становления отношений к миру и центральный элемент школьного воспитания. И педагог всегда озабочивается вопросом качества обучения детей в школе.

Программа воспитания должна выделить существенные знания о существенных для личностного развития ребенка объектах. Понятно, что они должны быть самого общего характера, чтобы охватывать всю безмерную совокупность объектов мира.

Решающим фактором подготовки к социальной жизни на уровне культуры выступит непосредственная практика взаимодействия школьника с реально разворачиваемым для него миром «здесь и сейчас», когда формируемые отношения находят свое реальное ежемоментное выражение и обретают свою привычность. Для осуществления действенности отношений необходимы соответствующие умения. Программа должна очертить строго необходимые умения взаимодействия с определенными объектами отношений – оспособить школьника жизненно важными умениями для свободного волеизъявления личностных отношений.

Ни в коем случае нельзя трактовать выделенные отношения, знания и умения как простую суммарную совокупность. Отношение – целевое новообразование, а знания и умения – средство формирования и проявления отношения.

Основой для создания программы должна служить выделенная из множества жизненных отношений емкая, лаконичная система отношений, обеспечивающая достижение цели воспитания.

Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

Образ выпускника школы – это образ юности, осознающей социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии, подготовленной к созидательной деятельности в контексте общественной жизни и самостоятельному выстраиванию собственной жизни на основании Добра, Истины и Красоты.

Задачи воспитания, исчерпывающие данную цель, следующие:

1. формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни и представления о разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни;

2. формировать представление школьника о достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты;

3. развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, и способность отдавать отчет в своих действиях;

4. формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми;

5. наделить школьника элементарными жизненно важными умениями и элементарными умениями по овладению современной культурой;

6. вовлекать в сопереживание жизни человечества на земле, жизни российского народа и возможное соучастие в происходящих социальных событиях;

7. вовлекать в созидательную деятельность как единственный способ развития и утверждения индивидуального «Я» в этом мире;

8. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы собственной достойной жизни в контексте общественного развития;

9. оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для успешного достижения жизненных перспектив.

10. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы достойной личной жизни в контексте общественного развития.

Практически решение данных задач производится одновременно во всех возрастных группах, однако их содержательный вес и иерархия неодинаковы для разных периодов школьной жизни.

Исходя из понимания сущности воспитания и цели воспитания, выявляются основные руководящие положения (принципы) для конструирования Программы воспитания. Для данной программы их – три.

Ценностный принцип предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса.

Пространство воспитательного процесса – это пространство всей жизни ребенка. Формирование личности протекает ежемоментно в течение самой жизни. Множество факторов оказывает влияние на его личностное становление. В их числе стихийные, негативные, асоциальные, антисоциальные. Профессиональная деятельность педагогов, фокусируя пёстрый веер социальных отношений, направляет внимание ребенка на объекты наивысшей значимости для жизни человечества. Они отражены в крайне абстрагированных категориях, называемых ценностями: «человек», «жизнь», «общество», «природа», «Я».

Отношения к этим ценностям, выработанные историческим ходом развития жизни человечества, и составляют содержательный стержень программы воспитания, потому что они в своей системе вбирают, вмещают в себя все частные ценности жизни и, следовательно, ценностные отношения современной культуры.

Встраивание в структуру личности наивысших ценностей (обобщающих всю совокупность ценностей) априорно определяет восприятие ребенком окружающего мира, в том числе и явлений негативного плана, и становится гарантом гуманистической позиции школьника в разнообразных ситуациях жизни.

Так, воспитываемое уважение к человеку обеспечивает этику поведения, доброжелательность, ответственность, добросовестность в труде, дисциплинированность, доброту, внимательность..., а также сопротивление жестокости, нечестности, подлости...

Взращенная любовь к природе наделяет школьника бережным и заботливым отношением к флоре и фауне, способностью сопереживать младшим братьям нашим на земле, желанием приумножать богатства природные, наслаждаться красотой природы..., а также способностью сопротивляться бездумной корысти, экологическим преступлениям, уничтожению красоты...

Благоговение перед жизнью порождает чуткость и деликатность, внимательность и защищенность, бескорыстную помощь, нежность... а также готовность защищать жизнь, помогать обездоленным, созидать блага для улучшения жизни на земле...

Наивысшие ценности и есть те основные пять объектов, которые передаются по социально-культурологической эстафете от поколения к поколению. Они вечны и независимы от социальных перемен и государственного устройства.

Течение школьных лет обучения складывается из перехода детей из одной возрастной группы в другую. И каждая возрастная группа обретает особенную способность к присвоению, то есть, включению в свой внутренний личностный мир, одной из этих ценностей. Так, возникают пять отношенческих блоков, заполняющих содержательное поле воспитания:

Человек как наивысшая ценность и уважение человека как ценностное отношение.

Общество как социальное условие жизни человека - и признание безусловного исполнения законов общественной жизни как ценностное отношение.

Жизнь как всеобщая ценность и благоговение перед жизнью как ценностное отношение.

Природа как базовая ценность земной ниши для всех живых существ и любовь к природе как ценностное отношение.

«Я» как ценность индивидуальности и достоинство как ценностное отношение человека к самому себе.

Линейно-концентрический (спиралеобразный) принцип – очерчивает способ структурирования материала программы по возрастным группам при психолого-педагогическом учете возрастных особенностей развивающихся школьников - последовательное расположение каждого блока для каждого возрастного периода

Линейное расположение ценностных новообразований на протяжении школьных лет жизни учащихся обеспечивает образование новых ценностных отношений и неуклонное расширение поля этих ценностных отношений. Школьник продвигается вперед в овладении способами человеческого устройства жизни, границы её в каждом возрастном периоде раздвигаются, отвечая его потребностям и растущему интеллекту.

Например, в работе с младшим подростком педагог акцентирует внимание на категории совести и рассматривает совесть как центральное качество достойного человека; а в работу со старшим подростком вводит категорию справедливости, выходя в сферу общественной жизни; в ранней юности педагог помогает ученикам продумывать совесть как условие счастья жизни; в течение последнего школьного года педагог содействует духовным усилиям юноши, проецирующего свое счастье жизни на основании совести, справедливости и равенства всех людей.

Концентрическое структурирование программы обеспечивает углубление тех же самых основ жизни и ценностных отношений, но от возраста к возрасту более высокого уровня осмысления ценностей и их практического воплощения в соответствии с возрастом и уровнем развития учащихся.

Ни одно качество личности не формируется разом, полностью и окончательно. Но развивается вместе с развитием самого ребенка, обретающего физические и духовные силы с возрастом. И имеет свои возрастные модификации.

Проиллюстрируем сказанное.

Дисциплина как характеристика человек проходит стадии своего развития: от послушания в младшем возрасте – к осознанному и привычному исполнению дисциплинарных норм в подростковый период – и к к свободно избранному дисциплинарному поведению в юности.

Честность имеет подобные стадии становления, формируясь от исполнения правила запрета на чужие вещи и предметы к принятию идеи неприкосновенности другого человека, а далее - к идее автономности другого человека, к принципу уважения другого человека и осознанию достоинства своего «Я».

И любовь к человечеству имеет свои предварительные образования: приветливость – доброжелательность – дружелюбие – уважение.

Патриотизм как естественная привязанность к месту жительства обогащается гордостью за свое отечество – преобразуется в заботу о людях отечества – дополняется готовностью созидать блага для отечества – наполняется болью за страдания народа – выливается в готовность защищать отечество ценой собственной жизни.

И само понятие «человек» проходит такие же стадии возрастного осмысления человеческой субстанции: от «особи» и «индивида» к «человеку», потом - «личности», затем - «субъекту» и, наконец ,- «индивидуальности».

Линейно-концентрический принцип Программы воспитания в своей реализации придает особую педагогическую аранжировку воспитательному процессу как восхождению ребенка к идеальному образу достойного человека – разумеется, в его индивидуальном варианте. Каждый учебный год становится духовным обновлением и обретением новых способов жить достойно.

Поступенчатое движение «вперед и вверх» наделяет школьника способностью быть «человеком» - «личностью» - «социальным субъектом» - «индивидуальностью», будучи, конечно же, особью и индивидом, но – культурой и социумом преображенной особью и вочеловеченным индивидом. Столь же поступенчато развивается каждое отношение у меняющейся личности школьника.

Ценности как доминанты воспитательного процесса вводятся согласно возрастным возможностям и психологическим особенностям школьного периода, они выступают в качестве доминантной задачи возрастного этапа школьника.

1. В периоде начального обучения (учитываем ортодоксальность как присущую черту этого периода) – «Правила жизни» (социальные нормы).

Итоговым воспитательным результатом станут элементарные привычки культуры жизни, разновидовой деятельности и поведения.

2. Для младшего подросткового периода (учитываем интенсивное развитие самосознания) – «Человек».

Итоговым воспитательным результатом должна стать привычная ценностная ориентация на Человека и готовность содействовать благу Человека.

3. Старший подростковый период (учитываем притязание на взрослость и поиск своей социальной роли в группе) – «Общество».

Итоговый воспитательный результат – признание законов общества, умение сотрудничать в группе, сопереживание и посильное содействие интересам общества.

4. Иная ведущая идея в период воспитания старшеклассника. При учете становления мировоззрения старшеклассника, эта идея воплощается в категории «Жизнь».

Итоговым новообразованием старшеклассника явится образ жизни как философическое представление и идеальная модель достойной человека жизни.

5. Юношество 11-го класса, периода завершения школы, переживает особое состояние перед окончанием школы, Весь учебный года проходит под эгидой выбора жизненного пути и подготовки себя к такому выбору. «Что есть «Я»? – ведущая идея последнего школьного года. Воспитательный результат – сложившаяся в структуре личности выпускника «Я-концепция».

Лейтмотив работы педагога с детьми в разные возрастные периоды их личностного становления адекватен доминантной идее:

Творим своё «Я» как представителя человечества.

Выстраиваем образ достойной Человека жизни».

Наша жизнь располагается в обществе».

Живем среди других людей».

«Живем по человеческим правилам жизни».

Таким образом, программа воспитания – это сконцентрированные в наивысших ценностях социально-культурологические нормы жизни современного человека, выстроенные линейно-концентрическим способом при учете социально-психологических особенностей развивающихся школьников.

Ещё раз подчеркнем: речь идет не о жестком распределении повременного формирования у школьника отдельных отношений – они уже есть в личностном внутреннем мире ребенка, когда тот поступает в школу. И они (вся совокупность!) продолжают свое становление в ходе школьной жизнедеятельности. Речь идет об углублении и восхождении в понимании жизненных основ и наивысших опорных ценностей современной культуры как жизненной опоры в построении собственного поведения и самостоятельной деятельности и взращивание адекватных тому умений.

Принцип целостности – продиктован сложной психологической природой отношения. С одной стороны, отношение как будто не существует: его разом не увидишь, его не измерить, не зафиксировать, оно не доказуемо и предметно не ощутимо. С другой стороны, пластика, мимика, слова, действия, реакции, поведение в целом – всё вкупе выдает существование отношения.

Поэтому при всей непредметности, нематериализованности формы существования отношения, оно не только не присутствует – оно являет собою постоянную социальную ауру и, как воздух, питает личность.

Окружающая жизнь направляет своё влияние на становление единого гармоничного отношения по психологическим каналам: рациональному, эмоциональному и поведенческому. Точно так же должно быть направлено педагогическое воздействие. Подчеркнем ещё раз эту сложность воспитательного процесса: «отношение» есть, и «отношения» нет в реальной материальной практике человека. Оно, отношение, не имеет прямой разовой формы выражения, оно как связь субъекта с объектом интегрирует в себе разум, эмоции, действия субъекта. Оно интегративно, складывается и рождается из этих трех компонентов.

знание

Объект (ценность) эмоции отношение

умения

Точно так же должно быть направлено педагогическое воздействие.

Рациональная связь с объектом отношения проявляет себя в представлении, суждении, оценке, понятии, умозаключении, идее. (Нельзя обижать слабого...Человек должен творить самого себя... Сила моя в разуме... Уважать – это утруждать себя для другого...).

Эмоциональный компонент отношения выражает себя как эмоциональные реакции, переживания, состояния, чувства.(Я люблю музыку... Мне нравится читать...Как хорошо, когда учитель красивый... Приятно получать подарки, но дарить – тоже приятно... Больно за несчастных людей...).

Практически-действенный компонент существует как акт реального деяния, устанавливающего избирательную связь субъекта с объектом внешнего мира. (Мы посадили цветы в школьном саду... Надо вставать при входе взрослого и дамы... Малыш сказал ссорящимися: «Нельзя кричать на человека»... Юноши на балу не допускают стоять девушкам у стены в одиночестве... Поставили спектакль в Доме ветеранов...).

Принцип целостности означает организацию трехканального педагогического влияния в едином акте деятельности детей – одновременно на разум, эмоции и действия по формуле «осмысление – сопереживание – содеяние». Тогда деятельность становится реальным отношением. И только тогда организуемая педагогами деятельность детей являет собою плоть воспитательного процесса.

Педагог приступает к организации... И он говорит...(распредмечивает) И эмоционально окрашивает (интонирует) И предлагает инструкцию к некоторым поведенческим операциям (научает). В итоге, парадигма любого педагогического воздействия складывается такой: «Надо сделать, потому что... Легко и красиво можно сделать так... И тогда будет всем...».

Наша программа предполагает непременное трёхканальное целостное влияние на отношение. Иначе работа воспитателя с детьми приобретает демагогический характер, превращается в пустозвонство.

Избранные принципы заложены в основу строения Программы:

▪ первый принцип – ценностный – выступил основанием для определения содержания программы;

▪ второй – линейно-концентрический – очертил конструкцию программы;

▪ третий – целостности – указал педагогу на способ работы по данной программе.

Программа воспитания школьника – это развернутое ценностное представление о человеке современной гуманистической культуры, представленной в динамической картинке как последовательное обретение ребенком личностных ценностных новообразований, определяющих его восхождение к образу достойного Человека.

Специфика Программы воспитания определяется спецификой воспитательного процесса: пространство этого целенаправленного процесса, организуемого профессионалами-специалистами, равно всему жизненному пространству ребенка, и вся жизнь, проживаемая в школе – это поле педагогических влияний и воздействий.

Поэтому, в отличие от учебных программ школьного образования, ознакомление с программой воспитания обязательно для каждого педагога школы: учителя-предметника, педагога продленной группы, педагога-руководителя кружка, классного руководителя и, конечно, директора и его заместителей, а также и технических работников школьного коллектива.

Новообразования в личностной структуре школьника не рождаются одномоментно, они складываются постепенно путем количественных незаметных обретений.

Поэтому нельзя форсировать развитие школьника, игнорировать условия его семейного воспитания, влияние социальной среды и историю его дошкольной жизни и требовать немедленного соответствия личности школьника эталонному социальному варианту. Необходимо терпеливое взращивание ребенка без подавления и устрашения.

Нельзя забывать о том, что движущим механизмом развития является именно дисгармония, возникающая в ходе роста и взросления человека. При педагогическом стремлении воспитать гармоническую личность, педагог целенаправленно разрушает гармонию тем, что содействует противоречивости растущего сознания и малого поведенческого опыта, возбуждаемых высоких чувств и недостаточных умений социального взаимодействия, прекрасного идеала достойного человека и укрепившихся привычек низкой культуры.

Поэтому при оценке воспитательного результата педагог может исходить только из происходящих изменений в личности школьника – ни в коем случае не составляя статичной картины «уровня воспитанности». Основанием для положительной оценки внедрения программы воспитания в систему школьного образования служит выявленная тенденция личностных изменений учащихся, его направленности, привычек и потребности.

В представленной программе воспитания педагог не может найти раскрытия методики работы по данной программе именно в силу нашего понимания сути и назначения программы. Точно так, как повар, замысливающий вкусный обед для гостей, не ищет способов приготовления блюд, а сначала прорабатывает содержание меню, и швея проецирует в сознании красивое платье, только потом приступает к определению методики действий, и преподаватель основательно изучает и продумывает учебный материал, и лишь затем конструирует методическое оснащение. Профессионалы все одинаково приступают к деятельности, предварительно создав (и записав) программу своей работы.

Поэтому программа воспитания апеллирует исключительно к профессиональному мышлению педагога, наполняя его представлениями и понятиями тех социально-психологических образований, которые непременно должны быть взращены в личностной структуре школьника за годы его обучения. И – не более того.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру