Программа воспитания в школе (младшеклассник, 2-4 класс).

Восприятие окружающего мира

Общее отношение: земля есть общий дом для жизни растений, животных и человека.
 
Представление о зависимости всех живущих на земле от состояния нашей планеты. Представление об удивительной приспособленности жизни флоры и фауны к земному существованию. Представление о специфической жизни человека, которому приходится самостоятельно обеспечивать себе средства существования. Понятие об ответственности людей за сохранение природы.

Умение наблюдать окружающий мир. Умения смотреть на звезды, слушать птиц, шум леса, голос моря и реки (ручья), наблюдать за падением снега, дождем и грозой. Умение замечать свежесть утреннего пробуждения жизни, наполненность светом дня, вечернее угасание светлого дня. Умение описывать своё состояние утром, днем, вечером.

Умение наблюдать за поведением животных, Умение ухаживать за растениями и выращивать растения. Умения ухода за животными и заботы о них. Умение рассказывать о своих чувствах и мыслях при восприятии явлений природы. Умение отражать картину природы в рисунке, песни, стихах, движениях.

Представление и понятие о течении жизни. Наблюдения за движением жизни в природе и обществе. Умение описать течение собственной жизни и передать свои впечатления. Умение рассказать о поступке человека, выразить сочувствие ему.

Знание о сложности напряженной взрослой жизни. Умение сочувствовать человеку неблагоприятного состояния. Умение воспринимать человека с позиции доброжелательности Умение описывать внешний портрет человека. Умение рассказывать о поведении человека и воспринимаемых событиях.

Представление общих законов человеческой жизни на земле: не сорить на планете, беречь природу, бережно относиться к человеку, исполнять законы общественной жизни, помогать друг другу быть хорошим человеком, трудиться, выстраивая человеческую жизнь на земле.

Социальные нормы жизни, сложившиеся в ходе исторического развития.

Общее отношение: на основе осознанных элементарных норм общежития и понимания их значения признавать их важность и проявлять желание их исполнения в повседневной жизни.
Речевая культура. Понимание назначения хорошо построенной речи. Умения воспринимать речь, умение выстраивать собственную речь, ясную и понятную. Расширяющийся состав речевой лексики. Интонационные умения речи. Свободное владение элементарными нормами речевого этикета. Привычки речевого этикета. Умения обращаться к лицам общественных учреждений. Привычка тихой речи в общественных местах. Умение молчать.

Правило предметно-вещного обустройства - «Порядок, удобство и красота». Соблюдение повсеместной аккуратности и чистоты. Привычки аккуратности костюма, системного расположения учебных принадлежностей, умения соблюдать режим жизни. Умение бережного обращения с предметами и вещами. Привычка уважительного отношения к чужим вещам и предметам, не прикасаться и не использовать их в своих интересах. Умение пользоваться школьным гардеробом.

Представление о труде и профессиональной работе человека. Понимание значимости любой профессии. Интерес к профессиональной работе родителей, признание её важности и ценностности.

Школьная учебная деятельность как ведущая деятельность в развитии личности школьника.

Общее отношение: учеба в школе - «маленькая работа» детей в контексте «большой» трудной работы взрослых.

Радость познания окружающего мира. Умение выполнять учебные задания добросовестно и красиво. Успешность выполнения учебных заданий.

Система элементарных общих умений учебного труда, обеспечивающих успех деятельности: четкая артикуляция речи; умение интонировать речь; слушать другого и высказывать согласие, меру понимания; удобно располагать учебные принадлежности для работы; умение сообщать о желании высказаться, умение читать текст с акцентом внимания на ведущих словах; умение рассказывать о виденном, услышанном, прочитанном; умение обобщать информацию до одного тезиса либо одного слова; в решении проблемы выстраивать диспозицию данного и искомого; умение направлять речь слушателям; умение выслушивать другое мнение и высказывать своё собственное; умение читать и сообщать о впечатлении... И другие.

Привычка и потребность чтения книг. Привычка сосредоточенной интеллектуальной работы. Сочувствие успехам товарищей. Умение оказывать посильную помощь всем участникам учебной деятельности.

Представление о полезности и важности распорядка жизни и режима дня для успешного обучения.

Правила человеческих взаимоотношений.

Общее отношение: «Не посягать на другого человека».
 
Правило и умения приветствовать человека: обращение общее либо именное; пожелание здоровья либо доброго дня; выражение симпатии; произнесение вопроса о самочувствии.
Правило «Никого не беспокоить и быть приятным для окружающих».

Умение приносить извинения за беспокойство. Умение выразить радость по поводу встречи. Умение приветствовать группу людей. Умение приветствовать людей при входе в школу, при входе в библиотеку, магазин, киоск, театр... – всех, с кем начинаешь взаимодействовать. Умение быть сдержанным и вступать в разговор лишь при проявлении к тебе интереса.
Умения благодарить за общение, за помощь, за предоставленную услугу, за общее дело, за подарок, угощение, за проведенный учителем урок.

Умение произносить просьбу, не отягощая человека: просьба-вопрос, просьба-пожелание, просьба- раздумье, просьба-затруднение и т.д.
Умение проявлять знаки внимания и заботы по отношению к человеку: (подарки, сувениры, нежность, угощение, рисунки, книги, поделки).
Умение приносить извинения при оплошности, ошибке, отказе, невольной обиде.

Правило «Не позволять обижать слабого».
Умение высказаться в защиту обиженного. Умение произнести публично хорошие качества слабого. Умение поддержать слабого. Умение предложить наилучшие условия для слабого. Умение нежно обращаться с малышами.

Правило «Соблюдать различия поведения мальчиков и девочек».
Умение мальчиков уступать девочкам и прощать их неудачное поступки. Умение девочек заботливо и нежно относиться к мальчикам, просить их о помощи и защите. Умение мальчиков предлагать помощь девочкам. Умение девочек замечать достоинства мальчиков. Умение мальчиков избавлять девочек от грубости. Умение девочек быть красивыми. Умение мальчиков быть отзывчивыми и сильными. Умение девочек признавать силу мальчиков.

Правило «Успех человека встречать с радостью».

Умение радоваться удачам и достижениям каждого ученика. Умение находить положительное в действиях товарища даже при неудаче. Умение выслушивать человека по поводу его успехов и выслушивать человека о его проблемах. Умение утешать печального и не омрачать счастливого. Опыт положительного оценивания работы товарищей.
Правило «Почтительность по отношению ко взрослому, старшему, и ласковая заботливость по отношению к малышам».

Умение вставать при появлении старшего, до конца выслушивать старшего, не перебивая и не оспоривая при высказывании своего мнения. Умение предлагать наилучшие условия расположения старшего в данной ситуации. Умение предлагать старшему и малышам самое вкусное, самое красивое, самое интересное.
Правила человеческого труда (учебной и любой другой деятельности).

Общее правило: «Нельзя не трудиться – так устроена жизнь человека.».

Правило «хорошо выполненного дела». Навыки четкой организации учебного труда на уроке и дома. Умение осмысливать задание, умение определить порядок исполнения работы, умение оформить красиво работу, умение проверять правильность исполнения работы. Опыт положительного проживания успеха выполненной работы.

Правило «одного голоса». Умение речевого посыла для группы. Умение молчаливого знака о желании высказаться.

Правило «слышать, слушая». Умение воспринимать речь другого человека и воспроизводить её содержание. Умение выделять главное в услышанной информации.

Правило «Сначала продумай, как делать, потом – приступай». Умение представить результат планируемого дела. Умение определить средства и способы действий. Умение планировать последовательность действий. Умение высказывать кому-либо о предварительном плане действий. Умение совместного обсуждения в группе плана работы.

Правило «заботы каждого о каждом». Умение сдерживать импульсивные желания и действия. Умение оказывать помощь только при просьбе о помощи. Умение наблюдать лица, жесты, позы товарищей, определять их состояние души.

Правило «все вместе, и каждый своё» в совместной групповой деятельности Умение подчиняться общему порядку. Умение исполнять свою роль в деле максимально хорошо. Умение вносить предложения по улучшению общего дела.

Правило «взаимной благодарности». Умение благодарить педагога за проведенные занятия. Умение благодарить товарищей за совместную деятельность. Умение благодарить любого человека за действия, полезные для тебя: родителей, учеников, учителя, технического работника, повара, дворника, нянечку, медсестру и т.д.
Правила игры и развлечений.

Общее правило: «Постарайся, чтобы игра доставляла удовольствие каждому участнику».

Представление игры как способа отдыха. Опыт в игровой деятельности: подвижных играх, интеллектуальных играх, художественных играх, спортивных играх, социально-ролевых.
Правило честного соблюдения условий игры. Умение регулировать своё поведение в игре. Умение признавать победы и поражения. Умение благодарить всех участников за игру.

Правило «В игре всем весело». Умение ориентироваться на самочувствие играющих Умение наблюдать за участниками игры, так чтобы никого не обидеть. Умение победителя благодарить побежденного.

Правило осторожности в обращении с человеком. Способность регулировать свои эмоции. Умение «держать себя в руках». Правило легкого прикосновения в подвижной игре. Правило щадящей оценки в интеллектуальной игре. Правило признания особенности восприятия мира в художественных играх. Правило честности в спортивной игре. Правило морали в сюжетно-ролевой игре.

Гигиенические нормы человеческой жизни.

Общее отношение: «В здоровом теле - здоровый дух» (Mens sana in corpore sano.»)

Культурные привычки ухода за телом. Основные умения по сбережению здоровья. Основные умения укрепления организма: умения укрепляющих гимнастических упражнений, привычка к водным процедурам, привычная прямая осанка, привычная легкая походка, привычность режима дня, умение соблюдать гигиенические условия ночного сна, умение релаксации, уиение сохранять удобную и красивую позу во время работы и отдыха.

Культурные привычки ухода за одеждой. Представление о назначении одежды человека. Соответствие одежды условиям погоды и обстоятельствам. Бережливость по отношению к одежде. Умение «не замечать» одежды человека в общении с ним. Умение ухаживать за одеждой: хранить, гладить, стирать, чинить. Основные эстетические правила к одежде: «ничего лишнего».
Культура отправлений организма. Соблюдение чистоты, порядка, деликатности в этом вопросе. Умение пользоваться всей палитрой санитарно-гигиенических средств. Признание правила: «Зная об этой важной стороне жизни, не говорить о ней публично».

Культура питания. Представление о режиме питания. Представление об эстетике питания. Представление о совместном с другими людьми питании как форме общения. Умения пользоваться приборами, средствами человеческого питания. Умения приготовления простых блюд и угощений. Привычное соблюдение этики и эстетики питания. Умение угощать другого человека.
Культурные привычки использования жилища человека. Помощь родителям в уходе за жилищем. Умение наводить порядок на своем рабочем месте. Умение нести ответственность за порядок в классной комнате, в собственной комнате, в семейном доме и дворе. Система трудовых элементарных умений по обустройству жилища.

Культура пользования предметами и вещами.

Общее правило: «Все вещи и предметы, созданные трудом человека, имеют своего хозяина».

Привычное исполнение правила «неприкосновенности собственности человека». Запрет на чужие вещи, не принадлежащие тебе. Бережное отношение к общественной собственности.
Привычка хранить вещи в определенном месте. Привычка менять одежду школьную на домашнюю. Понимание цены вещам, купленным на деньги родителей. Правило запрета хвастаться вещами. Понимание, что вещи лишь помогают человеку, но не заменяют достоинства человека.

Правила поведения в общественных местах.

Общее правило: «Вокруг тебя люди – учитывай их интересы!»

Правило передвижения в общественных местах. Умение соблюдать правостороннее движение. Умение уступать дорогу идущим. Знания и привычное исполнение правил дорожного передвижения. Умения пользоваться общественным транспортом.

Умение проявлять посильную помощь в ситуации затруднений человека. Умение не смеяться над человеком, непохожим либо оказавшимся в странной ситуации. Умение просить постороннего человека о помощи, услуге.

Правила поведения в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, парке, на выставке. Умения «не мешать», «не сорить», «не трогать», «не кричать», «не выражать недовольства». Умение быть приятным окружающим: умение приветствовать, умение благодарить, умение высказывать просьбу, умение ставить вопрос, умение интересоваться мнением другого, умение извиняться за ошибку, оплошность.

Правило «хорошего настроения». Умение не выказывать всем своего плохого настроения. Умение сдерживать своё бурное желание кричать и прыгать, не выражать грубо свою обиду и злость. Умение сообщать о своих чувствах, не обижая никого. Умение учитывать происшедшее с другим человеком, сочувствовать ему.






© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру