Теория языка

О языковых знаках, или должно ли имя что-то значить

– Разве имя должно что-то значить? – проговорила Алиса с сомнением.

– Конечно, должно, – ответил Шалтай-Болтай и фыркнул. – Возьмём, к примеру, моё имя – оно выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно... Ну, просто чем угодно! >>
Асимметрия языкового знака в лексике и грамматике
В современной школьной практике преподавания русского языка вопросы синонимии, омонимии и полисемии принято рассматривать внутри раздела «Лексикология», говоря исключительно о словах-синонимах, словах-омонимах и многозначных словах. Представляется, что очень полезно и уместно было бы, введя понятие языкового знака, расширить понимание вышеназванных явлений и посмотреть на них не только в рамках лексики, но и грамматики. >>
Культура языка
Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и каждое поколение передает накопленный опыт последующему. Именно способностью сообщать другим, хранить и воспроизводить в деятельности накопленные знания и опыт человек отличается от животных. >>
Русский концепт слово-логос и его китайские аналоги дао и вэнь
Русский концепт слово имеет фундаментальное начало в духовно-сакральной традиции как Слово-Логос, т.е. божественная благодатная сила, с помощью которой Господь творит мир, наделяя человека даром слова. Эта фундаментальная идея лежит в основе философской и филологической книжности как выражении духовной культуры всех европейских народов. В духовной традиции Слово является синонимом слова Бог, что зафиксировано в известных строках Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» [Иоанн, 1,1]. Господь своим Божественным Словом творит мир (см. Книгу бытия) – и эта функция божественного Логоса как духовного начала, творящего мир, а затем наделяющего человека словом, имеет схожие корреляты в других духовных цивилизациях. >>
Русский язык и духовное состояние общества
Иван Ильин, оторванный от России, писал: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, наша Россия...». Представить бы эту мысль реально: вся Россия – в ее языке! Но русский язык воспринимается общественным большинством либо как скучный свод грамматических правил, либо как не очень интересный школьный предмет. И мыслей, слов в защиту родного языка, свидетельств понимания роли Слова как инструмента творения современного мира, управления общественными процессами и всеми формами жизни мы, филологи, как правило, не находим... >>
Филология - словесность – языкознание в классической русской традиции и современном научно-педагогическом процессе
Термины филология – словесность – языкознание осмысляются прежде всего этимологически. Филология – учение о Слове (несомненно, в сакральном смысле, т.е. слове как божественном даре, способности говорить и писать, вступать в общение с себе подобными и творить мир «словом»), языкознание – учение о языке (прежде всего, его устройстве, системе знаков, выражающих определенные смыслы, средстве общения). Очевидна историческая последовательность в появлении наук: филология возникает в древности, языкознание – наука относительно нового времени. >>
Что такое филология?
Ф.Ф. Зелинский об основах филологического знания В современной вузовской и научной практике мы часто сталкиваемся с проблемой понимания и интерпретации термина. Она может быть решена в узком смысле — с помощью краткой пояснительной заметки, но гораздо важнее установить не только узкотерминологический смысл понятия и сферу его применения, а проникнуть в историко-культурную панораму, в которой он используется. При этом разные эпохи представляли содержательную и внешнюю сторону одного и того же понятия неодинаково. >>
Языковая картина мира в информационных войнах
Информационную войну можно определить как нападение на информацию в широком смысле, направленное против информационных технологий, против всех процессов, базирующихся на информации и против самой информации, т.е. любые действия, совершаемые с целью нанесения ущерба противнику с помощью информации, будь то ее кража, сокрытие, искажение, изменение, фальсификация, разрушение и т.п. >>
Язык и мышление в философии языка И.Г. Гамана
Философию Иоганна Георга Гамана в целом и вопрос об отношении языка и мышления в его критике языка в частности следует рассматривать в контексте его эпохи. С одной стороны, центральным философским вопросом в середине XVIII в. стала проблема происхождения языка, к которой мы вернемся в последующем изложении для освещения позиции Гамана в этом вопросе. С другой стороны, в XVIII в. началась оживленная философская дискуссия об отношении языка и мышления между представителями рационализма и эмпиризма, которая была естественным образом связана и с вопросом о происхождении языка. Эта дискуссия продолжалась затем на протяжении всего XIX столетия, дополнившись во второй его половине исследованиями в области психологии языка. >>
Заметки о частях речи
Части речи – это фантазии лингвистов или объективно существующая реальность? Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
X Академик Л.В. Щерба
>>

31 - 40 из 43
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру