Неугасимая лампада. Антология русской религиозно-философской поэзии. Часть 1

Федор Николаевич Глинка (1786 - 1880)

Федор Николаевич Глинка родился в 1876 г. в имении Сутоки Смоленской губернии. Воспитывался в Петербурге, в кадетском корпусе, откуда в 1803 г. был выпущен прапорщиком в Апшеронский полк.

В годы первой войны с Наполеоном, -в качестве адъютанта генерала Милорадовича, Глинка принял участие в Аустерлицком сражении. После завершения военной кампании ушел в отставку по болезни и поселился в своем смоленском имении. В 1808 г. вышло в свет его первое литературное произведение, принесшее ему известность: "Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях в Венгрии, с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг." Тогда же Глинка пробует писать патриотические стихи в подчеркнуто архаической манере. В 1810 - 1811 г. Глинка совершил краеведческое путешествие по российской провинции, которое описал во втором своем произведении: "Замечания, мысли и рассуждения во время поездки в некоторые отечественные губернии".
С началом Отечественной войны 1812 г. Глинка вновь вступил в ряды русской армии, участвовал в Бородинском сражении, в составе армии проделал весь заграничный поход 1813 - 1814 гг. В результате возникли новые "Письма русского офицера", включавшие воспоминания об Отечественной войне. Отечественная война разбудила поэтический дар Глинки: он пишет стихотворения на патриотическую тему, но уже не архаичным слогом, а просто и понятно, без лишних украшений. Эти стихотворения стяжали ему поэтическую славу. Поэзию Глинки высоко ценил Пушкин. "Из всех наших поэтов Ф.Н. Глинка, может быть, самый оригинальный", - писал он.

После окончания войны Глинка, как многие и его товарищи по военной службе, вступил в тайное общество - Союз спасения или Общество истинных и верных сынов Отечества. В эти годы он продолжает писать стихи в "народном" духе, но наряду с этим создает "Опыты священной поэзии" - переложения псалмов, в которых сквозь призму Библейской поэзии преломляет свое понимание правды и справедливости.

По своим убеждениям Глинка был сторонником конституционной монархии. Будучи близок к кругу декабристов, он не принимал непосредственного участия в их восстании. Однако за дружбу с ними ему пришлось ответить. Весной 1826 г. он был отдан под суд и сослан в Карелию, в г. Петрозаводск.

В период суда и ссылки, размышляя над постигшем его несчастьем, Глинка все более проникается духом Священного Писания. "Тогда на берегах величественных озер - этих огромных зеркал, в которых отражалось небо Севера, в местах, загроможденных обломками какого-то древнего мира, раскрыл я опять книгу Иова, - писал он, - и как изумился, не найдя в ней прежней неясности... Душа невольно сроднилась со страдальцем; века исчезли, расстояния не стало... Я понял его муки, разгадал тайны скорби, непостижимой для счастливцев мира".

Постепенно взгляды поэта в корне изменились. Вернувшись из ссылки, он сблизился со славянофилами.

В Твери Глинка познакомился с А.А. Голенищевой-Кутузовой, которая вскоре стала его женой и единомышленницей.

Судьба подарила ему долгую жизнь. Пережив всех своих современников, Федор Николаевич Глинка скончался в 1880 г. в Твери, в возрасте 94 лет. Хоронили его с воинскими почестями, как участника Отечественной войны 1812 г., награжденного золотым оружием.

 


Блаженство праведного

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста.
Псалом I

О, сколь блажен правдивый муж,
Который грешным вслед не ходит,
И лишь в союзе чистых душ
Отраду для души находит!
Его и страсти кличут в свет,
И нечестивцы в свой совет, -
Но он вперил на правду очи,
И глух к зазывам лести он:
При свете дня и в тайне ночи
Хранит он Вышнего закон.
И ходит в нем неколебимым;
Везде он чист, душою прям
И в очи смерти и бедам
Глядит с покоем нерушимым,
Хотя в ладье, бичом судьбы
Гоним в шум бурных океанов...
Когда лукавые рабы
Блажат бездушных истуканов,
Он видит Бога над собой
И смело борется с судьбой!
Зажглась гроза, синеют тучи,
Летит, как исполин могучий,
Как грозный князь воздушных стран,
Неудержимый ураган
И стелет жатвы и дубравы...
Но он в полях стоит один,
Сей дуб корнистый, величавый:
Таков небесный гражданин!
И процветет он в долгой жизни,
Как древо при истоках вод;
Он будет памятен отчизне,
Благословит его народ...
Не так, не так для нечестивых:
Ветшая в кратких, смутных днях,
Они развеются, как прах.
Господь не стерпит горделивых:
Он двигнет неба высоты
И землю раскалит до ада.
Но вам, страдальцы правоты!
Он вам и пастырь, и ограда!
(1824)


Гром

Гремит! И воды запестрели!
И слышен в воздухе как будто шум и крик!
И, вспыхнув, молнии на стеклах закипели!
И часовой стоит, утупя в землю штык!..
Где зарождаются сии кипящи громы?
Где бурь и непогод таинственные домы?
Зачем нам тайны познавать
И, мыслями волнуясь, утомляться?
Не лучше ли, во всем встречая благодать,
Жить просто и всему по-детски удивляться!

между 5 и 9 марта 1826 г.


Всемогущество

Ты можешь вдруг меня сравнить с презренным прахом -
И вдруг опять из праха воскресить!
Смутить мой дух, наполнить душу страхом -
И вдруг опять развеселить!
Ты ложе скорбное умел убрать цветами,
Ты пролил аромат из золотых кадил,
И томную главу страдальца осветил
Во сне прекрасными мечтами,
И свеял слезы с глаз дыханием любви!
Мне снилось раз: я был над грозною рекою,
Упал - и, вопия, искал Тебя рукою,
И Ты извлек меня и мне сказал: "Живи!"

Между 9 марта и 31 мая 1826


Создателю

О ты, создавший дни и веки,
Чьи персты солнца свет зажгли!
Твои лазоревые реки
Бегут, как пояса земли!
И под густым покровом ночи
На лов выходит дикий зверь,
Доколь заря, отверзши дверь,
Осветит человеков очи.
И утра в ранние часы
Все дышит радостью святою:
И кедр, одетый лепотою,
И капля светлая росы.

между 9 марта и 31 мая 1826 г.


Дожди

Шумят весенние дожди,
Под ними зеленеют нивы, -
Зачем же слышу я в груди
Порой тоскливые порывы?..
Творец! пошли Свой чистый дождь,
Омой с меня мой прах греховный;
И будь Ты пастырь мой духовный
И к новой жизни лучший вождь!..

между 9 марта и 31 мая 1826 г.


Глас в тишине

Когда стихает все в природе,
И, под скругленной высотой,
На сине-яхонтовом своде,
Обставлен месяц золотой
Светил алмазными рядами;
Когда почиет тишина
И на земле и над водами;
Когда, под обаяньем сна,
Не шевелится лист и волос,
И все затихнут голоса,
Я слышу, - слышу чей-то голос,
Зовущий душу в небеса.


Илия - Богу

Мы ждем и не дождемся сроков
Сей бедственной с нечестьем при:
Твоих зарезали Пророков,
Твои разбили алтари!..
Проснись, Бог сил! заговори!
Нет места для Твоей святыни,
И я теперь, жилец пустыни,
Я плачу пред Тобой один!..
А Ты им терпишь, Властелин
Земли, морей и облаков!
Ты терпишь от Своих рабов!!!
1826 или 1827


Бог - Илие

Не сокрушайся, Мой Пророк!
На все есть час, на все есть срок;
Пускай, кичась, растет порок:
Будь зло добру в святой урок!..
Но не грусти! Твой Господин
Здесь не совсем еще один,
Не все пошли к Ваалу в сети!
Есть тайные у Бога дети,
Есть тайный фимиам сердец,
Который обонять мне сладко!..
Они бегут ко мне украдкой,
И я являюсь втайне к ним;
И их лелею, просветляю
Высоким, истинным, святым!

между 9 марта и 31 мая 1826 г.


Советы

1.
Если хочешь жить легко
И быть к небу близко,
Держи сердце высоко,
А голову низко…
2.
Бой духовный, бой не шутка!
Скользки жизни колеи.
Отсекай мечом рассудка
Злые помыслы свои!…


Прибежище

И от забот, и от сует
В Тебя, мой тихий, кроткий свет,
Душа приходит погружаться…
Так путник в знойный, летний день
Стремится к хрусталям текучим,
Или под склоном древ зыбучим
В отрадную ложится тень.
В отчизне злата и лазури
Упившись сладкой тишиной,
Моя душа смелей на бури,
Смелей на тяжкий с жизнью бой.


Песнь об Ангеле

Суд мирам уготовляется,
Ходит Бог по небесам;
Звезд громада расступается
На простор Его весам...

И, прослышав Бога, дальние
Тучи Ангелов взвились;
Протеснясь в врата кристальные,
Хоры с пеньем понеслись...

И мой Ангел охранительный,
Уж терявший на земле
Блеск небесный, блеск пленительный,
Распустил свои крыле...

У судьбы земной под молотом,
В стороне страстей и бурь
Ярких крыл потускло золото,
Полиняла в них лазурь...

Но как все переменилося!
Он на Бога посмотрел -
И лицо его светилося,
И хитон его светлел!..

Ах! когда ж жильцам-юдольникам
Возвратят полет и нам -
И дадут земным невольникам
Вольный доступ к небесам?!..
1835


Красы не здешних мест
Хрусталь и золото и розы
Я вижу в дивных вышинах;
Там грусти нет, и наши слезы
В тех неизвестны сторонах. -
Под тою далью золотою
Все жизнью юною, святою,
Все вечной радостью кипит:
Туда и рвется и летит
Душа, как к счастью ей родному;
Но, пригвожденная к земному,
О том, что видела… молчит.
1835


Идет

Идет и воюет Господь!
Содрогнись, безумная плоть!
Пылают, горят города!
И мечутся бешено воды:
Друг к другу - огонь и вода…
Смотрите ж, смотрите, народы!
Про что говорят небеса!..
Но слепы у вас очеса!
Но - в мягком раздолии тины,
Валяясь, объятые сном,
Вы ищете бедствий причины
Не там, где причина, - не в том,
Что сводит к вам гнев Иеговы,
Открыть вам не хочется глаз:
Опомнитесь, братия! Что вы?
Причина несчастия - в вас!..


Авдотья Павловна Глинка (1795 - 1863)

Авдотья Павловна Глинка, урожденная Голенищева-Кутузова, родилась в Петербурге 19 июля 1795 г. Отец ее, Павел Иванович, человек высокообразованный, был известен как поэт и переводчик. Она состояла в родстве с М.И. Кутузовым, жена которого, Евдокия Ильинична, была ее восприемницей при крещении.


Семья жила в Петербурге и в Москве. Воспитывалась Авдотья дома, под руководством отца занималась языками: французским, немецким, итальянским. Много и успешно занималась музыкой - играла на фортепьяно и арфе, писала стихи. Однако замуж девушка почему-то не спешила. Смерть отца стала для нее тяжелым ударом, она несколько лет не снимала траур. Денежные дела отца были расстроены, и потому Авдотья с матерью были вынуждены переселиться в имении под Тверью. Посещая Тверь, Авдотья Павловна познакомилась с отбывавшим срок ссылки Федором Николаевичем Глинкой. "Так встретились две личности: одна - в своем траурном костюме, другая - с трауром в душе", - писал ее биограф. Влюбившись, Авдотья Павловна решила "подать руку человеку, обставленному также неблагоприятными обстоятельствами". После заключения брака супруги некоторое время жили в Орле, куда был переведен Глинка, затем поселились в Москве, тесно общаясь с кругом славянофилов.
Авдотья Павловна преклонялась перед литературным талантом мужа. Некоторые произведения они писали совместно. К их числу относится, например, большая мистическая поэма "Таинственная капля" - на апокрифический сюжет: о том, что разбойник, покаявшийся на кресте, в младенчестве вкусил каплю молока Богородицы. Авдотья Павловна в восторге говорила, что поэму создал "апостол Федор". Однако духовная цензура ее запретила и напечатана она была лишь в 1871 г.

В 1848 г. супруги Глинка переехали в Петербург, позднее поселились в Твери, где Авдотья Павловна и скончалась 26 июля 1863 г.

Личность Авдотьи Глинки вызывала у современников оценки в основном неприязненные. Подозревали, что муж у нее "под каблуком". Один из мемуаристов вспоминал: "Ф.Н. Глинка, маленький, сухонький старичок, очень скромный, неразговорчивый; зато супруга его, Авдотья Павловна, была очень авторитетна, говорила громко, азартно, ругала Герцена". Отмечали ее нетерпимость, религиозный фанатизм "без христианской любви". Однако есть и другие свидетельства. Где бы ни жили супруги Глинка, они везде занимались благотворительной деятельностью. В принадлежащем ей небольшом имении Авдотья Павловна наполовину уменьшила оброк. С крестьянами она обходилась так, что те безбоязненно приходили к ней в дом, она вникала в их беды, лечила их. Она была активнейшей участницей различных попечительских обществ, писала и переписывала для бедных просительные письма, "просила, рекомендовала, заступалась и часто отстаивала". Заботило ее и дело народного просвещения. "Жизнь Богородицы" в ее переложении выдержала несколько изданий. Авдотья Павловна была знакома со многими духовными лицами.

На погребение ее, совершенное Тверским архиепископом Филофеем в сослужении двенадцати священников, собрались огромные толпы народа, и могилу ее уже годы спустя украшали цветами неизвестные почитатели.

При жизни Авдотьи Глинки печатались ее переводы, романы, после ее смерти, в 1869 г. отдельной книгой были изданы ее стихотворения под названием "Задушевные думы" (с пометкой "не для продажи"). Большинство стихотворений - все на духовные темы - очень несовершенно по форме. Однако они представляют определенный интерес, как человеческий документ, обнаруживая всеобъемлющее религиозное чувство, дававшее направление всей жизни автора.


О Господи! Могу ли я довольно
Тебя, мой Бог, благодарить!
Ты дал мне лучшее из благ сей жизни дольной:
Писать, молиться и любить!..

 

* * *
О, никогда не насмотрюся
Я на Твои, о Боже, чудеса,
На высь, цветы, огромные леса!
И никогда не намолюся!
Молитва сердца жаждет слез
И средь ужасных жизни гроз!


Осенние цветы

Без ропота, без слез и без стенанья,
Под осени свинцовою рукой,
Цветы теряют блеск и запах свой;
Они полны живого упованья,
Что с новою опять весной
Вновь жизнью зацветут блестящей:
То как не уповать и нам,
Что той же силою животворящей,
Хоть облетим мы здесь подобно тем цветам,
Воскреснем, отряхнув прах дольней жизни,
И в новой зацветем отчизне?..

27 августа 1843 г.

* * *
Природа! Чувствую, как ясно
Ты мне о Боге говоришь,
Когда, порой меня дивишь
Своею роскошью прекрасной!..
В безмолвной тишине твоей
Таинствен смысл твоих речей!..

 

* * *
Здесь на земле, когда меня не станет,
Быть может, кто-нибудь
Меня, жалеючи, вспомянет:
"Ее болезненная грудь
В себе любви вмещала много
И много скорби понесла:
Теперь уже она у Бога,
А там не могут помнить зла".

 


Страница 4 - 4 из 10
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру