Трудный путь домой: Гончаров и православие

В приходе, который находился в центре Санкт-Петербурга, служили священники, имеющие ученые степени. Все они, судя по упомянутому списку, были либо кандидатами, либо магистрами. Любопытно, что священник М.Ф. Архангельский подарил Гончарову свой труд, в котором касается и творчества самого Гончарова. Будучи преподавателем словесности в  Санкт-Петербургской Духовной семинарии в 1851-1855 годах, протоиерей Архангельский составил "Руководство" для "напоминания воспитанникам пространных изустных толкований".

Упоминание о романисте И.А. Гончарове мы находим в главе "О замечательнейших описаниях путешествий в нашей литературе", где Архангельский называет, помимо гончаровского "Фрегата "Паллада"",  "Письма об Испании" В.П.Боткина и  малоизвестные  "Письма из Венеции, Рима и Неаполя" В.Яковлева. Гончаровскую книгу Архангельский представил под названием "Путешествие И.А.Гончарова в Японию на русском фрегате "Паллада" в 1852 и последующих годах".

Весьма любопытно мнение духовного лица об этом произведении: "Оно отличается естественностью, верностью, подробностью, полнотой и занимательностью описаний, юмористическим изложением, и написано языком простым, но весьма правильным, показывает в авторе глубокое знание отечественного наречия… При чтении путешествий г. Гончарова забываешь своё место, своё занятие, и, кажется, сам, вместе с автором, странствуешь по местам, которые он описывает". Личное знакомство их состоялось, вероятно, не позднее 1857 года, когда вышла упомянутая книга. Дело в том, что цензором книги выступил как раз Гончаров, который и подписал цензурное разрешение на выход книги в свет 13  марта 1857 года. Очевидно, к тому времени Гончаров уже ходил по воскресным и праздничным дням в храм св. великомученика Пантелеимона, где состоялось, очевидно, истинное воцерковление  Гончарова и где он обрел духовных наставников, проводивших его в жизнь вечную.

В упомянутом письме отец Василий свидетельствует об истинном христианском смирении Гончарова: "Я его и напутствовал в последней предсмертной болезни; я  тогда получил от него христиански смиренную просьбу, чтобы не хоронили его как литератора, на Волковском кладбище, а чтобы похоронили как простого христианина, скромно, просто, без всяких обычно устрояющихся учащеюся молодежью при погребении литераторов помпы и намеренной пышности и шума, в Невской Лавре". После смерти писателя отец Василий служил над его прахом панихиды, провожал гроб с телом покойного романиста в Лавру и обычным порядком после отпевания в Свято-Духовской церкви предал земле на Никольском лаврском кладбище, которое в 1891 году называлось Новым.  Кстати сказать, похороны романиста все же не прошли незамеченными в Петербурге. Газета "Биржевые ведомости" писала 20 сентября 1891 года: "19-го сентября, происходили похороны знаменитого романиста И.А.Гончарова, отличавшиеся большою торжественностью и привлекшие очень многочисленную публику.

К 9 час. утра в квартиру покойного собрались многие литераторы, журналисты, почитатели покойного, принадлежащие ко всем слоям столичного общества, а также много учащейся молодежи. По совершении последней литии, дубовый гроб с останками покойного, крышку которого украшал небольшой венок из благоухающих цветов, вынесли на улицу старейшие литераторы, друзья и почитатели покойного. У дверей квартиры его ожидало очень много народа. Во главе процессии шло духовенство с хором певчих; погребальную колесницу с гробом везли две пары лошадей в траурных попонах. Следовавшие за нею дроги были заняты множеством венков.

На гроб покойного романиста возложено было около тридцати венков; серебряные от студентов Спб. университета, от почитателей, от редакции журнала "Нива"; фарфоровые и из живых цветов и растений: от Академии наук, от "Литературного фонда", от Санкт-Петербургской городской думы, от редакций здешних газет и журналов: "Правительственного Вестника", "Новостей", "Нового Времени", "Вестника Европы", "Северного Вестника", "Недели", "Живописного Обозрения", "Сына Отечества", "Русской Школы", "Петербургского Листка", "Петербургской Газеты" и др., а также от редакций "Русских Ведомостей", "Новостей дня" и др.; от русского музыкального общества, от Санкт-Петербургской консерватории, от драматических курсов, от историко-филологического института, от училища правоведения, от женских педагогических курсов, от рождественских фельдшерских курсов, от Московского общества вспомоществования недостаточным студентам и др.

За гробом шло множество публики. Процессия направилась с Моховой ул. по Литейному и Невскому проспектам к кладбищу Александро-Невской лавры, привлекая на пути следования группы любопытных".

Приведенные сведения лишь отчасти раскрывают перед нами жизнь Гончарова как прихожанина храма св. великомученика Пантелеимона. Можно еще добавить, что он  был членом приходского Благотворительного Общества. Это пока все, что мы знаем.

Принято считать, что Гончаров не был воцерковленным человеком, не знал жизни церкви. Думается, что это по крайней мере не совсем так. А может быть, и вовсе не так. Напомним, что в Симбирске, будучи мальчиком, он несомненно ходил вместе с матерью, отличавшейся глубокой религиозностью, на службы в ближайшую к дому церковь. Это была церковь Вознесения на Большой Саратовской улице. Она находилась буквально в пятидесяти метрах от особняка Гончаровых. Позже она превратилась в Спасо-Вознесенский собор. В десятилетнем возрасте он попадает в Москву, учится в коммерческом училище. Коммерческое училище располагалось на Остоженке, а ходил юноша Гончаров в церковь Никитского женского монастыря, располагавшегося на Никитской улице. Здесь-то, в этой церкви, он однажды, в 15 – 17 лет, встретил самого А.С. Пушкина.  Никакие перипетии жизни не отрывали Гончарова от церкви. В своих воспоминаниях он пишет о том, что сошелся с кружком Белинского в 1840- е годы лишь литературно: "Разность в религиозных убеждениях и некоторых других понятиях и взглядах мешала мне сблизиться с ними вполне".   Закончил Гончаров свою жизнь истинным христианином. Достаточно вспомнить несколько строк воспоминаний А. Ф. Кони: "Глубокая вера в иную жизнь сопровождала его до конца. Я посетил его за два дня до смерти, и при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: „Нет! Я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и он меня простил"..."

Письмо отца Василия способно развеять многие недоумения, сложившиеся вокруг личности Гончарова: "Все,  выше сказанное, за много лет личного знакомства и духовных отношений дает мне твердое основание свидетельствовать, что покойный Иван Александрович, по крайней мере за последние 20 лет, был и скончался истинно верующим сыном церкви православной".


Страница 5 - 5 из 8
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру