"Евгений Онегин" роман А.С.Пушкина. Глава десятая (сожженная)

                                 IV
Но бог помог — стал ропот ниже,
И скоро, силою вещей,
Мы очутилися в Париже,
А русский царь — главой царей.

Декабристы, участники войны, указывали на огромное возбуждение, вызванное событиями двенадцатого года. По словам декабриста Якушкина, "война двенадцатого года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании. Все распоряжения и усилия правительства были бы недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесять языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении. Не по распоряжению начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя свои жилища на сожжение. Не по распоряжению начальства выступило все народонаселение Москвы вместе с армией из древней столицы".

А. Бестужев писал из крепости Николаю I: "Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, впоследствии народной. Вот начало свободомыслия в России. Правительство само произнесло слова: "свобода, освобождение!" Само рассевало сочинения о злоупотреблении власти Наполеона, и клик русского монарха огласил берега Рейна и Сены. Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли  р о п о т  в классе народа. "Мы проливали кровь", говорили они, "а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа".

Война 1812-1815 гг. повлекла за собой тяжелые экономические последствия: разорение крестьянских хозяйств, расстроенных реквизициями, грабежами, призывами многочисленных ополчений, рост налогов и разнообразных государственных повинностей, дороговизна товаров, обесценение рубля, сокращение торговых операций, сожжение московских фабрик, уничтожение живой человеческой силы по указанию историка той эпохи, одно крестьянство потеряло более миллиона человек, т. е. не менее 6% всей земледельческой массы страны); все это вызывало ропот в разнообразных слоях населения. "Вопиющие язвы самодержавно-крепостного порядка обнажились с особенной резкостью. Уже в начале 1813 г. доверенный корреспондент сообщал Аракчееву: "Чем далее идут военные действия, тем чувствительнее становятся общие тягости. Со всех мест пишут и говорят со вздохом". Немного позднее полицейский чиновник, собиравший петербургские слухи, доносил уже о критике недовольных, которые действуют против правительства сатирою и насмешками. Недовольство накапливалось на обоих полюсах русского общества: крестьянские массы начинали открыто сопротивление вотчинной власти, помещичье дворянство прониклось глухой оппозицией против правительственной бюрократии... Послевоенный кризис затянулся на несколько лет; в экономической сфере он скоро сменился торгово-промышленным и сельскохозяйственным оживлением, но в социальной и политической области еще долго звучали отголоски всеобщего возбуждения. Крестьянство бродило и волновалось надеждою на близкое освобождение; консервативное дворянское большинство нападало на частности, но охраняло незыблемые устои существующего порядка; прогрессивные дворянские группы переносили свою критику на самые основы политического порядка. Так настроение послевоенного кризиса сделалось исходным моментом широкого либерального течения".

"М ы  о ч у т и л и с я  в  П а р и ж е". — Союзные войска, действовавшие против Наполеона, вместе с русской армией вступили в Париж в 1814 г. (19 марта).

По указанию редакции "Пушкин и его современники" (вып. XVI, стр. 7), прозвание Александра I "главой царей" не придумано Пушкиным, а происходит из стихотворения, пропетого со сцены Большой оперы в Париже 20 марта 1814 г. актером Лаисом (Lays) и начинавшегося стихами (на мотив бурбонского гимна "Vive Henri Quatre"):

Vive Alexandre,
Vive le roi des rois...

                                       V

Сей муж судьбы, сей странник бранный,
Пред кем унизились цари,
Сей всадник, папою венчанный,
Исчезнувший, как тень зари,
Измучен казнию покоя…

Образ Наполеона сходно был зарисован в стихотворении 1823 г. "Недвижный страж дремал на царственном пороге":

То был сей чудный муж, посланник провиденья,
Свершитель роковой безвестного веленья,
Сей всадник, перед кем склонилися цари,
……………………………………………….
Сей царь, исчезнувший, как сон, как тень зари.

Тождественная зарисовка в стихотворении "Герой", 1830:

Всё он, все он — пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный.
Исчезнувший, как тень зари.

В этом же стихотворении стих:

С е й,  м у ч и м  к а з н и ю  п о к о я  —

тянется из отрывка 1823 г.:

... не обличали в нем изгнанного героя,
Мучением покоя,
В морях казненного по манию царей.

Корсиканский офицер, ставший императором буржуазной Франции, заставил трепетать охранителей феодальных порядков на континенте: Пушкину, конечно, известны были случаи унижений, которым Наполеон подвергал европейских монархов (например, приглашение Наполеоном прусского короля охотиться в тех местах под Иеной, где он нанес сокрушительный удар прусской армии). Сочувствием к Наполеону дышат строки, посвященные его жизни в ссылке на острове св. Елены, где он провел последние годы (с 1815 по 1821), где "угас великий человек", искупив "стяжания и зло воинственных чудес тоскою душного изгнанья под сенью чуждою небес".

                                  VI

             Моря достались Альбиону.
             ……………………………..

Англия, разбившая в 1805 г. французский и испанский флоты в бою при Трафальгаре (у берегов Испании), содействовавшая заточению Наполеона на острове св. Елены, торжествовала свою победу, но, — видимо, таков был ход мыслей Пушкина, — французский император, "сей ратник,  в о л ь н о с т ь ю  венчанный", недаром был детищем французской революции; борьба с идеями этой революции, занесенными в разнообразные уголки Европы наполеоновскими войсками, была нелегка для защитников реакции. Всюду возникали революционные восстания, в руках отдельных лиц вспыхивало лезвие "карающего кинжала".

Припоминая собственные настроения в эти годы, автор "Вольности", "Кинжала", естественно, должен был дать широкую картину западноевропейского общественного движения, за всеми перипетиями которого он сам и его современники, как известно, жадно следили. Немецкий студент Занд, заколовший 23 марта 1819 г. реакционного деятеля Коцебу, рабочий Лувель, заколовший 13 февраля 1820 г. герцога Беррийского, претендента в королевском роде Бурбонов на французский трон, встречали яркий отклик в поэзии Пушкина.

На листке, где сохранились шифрованные отрывки X главы, имеется стих с четко написанным первым словом Кинжал; в чтении последующих слов исследователи разошлись: Н.О. Лернер читает: "Л. пел Б.", М. Л. Гофман: "Л. тень Б.", Д.Н. Соколов весь стих предлагает читать: Кинжал Лувеля пел Бирон. Н.О. Лернер считает это чтение "довольно вероятным". Не вызывает возражений чтение первых двух слов. Третье слово — тень должно быть признано наиболее точным (у П.О. Морозова тем). В стихотворении "Кинжал" (1821) Пушкин, обращаясь к Занду, восклицал:

О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.
Твоей Германии он вечно тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.

Итак,  к и н ж а л  Л у в е л я — т е н ь,  угрожающая "преступной силе". Такой "силой" был продолжавший существование род Бурбонов, олицетворение Франции "старого порядка". Так как большинство исследователей согласно читают начальную букву последнего слова (Б), а чтение  Б и р о н а  можно признать несостоятельным из-за отсутствия у Байрона поэтического отклика на "кинжал Лувеля", то остается возможность прочитать шифр этого стиха:

               Кинжал Лувеля тень Бурбону.

Время, когда Пушкин писал X главу, подчеркивало тему о непрочности династии Бурбонов. Июльская буржуазная революция 1830 г. в Париже привела Карла X к отречению от престола и оставлению Франции (19 августа). Лозунг "долой Бурбонов" раздавался на парижских улицах. Революционные движения в том же году в Бельгии (август), Дрездене (сентябрь), в Дармштадте (2 октября) падают на месяцы, предшествующие сожжению X главы. Мы не знаем, когда Пушкин стал восстанавливать сожженную главу, но движение народной массы в Париже в связи с очередным выступлением монархистов и реакционного духовенства в день годовщины убийства принца Беррийского Лувелем (13 февраля 1831 г.) вызвало уничтожение герба Бурбонов, что могло быть известно Пушкину, проявлявшему значительный интерес к французским событиям. В лицейскую годовщину 1831 г. поэт отметил:

               С престола пал другой Бурбон.

Воспоминание о кинжале, карающем монарха, стояло перед Пушкиным и в 1835 г., когда Фиески покушался на жизнь преемника Карла X, представителя Орлеанской ветви, короля Луи-Филиппа, выдачи которого французский пролетариат требовал еще в октябрьские (17-18) дни 1830 г.
В вышеприведенной строке один из исследователей, предлагая читать: Кинжал Лувеля, тень Бурбона, видит криптограмму поэтической формулы, в которую Пушкин вкладывал политический смысл, намереваясь его раскрыть (или раскрыв в не дошедшей до нас строфе!) приблизительно в таком направлении: Александра I — деспота, опирающегося на такого "преданного" ему слугу, как Аракчеев, — ожидает или гибель от  к и н ж а л а    Л у в е л я  (т. е. цареубийство, свершенное кем-либо индивидуально), или вследствие суда революционного народа  т е н ь,  т. е.  п р и з р а к  (например, Людовика XVI).

                                     VII

Тряслися грозно Пиринеи,
Балкан Неаполя пылал,
Безрукий князь друзьям Мореи
Из Кишинева уж мигал.
............................................

В январе 1820 г. вспыхнула революция в Испании, временно закончившаяся победой инсургентов под предводительством Квироги и Рафаэля Риеги, воспетого Пушкиным, Рылеевым и др.; революция, которую восторженно встретили Чаадаев, Н. Тургенев и другие декабристы, о которой приходил беседовать с Пушкиным, сидевшим под арестом, даже старик Инзов, кишиневский начальник поэта.

Неаполитанское восстание в июле 1820 г., вскоре задушенное австрийскими войсками, также вызвало отклик Пушкина. В начале 1821 г. в послании к В.Л. Давыдову, вспоминая итальянских карбонаров, за здоровье которых поэт и его "демократические" друзья в Каменке "спасенья чашу наполняли беспенной, мерзлою водой" и "до дна, до капли выпивали", Пушкин, не желая примириться с мыслью, что исчез "луч надежды" на победу народов, восклицал:

Но — нет! мы счастьем насладимся,
Кровавой чашей причастимся...

Особенно горячо Пушкин и его либеральные современники встретили известие о революционном движении в Греции. "Безрукий князь" (упоминаемый в том же послании 1821 г.), лишившийся под Дрезденом руки 16 генерал князь Александр Ипси-ланти (1783-1828), 22 февраля (6 марта) 1821 г. перешел русскую границу и поднял восстание в Молдавии против турок. Он жил в Кишиневе, откуда подготовлял к национальному движению греческих гетеристов с полуострова Мореи17, на этом полуострове для руководства восстанием в июне 1821 г. высадился один из братьев А. Ипсиланти. По поводу греческого восстания Пушкин в марте 1821 г. писал В. Л. Давыдову (?): "Восторг умов дошел до высочайшей степени; все мысли [греков] устремлены к одному предмету — на независимость древнего отечества. ...В лавках, на улицах, в трактирах — везде собирались толпы греков, все продавали за ничто свое имущество, покупали сабли, ружья, пистолеты; все говорили об Леониде18, о Фемистокле19, все шли в войско счастливца Ипсиланти: жизнь, имения греков в его распоряжении!.. Первый шаг Ипсиланти прекрасен и блистателен! Он счастливо начал — 28 лет, оторванная рука, цель великодушная! Отныне и мертвый или победитель, он принадлежит истории!"

К.Ф. Рылеев откликнулся двумя стихотворениями (1821) на греческое движение, выражая сожаление, что не может лететь туда, в Морею; Пушкин, пережив в той же Одессе разочарование в "современных Леонидах", много лет спустя называл Грецию "страной героев и богов", вновь обращался к ней с призывом расторгнуть "рабские вериги" ("Восстань, о Греция, восстань!..").

                                 VIII-IX

"Я всех уйму с моим народом!" -
Наш царь в конгр[ессе] говорил.
.......................................................
И чем жирнее, тем тяжеле.
О русский глупый наш народ,
Скажи, зачем ты в самом деле
......................................................

"Двуязычный" Александр показан Пушкиным путем антитезы: активный политик, содействовавший торжеству на Западе реакционного Священного союза и вялый, ленивый, жиреющий царь. Увеличение тучности царя — иронизирует поэт — шло параллельно с ростом в России общественно-политической тяжести, испытываемой всеми классами и общественными группами, особенно крестьянской крепостной массой.

                                 X

Потешный полк Петра Титана,
Дружина старых усачей,
Предавших некогда тирана
Свирепой шайке палачей.
............................................

Организованный из потешных при Петре I Семеновский гвардейский полк, в солдатской массе насчитывавший немало героев военных походов, в октябре 1821 г. в знак протеста против невыносимых условий службы при командире Шварце отказался подчиниться приказам начальства и был подвергнут жестоким на- казаниям (военному суду было предано 802 человека). Большинство солдат было разослано по другим полкам. Они были, по свидетельству декабриста Горбачевского, "ревностными агентами Тайного общества, возбуждая в своих товарищах ненависть и презрение к правительству". В том же Семеновском полку служили будущие деятели Южного общества — С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин.

Движение нижних чинов Семеновского полка было первой репетицией того военного восстания, которое в 1825-1826 гг. было связано с Черниговским полком под начальством С. И. Муравьева-Апостола. Это движение в пушкинской концепции свидетельствовало о непрочности самодержца Александра: восстание вспыхнуло в том полку, шефом которого был Александр I в бытность наследником престола, караула которого дожидался он, чтобы дать разрешение на убийство Павла — т и р а н а,  у в е н ч а н н о г о  злодея, павшего под "бесславными ударами" "вином и злобой упоенных" убийц, вторгшихся 11 марта 1801 г. во дворец, "как звери" ("Вольность" — стихотворение, написанное на квартире Н.И. Тургенева).

                                     XI

Россия присмирела снова
И пуще царь пошел кутить,
Но искры пламени23 иного
Уже издавна может быть
……………………………

Внешним поводом перемены политического настроения Александра I было восстание в Семеновском полку и целый ряд военных восстаний в Западной Европе (в Испании, Неаполе, Пьемонте). Реакционная внутренняя политика с 1821 г. окончательно стала определять систему управления в России. Пушкин, исторически точно указывая на более ранние побеги либерализма в стране, чем в эпоху господства аракчеевщины, подошел к изображению оппозиционных течений русской общественности. Где же и как первоначально сверкали эти "искры пламени" дворянского либерализма?

                                    XII

Сначала эти за[говоры]
Все это были разговоры
Между лафитом и клико
[Куплеты, дружеские споры]

И не [входила] глубоко
В сердца мятежная наука.
[Все это было подражанье]
[Все это было только] скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов.
Казалось [пал]
Но

[Везде беседы недовольных]
Узлы к узлам
[И постепенно сетью тайной]
[Россия]
Наш ц[арь] дремал

В начальных стихах этого фрагмента обычно видят ироническое отношение Пушкина к либеральным заговорщикам 20-х годов. Необходимо указать, что пушкинская терминология полна иного осмысления, чем наша современная:  з а б а в ы  у Пушкина означают и светский образ жизни  (м и л ы е  з а б а в ы    с в е т а,  1819), и чувство любви:

Что ж истинно? — Одна забава,
Поверь, одна любовь не сон. (1816)

и творческую работу ("но скрылись от меня парнасские  з а б а в ы", 1816; "душе наскучили парнасские  з а б а в ы",  1825; роман "Онегин" — "небрежный плод моих  з а б а в").  В поэтическом языке Пушкина встречаем: "философическая  з а б а в а"  (1815), "площадная  з а б а в а"  (1830), "гармоническая  з а б а в а"  (1820), "суровой простоты  з а б а в ы",  "сии кровавые  з а б а в ы" (1820—1821), "исчезли юные  з а б а в ы"  (1818). Во всех этих словосочетаниях выражение  з а б а в а  применяется с различной и совершенно иной, чем теперь, семантической наполненностью.
В "Первом послании к цензору" (1822) Пушкин писал:

... Поверь мне, чьи забавы
Осмеивать закон, правительство иль нравы,
Тот не подвергнется взысканью твоему...
....................................................................
Радищев, рабства враг, цензуры избежал,
И Пушкина стихи в печати не бывали...

Ш а л у н  (ш а л о с т ь,  ш а л и т ь)  в языке Пушкина и его современников обычно в той или иной степени и форме нарушитель порядка, чинной жизни, протестант.
Вольтер — "седой  ш а л у н"  ("Городок", 1814); ш а л у н  может быть и  ф и л о с о ф о м,  о с т р я к о м   н е б о г о м о л ь   н ы м  (А.М. Горчакову, 1819). Дельвиг — одновременно "муз возвышенный пророк" и  "ш а л у н,  мой брат по крови, по душе" ("К Языкову", 1824). Ш а л у н — участник "Зеленой лампы":

Вот он приют гостеприимный,
Приют любви и вольных муз,
Где с ними клятвою взаимной
Скрепили вечный мы союз...
Где своенравный произвол
Менял бутылки, разговоры,
Рассказы, песни шалуна…

                           ("Я.Н. Толстому", 1822)

Ср. ещё:

Тогда, мой друг, забытых шалунов
Свобода, Вакх и музы угощают. (1818)

Ср. ещё:

Мне ль было сетовать о толках шалунов? (1821)

Граф М. С. Воронцов называл Пушкина  ш а л у н о м,  узнав о попытках его бегства из Одессы за границу перед ссылкой в Михайловское (в письме 24 декабря 1824 г. А. Булгакову). Сообщая об этом своему брату, А. Булгаков также назвал Пушкина  п о э  т о м - ш а л у н о м (12 июня 1825 г.). Пушкин демонстративными выходками против церковных лиц и полицейского строя заслужил то же прозвание  ш а л у н а  у своего кишиневского начальника Инзова, у своего приятеля П.А. Вяземского, который при известии о ссоре поэта с Воронцовым воскликнул: "эх, он  ш а л у н!.. Грешно тем, которые не уважают дарования даже и в безумном". Пушкин сам называл себя еще в лицее  ш а л у н о м,  а Булгарин в политическом доносе 1826 г. ("Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного") писал о лицеистах: "Молодые люди, желая дать доказательства своего вольнодумства, начали писать пасквили и эпиграммы противу правительства, которые приносили громкую славу молодым  ш а л у н а м".

Об итальянских революционерах Пушкин писал:

Но те в Неаполе шалят.

                       ("В.Л. Давыдову")

Раненный на площади 14 декабря граф Милорадович, "когда ему вырезывали из раны пулю, то он, не смотря на оную, сказал: "Я уверен был, что в меня выстрелил не солдат, а какой-нибудь     ш а л у н,  потому что эта пуля не ружейная" ("Смерть Милора-довича"). Марлинский (Бестужев), вспоминая о возвращении гвардии из Парижа, писал в 1829 г., что офицер, который метил в генералы, привозил оттуда "чугунную статуйку Наполеона и томы Жомини", а "ветреник для  ш а л у н о в – п р и я т е л е й  песни Беранжера" ("Альциона", Альманах на 1832 г., П. 1832, стр. 4).

Ш а л о с т ь ю  Вяземский называл "Гавриилиаду" и одну из политических эпиграмм Пушкина;  ш а л о с т ь ю  назывались "Бесы" и "Румяный критик мой"; ср. "в архиве  ш а л о с т и  младой" (1818), "сладкие тревоги любви таинственной и  ш а л  о с т и  младой" (1818);

И мы не так ли дни ведем,
Щербинин, резвый друг забавы,
С Амуром, шалостью, вином? (1819)

В набросках к "Капитанской дочке": "Башарин за  ш а л о с т и  послан в гарнизон". 13 октября 1824 г. С.М. Салтыкова, приятельница Ольги Сергеевны Пушкиной, писала подруге: "Дорогой наш Пушкин выслан в деревню к своему отцу за новые  ш а л о с т и".  Булгарин считал  ш а л о с т ь ю  поступок воспитанника виленской гимназии, выразившийся в том, что тот написал на доске: "Виват, да здравствует Конституция 3 мая", за что был сослан в солдаты. Пушкин писал о "студенческих  ш а л о с т я х"  Радищева и его товарищей, которые "проказничали и вольнодумствовали". П. А. Вяземский 12 июня 1826 г. советовал ссыльному Пушкину сознаться Николаю I в  "ш а л о с т я х  языка и пера", чтобы получить скорейшее освобождение. Батюшков вспоминал в письме к Жуковскому от 3 ноября 1814 г. московские вечера с ним и Вяземским: "и споры, и  ш а л о с т и,  и проказы". В 1825 г. Баратынский писал Дельвигу перед его женитьбой:

Так распрощался с братством шумным
Бесстыдных, бешеных, но добрых шалунов;
С бесчинством дружеским весёлых их пиров
И с нашим счастьем вольнодумным.

Евгений Онегин в характеристике Полевого — "ш а л у н  с умом" (1825, в "Московском телеграфе").

Ш а л о с т ь ю  называл А. И. Одоевский либеральные кружки: "Эти общества для многих одна только шалость, но шалость до случая, как это оказалось"; следственной комиссии он рассказал, что 14 декабря после подавления восстания он зашел к П. Н. Чебышеву и, передавая подробности "безумного и преступного возмущения, употребил слово тогда  ш а л о с т и!  но теперь не смею и повторить такое непристойное слово, когда дело идёт о злодеяниях".
В "Алфавите членам бывших злоумышленных тайных обществ и лицам прикосновенным к делу, произведенному Высочайше учрежденною 17 декабря 1825 г. следственною Комиссиею" (1827) есть указание, как подпоручик Вилламов вместе с прочими отказывался от присяги Николаю, как офицеры кричали солдатам: "Ребята! измена! вас обманывают, Константин Павлович не отказывается, ура, Константин!" Когда полковник Гербель приказал схватить их, то Малиновский, обнажив саблю, ударил одного часового в лицо и все разбежались. По возвращении в казармы они были арестованы. Николай, по донесению об оном, "повелеть соизволил освободить их с тем, что не желает знать и имени сих шалунов" ("Восстание декабристов", т. VIII, стр. 5354).
Герцен в 1862 г. писал: "И прежде были шалуны. 14 декабря они доигрались до виселицы" (Сочинения, т. XV, стр. 114).

Поэтому  в  з а б а в ы  в з р о с л ы х  ш а л у н о в  могло быть отнесено и демонстративное показывание молодым Пушкиным в театре портрета Лувеля и политические разговоры  м о л о д ы х     у м о в  из "Зеленой лампы", которых скука, порожденная  б е  з д е й с т в и е м (ср. ум,  к и п я щ и й  в  д е й с т в и и  п у с т о м),  в скованной аракчеевщиной стране, толкала на разнообразные шалости, косо встречавшиеся благонамеренным обществом. С к у ч а ю щ и й,  б е з  д е л а,  у м н ы й  в з р о с л ы й  ш а л у н,  дело заменяющий  з а б а в а м и — разного рода выходками против Максим Петровичей, Скалозубов всяческих рангов — типичный молодой либералист из пушкинского круга перед ссылкой поэта на юг.

Если припомнить высказывания декабристов о внутренней жизни Союза спасения (1817), Союза благоденствия (1818-1821), если представить заседания "Зеленой лампы" — филиала Союза благоденствия, то характеристика раннего периода декабристского движения, набросанная в пушкинском отрывке, существенно не отклонялась от оценки и восприятий исторической действительности у целого ряда общественных деятелей той эпохи.
Один из активных участников движения, Н.И. Тургенев, 17 апреля 1826 г., узнав за границей о привлечении его к следственному делу, высказал резкое суждение о тайном обществе: "Мое убеждение всегда было, и есть, и будет, что все эти общества и так называемые заговоры — вздор. Думая об этом, идя по улице, невольно "Ребятишки!" — сорвалось с языка. Этот упрек жесток, ибо они теперь несчастны". Так думал Тургенев, припоминая дела, преимущественно в Союзе благоденствия: "Было восстание, бунт. Но в какой связи наши  ф р а з ы — может быть, две или три в течение нескольких лет произнесенные — с этим бунтом? Какое правосудие может требовать отчета в  р а з г о в о р а х,  между приятелями бывших? А что было, кроме  р а з г о в о р о в?  И можно ли судить за мнения?" Умеренный либерал, принципиальный противник Пестеля, аграрный проект которого показался ему доказательством "необыкновенного невежества", оставаясь в рядах даже Северного общества, упорно держался с 1823 г. мысли о практической бесполезности, бездейственности общества29.
Пушкинская оценка ранних общественных организаций настолько совпадает с точкой зрения Н.И. Тургенева, изложенной им во второй оправдательной "Записке" (18 октября 1826 г.), что возникает предположение, не был ли известен этот материал Пушкину, которого мог познакомить с ним Жуковский, подавший Николаю I в конце декабря 1827 г. вместе с своим письмом о помиловании Тургенева его "Записку" о тайном обществе? Известно, как ценил Пушкин этого общественного деятеля, выделив его в своей "Записке о народном воспитании" (1826). Оценка Союза благоденствия в "Записке" Н. И. Тургенева должна была казаться Пушкину авторитетной. Тургенев сознается царю, что он "теперь видит всю опасность существования каких бы то ни было тайных обществ, видит, что из тайных  р а з г о в о р о в  дело могло обратиться в  з а г о в о р  и от  з а г о в о р а  перейти к бунтам и убийствам". Но, по его убеждению, в первой стадии тайного общества, в Союзе благоденствия, по преимуществу, были только  р а з г о в о р ы.  "Все сии толки, все  р а з г о в о р ы  между членами общества не могли удивлять меня, не могли казаться особенно значительными, в каком бы то ни было отношении, ибо я то же самое слыхал и от людей посторонних, к обществу не принадлежащих... Собирались (у Муравьева) на совещания. Жаловались на худое устройство общества, но так как никто не мог придумать лучшего, то скоро  р а з г о в о р ы  об обществе прекращались и переходили к общим предметам: один сообщал новости о камере депутатов во Франции, хвалил новую книгу Прадта, Констана, другой читал новые стихи Пушкина, третий смеялся над цензурою журналов и театров и пр. Бывали  р а з г о в о р ы   общие о различных формах правления. Я не один раз мог участвовать в сих  р а з г о в о р а х...  П у с т о с л о в н ы е      с о в е щ а н и я  в Петербурге... Все и везде ограничивается  о д н и м и  с л о в а м и..."  Так, постоянно повторяясь, Тургенев настойчиво доказывал "разговорный" характер Союза благоденствия (См. "Красный архив", т. XIII, стр. 74, 78, 81, 84, 99, 105, 131, 135). Собирались для подобных разговоров "несколько  м о л о д ы х  л ю д е й"  (там же, стр. 99).

Отстраните от тайных обществ все злодейское, и что останется? Что, кроме заблуждения? Что, кроме  р е б я ч е с т  в а?  — спрашивал Тургенев (стр. 110) и вновь подчеркивал, ссылаясь на мнение Никиты Муравьева, "ничтожность общества,  р е б я ч е с т в о  (его) членов" (стр. 134, 135). Из той же "Записки" Пушкин мог почерпнуть сведения о "цареубийственных замыслах" некоторых членов тайного общества (стр. 78; ср. ниже у Пушкина:  ц а р е у б и й с т в е н н ы й  к и н ж а л). Оценочный материал собраний Союза благоденствия Пушкин мог получить от Жуковского, Вяземского, знавших содержание первой оправдательной записки Н. И. Тургенева (май 1826 г.), а также и от А.И. Тургенева.

В бездействии упрекали членов Союза благоденствия Пестель и Лунин; С.П. Трубецкой в своих записках говорит о развале этой организации. У Пушкина споры в Каменке с "демократическими друзьями" (Раевские, М.Ф. Орлов, Давыдов) рисовались в такой специфически барской обстановке:

...В беседе шумной
За ужином с бутылками Аи
Сидят Раевские мои.

Политические беседы в кружке "Зеленой лампы" обычно разгорались "между лафитом и клико"... Но все эти аморфные объединения (от Союза спасения до Союза благоденствия с его филиалами) ни в какой мере не характеризуют декабристских заговорщических организаций. Настоящий заговор возник с момента ликвидации Союза благоденствия.

Пушкин и не смешивал ранней эпохи дворянского либерализма с заговором декабристов. Там были "куплеты и дружеские споры", но "мятежная наука" еще не забирала глубоко общественную сердцевину. Лишь тогда, когда "везде [стали звучать] беседы недовольных", когда экономические и политические факторы стали вызывать быструю и сложную реакцию в общественной психологии разнородных классовых группировок, Россия стала покрываться сетью тайных, конспиративных организаций.

Пушкин совершенно точно констатировал состояние страны во второй половине 20-х годов: в е з д е  н е д о в о л ь н ы е. Достаточно привести несколько строк из письма декабриста А.А. Бестужева к Николаю I, чтоб убедиться в тождественности оценок тогдашнего настроения в общественных кругах, сделанных поэтом декабристов и поэтом-декабристом: "Во всех углах виделись н е д о в о л ь н ы е  л и ц а;  на улицах пожимали плечами, везде шептались — все говорили, "к чему это приведет?", все элементы были в брожении". Пушкин своими зарисовками Северного и Южного обществ дал ответ, к чему шли идеологи революционного дворянства, обе фракции дворянской интеллигенции 20-х годов в намечавшейся перестройке политической и экономической жизни страны под напором роста капитализма и крестьянского движения.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру