«Евгений Онегин» роман А. С. П у ш к и н а (По материалам 6-го издания: М., 2005) Глава восьмая – Отрывки из путешествия Онегина

Текст публикуется с сокращениями


             Я жил тогда в Одессе пыльной...
             Там долго ясны небеса,
             Там хлопотливо торг обильный
             Свои подъемлет паруса;
             Там все Европой дышит, веет,
             Все блещет югом и пестреет
             Разнообразностью живой.
             Язык Италии златой
             Звучит по улице веселой,
             Где ходит гордый славянин,
             Француз, испанец, армянин,
             И грек, и молдаван тяжелый,
             И сын египетской земли,
             Корсар в отставке, Морали.

Пушкин жил в Одессе с начала июля 1823 г. до конца июля 1824 г.
В Одессе 20-х годов XIX в. почти половина городского населения состояла из итальянцев.

Пушкин в Одессе сблизился с каким-то неизвестного происхождения человеком, о котором поговаривали, что он из разбогатевших египетских пиратов. Об этом арабе Морали рассказывал Липранди: "Проходя мимо номера Пушкина, зашел к нему. Я застал его в самом веселом расположении духа, без сюртука, сидящим на коленях у мавра Али. Этот мавр, родом из Туниса, был капитаном, т. е. шкипером коммерческого или своего судна, человек очень веселого характера, лет тридцати пяти, среднего роста, плотный, с лицом загорелым и несколько рябоватым, но очень приятной физиономии. Али очень полюбил Пушкина, который не иначе называл его, как корсаром. Али говорил несколько по-французски и очень хорошо по-итальянски. Мой приход не переменил их положения. Пушкин мне рекомендовал его, присовокупив: "У меня лежит к нему душа: кто знает, может быть, мой дед с его предками были близкой родней".

             Одессу звучными стихами
             Наш друг Туманский описал,
             Но он пристрастными глазами
             В то время на нее взирал.
             Приехав, он прямым поэтом
             Пошел бродить с своим лорнетом
             Один, над морем — и потом
             Очаровательным пером
             Сады одесские прославил.
             Все хорошо, но дело в том,
             Что степь нагая там кругом;
             Кой-где недавний труд заставил
             Младые ветви в знойный день
             Давать насильственную тень.

В. И. Т у м а н с к и й  (1802-1860), состоявший одновременно с Пушкиным при генерал-губернаторе Воронцове, в 1824г. написал стихотворение "Одесса":

          В стране, прославленной молвою бранных дней,
          Где долго небеса — отрада для очей,
          Где тополи шумят, синеют грозны воды,
          Сын хлада изумлен сиянием природы.
          Под легкой сению вечерних облаков,
          Здесь упоительно дыхание садов,
          Здесь ночи теплые, луной и негой полны,
          На злачные брега, на серебрянны волны
          Сзывают юношей веселые рои…
          И с пеной по морю расходятся ладьи.
          Здесь, тихой осени надежда и услада,
          Холмы увенчаны кистями винограда.
          И девы, томные наперсницы забав,
          Потупя быстрый взор иль очи приподняв,
          Равно прекрасные, сгорают наслажденьем
          И душу странника томят недоуменьем.

Пушкин последними строками своей строфы "снизил" идиллическое описание Туманского, подмешал "воды" в "поэтический бокал" лорнирующего поэта, не заметившего ни "насильственной тени" "младых ветвей в знойный день", ни "нагой степи" кругом Одессы.

             Иду гулять.Уж благосклонный
             Открыт Casino; чашек звон
             Там раздается; на балкон
             Маркер выходит полусонный
             С метлой в руках, и у крыльца
             Уже сошлися два купца.

Клуб, игорный дом, находился в пушкинскую пору на углу б. Ришельевской и Ланжероновской улиц; там игроки "скрывались в подвалах кофейни; между ними и богатые негоцианты, и молодые люди, и чиновники, и заезжие помещики; в продолжение одной только ночи десятки тысяч рублей переходили из рук в руки".

Эта и следующая строфы живо и полно воспроизводят "меркантильный дух" торговой Одессы. В письмах П.Д. Киселева, бывшего тогда начальником штаба 2-й армии в Тульчине, к И.С. Ризничу, крупному одесскому коммерсанту, обычно говорится о поручениях "по очистке пошлиной и пересылке заграничных товаров, по получению из цензуры выписанных из Парижа книг, о ценах на хлеб, о приходящих из Константинополя судах и о получаемых при их посредстве вестях о ходе греческого восстания, о турецких делах, об эпидемии чумы".

             Шум, споры — легкое вино
             Из погребов принесено
             На стол услужливым Отоном;
             Часы летят, а грозный счет
             Меж тем невидимо растет.

Цезарь  О т о н  в 20-х годах содержал в Одессе небольшую гостиницу, где Пушкин жил первое время после своего переезда в Одессу. Безденежье Пушкина в Одессе, получавшего 700 рублей жалованья в год (см. в варианте: "Я жил поэтом — без дров зимой, без дрожек летом"), отразилось в упоминании "грозного счета".


             Но уж темнеет вечер синий,
             Пора нам в Оперу скорей:
             Там упоительный Россини,
             Европы баловень — Орфей.

Пушкин в Одессе был постоянным посетителем Итальянской оперы. "Я нигде не бываю, кроме в театре", — сообщает он в одном из писем, а 16 ноября спрашивает Дельвига: "Правда ли, что едет к нам Россини и Итальянская опера? — Боже мой, это представители рая небесного" (ср. в письме к Вяземскому 15 августа 1825 г.: "твои письма... оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини..."). В одесском театре ставились оперы "Севильский цирюльник", "Сорока-воровка" и др.

Р о с с и н и  (1792-1868) — итальянский композитор — назван Орфеем по имени мифологического героя, укрощавшего своим пением зверей, приводившего в движение неодушевленные предметы, вызвавшего из царства теней свою возлюбленную Эвридику.


             А ложа, где, красой блистая,
             Негоциантка молодая,
             Самолюбива и томна,
             Толпой рабов окружена?
             Она и внемлет и не внемлет
             И каватине, и мольбам,
             И шутке с лестью пополам...
             А муж — в углу за нею дремлет,
             В просонках фора закричит,
             Зевнёт — и снова захрапит.

Предположение, что указание на "негоциантку молодую", окруженную толпою рабов, и ее мужа относится к Амалии Ризнич, жене одесского коммерсанта И. С. Ризнича, отвергается Н. Лернером (см. указанную статью во II т. сочинений Пушкина, изд. Брокгауза-Эфрона) и новейшим исследователем А.А. Сиверсом (этюд "Семья Ризнич" в XXXI-XXXII выпуске "Пушкин и его современники"; здесь приведены данные, что И.С. Ризнич, образованный человек, был большим любителем театра и Итальянской оперы).

По поводу возгласа "фора" у театральной публики 20-х годов имеется любопытная справка В.Ф. Одоевского в "Московском телеграфе", 1825, № 4, февраль: "Нельзя не отметить странного обыкновения, у нас существующего: желание, чтобы актеры повторили понравившееся место, у нас объявляется восклицанием форо, когда это слово совсем не означает повторения... Слово  ф о  р о,  или  ф о р а,  происходит от латинского foras... однозначущее с нашими выражениями: ч р е з  м е р у  или  в ы х о д я щ е е  з а      п р е д е л ы... Следовательно,  ф о р о  по-русски значит только:     п р е к р а с н о,  н е с р а в н е н н о,  ибо произносят сие слово, желая вызвать актеров  н е  д л я  п о в т о р е н и я,  н о  и з ъ я в    л е н и я  б л а г о д а р н о с т и;  желая же заставить повторить, итальянцы и французы употребляют технический термин: bis; предлагаем это слово и нашим любителям"24. Но предложение Одоевского не прививалось долго; по крайней мере в одной повести Вельтмана (1835) провинциальные зрители награждали актеров возгласом форо (см. сборник "Старинная повесть", изд. 1929 г., стр. 289, 292); Белинский тоже по поводу игры Асенковой в 1839 г. писал: "Каждый ее жест, каждое слово возбуждали громкие и восторженные рукоплескания; куплеты встречаемы и провожаемы были кликами "форо".

             Сыны Авзонии счастливой
             Слегка поют мотив игривый...

А в з о н и я — Италия. Так у Овидия, Вергилия назывался весь полуостров Италии по имени одного из латинских народов (авзоны); так же Италия именовалась в поэтическом языке и современников Пушкина.

По поводу строф, описывающих Одессу, К. Зеленецкий, живший там в 30-х годах, писал в 1854 г.: "Описание Одессы, оставленное Пушкиным в его "Онегине", чрезвычайно верно и дышит поэтическим впечатлением действительности...

               Я б мог сказать: в Одессе грязной.

В 1824 г., даже позднее, разные места на одесских улицах, где можно было погрязнуть по шею, были огораживаемы для предостережения пешеходов и экипажей. Особенно топко было низменное место между лицеем и Казенным садом, место, по которому Пушкину часто приходилось проходить от себя в дом графа [Воронцова].

               Лишь на ходулях пешеход
               По улице дерзает вброд.

В то время многие дамы, да и мужчины во время грязи носили на ногах род котурнов, так называемые галензи.

               Но уж дробит каменья молот.

С первого же своего приезда в Одессу в 1823 г. М. С. Воронцов приказал мостить улицы Одессы туземным известняком, по системе [английского инженера] Мак-Адама.

               Еще есть недостаток важный;
               Чего б вы думали? — воды!
               Потребны тяжкие труды...

В то время по улицам Одессы беспрестанно разъезжали водовозы с криком: воды, воды!

               Особенно, когда вино
               Без пошлины привезено.

В Одессе в то время много было греческих и молдавских вин.

               Бывало, пушка заревая
               Лишь только грянет с корабля —

с брандвахты, которая каждой весной приходит в Одессу из Севастополя, чтобы содержать караул между Практической и Карантинной гаванью, и уходит поздней осенью.

               С крутого берега сбегая,
               Уж к морю отправляюсь я.

В то время купальня помещалась у "Камней". Теперь камни срыты, сделана набережная, а купальни перенесены под бульвар. К купальне ходили по крутой прибрежной отлогости...

               A prima donna? а балет?

При Пушкине на одесской сцене отличалась Каталани, сестра знаменитой певицы.

               Толпа на площадь побежала...

на Театральную, вблизи которой жила тогда большая часть посетителей театра.

               А мы ревем речитатив.

Слова, буквально верные в отношении ко многим из нашей немузыкальной молодежи".

Ср. в письме М. П. Розберга (одесского литератора) от 5 декабря 1830 г. Пушкину: "Надо вам сказать, что Одесса совсем уже не такова, как была при вас. Правда, здесь та же пыль, хотя менее грязи; те же очаровательные звуки Россини кипят и блещут в опере; те же славяне, греки, итальянцы, турки на улицах; тот же Оттон; та же золотая луна по вечерам рисует светлый столб в ясном зеркале моря, но мало жизни, действия..."

             <Как Цицероновы авгуры,
             Мы рассмеялися тишком...>

Насколько Пушкин был начитан в античной литературе и как точно передавал "анекдоты" в сочинениях античных писателей, подтверждает это сравнение. У Цицерона в его сочинении "О гадании" (книга 2, глава 24) Пушкин запомнил указание римского писателя: "Давно известно замечание Катона (старшего), который удивлялся, что два авгура могут глядеть друг на друга без смеха".

             <Недолго вместе мы бродили
             По берегам Эвксинских вод.>

Так называлось у античных греков Черное море;  Э в к с и н с к о е  море — в переводе на русский язык  Г о с т е п р и и м н о е  море.

             <Судьбы нас снова разлучили
             [И нам назначили] поход.
             Онегин, очень охлажденный,
             И тем, что видел, насыщенный,
             Пустился к невским берегам,
             А я от милых южных дам,
             От [жирных] устриц черноморских,
             От оперы, от темных лож
             И — слава богу — от вельмож,
             Уехал в тень лесов Тригорских,
             В далекий северный уезд.
             И был печален мой приезд.>

Пушкин из Одессы уехал 30 июля 1824 г. (или 1 августа, согласно "Летописи жизни и творчества", т. 1, с. 427. М.,1999. ¾ А.А.) и 9 августа прибыл в село Михайловское (Псковской губернии, Опочецкого уезда). Здесь он попал, помимо надзора местных властей светских и духовных, еще под специальное наблюдение отца своего.  Это привело к резким вспышкам и ссорам в семье, закончившимся отъездом родителей и одиночеством поэта. "Затворник опальный" нашел приют в Тригорском, имении П.А. Осиповой (находившемся верстах в трех от Михайловского), в многочисленном женском обществе, в обществе ее сына А. Н. Вульфа и товарища Вульфа — Н.М. Языкова, студентов Дерптского университета.
<…>

             <О, где б судьба не назначала
             Мне безыменный уголок,
             Где б ни был я, куда б ни мчала
             Она смиренной мой челнок;
             Где поздний мир мне б ни сулила,
             Где б ни ждала меня могила, —
             Везде, везде в душе моей
             Благословлю моих друзей.
             Нет, нет! Нигде не позабуду
             Их милых, ласковых речей, —
             Вдали, один, среди людей,
             Воображать я вечно буду
             Вас, тени прибережных ив,
             Вас, мир и сон Тригорских нив.
                                   *
             И берег Сороти отлогий,
             И полосатые холмы,
             И в роще скрытые дороги,
             И дом, где пировали мы —
             Приют, сияньем Муз одетый,
             Младым Языковым воспетый,
             Когда из капища наук,
             Являлся он в наш сельский круг, —
             И нимфу Сороти прославил
             И огласил поля кругом
             Очаровательным стихом.
             Но там и я мой след оставил,
             Там ветру в дар, на темну ель
             Повесил звонкую свирель.

Ср. в послании "П. А. Осиповой":

               Но и вдали, в краю чужом,
               Я буду мыслию всегдашней
               Бродить Тригорского кругом,
               В лугах, у речки, над холмом,
               В саду под сенью лип домашней.
               Когда померкнет ясный день,
               Одна из глубины могильной
               Так иногда в родную сень
               Летит тоскующая тень
               На милых бросить взор умильный.

                                        (Село Михайловское, 25 июня 1825 г.)

С о р о т ь — река в том пушкинском уголке б. Опочецкого уезда Псковской губ., где были имения Михайловское, Тригорское, воспетые поэтом. Языков в 1826 г. посвятил П.А. Осиповой стихотворение "Тригорское", в котором находятся, между прочим, следующие строки:

В стране, где Сороть голубая,
Подруга зеркальных озер,
Разнообразно, между гор,
Свои изгибы расстилая,
Водами ясными поит
Поля, украшенные нивой, —
Там, у раздолья, горделиво
Гора трехолмная стоит;
На той горе, среди лощины,
Перед лазоревым прудом,
Белеется веселый дом,
И сада темные куртины
Село и пажити кругом.

Приют свободного поэта,
Не побежденного судьбой,
Благоговею пред тобой,
И, дар божественного света,
Краса и радость лучших лет,
Моя надежда и забава,
Моя любовь и честь и слава,
Мои стихи — тебе привет.
……………………………
Туда, туда, друзья мои!
На скат горы, на брег зеленый,
                                    Где дремлют Сороти студеной
Гостеприимные струи;
Где под кустарником тенистым
Дугою выдалась она
По глади выгнутого дна,
Песком усыпанной сребристым.
Одежду прочь! Перед челом
Протянем руки удалые
И бух! — блистательным дождем
Взлетают брызги водяные.
Какая сильная волна!
Какая свежесть и прохлада!
Как сладострастна, как нежна
Меня обнявшая Наяда.
Дышу вольнее, светел взор,
В холодной неге оживаю,
И бодр и весел выбегаю
Травы на бархатный ковер.
Что восхитительнее, краше
Свободных, дружеских бесед,
Когда за пенистою чашей
С поэтом говорит поэт.
Жрецы высокого искусства,
Пророки воли божества, —
Как независимы их чувства,
Как полновесны их слова!
Как быстро мыслью вдохновенной,
Мечты на радужных крылах,
Они летают по вселенной
В былых и будущих веках!
Прекрасно радуясь, играя,
Надежды смелые кипят,
И грудь трепещет молодая,
И гордый вспыхивает взгляд.
Певец Руслана и Людмилы,
Была счастливая пора,
Когда так веселы, так милы
Неслися наши вечера.
Там, на горе, под мирным кровом
Старейшин сада вековых,
На дерне мягком и шелковом,
В виду окрестностей живых...


Страница 6 - 6 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру