Творчество митрополита Московского Даниила

Литературно-богословские труды преподобного Иосифа, игумена Волоколамского, не остались втуне. Его книга "Просветитель" одним только фактом своего существования и читательской востребованности, не говоря уж о масштабности содержания, способствовала возникновению новых и в чём-то подобных книг. В XVI столетии в Московской Руси — соответственно тенденции к собиранию и обобщению древнерусского литературного наследия, реализованной, например, в "Книге степеней царского родословия" или же в "Великих минеях четьих", — появляются писатели, отдельные сочинения которых либо их собственными усилиями, либо при посредстве их ближайших сотрудников оказываются объединёнными в составе больших компендиумов. Это касается, в частности, сочинений Максима Грека, Ермолая-Еразма, Зиновия Отенского. Но прежде всего в данном случае речь должна идти о митрополите Московском и "всея Руси" Данииле, прямом наследнике игумена Иосифа.

Биография. Как личность Даниил, прозывавшийся (видимо из-за происхождения) Рязанцем, сформировался в Волоколамском монастыре. В 1515 г. умирающий Иосиф утвердил его, по выбору братии и соответственно желанию великого князя Василия Ивановича, своим преемником. Даниил был ревностным игуменом, в частности заботился о благосостоянии и благочинии монастыря, расширил монастырскую библиотеку. Однако его деятельность в рамках только одной обители длилась недолго. В феврале 1522 г. Даниил, будучи ещё довольно молодым человеком, по повелению опять-таки великого князя был возведён на кафедру первоиерарха вместо смещённого перед тем Варлаама.

Семнадцать лет после этого Даниил возглавлял Русскую Церковь, ревностно храня истины веры и заботясь о нравственной чистоте народа. Тем не менее, его предстоятельство некоторые — правда, крайне предубеждённые — современники оценивали негативно. Например, винили митрополита в том, что он не печаловался "государю о всех людех" и называли его "потаковником" неблаговидных поступков Василия Ивановича. Действительно, имя его оказалось замешанным в нескольких сомнительных делах последнего. Например, в 1523 г. прибывший в Москву под гарантии о безопасности со стороны нового главы русской Церкви северский князь Василий Шемячич был, несмотря на это, заключён великим князем в заточение; в 1525 г., вопреки церковным правилам и протесту духовенства, особенно заволжских старцев, Даниил вновь уступил воле Василия Ивановича и лично обвенчал его с Еленой Глинской при его прежней, ещё живой, лишь насильно постриженной в монахини, супруге Соломонии Сабуровой. Как будто бы не к чести святителя были и суды над старцами Вассианом Патрикеевым и Максимом Греком (в 1525 и 1531 гг.). И всё же явленную им податливость и потворство великому князю вряд ли правильно объяснять только его малодушным раболепством или же политическим конформизмом. Во-первых, своим иерархическим ростом Даниил был полностью обязан Василию Ивановичу, что, конечно же, в средневековом обществе уже само по себе имело весьма существенное значение для характера отношений между людьми. Во-вторых, всё развитие социальной структуры русского общества неуклонно шло в направлении к монархическому абсолютизму по византийскому образцу и таковой в первой трети XVI столетия был уже почти достигнут, что не мог не чувствовать обласканный главой государства предстоятель Церкви. В-третьих, ещё преподобный Иосиф Волоцкий в последних разделах своего "Просветителя" теоретически признавал превосходство светской власти по отношению к духовной, что, конечно же, не могло не влиять на практические принципы его непосредственного ученика. Наконец очевидно, что стремление митрополита к прочному союзу с великим князем заодно помогало ему преодолевать внутрицерковные раздоры, а также укреплять влияние иосифлян в церковной жизни. Так что в свете объективной проекции этот первоиерарх представляется как последовательно отстаивавший интересы Церкви. Однако после смерти Василия III и затем молодой жены последнего положение Даниила ухудшилось: в 1539 г., когда род князей Шуйских в межбоярской борьбе достиг первенства при дворе малолетнего великого князя Ивана Васильевича, митрополит по принуждению оставил первосвятительство и был сослан на покой в родной Иосифо-Волоколамский монастырь. Здесь он и умер восемь лет спустя.

Литературное наследие. Известные нам внешние обстоятельства биографии митрополита Даниила удивительным образом противоречат его внутреннему миру, о котором можно судить по его весьма плодотворным литературным трудам. Свою пастырскую обязанность учить словом он исполнил как никто другой из первоиерархов русской Церкви. Даниил был истинно книжным человеком, — по совершенно независимому отзыву его великого современника преподобного Максима Грека, "доктором закона Христова, украшенным многими знаниями" и обладавшим "изящным разумом". Книжность, учёность и премудрость этого первосвятителя отмечал также и другой его современник, дипломат и публицист Ф. И. Карпов. Даниил оставил много сочинений. Помимо грамот церковно-административного назначения, это преимущественно проповеди, или учительные "слова", обращённые к широкой аудитории, и послания, адресованные разным частным лицам. К сожалению, пока что совсем нет возможности определённо говорить о времени написания им того или иного произведения и, соответственно, нельзя хронологически представить историю его творчества. Вероятно лишь, что основной корпус его сочинений был создан в период его предстоятельского служения. Как глава русской Церкви Даниил, по мнению исследователей, опекал, кроме того, ряд важнейших в плане государственной идеологии, а также конкретной церковно-практической потребности литературных предприятий 20-х — 30-х годов XVI в. Известно, по крайней мере, что под его руководством велась историографическая работа ("Никоновская" и "Иоасафовская" летописи и "Хронограф"), была составлена сводная "Кормчая книга", занимались переводами приглашённые на Русь иностранцы, — врач и астролог Николай Булев (Немчин) и упомянутый Максим Грек.

Собственные литературные сочинения митрополита Даниила бытовали в русской книжности либо раздельно, в составе разных рукописных книг, либо в составе двух авторских сборников: один, из 16 поучений, принято называть "Соборником", другой, из 14 посланий, — "Сборником". Обе подборки известны в рукописях XVI в. (соответственно, РНБ, F. 1, № 522 и РНБ, собрание М. И. Погодина, № 1149), причём "Соборник", по мнению учёных, составлен был самим автором, тогда как его послания свёл воедино неизвестный книжник. Обе подборки известны также в нескольких рукописных копиях XVI-XVIII веков.

В плане творческого пафоса писатель-иерарх выступал, в первую очередь, как публицист, ибо затронутый им весьма широкий круг вопросов всегда касался именно современных ему конкретных явлений общественной жизни. В "Соборнике", например, содержатся обличения ереси "жидовствующих", астрологии, а также различных, распространённых в обществе — прежде всего, среди вельмож и духовенства — нравственных пороков. Соответственно, в "словах" рассматривается догматическое учение Церкви о воплощении и богочеловечестве Спасителя Иисуса Христа, о промысле Божием и его отношении к судьбе человечества; разбираются разные обстоятельства жизни людей, согласующиеся или не согласующиеся с христианским представлением о Божественной премудрости, правде и любви; рисуется общественное и семейное положение женщины; обличается жадность и скупость духовенства, говорится о воспитании детей, о жестоком и несправедливом угнетении рабов. Даже модники и блудники не оставлены без внимания проповедника. Митрополит учит о том, что "должно веровать и поступать по свидетельству божественных писаний"; что необходимо избегать ложных пророков и учителей, либо кротко, но твёрдо опровергать их мнения; что за истины веры надлежит бороться твёрдо и неколебимо; что надобно исполнять все церковные "устроения, чины и уставы, правила и законы", дабы быть истинными, а не только по названию, христианами; что поскольку власть на земле дана Богом "в отмщение злодеем, в похвалу же благотворцам", постольку следует и повиноваться властям, и заботиться о соблюдении людьми божественных законов; что подобает воздерживаться от неправды, ярости, гнева, зависти, тщеславия, гордости, пересудов, клеветы, ябедничества и доносов; что нужно каждому христианину в своей жизни выполнять всем сердцем, душой и мыслью обет, данный при святом крещении и в таинстве брака, и, заметив в себе нарушение этого обета, покаяться и исправиться; что ради возможного спасения желательно быть милосердным, справедливым, жить в простоте и добродетелях, презирая суетные удовольствия мира и любомудрствуя о духовном, и не стоит предаваться со страстным увлечением мирским благам. Содержание другой книги Даниила, "Сборника", в целом сходно с его учительными трактатами. Адресованные частным — к сожалению, чаще всего не названным — лицам "послания" этого князя Церкви, видимо, все же ориентированы были на множество читателей. Их автор размышляет о браке и иночестве как двух богоустановленных формах жизни человека; рассматривает три типа монашеского подвизания, — отшельничество, скитничество и общежитие; излагает идеалы и правила подвижнической жизни; рассуждает о целомудрии и чистоте; бичует грехи блуда и прелюбодеяния, особенно грех муже- и детоложства; порицает духовенство за нерадение по отношению к просвещению церковного народа; вникает в смысл учения Церкви о страхе Божием, о ничтожестве земных благ и скоротечности земной жизни; рисует картины страшного суда; призывает своих собеседников и всех чад окормляемой им паствы к покаянию и исправлению. Теми же учительно-обличительными задачами и пафосом характеризуются и бытовавшие отдельно сочинения митрополита Даниила. Например, его "Окружное послание" направлено против общественных раздоров и несогласий, деспотизма власти и лжеучений еретиков, в нём так же говорится о "смирении, соединении, согласии, любви, соблюдении православной веры и закона", а "Послание" к волоколамскому старцу Дионисию Звенигородскому, в миру князю, учит о христианском отношении к скорбям, о монастырской дисциплине и послушании.

Свои произведения — и "слова" и "послания" — Даниил всегда строил примерно одинаково. Вступление у него было обычно посвящено обозначению конкретной вероучительной, нравственной, житейской проблемы и по смыслу являлось преимущественно обличительным. Последний раздел был больше назидательным, здесь излагались нравственные выводы, наставления, призывы. Литературно это самостоятельные части. В них автор подчас являет талант острого сатирика, правдивого и всестороннего бытописателя, способного умело сочетать высокоумную книжную речь с живым, разговорным языком. А вот средняя часть сочинений Даниила литературно несамостоятельна: в плане содержания и назначения она является справочно-иллюстративным, доказательным разделом, ибо представляет собой тщательную и нередко исчерпывающую подборку выдержек и примеров, заимствованных из разнообразнейших источников: из Священного Писания, правил Церкви, святоотеческих творений и многих других переводных и собственно русских памятников литературы, — разных богослужебных текстов, патериков, "Прологов", житий святых подвижников, хроник, летописей, "Кормчей книги", легендарно-исторических повествований об Александре Македонском, "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона, "Похвального слова" царю Константину Евфимия Тырновского, "Просветителя" Иосифа Волоцкого, переводов Максима Грека и т. д. Здесь, несомненно, писатель с блеском демонстрировал свою огромную эрудицию и блестящую начитанность в христианской литературе  (исследователи насчитывают до 80 использованных им в целом источников). Соответственно, данные разделы его сочинений обладают, прежде всего, информационно-энциклопедической ценностью.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру